Компания "Цифровое телерадиовещание" ("ЦТВ") после проведения серии исследований и разработок (Т/С, август 2002) определилась с практическими параметрами проекта мобильного приема цифрового ТВ в Москве и начинает массовое коммерческое продвижение услуги.
Как рассказывают генеральный директор "ЦТВ" Т.Л. Сушкова и член совета правления А.В. Решетняк, фирма разработала и предлагает услугу мобильного приема DVision (Digital Vision), ориентированную на владельцев престижных марок автомобилей. В настоящее время абонентам предлагаются два цифровых телеканала, которые создаются компанией "ЦТВ". "Радийный" формат телеканалов отвечает требованиям элитной аудитории "ЦТВ" и разрабатывался на основе маркетинговых исследований. Каналы удобны для кратковременного просмотра, но и при длительном просмотре остаются интересными. "ЦТВ" и в дальнейшем будет учитывать мнение существующих и потенциальных пользователей при планировании наполнения каналов.
| Рис. 1 |
| Рис. 2 |
Канал Digital News (рис.1) — это круглосуточный информационно-новостной канал, представляющий собой дайджест выпусков новостей ведущих телеканалов (ОРТ, РТР, НТВ) с программами продолжительностью от 5 до 10 минут. В ближайшем будущем дайджест станет более представительным, будут использоваться программы каналов "ТВ-Центр", "Культура", ТВС и EuroNews на русском языке. Фактически, подбор информации для Digital News — это собственное производство телеканала силами "ЦТВ".
Канал DV Live (рис. 2) — развлекательный канал представительского класса (со стереофоническим звуком!), где демонстрируются эксклюзивные телевизионные материалы, большинство из которых не станет достоянием широкой общественности. Продолжительность программ тоже "радийная", от 5 до 20 минут. Только на этом канале можно увидеть информационные блоки, посвященные выпуску самых престижных марок автомобилей, яхт, самолетов для частных пользователей. Здесь будет интересующая аудиторию "ЦТВ" информация о тенденциях моды, о видах спорта, которой нет на обычных телеканалах. Возможно, вскоре появятся горячие новости из жизни политической, музыкальной, артистической элиты мира.
Сейчас компания начала коммерческие продажи оборудования и услуги, уже есть несколько десятков клиентов. На первых клиентах (в основном корпоративных) окончательно отлаживается технологическая часть и контент продукта DVision.
Взаимодействие с клиентами будет осуществляться через сеть торговых точек "ЦТВ". Основная масса потенциальных клиентов услуги DVision проживает в загородных домах, поэтому компания "ЦТВ" планирует организовать презентации и тестовые показы за городом, например, по направлению Рублево-Успенского шоссе. Для продвижения услуги будут использоваться печатные СМИ, телевидение.
Когда клиент приобретет комплект оборудования DVision, его монтаж будет производиться в тюнинговых компаниях, которые занимаются установкой hi-end аудио-видео оборудования в автомобили. В дальнейшем эти компании могут стать и дилерами по продаже оборудования.
| Рис. 3 |
| Рис. 4 |
| Рис. 5 |
| Рис. 6 |
Каждый автомобиль индивидуален, в некоторых уже установлено аудио-видео оборудование, поэтому иногда монтаж оборудования DVision — это сложная техническая задача. В то же время, все новые машины представительского класса уже оборудованы системами навигации с мониторами, встроенными в переднюю "торпеду" автомобиля. А новые автомобили марок Mercedes и BMW уже оснащены мониторами в подголовниках передних сидений. Это облегчает монтаж оборудования.
Услуга компании "ЦТВ" ориентирована на состоятельных людей. Комплект оборудования обойдется абоненту в $4000, абонентская плата — около $200 в месяц. Для окупаемости проекта достаточно подключения одной тысячи абонентов.
В абонентский комплект, кроме набора предохранителей и кабелей, входят: штыревая антенна (высота с магнитным креплением 15 см), полосовой фильтр 32-го эфирного канала, предусилитель, инжектор питания, автомобильный цифровой приемник (mobile DVB-T receiver). Внешние устройства призваны увеличить чувствительность приемника. Приемник производится за рубежом, он разрабатывался совместно с иностранной компанией с учетом российской специфики и специфики мобильного приема. Так, предъявлялись требования по температурному режиму (для работы в диапазоне —25°С…+70°С есть система климат-контроля), по вибрации, по устойчивости к конденсации влаги, по особенностям вождения некоторых водителей (резкий старт, торможение). Очень важно, что приемник стыкуется со всеми видами автомобильных аудио-видео систем.
Мы проехали в демо-автомобиле, оборудованном аналоговым и цифровым приемными ТВ-устройствами, по улицам Москвы. Цифровое изображение было практически идеальным, переключение между двумя цифровыми каналами происходит, как в обычном телевизоре, за 1 сек. Автомобиль разгонялся до скорости 120 км/ч, изменений в качестве приема не было (в экспериментах проверялось качество изображения на скорости до 150 км/ч, зависимости от скорости движения не было выявлено). В то же время качество изображения (и звук) аналогового телеприемника очень плохое, видно "эхо" от переотражений сигнала (рис. 3). Когда автомобиль начинает движение, аналоговое изображение ухудшается (рис. 4). Такая разница цифрового и аналогового изображения легко объяснима — стандарт DVB-T специально создавался для работы с отраженным сигналом. При движении автомобиль был закрыт от Останкинской телебашни высокими домами, это не влияло на цифровой прием. Мы специально попросили проехать в неблагоприятное для приема место — это узкий переулок в низине. При движении по такому переулку на экране периодически появлялись артефакты в виде горизонтальной полоски из квадратиков. Здесь же нам удалось увидеть и полный срыв изображения на 1-2 сек, на экране появилась надпись "No video" (рис. 5). Непродолжительный срыв изображения не влияет на восприятие. Мы видели и срыв изображения, когда машина остановилась на перекрестке в относительно открытом месте. Это можно объяснить эфирными помехами.
Исследования "ЦТВ" показали, что цифровой сигнал компании можно принять на 95% территории Москвы со 100% вероятностью приема. В городе есть естественные зоны затенения из-за рельефа. Дальность приема за городом — около 20 км. В ближайших планах компании переход с режима модуляции QPSK (параметры сигнала — см. рис. 6) на QAM16, это позволит запустить еще 2 канала с оригинальным контентом, которые дополнят существующие каналы. Вместе с этим для сохранения качества приема будут вестись работы по поэтапному созданию одночастотной сети (SFN, single frequency network). Первыми шагами здесь станут введение в строй еще одного передатчика и увеличение мощности существующего. Важно, что передатчики могут поддерживать функцию иерархической модуляции, что позволит в отдаленном будущем начать трансляцию потоков с различной модуляцией для мобильных и стационарных пользователей. А после этого мобильным и стационарным пользователям планируется предложить доступ в Интернет.
Бизнес-модель "ЦТВ" уникальна, такой услуги больше нет нигде в мире. На территории России "ЦТВ" могло бы развивать свою услугу еще в 3-4 городах (например, Новосибирск, Краснодар), основной критерий востребованности — уровень развития сетей сотовой связи. А рекламная компания в Москве будет основываться на рассказе о брэнде DVision, его производных — телеканале DV Live, приемнике DV Box и абонентах, которых назвали DV Men.
|
| Узкий переулок, где был непродолжительный срыв изображения
| Прием был хороший, несмотря на то, что Останкинскую башню загораживают высокие дома (справа), а слева мало поверхностей, от которых сигнал мог бы отразиться |
|
| Штыревая антенна
| Аппаратура для установки в автомобиле |
|