На ГКНПЦ им. Хруничева — предприятии-разработчике РН тяжелого класса «Протон» и «Ангара» — восстановлен департамент по многоразовым системам выведения. Глава Роскосмоса Игорь Комаров поддержал проект, сообщают «Известия».
Проект крылатой возвращаемой ступени «Байкал» прорабатывался на предприятии 20 лет назад. В конце 90-х – начале 2000-х демонстрационный макет ступени выставлялся на экспозиции ГКНПЦ им. Хруничева на различных выставках. Впоследствии проект был закрыт. Сейчас на основе старых наработок и аэродинамических продувок моделей можно будет перейти к созданию летающего прототипа и натурным испытаниям.
Очевидно, что возобновление проекта «Байкал» обусловлено резко обострившейся конкуренцией на рынке пусковых услуг. В апреле этого года, после успешной посадки первой ступени РН Falcon 9, Илон Маск анонсировал снижение цены пуска на 30% при повторном использовании первой ступени.
В тяжелом классе прямым конкурентом «Протона» скоро станет перспективная тяжелая модификация РН Falcon. Рыночная цена пуска РН «Протон» сегодня — 100 млн долларов, масса полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту (ГПО) — 6,5 тонн. Falcon Heavy — должен выводить на ГПО 8 тонн при заявленной цене $90 млн. Если названные 30% экономии, названные Маском, станут реальностью, то новая цена Falcon Heavy будет $63 млн.
Но существующий «Протон» сегодня не может охватить класс более легких геостационарных аппаратов, весом до 5 тонн: для этих спутников он дорог. Чтобы охватить эту нишу, ГКНПЦ им. Хруничева разрабатывает облегченную модификацию РН «Протон». Грузоподъемность этой модификации составит до 5 тонн на ГПО, а цена заявлена на 25% ниже от существующей цены пуска «Протона», то есть - $75 млн. Но в этой нише конкуренция со SpaceX будет еще острее. Существующая РН Falcon 9 выводит на ГПО 5,5 тонн при цене в $62 млн. При повторном использовании первой ступени и при условии выполнимости «30% Маска» цена станет $43,4 млн.
Прямое сравнение анонсированных цен на запуски не в пользу российской ракеты. Сегодня повторное использование первой ступени — один из наиболее перспективных трендов на рынке пусковых услуг.