43Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Перспективы развития спутниковых коммуникаций на ближайшие 10 лет


В. Колюбакин Теле-Спутник - 6(92) Июнь 2003 г.


(по материалам доклада Euroconsult на конференции ГПКС Дубна 2003)

Один из основных вопросов, который постоянно мучает операторов, — насколько спутниковая связь конкурентоспособна с наземными видами коммуникаций. В разное время брали верх различные точки зрения.

В какой-то момент полагали, что спутниковая связь должна служить для резервирования волоконно-оптических линий. Сейчас в основном бытует точка зрения, что спутниковая связь выигрывает в тех случаях, когда трудно решить проблему последней мили, а также (не всегда) в организации магистральных каналов. Правда, в последнее время все чаще берет верх точка зрения, что в том случае, когда надо организовать связь по системе "точка-мультиточка" или "каждый с каждым", спутниковая связь тоже может претендовать на лидирующие позиции. Этому вопросу был посвящен доклад главного аналитика компании Euruconsult Штефана Ченарда (Stephane Chenard).

В 2002 г. общий совокупный доход индустрии спутниковой связи составил 19 млрд. долларов. Из этой суммы большая часть приходится на долю двух крупнейших операторов систем непосредственного спутникового телевещания (DTH — Direc to Home) — DirecTV (дочерняя компания Hughes) и Dish Network (дочерняя компания EchoStar).

Если рассматривать фиксированную спутниковую связь (FSS — Fixed Satellire Services), то можно увидеть, что эта отрасль занимает маленький сектор рынка, но она стабильно доходная и привлекательная для инвесторов.

За последние 20 лет в отрасли наблюдался стабильный рост прибыли, пропорциональный росту количества транспондеров. Цена за один транспондер практически не менялась и составляла в среднем около 1,2 млн. долларов в год. Показатели по росту прибыльности FSS сильно отличались от аналогичных показателей в других отраслях коммуникационной индустрии.

К 2002 г. на рынке FSS наблюдаются сильное возрастание конкуренции, перенасыщение рынка транспондерной емкостью и, как следствие, — некоторое падение прибыли. Также отмечен факт, что по уровню прибыли FSS отстает от других отраслей коммуникационной индустрии на 3-7 лет.

В итоге: большинство спутниковых операторов имеют положительный финансовый баланс, но многие крупные операторы (например, Интелсат) не знают, как эффективно вложить собственные свободные средства. Рост транспондерной емкости не приводит к росту прибыли. Возможности приобретения активов на рынке FSS ограничены, следовательно, остается один выход — инвестирование новых услуг. По мнению аналитиков Euroconsult, через 4-5 лет возникнет резкое увеличение суммарных инвестирований в новые услуги спутниковой связи. Но сейчас ждать такого подъема преждевременно.

Каковы рыночные тенденции в этой области? Прежде всего, будет наблюдаться рост транспондерной емкости на орбите. При этом спрос на транспондеры будет расти примерно на 4-6% в год в ближайшие 10 лет. Таким образом, за 10 лет спрос возрастет на 40%, и общее количество транспондеров будет составлять 10 тыс. К тому времени телефонный трафик будет снижаться, телевизионный и интернет-трафик — расти и занимать: телефония — 40% спроса на емкость, Интернет — 25% спроса, телевидение — остальное.

Большое значение придается росту VSAT-сетей. В первую очередь, эта технология будет привлекательна для компаний, занимающихся электронной торговлей, организацией лотерей — всем компаниям, которым требуется связать один центр с большим количеством филиалов. Для таких компаний оптоволокно невыгодно из тех соображений, что при организации связи с несколькими сотнями филиалов по всему миру им придется иметь дело с несколькими провайдерами, что повышает цену и усложняет сеть. Немаловажно то, что оптоволоконные кабели, как правило, магистральные — например, трансокеанские. При этом серьезно возрастает проблема связи с конкретным пользователем, поскольку "кабель в каждый дом" — это дело еще весьма отделенного будущего. Показателен тот факт, что в 2000-2001 гг. активно прокладывались магистральные трансокеанские оптоволоконные кабели, тем не менее, телефонные компании заключали контракты со спутниковыми операторами, поскольку оптоволокно не достигало многих населенных пунктов.

Что касается рынка спутникового интернет-доступа, то он в данный момент замер. Пока никто не готов выложить 1 млрд. долларов на его развитие. Именно такая сумма понадобилась для активизации рынка DTH-вещания в аналогичных условиях около 10 лет назад. Именно тогда, в частности, General Motors выделила своей дочерней компании Hughes крупные инвестиции для развития проекта Direc TV. Сейчас никто не готов выделять подобные суммы.

1. Годовой доход операторов фиксированной спутниковой связи (FSS), мобильной спутниковой связи (MSS) и систем непосредственного спутникового вещания (DBS).

2. Общий доход операторов фиксированной спутниковой связи.

3. Доход индустрии фиксированной спутниковой связи. Общий и в пересчете на один транспондер (эквивалент 36 МГц).

4. Количество подписчиков систем непосредственного спутникового радиовещания. Системам спутникового радиовещания тоже отводится роль в росте спроса на транспондерную емкость. Эта индустрия появилась несколько лет назад, и наблюдается устойчивый рост интереса потребителей.

5. Распределение транспондеров на рынке по диапазонам. По этому графику видно, что с освоением нового Ku-диапазона совпало по времени развитие систем непосредственного спутникового телевизионного вещания, что, в свою очередь, тоже обусловило увеличение доли транспондеров Ku-диапазона.

6. Распределение предлагаемой на рынке транспондерной емкости. До 2002 г. данные графика представляют собой собранную Euroconsult-информацию. После 2002 г. — прогноз.

7. Распределение транспондерной емкости на рынке в 2001 г. (информация) и в 2010 г. (прогноз).

8. Распределение востребованной транспондерной емкости по регионам.

9. Востребованная и максимально возможная пропускная способность оптоволоконных сетей и магистральных межконтинентальных оптоволоконных линий.

10. Количество подписчиков услуг спутникового интернет-доступа в мире на 1997-2002 гг.

11. Сравнение роста доходов различных областей индустрии развлечений, программного обеспечения и мультимедиа-продуктов. Из графика видно, что рынок непосредственного спутникового телевещания — наиболее динамично развивающаяся область.

12. Рост количества транспондеров (в эквиваленте 36 МГц), используемых для передачи телевизионного сигнала. Из графика видно, что, по состоянию на 2002 г., 76% транспондеров транслировали 49% телеканалов, тогда как 24% транспондеров, используемых для телепередачи, транслировали 51% телеканалов.

13. Распределение транспондеров (в эквиваленте 36 Мгц), используемых для передачи телевизионного сигнала по регионам.

14. Общая тенденция развития систем видеокомпрессии. Востребованность транспондерной емкости растет одновременно с ростом количества телеканалов, но в то же время падает с развитием систем видеокомпрессии и увеличением количества телеканалов, транслируемых через один транспондер.

Из собранной и прогнозируемой информации специалисты Euroconsult делают следующие выводы:

Возрастание телефонного трафика, снижение развития оптоволоконных линий и меньшая их мобильность в доставке сигнала непосредственно клиенту обусловят возрастание телефонного трафика посредством спутниковых коммуникаций. Развитие систем компрессии сигнала окажет на этот процесс незначительное отрицательное влияние.

Рост интернет-трафика, аналогичные с телефоном недостатки оптоволоконных сетей, снижение абонентской стоимости для потребителя с ростом количества подписчиков — эти факторы также повлияют на рост спутникового иннтернет-трафика.

Третьим важным фактором в росте потребностей на спутниковую емкость станет непосредственное спутниковое платное телевидение.

Таким образом, по мнению Euroconsult, индустрия спутниковой связи сейчас переживает кризис. Подорваны надежды на очередной бум, инвесторы проявляют осторожность. Такое состояние может продлиться 2-3 года. В дальнейшем можно ожидать очередного витка развития отрасли.

1. Годовой доход спутниковых операторов2. Общий доход FSS-операторов
3. Доход FSS-индустрии ($m) 4. Количество подписчиков цифрового спутникового радио
5. Распределение предлагаемых на рынке транспондеров по частотным диапазонам, 1967-2002 6. Востребованность транспондерной емкости для различных приложений, 1995-2010
7. Динамика и распределение использования транспондерной емкости в 2001 г. и 2010 г. (прогноз) 8. Распределение транспондерной емкости по регионам, 1965-2010
9. Общая емкость межконтинентальных магистральных кабельных линий, 1990-2002 10. Динамика роста подписчиков непосредственного спутникового Интернет-доступа (World, 1997-2002)
11.Рост прибыли в мультимедиа-индустрии. DTH — наиболее динамично развивающийся сектор 12. Рост количества транспондеров для передачи видеоизображения. (1991-2002)
13.Рост количества транспондеров, используемых для передачи видеоизображений, распределение по регионам. (1992-2002) 14. Тенденция развития систем компрессии (1995-2002)


 
Теле-Спутник Июнь 2003
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт