68Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Конгресс вещателей и кабельных операторов стран СНГ


А.Бителева Теле-Спутник - 8(94) Август 2003 г.


В конце июня в Ялте прошел третий Международный конгресс телерадиовещателей и операторов кабельного телевидения стран СНГ.

Организаторами конгресса выступили: Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, Государственный комитет связи и информатизации Украины, Всеукраинская Ассоциация операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей, а также Ассоциация кабельного телевидения в России.

Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист"

Конгресс проходил в конференц-залах гостиничного комплекса "Ялта-Интурист", который стал одним из генеральных партнеров организаторов Конгресса. Как сообщил председатель правления ОАО "ГК Ялта Интурист" Л.Д. Поярков, организация подобных мероприятий в последнее время стала одной из профилирующих областей деятельности комплекса. В комплексе имеются специально оборудованные залы для проведения заседаний, семинаров и круглых столов. Продуманы схемы приема деловых гостей.

На конгрессе, в котором принимали участие представители Украины, России, Белоруссии, Грузии и Армении, обсуждался широкий круг вопросов касающихся работы информационных сетей. В частности, — нормативное регулирование, плюсы и минусы присоединения к международным соглашениям, регламентирующих эту область, концепции технического построения кабельных сетей. Много внимания было также уделено вопросам организаций PR акций и манипулятивным технологиям.

Но, наверное, наиболее активно обсуждались вопросы правового регулирования деятельности операторов СКТВ, и их взаимодействия с телерадиовещателями на национальном и межнациональном уровне.

Наиболее активные дискуссии проводились, как обычно, по нормативно-правовым вопросам.

Отдельный круглый стол был организован для обсуждения сложившейся в Украине практики применения норм в области лицензирования кабельных операторов. Процедура получения лицензии на вещание в украинских кабельных сетях не менее сложная, чем в России. Она была подробно рассмотрена в выступлении представителя Национального совета по телевидению и радиовещанию В.Н. Лазоренко. Изложим этапы этой процедуры, и проведем некоторые параллели с процессом лицензирования кабельных сетей в России.

На сегодняшний день в лицензировании украинских кабельных операторов участвуют 4 организации.

В первую очередь оператор должен получить разрешение на прокладку сети у органов местного самоуправления.

Во-вторых, он должен согласовать план вещания в государственном комитете связи. В России аналогичные задачи решает Радиочастотный центр.

Необходимость согласования плана вызывает возражения большинства украинских кабельщиков, так она влечет за собой необходимость получения новой лицензии при любом перемещении каналов с одной частоты на другую. Однако, по мнению докладчика, отказаться от этой меры нельзя. Большинство сетей не имеют необходимого уровня радиоэкранной защиты и обмениваются наводками с другими источниками радиомагнитных излучений. Поэтому, считать кабельные сети полностью автономной средой невозможно. Для подтверждения этой точки зрения он ссылается на пример Польши, где отказались от контроля над планом вещания, и теперь имеют проблемы с совместимостью кабельных сетей, как с другими службами, так и между собой.

Такая позиция выглядит обоснованной. Но осталось непонятным, зачем лицензию Гос. Ком. связи, на Украине, должны получать и организации, занимающиеся технической поддержкой кабельных сетей.

Оплата за пользование частотным ресурсом в кабельных сетях Украины отменена, в то время как в России ее собираются вводить в ближайшем будущем.

Еще одной особенностью Украины является наличие регулирования тарифов на услуги кабельного телевидения. Этим занимается кабинет министров Украины.

В России абонентская плата не регламентируется, существуют только требования к введению льгот для определенных социальных групп.

Четвертым органом, контролирующим деятельность кабельных операторов, является Национальный совет по телевидению и радиовещанию. Это наполовину государственная, наполовину общественная структура, которая, судя по названию, должна была бы решать примерно те же задачи, что и российское МПТР. Однако, фактически, совет занимается более широким кругом задач.

Совет проверяет присутствие в кабельной сети эфирных каналов, обязательных для трансляции, требует их размещения в наиболее доступной метровой части спектра и следит за наличием резервных частот для введения дополнительных каналов, обязательных для трансляции. В России включение в частотную сетку обязательных эфирных каналов проверяется при получении лицензии МПТР, а последние два требования не предъявляются вовсе.

Национальный совет также контролирует проведение проверок технического состояния сети. Причем проводятся они по принципу "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", то есть организуются самим оператором. В России аналогичные проверки проводит Госсвязьнадзор.

Основной профильной задачей Национального Совета является выдача кабельным операторам лицензий на вещание, под которым подразумевается не только передача собственных, но и ретрансляция чужих каналов. Более того, в настоящее время обсуждается возможность лицензирования трансляций программ, передаваемых каналом. Судя по обсуждению на конгрессе, лицензировать предполагается программы не только в собственных, но и в ретранслируемых каналах, но каким-то обобщенным образом, который, видимо, призван регулировать процентное содержание в каналах программ определенного рода. В этом отношении Украинское законодательство отличается от Российского.

В России кабельщики отстояли свое право считаться операторами связи, а не вещателями. В результате, они могут ретранслировать любой канал, не имея вещательной лицензии МПТР, но, правда, при условии, что она получена самим каналом. Проблема заключается в том, что зарубежные каналы, пользующиеся популярностью в российских кабельных сетях, не торопятся приобретать вещательную лицензию, без которой их легальная ретрансляция невозможна. У кабельщика остается единственный легитимный вариант – купить права на трансляцию программного содержания канала (а не на ретрансляцию готового канала), и, получив лицензию МПТР, самому выступить в качестве вещателя.

Положение осложняется тем, что МПТР, утвердившись в принципе, что вещательная лицензия требуется только производителям каналов, ограничило двумя количество каналов, записанных в одной лицензии.

В результате, кабельному оператору, желающему довести до абонентов 20 зарубежных каналов, следует учредить 10 вещательных компаний, каждая их которых должна получить отдельную лицензию МПТР.

Учитывая опыт российских кабельщиков их украинским коллегам, возможно, следует подумать, стоит ли отказываться от закрепившегося за ними неопределенного статуса вещателя.

Легитимная ретрансляция зарубежных каналов в Украине и в России была бы упрощена, если бы страны ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном вещании. Присоединившись к этой конвенции, страна должна принять регламентируемые ею условия ретрансляции зарубежных каналов. Они не предусматривают получения никаких лицензий, а требуют только заключения договора между каналом и кабельным оператором. Правда, конвенция накладывает некоторые ограничения, в первую очередь касающиеся телерекламы. Конвенция запрещает рекламу информационных программ, а также табака и алкоголя. Запрещено занимать рекламой более 12% эфирного времени и нарушать ею целостность транслируемой передачи. Появление первого рекламного ролика в фильмах допускается не раньше чем через 45 минут после его начала, и только при наличии логического перерыва в сюжете.

Кроме того, конвенция запрещает телевизионный показ кинофильмов в течение трех лет с момента их выхода на киноэкран.

Большая часть этих условий украинскими, как впрочем, и российскими каналами, сейчас не соблюдается. Однако, Национальный совет Украины смущают в основном не ограничения, с которыми столкнуться вещатели, а то обстоятельство, что после подписания конвенции, окажется невозможным контролировать проникновение иностранных программ на территорию Украины. Сегодня в Украине действует требования, что каждый кабельный оператор должен в целом передавать не менее 50% украинских программ. Возможно, именно для контроля за выполнением этого требования и предполагается ввести лицензирование программ.

Такая точка зрения оказалась не единичной.

Большинство участников Конгресса позитивно оценило перспективы присоединения стран СНГ к конвенции по трансграничному вещанию. Однако, многие представители Украины и других стран СНГ отрицательно относятся к экспансии западных программ на национальный ТВ рынок. Более того, они считают, что не следует чрезмерно поощрять западные инвестиции в развитие кабельных сетей и информационных структур в целом, так как это может привести к монополизации этих важнейших структур иностранными компаниями.

К слову сказать, с не меньшей настороженностью руководители Всеукраинской Ассоциации операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей относятся к перспективам присоединения Украины к ВТО. В первую очередь из-за необходимости рано или поздно присоединиться к соглашению по торговым аспектам интеллектуальной собственности — ACCORD TRIPS.

Это соглашение требует признания прав владельцев патентов и других прав интеллектуальной собственности. Страны, присоединившиеся к соглашению TRIPS, должны обеспечить контроль над оплатой использования любых художественных произведений или их фрагментов, промышленных разработок, сельскохозяйственных культур и много другого. По мнению руководителей Ассоциации, присоединение к этому соглашению может подорвать еще не вставшую на ноги экономику Украины. Например, легко представить себе как это отразиться на производстве ТВ оборудования. Производителям придется платить за использование всех патентованных микросхем и других узлов, а также за программное обеспечение, применяемое в процессе разработки и наладки. Очевидно, что такое производство на Украине окажется нерентабельным.

Ряд руководителей национальных ассоциаций кабельщиков высказали мнение, что основные усилия надо направлять не на поиск западного контента, а на активизацию обмена ТВ программами между странами СНГ. Это должно стать одним из факторов создания единого информационного пространства на территории СНГ, объединяющего государства более близкие по менталитету и по уровню экономического развития.

Национальные сети, конечно, заинтересованы в сотрудничестве с российскими каналами, однако, сами каналы не проявляют ответного энтузиазма. Представители Украинской и Грузинской ассоциации кабельщиков сетовали на то, что им не удается найти ни одного российского канала, готового к бесплатной ретрансляции в национальных сетях. Более того, многие каналы ведут переговоры через посреднические организации, непомерно поднимающие стоимость прав на ретрансляцию. Но основная проблема в том, что каналы могут ретранслироваться только с купюрами. Программное наполнение частично создается в собственных студиях канала, а частично закупается у сторонних организаций. А так как российские каналы, в первую очередь, ориентированы на внутренний рынок, то и программы они закупают только для показа на территории России. Таким образом, при ретрансляции такого канала в кабельной сети другого государства во время передачи, например, международного футбольного матча, абонентам сети будет показан не матч, а "черный квадрат".

Надо сказать, что позиция российских каналов в отношении ретрансляции закупленных программ выглядит вполне оправданной. Дополнительные затраты на право показа различных событий на территории других стран СНГ едва ли будут компенсированы оплатой за ретрансляцию в нескольких национальных сетях. С учетом позиции российских каналов конгресс рекомендовал национальным ассоциациям рассмотреть возможность трансляции в национальных сетях программ или целых каналов других стран СНГ. На наш взгляд действенность этой рекомендации спорная. Проблемы, препятствующие успешному внедрению российских каналов с сетями СНГ, в основном объективны, и их вряд ли удастся обойти при попытке наладить сотрудничество с аналогичными каналами других стран СНГ.

С другой стороны, нельзя не отметить, что российские каналы ничего не предпринимают, чтобы сделать возможной ретрансляцию их программ в зарубежных кабельных сетях. Несколько основных российских каналов уже создали международные версии, куда включены только передачи, которые можно ретранслировать за пределами России. Другое дело, что они вызывают меньший интерес кабельщиков стран СНГ, так как зачастую именно убранные и замененные передачи, например популярные голливудские фильмы, вызывают интерес зрительской аудитории.

В заключение отметим, что в целях формирования единого информационного пространства на Конгрессе был учрежден Международный Информационный Союз. В его задачи входит "развитие и укрепление связей между субъектами информационной деятельности" в странах СНГ. Под связями подразумевается и обмен информационным продуктом, и обмен опытом решения нормативных, организационных и технических проблем, которые в большинстве стран СНГ достаточно схожи. Конкретные механизмы налаживания межнациональных информационных связей видимо начнут разрабатываться на съезде Международного информационного союза, который должен пройти этой осенью в Тбилиси.



 
Теле-Спутник Август 2003
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт