"Эфирное вещание не имеет будущего, - все перевернут сети кабельного телевидения!" - такие ободряющие для кабельщиков слова произнес руководитель Минпечати России М.Ю. Лесин при ответах на вопросы в рамках своего выступления 04.12.02 на конференции "Логика успеха - 2", устроенной "Интерньюс" в Москве для руководителей региональных телерадиокомпаний. Фрагменты этого выступления мы предлагаем Вашему вниманию.
Вопрос. Какова сейчас ситуация с выдачей лицензий на вещание по кабельным сетям, сколько каналов все-таки должно быть указано в лицензии?
Ответ. Ситуация плохая, потому что на сегодняшний день этот вопрос не отрегулирован никоим образом. Т.е. по сути дела это "законодательная дырка". Именно для вещания в мультимедийных сетях. Почему мы говорим о том, что новая редакция закона о СМИ включает очень четко эту позицию так, как мы видим эту систему: "Существует мультимедийная сеть, - это "провода". Существует оператор мультимедийной сети, который владеет этой сетью. Он не вещатель, он оператор, который имеет техническую лицензию на услуги. Вещатель, когда он приходит регистрироваться, как СМИ, обычно тут же направляет заявку на получение лицензии на вещание, и (если это не связано с эксплуатацией эфирной частоты), автоматически получает лицензию на вещание по тем параметрам, которые он указал в заявке. Это является основанием для любого кабельного оператора, для запуска в мультимедийную сеть этого канала вещания". Понятно? Но на сегодняшний день закон никак не регулирует эту ситуацию, он просто ее в определенном смысле упускает. Со своей стороны мы хотим подготовить временный порядок выдачи этой лицензии, понимая все трудности, который возникают у каналов, которые вещают в кабельных сетях. Я думаю, что с нового года мы все-таки какой-то временный порядок примем, потому что вводить правовое поле обязательно надо, иначе мы создадим сами прецедент, когда вещание происходит вне правового поля. Но в новом законе это все будет очень четко проговорено и в отношении мультимедийных сетей, и в отношении других многоканальных сетей.
Вопрос. Правильно ли я понимаю: в новом законе предполагается, что производитель телепрограммы должен получать лицензию на вещание на определенной территории. Тогда кого вы называете производителем? Телекомпания - производитель? "Дискавери" - производитель?
Ответ. Мы специально вводим в новый закон понятие "телерадиовещательный канал" и мало того, наша позиция максимально направлена на то, чтобы по возможности создать ситуацию, когда оператор не будет вещателем (оператор мультимедийной сети), а вещатель не будет оператором. Чтобы эти функции не совмещались, чтобы не создавался конфликт интересов.
Вопрос. Зарубежные каналы точно также должны получить лицензию?
Ответ. Зарубежные каналы точно также должны прийти к нам и зарегистрироваться как СМИ, и если они хотят попасть в кабельную сеть, то точно также на равных условиях получить в МПТР лицензию на вещание на желаемую территорию, т.е. вещать на равных условиях с российскими каналами. Это тоже одна из проблем, которая законодательно сегодня упущена.
Вопрос. Вопрос о РАО. В Постановлении об авторском праве от 1992 года указано, что кабельный оператор должен платить РАО 5 % с доходной части, а, например, музыкальные каналы - 1,5 %. Где логика?
Ответ. РАО частная, общественная организация, она сама договаривается с вами на предоставление авторских интересов, и регламентирует свою деятельность самостоятельно. Участие Правительства будет направлено исключительно на создание системы государственных мер для поддержки и сохранения авторских и имущественных прав. Государство регламентировать отношения РАО с вещателями ни в коем случае не будет, и определять какие-то нормы не будет тоже. Для государства важно, чтобы авторы не остались в обиде, и их права были бы защищены, но так, чтобы не обидеть и тех, кто эксплуатирует эти права. Потому что непосильное авторское вознаграждение за использование прав приведет все равно к снижению выплат за авторские права.
По материалам Вестника АКТР