logo

Спутниковый приемник уходит в прошлое

Сергей Грознов,
директор Департамента информационных технологий НТВ-ПЛЮС

Началом эпохи цифрового телевидения принято считать 1990-е годы, когда в мире, а прежде всего в Великобритании, решили переходить от слов к делу и организовали сообщество по переходу на цифровое вещание European Launching Group (ELG). Спутниковое же телевидение появилось еще раньше. Эта история начинается где-то в конце 70-х годов прошлого века, когда в США кабельное телевидение стало осваивать новые возможности по доставке сигнала абонентам.

В 1993 году European Launching Group самопереименовалась в Digital Video Broadcasting Project (DVB Project). Именно этой организации мы обязаны существованием стандарта вещания цифрового телевидения DVB. В США был принят свой собственный стандарт — ATSC (Advanced Television Systems Committee).

С самого начала стандарты цифрового телевидения имели ряд преимуществ, таких как:

    DTV. Цифра против аналога
  • вещание программы передач Electronic Program Guide (EPG), позволяющим сортировать передачи по жанрам, рейтингу, названию сериала;
    телетекст, субтитры;
  • несколько аудио- или даже видеодорожек к транслируемому событию;
  • использование различных форматов сжатия сигнала для улучшения качества передаваемой картинки и звука;
  • возможность использования стерео– или Dolby звука;
  • возможность автоматической настройки приемного оборудования на оператора;
  • возможность автоматической группировки каналов по тематике оператора;
  • многое другое.
Cпутниковый приемник SetTopBox (STB)

Рис. 1. Cпутниковый приемник SetTopBox (STB)

Разумеется, спутниковые операторы оказались на вершине прогресса, т.к. они имели возможность строить свои системы вещания с нуля. В то время ни у кого не вызывало сомнений, что для приема и обработки такого сигнала необходимо дополнительное оборудование — спутниковый приемник SetTopBox (STB). Кстати, название свое SetTopBox получил в связи с тем, что имел форму железной коробки, которая чаще всего располагалась поверх телевизора (рис. 1), а мы помним, что телевизоры тогда представляли из себя огромный деревянный ящик. С тех самых пор SetTopBox стал неотъемлемой частью цифрового телевидения.

 SetTopBox (STB)-приставки от Google и Apple

SetTopBox (STB) - приставки от Google и Apple

Бытует даже мнение, что цифровое телевидение ассоциируется именно с SetTopBox. И действительно, если оглянуться на историю развития цифрового телевидения, то непременным ее атрибутом является STB. Даже в эпоху развития интернет-технологий цифровой ресивер продолжает твердо удерживать позиции необходимого аксессуара. Да что говорить, если даже «фруктовые» и поисковые компании выпускают свои сервисы доставки контента через все те же «черные коробки», подключаемые к телевизору.

Давайте попробуем разобраться, так ли уж стабильны позиции STB и произойдет ли в ближайшее время изменение концепции доставки сигнала до абонента.

Первоначально «приемник» выполнял функции именно, уж простите за тавтологию, приема сигнала с дальнейшим выводом его на телевизор. Каждому абоненту было необходимо устройство, которое понимало бы формат вещания оператора. Заодно это устройство занималось и дешифрованием полученного сигнала.

Когда первичные потребности абонентов по организации приема и просмотра сигнала были удовлетворены, операторы стали добавлять в приемное оборудование сервисы, увеличивающие удовлетворенность абонента получаемой услугой. В это время STB приобрел такие возможности, как:

  • PiP (Picture in Picture) — картинка в картинке;
  • Mosaic — предпросмотр нескольких «рекомендованных оператором» программ;
  • игры;
  • динамик для воспроизведения радиоканалов;
  • автоматическая группировка каналов, используя данные таблицы BAT;
  • встроенный жесткий диск для записи каналов и организации PushVOD.

Операторы, убедившись в том, что абонентам нравятся «расширенные» функции приемника, продолжили «гонку вооружений», но теперь уже многие из добавляемых функций прямо или косвенно нацелены на получение дополнительной прибыли оператором. Эти функции стали активно рекламироваться, и цифровое телевидение вошло в эпоху продажи дополнительных сервисов. Такими сервисами стали:

  • всевозможные виды VOD, TimeShift, пропущенный просмотр;
  • расширенная программа передач, совмещенная с «рекомендательным движком»;
  • социальные и информационные сервисы;
  • удаленное управление приемником с возможностью просмотра записанных передач или даже «ретрансляция» живого канала;
  • multiroom, second screen и продолженный просмотр;
  • медиаплеер, browser.

В общем, набор предоставляемых сервисов ограничивался только фантазией оператора и временем разработки. Однако стоит отметить, что получившиеся «комбайны» стали стоить дорого. И если «операторы-монополисты» могли позволить себе иметь только продвинутые STB, хотя зачастую и им приходилось их «дотировать», то там, где оставался выбор, абоненты при первом заключении договора с оператором предпочитали более дешевое решение, а затем очень редко платили деньги за еще одну, пусть даже лучшую, коробку, ведь они уже могли главное — просто смотреть телевизор.

При этом параллельно спутниковому телевидению стал активно развиваться и сегмент цифрового эфирного телевидения, сначала DVB-T, а затем и DVB-T2. Производители телевизоров увидели в этом движении повод для абонента обновить телевизор и как следствие — достаточно быстро выпустили на рынок телевизоры с поддержкой DVB-T/T2. Конечно, разработавшим телевизоры для эфирного телевидения производителям остался один шаг к разработке телевизоров со спутниковым тюнером. В результате сейчас мы наблюдаем картину, когда телевизор способен принимать практически любой сигнал DVB (DVB-T/T2/C/S/S2), причем некоторые модели имеют даже по 2 спутниковых тюнера. Абоненты все больше проникаются удобством такого решения, ведь действительно им не нужно собирать сеть из различных проводов, все управление осуществляется с одного пульта, да и с гарантийным обслуживанием телевизоров дело обстоит гораздо лучше. При этом у абонента возникает видимость экономии средств, ведь ему не надо покупать дополнительный ресивер. Да и в телевизорах встраивается все больше дополнительных сервисов, где телевидение хоть и остается главным, но все же становится одним из многих доступных сервисов.

Вторая сила, которая оказывает давление на операторские приемники, — это, как ни странно, условно бесплатная операционная система Android. Казалось бы, как операционная система, рассчитанная на применение в телефонах, влияет на рынок STB для телевидения?

Ответ здесь прост и банален. Именно бесплатность этой «мобильной» ОС послужила залогом ее чрезвычайно широкого распространения. Эта операционная система, по оценкам аналитиков, занимает 85% рынка смартфонов. При этом эта операционная система также используется и в планшетах и даже в телевизорах. Также немаловажно, что появилось огромное количество Smart-STB, разработанных на базе Android. Все эти устройства с помощью простого программного обеспечения превращаются в online-телевизоры, при этом обладают гораздо большими возможностями, чем STB.

Сервисное телевидение

Чего следует ждать завтра на рынке STB?

Что же готовит нам день грядущий? Будут ли операторы вкладывать деньги в собственные ресиверы? И когда же мы наконец дождемся дня, когда умная техника сама будет заказывать пиво к футболу и пиццу к семейной комедии?

Да, в ближайшие годы должен произойти резкий спад интереса абонентов к операторским решениям. В связи с этим операторы должны будут перейти на дотационную модель распространения STB. При такой модели продвижения операторам будет невыгодно «дарить» дорогие продвинутые коробки. Впрочем, нечто подобное мы уже видели на рынке телекоммуникаций, сначала с модемами, а потом и с роутерами. Гораздо интереснее вопрос, сможет ли кто-нибудь из игроков создать единый центр распространения контента через Интернет. Ведь если в одном сервисе вы сможете реализовать все, то тогда уже не ваша задача установить этот сервис в каждое устройство, а наоборот, каждый производитель будет включать поддержку этого сервиса, будь то телевизор или смартфон. Именно так происходит с YouTube.

Интересно, имеет ли Google планы стать оператором всемирного телевидения? Как мы видим, пока у оператора еще есть время, надо не разрабатывать новый STB, а менять модель бизнеса, добавляя как можно больше сервисов в свое предложение. Причем правильно производить именно дотирование сервисов, увеличивая охват аудитории, а не дотирование приемников. Мы с вами скоро увидим, как происходит борьба сервисов. Это уже начинает происходить. Абонент предпочитает покупать одно устройство, например телевизор, и получать эфирное, спутниковое, кабельное и интернет-телевидение. Давайте обратимся к еще одному интересному аспекту данной проблемы. С одной стороны, абонент не хочет покупать дорогое устройство, с другой — хочет получить все сервисы сразу. Каким образом можно обойти данное противоречие?

На самом деле это выглядит как противоречие только со стороны оператора, который по привычке думает в логике «сервис под ключ». Современные телевизоры уже достигли достаточной производительности, чтобы обеспечивать работу полноценных операционных систем, а уж про мобильные устройства и говорить нечего. Таким образом, в ближайшие годы техника, которая есть на руках у абонентов, будет достаточно умной, чтобы самостоятельно, без помощи оператора поглощать сервисы телевидения и смежные сервисы. И самое главное, что эта техника будет знать все про ваше телесмотрение. Вопрос будет заключаться в том, кто воспользуется этим знанием: оператор, производитель телевизора, производитель операционной системы или кто-то еще. Рискну предположить, каким может стать «сервисное» телевидение завтра. Для этого скажу пару слов о том, какие еще есть предпосылки для «сервисного» телевидения. Прямо сейчас мы видим снижение затрат большинства операторов на рекламу. Однако производителям рекламы нужно донести ее до абонента, причем желательно также с минимальными затратами, но до того абонента, который ее «правильно воспримет». Это можно сделать, выявив закономерности поведения группы абонентов на основе анализа «Больших данных» (Big Data), которые уже есть у операторов. Получается, что если вы оператор и у вас есть информация об абоненте, то за «вещание» может и готов платить рекламодатель, ему нужно только математически показать эффективность этой рекламы. И в этом случае оператор не ограничен известными «продавцами» рекламы. Вместе с сервисом телевидения вам предложат пиццу, которая делается в соседнем доме, и вы заплатите за просмотр, купив эту пиццу.

В общем, заканчивая рассуждения на тему будущего STB, видим следующую картину: STB в ближайшем будущем будут сдавать свои позиции. Первыми подхватят падающее знамя телевизоры и мобильные устройства. Эти устройства будут все умнее и умнее, и скоро будут предугадывать наши желания. Страшно только то, что кто-то будет знать все про то, чего и когда мы хотим.

«Теле-Спутник», № 10 (240), октябрь 2015г.

Дата: 
вторник, 29 Сентябрь, 2015 - 23:00
18+
Новый сайт