В сентябре этого года в Киеве в седьмой раз пройдет выставка SAT-TV & Home Video. К этой выставке мы представляем компании, активно работающие в Ук-раине в области спутникового и кабельного телевидения. Конечно, этот список не полный, мы планируем его расширять.
Недавно Президент России Владимир Путин еще раз подтвердил неминуемость перехода на цифровое телевещание. А как выглядит подготовка к этому на практике? Об этом мы сегодня беседуем с директором Департамента цифрового телерадиовещания компании SYRUS SYSTEMS Александром Владиславовичем АНУФРИЕВЫМ.
Т.С.: Как сейчас, на Ваш взгляд, обстоит дело с цифровым телевидением в России?
Александр Ануфриев: Если говорить о цифровом телевидении, то сегодня можно серьезно говорить о спутниковом цифровом телевидении. Это, прежде всего, сети распространения сигнала регионального уровня, федерального и непосредственное вещание. Мы работаем в кооперации с компаниями-производителями телевизионного продукта. И если у заказчика есть необходимость построить законченную систему от производства контента до доставки его потребителю, мы готовы предоставить такие решения. Но специализируется компания на оборудовании доставки контента до конечного потребителя, если можно так сказать, на создании каналов доставки, которые связывают производителя программ и потребителя. А всеобщий переход на цифровое вещание напрямую не связан с конечным пользователем. Потому что до него, в ближайшем будущем, программы будут доводиться в аналоговом формате. Сейчас можно говорить о всеобщем переходе на цифровой формат только в части перевода сети распространения федеральных программ на цифровой формат. Перевод системы распространения сигнала на цифровой формат даст возможность охватить большую территорию, повысить качество сигнала, увеличить количество передаваемых программ.
Еще совсем недавно (лет 5-7 назад) счастливые обладатели спутниковых приемных систем имели возможность смотреть 20-30 программ, транслирующихся в аналоговом формате. “Продвинутые” пользователи, решившиеся на установку моторной приемной системы с “поляркой” могли расширить список до 100-120 телеканалов, включая кодированные. И те и другие, убедившись, что “все работает” чаще, находили свой набор каналов, а иногда и одну программу или передачу – любимую и единственную. Что и говорить, выбрать и тогда было из чего. С особым трепетом смотрелись кодированные каналы, в которых можно было увидеть и “ТО”, и “ЭТО”.
“Больше каналов – хороших и разных”
С приходом цифрового спутникового вещания число пользователей и каналов многократно возросло. Число первых стало исчисляться десятками миллионов, вторых – тысячами. Несколько железок и коробочек, соединенных между собой кусками кабелей, открывают перед Вами океан цифровых спутниковых каналов.
Что необходимо для того, чтобы можно было смотреть эти каналы, то есть какие запча-сти или что-то в этом роде? (из письма читателя)
Непонятная она какая-то - эта “цифра”! То вместо картинки мозаика из цветных квадратиков, то звук “икает”, то вдруг, неизвестно почему, экран замирает, вобрав краски последнего момента живого действия, и застывает, игнорируя тщетные попытки зрителя что-либо изменить. Главное непонятно, как с этим бороться?
На спутнике "HotBird 1-5" есть канал "Hallmark". У меня он идет с тормозами. Может это от частоты? (из письма читателя)
На вкус и цвет, как известно, “товарищей нет”. Но в спутниковом телевидении может быть все наоборот: вкус один – каналы разные. Цифровая магия очаровывает. Вот бы побольше да послаще:
Привет. Я хочу знать ВСЕ данные эротических и порнографических каналов на спутнике Hot Bird и Eutelsat (но только бесплатные). Заранее спасибо. (из письма читателя).
Традиционно многие операторы систем платного телевидения сосредотачивают значительные усилия на построении и совершенствовании транспортной сети. Аргументы при этом приводятся общеизвестные – улучшение качества сигнала и техническая возможность введения дополнительных услуг. При этом используются все более и более совершенные технологии доставки телевизионного сигнала, о которых регулярно пишет наш журнал.
Однако рядовые телезрители, в отличие от читателей нашего журнала, вряд ли столь же живо интересуются передовыми телевизионными технологиями. Они просто зрители, которые любят смотреть телевизор и по возможности меньше за это платить. И не надо быть крупным маркетологом в области телевидения, чтобы сделать вывод о том, что основная масса телезрителей из России и стран бывшего СССР удовлетворится средним качеством телевизионного сигнала по низким ценам и вообще ничего не будет платить за не слишком понятные дополнительные услуги. Нам кажется, что основной аргумент оператора системы платного телевидения, который он должен использовать для того чтобы постараться раскошелиться своих прижимистых абонентов – это потрясающе интересный, абсолютно захватывающий набор каналов в сети или, другими словами, контент.
Стоит сказать, что не только отечественные абоненты обладают такой неприятной особенностью, заключающейся в нежелании отдавать собственные деньги за услуги платного телевидения. Даже самым успешным западным операторам приходится тратить немалые усилия и средства, чтобы обеспечить достаточно привлекательный контент. Так, известная английская компания Sky, владеющая спутниковым телевизионным пакетом Sky Digital, в финансовом году, окончившимся 30 июня 2002 года, потратила на программинг (закупка и собственное производство контента) 1439 млн. фунтов стерлингов (примерно в 1.6 раза больше в долларах США на момент написания статьи), что составляет немногим более 55% от общей суммы расходов этой компании.
Сразу необходимо отметить, что общий социально-экономический фон в России крайне неблагоприятен для развития платного телевидения. Если оставить без внимания традиционные разговоры о специальном менталитете смотрения телевидения «на халяву», который за долгие годы советской и постсоветской власти выработался у наших граждан, то от фактов так просто отмахнуться не удастся.
В какой еще стране мира в открытом эфире вещает такое количество телевизионных каналов? В большинстве европейских стран в открытом эфире вещают около 5 каналов, а в России цифра 15-17 каналов в «миллионном» городе уже давно воспринимается как привычная. Это справедливо, если конечно не принимать во внимание уникальный английский проект Freeview, предлагающий англичанам более 20 бесплатных открытых каналов. Однако есть серьезные подозрения, что тотальное нашествие открытого цифрового эфирного телевидения нам в ближайшие годы не грозит.
Традиционно считается, что тематические телевизионные каналы – это вотчина платного телевидения. Везде, но не у нас. В какой еще стране мира MTV вещает в открытом эфире? А два спортивных канала, такие как «Спорт» и 7ТВ? Кроме того, ряд других эфирных сетевых телеканалов позиционируют себя как тематические.
Приходится констатировать, что у нас конкуренция со стороны открытого эфирного телевидения очень высока. Более того, это направление в телевидении продолжает развиваться. Появляются новые каналы, они выходят на спутниковое вещание. Выдаются все новые и новые лицензии на эфирное вещание. Операторам систем платного телевидения приходится очень серьезно думать о контенте для противостояния этой жесткой конкуренции.
В двух последних номерах "Теле-Спутника" мы рассказали о работе некоммерческой ассоциации кабельных операторов Ленинградской области "Облтелесеть", о группах предприятий, развивающих сети сразу в нескольких городах области. Эта статья посвящена работе муниципального предприятия в небольшом городе, развитию телевидения в маленьких поселках.
Дороги Ленинградской области привели нас в Волховский район (расположен к юго-востоку от Ладожского озера). В городе Сясьстрой (около 130 км от Петербурга) с нами встретился директор МУП "Сясь-ТВ" Михаил Геннадиевич Компа. В беседе принял участие главный инженер АО "Телеинком" (г.Кировск) Вадим Евгеньевич Ващилов.
Т/С: Расскажите об условиях работы в городе.
М. Компа: 10 лет назад население города Сясьстрой составляло 17-18 тыс. человек, к настоящему времени в результате естественной убыли оно сократилось до 14 тыс. Фактически в городе одно градообразующее предприятие - Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат.
Основная застройка в городе - это пятиэтажные дома, есть и двухэтажные. Сейчас сетью "Сясь-ТВ" охвачен весь город, в муниципальном фонде подключены все желающие. В этом году были даже подключены несколько домов частного сектора. Для работы сети есть необходимые разрешительные документы.
Т/С: Как складывалась история Вашего предприятия?
М.К.: Сеть КТВ в городе была запущена в 1992 году. Вначале это была частная фирма, хотя деньги на развитие выделяли и комбинат, и мэрия. На эти деньги была застроена часть города, но из-за большой инфляции предприятие стало приходить в упадок. Позже предприятие было закрыто, комбинат отказался от своей доли в пользу муниципалитета, остальное имущество тоже перешло за долги в муниципальную собственность.
В декабре 1994 года на базе разорившегося предприятия было создано МУП "Сясь-ТВ". Поначалу с трудом удавалось сводить концы с концами, затем началась модернизация сетей. Дефолт нанес сети сильный удар, результатом стала двухлетняя стагнация развития. Сейчас наблюдается динамичный рост предприятия.
Платное телевидение, несмотря на бурное развитие всевозможных сопутствующих технологий, пока не пользуется серьезной популярностью в России. Даже в странах Восточной Европы за возможность смотреть не только открытые эфирные телеканалы готовы регулярно платить порядка 20-30% населения. У нас, причем преимущественно в крупных городах, эта цифра едва переваливает за три процента. Впрочем, в последнее время ситуация на рынке платного ТВ стала постепенно меняться. Уже больше года в Москве развивается проект DIVO TV, позволяющий жителям столицы за вполне умеренную плату получать ведущие зарубежные телеканалы в цифровом формате. Причем не только зарубежные. «Наше издание уже писало о начале реализации проекта, но, безусловно, не все читатели хорошо знакомы с предысторией. Расскажите, пожалуйста, еще раз подробнее о том, как все начиналось?», - таким был первый вопрос к Мерабу Габуния, одному из директоров компании «Версател», занимающейся реализацией этого проекта.
М.Г.: Чуть более двенадцати месяцев назад, 9 июля 2002 года, компания «Версател» объявила о начале опытной технической эксплуатации цифровой кабельной телевизионной сети. Программы с различных спутников принимает телепорт «Бонума-1» на Сколковском шоссе, с которым был подписан договор. Сигнал по ВОЛС проходит до Останкинской телебашни и далее в аппаратно-студийный комплекс «Версатела» на 2-ю Звенигородскую улицу. Именно здесь, по соседству с главным офисом, цифровые пакеты кодируются и возвращаются на телебашню. Эта схема действует и теперь. На Останкинской телебашне на отметке 344 метра в аппаратной стоят цифровые MMDS-передатчики «Версатела». Их мощность - 50 Вт. На конечном этапе для доставки сигнала абонентам используется существующая кабельная структура «Мостелекома». Так сигнал доходит до конечного пользователя, которому, понятно, для просмотра программ необходим декодер. Финансирование проекта осуществляется компанией Texas Pacific Group Aurora, и Европейским банком реконструкции и развития. Они владеют контрольным пакетом нашей компании.
Те, кто жалуется на отсутствие отечественного телевизионного контента, могут чуть-чуть расслабиться, на спутнике Eutelsat W4, расположенном в позиции 36° в.д., появился совершенно оригинальный российский канал «Телевизионный дамский клуб» (ТДК). Его уникальность не только в том, что он предназначен сугубо женской аудитории (хотя и это очень важно), но и в том, что он реализует разработки холдинга «Рикор» в области интерактивного телевещания.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ «РИКОР»
Наш журнал уже писал о достижениях холдинга «Рикор», когда здесь разрабатывалась концепция интерактивной трансляции специального телеканала для медиков «Гиппократ». К тому времени в холдинге был разработан собственный сет-топ-бокс. Принцип его работы основан на доставке интерактивного контента в потоке аналогового телевизионного сигнала. Как и телетекст, в линию VBI (гасящего кадрового импульса) «зашивается» информация, которая передается вместе с телевизионной «картинкой».
Это открывало массу новых возможностей, в том числе и для телевизионной коммерции.
По разным причинам проект «Гиппократ» так и не состоялся. Мы тогда и выражали наши сомнения в его коммерческом успехе, т.к. медицинский телеканал предназначался строго для специалистов, т.е. для крайне узкой аудитории.
Потом холдинг «Рикор» начинал новые телевизионные проекты, последним из которых был телеканал ИТР, транслировавшийся все с того же спутника Eutelsat W4.
С приходом в холдинг Григория МИХНОВА, хорошо известного нашим читателям по публикациям в журнале и профессионалам, работающим в области телевидения, в том числе и кабельного, телеканал самым радикальным образом меняет свое лицо.
Здесь стоит вспомнить сам образ Григория Александровича, бывшего владельца и генерального директора телекомпании ART, создавшего буквально «на ровном месте» спутниковый цифровой «Русский пакет», в который входили базовый телеканал ART, «Киноклассика» (кино), «Удивительный мир» (детский) и «Наша музыка» (музыкальный). Так получилось, что всех владельцев или первых лиц коммерческих телекомпаний в России преследует злой рок. Не обошел он и господина Михнова, который был вынужден оставить свое «детище» новому партнеру по бизнесу.
Но креативная личность, генерирующая идеи буквально «из воздуха», к счастью, всегда будет востребована. Что и произошло с Григорием Александровичем. Он был приглашен в холдинг «Рикор» в качестве генерального директора телекомпании ИТР.
В середине минувшего лета на 3 дня было приостановлено вещание канала ИТР (трансляции шли в повторе). В это время целиком демонтировалась старая и монтировалась новая студии, провели тракты, отладили взаимодействие. В итоге, 17 июля был запущен совершенно новый канал «Телевизионный дамский клуб», в новом формате, с новым оформлением, новой сеткой и новой технологией.
Во время третьего международного конгресса телерадиовещателей и кабельных операторов, прошедшего в Ялте в начале лета , мы встретились с членом совета Союза кабельных телесетей Грузии Зурабом Базлидзе. Он рассказал нам о некоторых особенностях лицензирования грузинских кабельных сетей, а также о проблемах, стоящих перед кабельщиками Грузии.
Зураб Базлидзе: Положение кабельщиков в Грузии более выигрышное, чем , например, на Украине. Мы добились того, что практически ни одно постановление, касающееся кабельщиков, не принимается без участия нашего Союза . Процедура лицензирования у нас тоже значительно проще чем на Украине и в России. Нами занимается единственный орган – Национальная комиссия по комуникациям. Она утверждает проект сети, она же принимает сеть в эксплуатацию и выдает оператору лицензию на вещание. Лицензия выдается на 10 лет. Туда представляется проект, устав, и вносится оплата. Что касается частотного плана, то для каждого региона определяется свой набор разрешенных частот. Если частотный план сети укладывается в этот набор, то он принимается автоматически, без дополнительного контроля. Более того, все изменения и дополнения частотного плана в пределах установленного набора не требуют переоформления лицензии. Но, с другой стороны, у Грузии много проблем, характерных для большинства стран СНГ. В первую очередь, это нехватка законодательной базы, закона о кабельном телевидении. Совершенно нет устоявшейся терминологии. Одни называют нас вещателями, другие – кабельщиками, а третьи вообще - связистами. Без твердой законодательной базы существующий порядок регулирования деятельности кабельщиков тоже оказывается зыбким.
Кроме того, серьезные проблемы возникают из –за строительства параллельных сетей. Такая практика получила в Грузии широкое распространение. Вместо того, чтобы строить сети в новых районах , нуждающихся в кабельном телевидении, операторы предпочитают прокладывает их в центральной части крупных городов , уже и так охваченной сетями .
13 мая 2003 г РН Atlas V успешно вывел на орбиту спутник Hellas-Sat. Это был второй пуск РН Atlas V и 65-й подряд успешный пуск РН серии Atlas. Этому спутнику предстоит сыграть чуть ли не ведущую роль в освещении Олимпийских Игр 2004 г., которые будут проводиться в Афинах.
Hellas Sat
Оператор Hellas-Sat Consortium Ltd
Контрактор Astrium
Платформа Eurostar 2000+
Масса при запуске 3450 кг
орбитальная позиция 39°в.д.
Срок службы 15 лет
Компания Hellas Sat Consortium Ltd, расположенная на Кипре, включает в себя дочернее предприятие в Афинах - Hellas Sat SA. Основные держатели акций – греческие телекоммуникационные компании и финансовые структуры. Владельцем небольшого процента – 0,39% акции является канадский спутниковый оператор Telesat Canada, чьи сотрудники выступают в роли консультантов греческих коллег.
Сначала голые факты: предоставленное для тестирования оборудование (сдвоенный конвертор с разнесёнными на 6 градусов облучателями) должен позволять при работе с ним на фиксированной антенне принимать одновременно два спутника. Набор таких спутников невелик, а точнее их три пары: классическая пара европейских спутников Hot Bird 13 гр. в.д. и Астра 19 гр. в.д. (6 градусов разницы), собственно для которых и был налажен выпуск этих конвертеров, Thor 0,8 гр. з.д и Sirius 5 гр. в.д. (5,8 градуса разницы) ), Turksat 42 гр. в.д . и Eutelsat W4\Sesat 36 гр. в.д. (6 градусов разницы). Правда, при этом играет роль и форма антенны. Есть специальные антенны сложной формы, которые обеспечивают так называемый растянутый фокус, создающий практически неизменный уровень сигнала при установке до 4 конверторов с разнесением по дуге от, например, Eutelsat W4/Sesat до Thor. Этот конвертор «заточен» для приема двух спутников, поэтому требования к самой антенне по растянутости пятна фокуса снижаются, однако остаются.
Название оборудования (Universal Monoblock DiSEqC LNB), приведенное в заголовке статьи, отражает суть этой конструкции: два универсальных конвертора с одинаковыми характеристиками Кш=0,6 дБ, f1-9750 МГц, f2=10600 МГц объединены в единый блок. Каждый из них имеет свой отдельный облучатель. Переключение между конверторами (LNB) осуществляется по DiSEqC-протоколу версии 2,0. Протокол версии 2,0 подразумевает наличие сигнала обратной связи, однако, для этого программное обеспечение ресивера должно поддерживать данную версию протокола. По своей сути, DiSEqC-протокол версии 2,0 должен поглощать протокол 1.0 и 1.2.
Для спутников Hot Bird и Астра все достаточно понятно: удобно иметь одну антенну одновременно на два спутника. Трансляция с них идет в линейной поляризации, и никаких противоречий не возникает. Для спутников Thor и Sirius также весьма интересен такой вариант.
Есть еще одна достойная задача для сдвоенного конвертора: если один из конверторов будет с линейной, а другой с круговой поляризацией, то теоретически такой конвертор можно применить на одной антенне с фиксированной установкой или моторизованной для приема сигналов как от спутника с круговой поляризацией, так и от других с линейной поляризацией. Реализовать это можно на ресиверах, поддерживающих DiSEqC-протокол версии 1.0 и 1.2.
Санкт-Петербургская фирма Новик задумала использовать двойной конвертор для применения его на фиксированной и моторизованной антенне (акцент – на моторизованную антенну). Суть идеи заключалась в том, чтобы избавиться от отдельной антенны, нацеленной на спутник Eutelsat W4/Sesat для приема программ НТВ-Плюс.
Современная кабельная сеть предлагает своим абонентам широкий круг дополнительных услуг, требующих передачи сигналов в диапазоне частот обратного канала.
Внедрение этих услуг требует постоянного мониторинга обратного канала, его технических параметров, состояния спектра (выявления шумов ингрессии), с использованием специально предназначенной для этого измерительной аппаратуры. Измерительную систему, отлично справляющуюся с этой задачей, можно построить на базе оборудования, производимого компанией Trilithic- одного из лидеров в области производства измерительных систем.
Телевизионные коаксиальные кабели CAVEL (владелец торговой марки ITALIANA CONDUTTORI s.r.l., Италия) все чаще становятся объектом копирования: вслед за первым поколением “копий” – кабелем Satellite SAT50M китайского производства - появилось следующее. Как и положено, второе поколение стало более хитрым, изощренным и многочисленным, подражая героям известного произведения Ильфа и Петрова.
В целом по России проблема борьбы с контрафактной продукцией очень остра. Только за 6 месяцев 2003 года уже возбуждено 700 уголовных дел по статье 146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав” и около 200 уголовных дел – по статье 180 УК РФ “Незаконное использование товарных знаков”.
Напрасно многие думают, что подделывают в основном видеокассеты и компакт-диски. На рынке лекарственных препаратов как минимум каждый десятый – поддельный. Ещё хуже обстоит дело с парфюмерией и бытовой химией, где от 40 до 80% представленного товара – фальсификат.
Поэтому проблема борьбы с пиратством в России затрагивает не только экономические интересы, но и физическое здоровье (!!!) каждого гражданина страны, ведь население в большинстве своем постоянно становится жертвой этого самого пиратства, ежедневно потребляя массу сфальсифицированной продукции и зачастую даже не подозревая об этом.
Цель данной публикации – осветить факты подделывания в России и соответствующие меры защиты оригинальной продукции CAVEL, которая за многие годы стала уже “reference point” (эталоном качества) в коаксиальных телевизионных кабелях.
Д. Ладышев (Сателлит, Москва)
О. Чеботаренко (Сателлит, Москва)
В. Германов (CDS, Германия)
При проектировании сетей кабельного телевидения, в особенности, в современных сложных гибридных волоконно-коаксиальных сетях с большим числом каналов, необходимо учитывать множество различных факторов, влияющих на качественные параметры полученной системы. Характеристики сети будут зависеть не только от уровня и числа каналов, но и от частотного плана их расположения, типа модуляции, от изменения АЧХ тракта и т.д. Учесть все, сидя с калькулятором и множеством справочников, становится все сложнее и сложнее в связи с постоянным развитием элементной базы и повышением требований к объему и точности полученных результатов, тем более при наличии обратного канала. Поэтому вопрос о создании программы, способной учитывать все требования построения новых сетей и модернизации старых, стоит весьма остро. На данный момент существует не так много программ, которые могут облегчить процесс проектирования, но все они либо ограничены графикой, либо ограничены возможностями расчета, либо выполняют функцию дополнительного программного обеспечения к общеизвестным программам оформления документации. Но вот программа, которая действительно обладала бы и мощным математическим аппаратом, обеспечивающим максимальную близость рассчитываемых и реальных значений в сети, и удобным инструментом формирования необходимой документации, оставалась мечтой проектировщиков и операторов кабельных сетей телевидения.
Такой программой стала программа Antenna Network Design (AND) фирмы CDS GmbH (Германия).
Данная программа является самостоятельным продуктом, который для своей работы не требует дополнительного программного обеспечения. При ее разработке в качестве пользовательского интерфейса были использованы стандартные стили, используемые Microsoft Windows. Поэтому пользователю, знакомому с любой другой программой, работающей в среде Windows, не составит особого труда разобраться с основными функциями программы AND. Разработчики постарались учесть все пожелания российских проектировщиков. В итоге получился мощный продукт, который включает в себя глубокую математическую базу, основанную на многолетнем опыте построения сетей и большом объеме теоретических и экспериментальных исследований, результаты которых имеют международную известность. Экспериментальные исследования проводились в современных лабораториях ведущих фирм-производителей оборудования для кабельного и спутникового телевидения. Большинство фирм-разработчиков на Западе уже приняли данную программу для внутреннего пользования для анализа поведения их продукции в реальных условиях и планирования кабельных и гибридных ТВ сетей. В России эта программа уже более двух лет используется фирмой ООО "Сателлит Лим" (г. Москва), которая одновременно участвовала в тестировании и подготовке программы для российского рынка. Проделана очень серьезная работа, которая позволила выпустить русскоязычную версию программы, адаптированную под российские требования ГОСТ.
С.Н. Песков, Главный конструктор ЗАО «В-Люкс»
В.Г. Таценко, Главный инженер ЗАО «В-Люкс»
А.К. Шишов, Генеральный директор ЗАО «В-Люкс»
С 1997 – 1998 годов практически ни одна крупная кабельная сеть не строится без использования гибридной технологии. То есть магистральные линии прокладываются оптически кабелем, а раздача сигналов в абонентских кластерах производится по коаксиальному кабелю.
Однако, в настоящее время все большее распространение находят схемы FTTB (Fiber to the Building – оптика до здания) и FTTH (Fiber to the home). В этих случаях оптическое волокно подводится к зданию или даже к квартире (дому) абонента.
Кабельным операторам, строящим кабельную сеть, или системным интеграторам желательно чтобы оборудование, используемое при проектировании и строительстве, было одного производителя. В этом случае снижаются затраты, как за счет уменьшения общей стоимости оборудования (скидки на большой объем поставок), так и за счет сокращения транспортных расходов и расходов на сервисное обслуживание.
Одной из таких фирм, способных представить на рынок весь спектр оборудования, является американская фирма Harmonic. Впервые ее представители появились в России на первой выставке TRBE, проводившейся еще на ВВЦ. Уже тогда каталог предлагаемой продукции приятно поражал номенклатурой оборудования и его техническими характеристиками. Однако в то время эра практического внедрения новых технологий в России еще не наступила и предложение осталось невостребованным. Но параметры оптических узлов Harmonic в памяти остались. И вот пришла пора, когда без мощных оптических узлов, без оптических передатчиков диапазона 1550 нм с шагом по длине волны 0,82 нм, стало невозможно строить сети, предназначенные для трансляции десятков пакетов цифровых программ, для обеспечения услуги video on demand со скоростями передачи по одному волокну свыше 10Гбит/с. Оборудование Harmonic стало востребованным.
Крупнейший в мире производитель волоконно-оптического оборудования и оборудования для цифрового телевидения для гибридных сетей (в 2002 году объем продаж компании составил 186,6 миллионов долларов) - HARMONIC inc. была основана в 1988 году и быстро завоевала популярность благодаря самому широкому выбору оптических приемников и передатчиков 1310/1550 нм, оптическим узлам гибкой конфигурации, оптическим усилителям EDFA. По многим категориям компании принадлежит лидерство именно в области технических показателей. Компания создала такие инновационные продукты, как первый в мире интегрированный кодер MPEG-2 для цифрового телевещания, цифровой DWDM – передатчик обратного канала и др. Сегодняшний день HARMONIC связан, прежде всего, с оборудованием обеспечивающим новые услуги оператора кабельного телевидения. Это оборудование цифрового вещания (после слияния с компанией DiviCom), передача по сетям интерактивных услуг, создание сетевой инфраструктуры для услуг VOD/NVOD, передачи данных, телефонной связи по сетям кабельного телевидения, интерактивных информационных приложений. Покупателями оборудования и решений HARMONIC являются все компании «большой семерки» американского кабельного телевидения (Top 7 MSO). Штаб квартира HARMONIC (В листинге Nasdaq - HLIT) находится в городе Sunnyvale, штат California.
Итак, начнем с оптических передатчиков, как одного из важнейших элементов ВОСП (волоконно-оптических систем передачи). HARMONIC выпускает несколько семейств оптических передатчиков и усилителей самого различного назначения. Это и передатчики, предназначенные для установки в 19” стойки распределительных узлов, и оптические усилители для транковых линий, и небольшие передатчики обоих диапазонов (1330/1550), устанавливаемые в оптические узлы.