32Юридический отдел

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



«Интерньюс» поворачивается к кабельным операторам, «реальному» сектору телевидения


Теле-Спутник - 8(94) Август 2003 г.


Юридическая защищенность, взаимоотношения с властями, юридические отношения с абонентами, подготовка кадров для менеджмента, производство программ — вот, что волнует каждого кабельного оператора. В России есть организация, которая намерена помогать кабельным операторам в этих областях.

Участники первого семинара некоммерческой организации "Интерньюс" для руководителей региональных телевизионных кабельных сетей (см. Т/С, июль 2003, Новости телекомпаний) очень высоко оценили полученную информацию. Чтобы понять, почему "Интерньюс" обратил свое внимание на кабельных операторов, мы встретились с юристом "Интерньюс" Федором Кравченко.

Ф. Кравченко

Т/С: Что представляет собой "Интерньюс"?

Ф.К.: "Интерньюс" — это некоммерческая организация, которая тесно взаимодействует с российскими вещателями и не ставит при этом задачу зарабатывания денег, получая средства от грантодателей. Поэтому "Интерньюс" может позволить себе пригласить хороших специалистов для содержательных выступлений перед любой аудиторией. "Интерньюс" работает с эфирными компаниями. Москвичи в наших тренингах мало нуждаются, в 9 случаях из 10 это региональные компании, хотя недавними курсами для сценаристов интересовались все московские компании.

Т/С: Какие задачи ставит для себя "Интерньюс"?

Ф.К.: Организация работает в России в течение 10 лет. "Интерньюс" возник в тот момент, когда решалось, будет ли вообще в России частное телевидение. С тех пор задача "Интерньюс" только одна: чтобы в стране было как можно больше негосударственного (частного) коммерческого ТВ. И чтобы оно при этом являлось самостоятельным процветающим бизнесом, а не структурой, близкой к политике и обслуживающей ее. "Интерньюс" способствовал тому, чтобы состоялись многие российские телекомпании.

Т/С: Каковы источники финансирования организации?

Ф.К.: Среди наших грантодателей довольно много американских фондов, деньги когда-либо давали US ID — американское агентство по международному развитию (это наш главный американский донор), фонд Мак-Артура, фонд Сороса, фонд Форда и другие. Американские средства это меньше половины бюджета "Интерньюс".

В последнее время увеличилась доля денег из Европы, в основном по линии программы технической помощи бывшим странам СНГ. И, наконец, чуть меньше половины бюджета стал составлять вклад фонда "Открытая Россия", который создан корпорацией "Юкос". Это удачный пример российского благотворительного фонда, финансирующего деятельность некоммерческих организаций, один из его крупных проек- тов — Федерация интернет-образования. "Интерньюс" получает меньше средств, но это существенная часть бюджета нашей организации.

Т/С: Почему "Интерньюс" заинтересовался кабельными операторами?

Ф.К.: Мы внимательно посмотрели на ситуацию и на тенденции развития телевидения в России. Если сравнить кабельщика и эфирщика, становится понятно, что эфирщика достаточно легко "отсечь" от денег, от крупных капиталов, потому что он существует на рекламные и на политические деньги и в большей степени зависим от местных властей. Проделать то же самое с кабельщиком почти невозможно (хотя, понятно, что все реализуемо), потому что у него есть абонентская плата и он в значительной степени самостоятелен и независим.

Когда-нибудь, и это неизбежно, кабельные сети станут безальтернативным средством доступа к телезрителям, тогда отношения между эфирными и кабельными телекомпаниями будут развиваться чрезвычайно интересно в смысле договоренности, кто кому будет платить. Разумеется, у кабельных операторов здесь хорошие перспективы и хорошие возможности. При этом возникает вопрос: насколько возмездными должны быть взаимоотношения кабельного и эфирного ТВ?

Также интересна потенциальная возможность кабельщика быть важным агентом на рекламном рынке в том случае, если он сможет договариваться с производителями контента, что, наверное, рано или поздно произойдет. Тогда кабельный оператор станет еще более независим финансово, потому что он будет предлагать услугу, которую не сможет предложить ни один эфирщик — продажу рекламы сразу на многих каналах, с которыми он договорился.

"Интерньюс" никак не формулировал своих долгосрочных стратегических планов в отношении кабельных операторов. Ранее они были для нас лишь частью слушателей на семинарах эфирных компаний, часто это были производящие компании, которые выходят в эфир и в кабельные сети. Мы поняли, что необходимо познакомиться с кабельными операторами, чтобы понять, что для них является специфическим, центральным интересом. В нашем атласе телевидения нашлось чуть больше сотни кабельных компаний, им и была отправлена информация о предстоящем семинаре.

Проблемы кабельщиков и эфирщиков имеют немного точек соприкосновения. Кабельщиков интересует совершенно другое. Например, это вопросы взаимодействия с органами местного самоуправления, касающиеся чердаков, подвалов, предоставления льгот. Это взаимоотношения с антимонопольными органами.

Поэтому задачей первого семинара было понять круг этих вопросов, оценить степень правовой "просвещенности" операторов и определить, насколько операторы нуждаются в той информации, которую мы бы хотели или готовы им предоставить.

Т/С: И каковы результаты?

Ф.К.: Выяснилось, что потребность в информации очень велика. Мы увидели востребованность со стороны кабельных операторов и в этом смысле первый семинар можно считать удачным.

Ранее мне доводилось бывать на нескольких семинарах кабельных операторов, на них традиционно была очень сильная часть по сертификации, сильная часть по всевозможным вопросам связи, надзора за связью. Но, при этом, совершенно не затрагивались вопросы, связанные с авторским правом, с рекламой, а это все больше и больше начинает интересовать кабельщиков. Более того, совершенно опускались вопросы лицензирования вещания и многие другие важные вопросы.

Последние 10 лет эфирщики были гораздо ближе к сфере права и политики, чем кабельщики. У них раньше появились юристы, которые хорошо ориентируются именно в информационном праве. Для этих юристов было организовано довольно много семинаров. Кабельные же операторы в большей степени "варились в собственном соку". С одной стороны, это хорошо, потому что они тесно связаны с реальным миром. В этом смысле их можно назвать "реальным сектором" телевидения. С другой стороны, как раз "Интерньюс" может быть полезен для них во многих сферах. Теперь мы, наконец, поняли, в чем проблематика работы кабельщиков, что их интересует. И сейчас на основании первого, "разведочного" семинара можно будет выработать, сформулировать планы и стратегические направления.

Т/С: Какие это могут быть направления?

Ф.К.: "Интерньюс" занимается несколькими программами. Направлений для кабельщиков может быть два. Первое это уже осознанная интеграция кабельщиков в систему тренингов, которые организует "Интерньюс". Вторая возможность это выделение работы с кабельщиками в самостоятельное поднаправление.

Так, например, помимо тренингов, важным и востребованным кабельщиками направлением оказался проект "правовой аудит". Я являюсь юристом этого проекта. В проекте не предусматривалось деление на кабельные и эфирные компании, но первыми подали заявки на участие эфирные компании, обычно работающие с "Интерньюс".

Суть проекта состоит в том, что юрист приезжает на телекомпанию и проверяет документы. Большинство телекомпаний было готово показать всю документацию, понимая, что правовой "аудитор" гарантирует конфиденциальность информации. "Правовой аудит" позволяет подготовиться к проверкам каких-либо государственных органов, чтобы не бояться, что в результате проверки будут сразу обнаружены ошибки. Опытный юрист "правового аудита" указывает руководству компании на эти ошибки, предоставляя перечень замечаний, причем строго конфиденциально. Для проведения подобных проверок были специально отобраны и обучены 20 юристов из региональных эфирных компаний, у некоторых из них были и кабельные сети.

Помимо эфирных компаний, проверка была проведена и у одного кабельного оператора. Она была достаточно полезной. Мы обратили внимание оператора на многие важные вещи, которые были для него неочевидными, или привычными. Он согласился с нашим перечнем предложений и начал соответствующую работу.

Т/С: Для чего выдвигались эти предложения?

Ф.К.: Предложения были направлены на достижение большей юридической безопасности и устойчивости. У любой фирмы могут быть направления, в которых она слабо защищена. Пока ситуация стабильна, эти слабые звенья никак не дают о себе знать, но вполне может быть предпринята политическая или юридическая "атака".

В течение ближайших 5 лет развернется борьба за кабельщиков. Очевидно, что доступ к абоненту по кабельным сетям, "последняя миля", позволяет предоставлять очень широкий спектр услуг Интернет-провайдерам, телефонным провайдерам и другим. Этим компаниям не обойтись без кабельщиков. Либо им придется тянуть собственные линии, что маловероятно, либо им придется бороться за внимание кабельщиков и не исключено, что они будут скупать кабельные сети. Отсюда неизбежно возникнут повышенные юридические риски. Достаточно вспомнить "войны" за металлургические, за машиностроительные заводы. Происходили баталии в судах между всевозможными альтернативными генеральными директорами, конкурирующими группами в совете акционеров, в совете директоров.

Я боюсь, что нечто подобное ждет и кабельщиков. Это будет происходить в более цивилизованной, в "юридической" форме, с меньшей стрельбой, но с большими юридическими баталиями.

Т/С: Что ждет дальше проект "правовой аудит"?

Ф.К.: Проект, по прежнему, занимается проверкой компаний, в июле будет закончена проверка тех компаний, которые подали заявки в прошлом году. Я надеюсь, что, если это будет востребовано кабельщиками, к чему есть все предпосылки, то возможно обучение юристов специально по проблематике кабельных компаний.

А вопросов у кабельщиков в этой области накопилось много, например, мое выступление на семинаре Ассоциации уральских телевизионных сетей затянулось в 2 раза больше запланированного.

Т/С: Какие юридические вопросы заинтересовали операторов на этом семинаре?

Ф.К.: Одна из проблем, которая станет важной, это очень большая запущенность юридических дел во многих компаниях. Это зачастую связано с тем, что кабельные операторы, которые создавали свою фирму 10 лет назад, до сих пор продолжают оставаться тем же юридическим лицом. Я постарался рассказать о тех методах, с помощью которых можно увеличить степень юридической безопасности, чтобы не потерять свое "детище", которое бережешь 10 лет.

Т/С: Кроме юридических вопросов, что еще может быть полезно кабельщикам?

Ф.К.: У "Интерньюс" всегда была сильная подготовка в области менеджмента под руководством иностранных и отечественных тренеров. Можно сказать, что проводилось "обучение тренеров", которые традиционно работали с эфирными компаниями, хотя есть опыт общения и с кабельщиками. Чувствовалось, что они должны найти новую методику, чтобы проанализировать методы ведения кабельщиками бизнеса.

Кроме того, у кабельных компаний есть или наверняка появятся свои эфирные студии. Для таких компаний "Интерньюс" может проводить программы по подготовке операторов, монтажеров, ведущих.

Далее. Кабельщики сейчас присутствуют на рекламном рынке. Некоторые скромно, а некоторые уже серьезно, и тенденция будет только к увеличению объема рынка. Сейчас сети у многих уже построены, строительство продолжается в фоновом режиме, в своем городе или в соседних. И это теперь не является задачей номер один для кабельщиков. Наверняка, они будут осваивать рекламный бизнес, где, безусловно, может быть востребован юридический и неюридический опыт "Интерньюс".

Огромный пласт законодательства представляет собой избирательное право, а доля предвыборной агитации может увеличиваться.

Мы очень много внимания будем уделять борьбе с незаконными подключениями, чтобы это происходило не так, как сейчас: абонентский отвод отрезают ножницами, на следующий день абонент снова подсоединяется, такие "абоненты" наносят большой ущерб. У многих кабельщиков уже есть опыт, каким образом действовать с ними. У кого нет опыта — мы будем рассказывать, а у кого он есть — его можно совершенствовать.

С тем абонентом, у кого есть договор, и он при этом не платит, судиться легко. Сейчас мы стараемся выработать технологию, как судиться с теми, с кем не заключен договор. С самовольно подключившимся у оператора пока нет никаких гражданских правоотношений, поэтому административный кодекс о наказаниях малоэффективен.

Сейчас недооценены вопросы защиты прав потребителей, предоставления льгот. У кабельщика существуют прямые отношения с потребителем, поэтому местная администрация и антимонопольные органы имеют очень большой рычаг влияния на кабельщика. Если с юридической точки зрения существуют какие-то червоточины, в любой момент они могут доставить оператору массу неприятностей. С этой точки зрения мы будем прорабатывать договор с абонентом и другие вопросы защиты прав потребителей.

Есть и еще один аспект антимонопольной политики. Оказывается, у антимонопольных органов есть замечательная функция контроля над органами власти, когда они мешают, препятствуют добросовестной конкуренции, бизнесу, предпринимательской деятельности. У антимонопольного ведомства есть реальные полномочия в ситуации, когда местные органы власти заставляют кабельщика убрать свои уже смонтированные сети или не дают монтировать новые, препятствуют бизнесу другими способами. В регионах, в частности, в Екатеринбурге, уже есть хорошие примеры, когда антимонопольные органы вставали на защиту кабельных операторов как субъектов предпринимательства перед органами власти.

Т/С: Как бы Вы сформулировали планы взаимодействия с кабельщиками?

Ф.К.: "Интерньюс" ставит целью понять отрасль, которая очень специфична. При всей кажущейся обманчивой схожести с эфирным вещанием, это совершенно разные, самостоятельные миры. У каждого из них свои юридические законы. И когда я, юрист, проработавший 8 лет в сфере СМИ, в сфере эфирного ТВ, оказался координатором 2-х юридических дней семинара для кабельных операторов, то почувствовал, что иду по совершенно неизвестной почве, которую еще нужно внимательно изучать. Таким образом, пока конкретных планов нет, но появилось безусловное понимание — делать что-то придется.

Т/С: Надеемся, скоро мы узнаем о проектах "Интерньюс", направленных конкретно на кабельных операторов.

Беседовал М.Мирошников



 
Теле-Спутник Август 2003
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт