logo

Борьба SpaceX за заказы в государственном секторе.

Дата: 
вторник, 3 Февраль, 2015 - 01:54

Компания SpaceX – пусковой провайдер РН Falcon 9 – ведет активную борьбу на разрушение монополии United Launch Alliance в секторе запусков по оборонным и государственным заказам в США. United Launch Alliance (ULA) - совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing – создано в 2006 г., оно производит и запускает ракеты-носители Atlas V и Delta IV. Обе эти РН были созданы и эксплуатируются в рамках программы Evolved Expendable Launch Vehicles (EELV) – носителей модульной конструкции.

В 2012 г. ВВС США заключили c ULA контракт на безальтернативной основе на 36 универсальных ракетных блоков общей суммой на 11 млрд. долларов, сроком на пять лет. Контракт был заключен сразу на все пуски и не подразумевал каких-либо других кандидатов. Также не подразумевалось и отдельных контрактов на какие-либо пуски – заказ шел единым пакетом.
Чуть позднее командование ВВС США объявило, что 14 добавочных пусков по государственным и оборонным заказам выставляются на конкурс. Но в марте 2014 г. ВВС сократили количество этих пусков до семи. Пять из этих семи пусков планировалось провести после 2017 г. Уменьшение количества пусков было связано с общим замедлением пусковой программы. В частности из-за того, что существующие спутники GPS демонстрируют высокие характеристики, и должны проработать больший, чем ранее планировалось, срок. Следовательно, ВВС можно не спешить менять их на спутники следующей серии.
Почти сразу – в апреле 2014 г. - группа сенаторов подает протест против сокращения ВВС количества пусков, выставленных на коммерческий рынок. Сенаторы заявляют, что стоимость программы EELV чрезвычайно высока, и только конкуренция сможет ее снизить. Поэтому необходимо разрушить монополию ULA и пустить на рынок государственных пусков такие компании как SpaceX. Также сенаторы озвучили недоумение, высказанное Муском по поводу использования ULA российских двигателей РД-180 на первой ступени РН Atlas V.
В этом заявлении говорится, что отсутствие конкуренции в рамках программы EELV привело к резкому возрастанию цены запусков спутников по государственным оборонным программам. Внимание акцентировалось на том, что цена EELV сильно возросла именно после образования в 2006 г. ULA.
В ответном заявлении представители ULA отвечали, что с самого начала снижение цены государственных и оборонных пусков – одно из основных направлений работы компании, и каждый год цена падает.

28 апреля 2014 г. подает иск и компания SpaceX. Основное требование: заблокировать контракт ВВС и США и допустить Falcon 9 к государственным контрактам. В своем протесте компания говорит, что ВВС США приобретает у ULA 36 универсальных ракетных блоков (УРМ) на 22 запуска. Это связано с тем, что некоторые пуски требуют использования тяжелой модификации РН Atlas V или Delta IV, состоящих из нескольких УРМ. Разумеется, признают представители SpaceX, компания не может претендовать на эти пуски. Но остальные вполне могут быть осуществлены РН Falcon 9. В своем заявлении компания утверждает, что непрозрачная процедура заказа пусков ВВС у ULA исключает появление новых игроков, тогда как очевидно, что Falcon 9 смог бы конкурировать по тем пускам, которые допускают применение РН, состоящей из одного УРМ. Таких пусков, на которые может претендовать новый игрок, насчитали как минимум семь: два разведывательных спутника, три спутника GPS нового поколения, один спутник раннего предупреждения ракетного удара, и еще один спутник непосредственно для ВВС. Каждый запуск оценивается в 80-100 млн. долларов, то есть SpaceX теоретически теряет свой шанс заработать несколько сотен миллионов долларов.
РН Falcon 9 версии 1.1 – считают в SpaceX – незаконно исключена из конкурентной борьбы за эти пуски. Тогда как пусковая история этой РН подтверждает возможность этой РН на успешную конкуренцию с Atlas V и Delta IV.
В свою очередь ВВС США отвечает, что в то время, когда контракт был заключен, то ULA была единственной компанией, которая могла легально осуществлять пуски по оборонным программам. К тому же приобретение пусков большим пакетом дает ВВС существенные ценовые преференции. Что немаловажно, поскольку Конгресс США, заметили представители ВВС, постоянно требуют от ВВС снижения цены пусков.

ВВС и SpaceX ожидали, что Falcon 9 будет сертифицирован для проведения государственных запусков к концу 2014 г. Этого не произошло, и ВВС заявило, что новый срок сертификации – середина 2015 г. Сейчас глава SpaceX Элон Муск завляет, что процесс сертификации чересчур усложнен и затянут, что сильно замедляет выход нового носителя на рынок. Представитель ВВС заявил, что процесс ускорения сертификации Falcon 9 запущен. Основное условие, которое ставят ВВС – три успешных пуска подряд. Это условие выполнено: в сентябре 2013 г. РН Falcon 9 успешно запущен канадский спутник, в декабре 2013 г. - SES-8, в январе 2014 г. - Thaicom.

В конце января 2015 г. SpaceX и ВВС США выпустили совместный бюллетень, в котором излагают, что: SpaceX и ВВС совместно работают по программе EELV с тем, чтобы привнести конкуренцию в область запуcка оборонных спутников В США. Также ВВС США работает над тем, чтобы сертификация SpaceX была рассмотрена грамотно и квалифицированно. Плюс ВВС США расширяет количество предложений по запускам, доступным коммерческим пусковым провайдерам на конкурсной основе. В будущем ВВС обеспечивает нормальную конкуренцию между несколькими пусковыми провайдерами, имеющими соответствующие сертификаты. В свою очередь SpaceX отзывает свой иск с требованием блокирования контрактов между ВВС США и ULA по программе EELV.
В общем заявлении ВВС и SpaceX не говорится, сколько в итоге пусков будет заявлено на конкурсной основе, и в какие сроки. Пока в силе остаются заявленные семь пусков и срок - после 2017 г. Возможно ВВС увеличит это количество до восьми. Каждый конкурсный контракт ВВС будет выставлять на конкурс между ULA и SpaceX. ВВС не расторгает свой контракт с ULA, поскольку расторжение контракта принесет финансовые потери почти в 400 млн. долларов.

Tags: 

18+
Новый сайт