22Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



5 лет МУП «Ярославльтелесеть»


М. Мирошников Теле-Спутник - 6(92) Июнь 2003 г.


Развитие сетей КТВ в российских городах идет разными путями. В Ярославле 5 лет назад была создана муниципальная структура, призванная обеспечить население качественным ТВ-сигналом. Нас заинтересовали специфика работы, проблемы, опыт муниципального предприятия, которое работает в рамках всего города.

Ярославль (600 тыс. человек, около 200 тыс. квартир) — это крупный промышленный центр, расположенный в 250 км от Москвы. Ярославлю повезло, мэр города В.В. Волончунас обращает на вопросы развития средств связи, телекоммуникаций особое внимание. И вот 5 лет назад, в июне 1998 года, после обсуждения ситуации, изучения опыта других городов, было создано муниципальное унитарное предприятие "Ярославльтелесеть". О его успехах и проблемах нам рассказали директор предприятия А.Ю. Яблочкин и начальник отдела технического развития А.Л. Мельников. Важных вопросов было затронуто очень много, поэтому разговор приводим в сокращении.

"Теле-Спутник": Какие проблемы решались после создания предприятия?

А.Ю. Яблочкин
А.Л. Мельников

А. Яблочкин: В основном в городе работали разрозненные системы. Муниципальная и частная собственность уже "переплелись", а чем дальше город затягивает решение вопроса, тем с большими проблемами он потом столкнется. Мы считаем, что нам удалось разобраться, где какая собственность, и найти формы взаимодействия.

Стандартная ситуация — когда частные магистральные сети, в которые вложены значительные средства, работали с муниципальными домовыми сетями в муниципальных домах. Другой вариант — частные сети в кооперативах. "Ярославльтелесеть" старалась находить взаимопонимание с частными структурами, никогда не строила параллельные сети. В течение 5 лет работа ведется на основании договоров о совместной деятельности. После проведения комиссий, разграничения собственности заключался договор, там указывалось, кто ведет совместный баланс, принципы тарифной политики: жители Ярославля должны попадать под общую систему постановлений мэра о базовом пакете, а на прочие услуги в частной сети можно устанавливать любые цены. Сейчас цена базового пакета, где население оплачивает 5 каналов, — 17 руб. 85 коп.

Т/С: Как определялись пути развития предприятия?

А.Я.: В соответствии с программой-минимум мэрии, мы оперативно обеспечили все население, проживающее в муниципальном жилом фонде, 5-ю телеканалами с помощью головного оборудования Ярославского радиозавода (ЯРЗ).

Специальная комиссия разработала в 1999 году концепцию строительства в городе телеинформационных сетей (то есть программу-максимум) и бизнес-план, был утвержден инвестиционный проект. В рамках концепции с целью отработки процесса проектирования, строительства, сдачи в эксплуатацию, был построен пилотный участок широкополосной сети, это уберегло от возможных ошибок. С момента утверждения инвестиционного проекта началась разработка стратегии строительства новых сетей.

Т/С: Каковы существенные этапы становления предприятия?

А.Я.: Важным этапом в развитии сети стало приобретение городом частной MMDS-системы. Она была передана в наше предприятие, и сейчас у нас эфирная лицензия MMDS на 24 канала. В результате появилась возможность доставлять большое количество каналов в сети, делать любое кодирование, пакетирование. Сейчас пакет из 6 или 9 каналов (в разных сетях) кодируется с помощью системы "Криптон". Предприятие постоянно совершенствует пакеты каналов, в кодированном пакете собраны каналы, интересные всем членам семьи. Я не знаю другого города, где в коллективных сетях был бы представлен канал "НТВ-Плюс" "Наше Кино".

Мы ощущали необходимость расширения частотного плана старых сетей. Был пройден сложный путь, в результате сейчас у "Ярославльтелесети" частотный план на метровые сети на 17 ТВ-каналов! Других российских городов с таким частотным планом я не знаю.

Т/С: Как происходило частотное планирование?

А. Мельников: Во взаимодействии с Госсвязьнадзором, НИИ Радио, другими структурами мы доказывали, что готовы выполнять все требования по качеству сетей. Создавалась специальная комиссия, производились замеры по специальной методике, мы устраняли недостатки. Основной причиной "фона" были неотрегулированные сети, старый кабель со скрутками, с повреждениями от замерзавшей влаги. В итоге мы получили лицензию на работу в некоторых СК-каналах. Опросы населения показали, что 80% телевизоров могут принимать СК-каналы.

Т/С: Чем хороша сеть, работающая по всему городу?

На крышах домов практически нет эфирных антенн

А.Я.: В ситуации, когда одно предприятие в городе владеет сетями и MMDS-системой, проводится единая техническая политика. Сегодня я убежден — MMDS-система вообще не может существовать без наличия сетей. Мы перевели сети на прием MMDS-сигнала, провели большую работу по изменению структуры сети, регулировке. Большие "кусты" разбивались на более мелкие, сейчас в городе около 190 кустов, по 2-2,5 тыс. абонентов на куст. А в Заволжском районе идет вещание на 25 тыс. абонентов. В сетях 49-230 МГц стоит оборудование ЯРЗ, Планар, WISI, в широкополосных сетях — WISI, Alcad, Ikusi, TERRA, Teleste, Miap, Digicom.

Наши телевизионные сети в городе хорошо развиты, у них много абонентов. Ярославль входит в список городов, которые тестируются службой Гэллопа, поэтому для телеканала важно присутствие в сетях. У нас есть телеканалы, которые идут в открытом виде (6 каналов в метровых сетях, 10 в широкополосных), но население их не оплачивает, а трансляция компенсируется владельцами телеканалов (!). Так меняются взаимоотношения между оператором и владельцами эфирных каналов. Сегодня в городах, где присутствуют мощные операторы связи, у которых есть развитые сети, наличие эфирного передатчика не имеет никакого значения (в эфире Ярославля сейчас 9 МВ- и ДМВ-каналов). К сожалению, у нас нет технической возможности разместить в сетях все желающие телеканалы.

Т/С: В чем Вы видите преимущества и недостатки муниципальных сетей?

А.Я.: Если говорить именно о муниципальных сетях, возможны разные начальные условия. Когда речь идет о создании сетей с нуля, за счет бюджета это делать сложно (хотя примеры есть). Опыт других городов показывает, что требуются частные инвестиции и при этом акционирование либо другие формы гарантий инвесторам, то есть создается другая форма собственности.

Когда встает вопрос эффективного использования старых сетей, потому что новых еще нет, здесь не обойтись без участия муниципальных структур. Сначала нужно разобраться с сетями, улучшить их состояние, а потом уже решить, будет ли заниматься сетями муниципальное предприятие, или часть обязанностей возьмут на себя частные структуры. Таким образом, в условиях Ярославля в 1998 году создание специализированного муниципального предприятия было единственным правильным решением.

Многие проблемы решались быстрее и эффективнее, потому что "Ярославльтелесеть" — муниципальное предприятие. Это влияет на наш имидж, возрастает доверие населения, контролирующих органов. Это сказывается при получении документов, лицензий. За нами стоит гарант, обеспечивающий выполнение законодательства, договоренностей. На первых порах наши задачи было невозможно решить без бюджетной поддержки.

Население же моментально чувствует эффективность вложения средств в телекоммуникации, эта сфера может сформировать положительный имидж городской власти.

Т/С: Приведите данные по кабельным сетям "Ярославльтелесети" в настоящее время.

Эфирная аппаратная

А.Я.: У нас 186 тыс. абонентов, из них 4100 абонентов дополнительно получают кодированный коммерческий пакет из 6 каналов, 2200 абонентов получают коммерческий пакет и ночной канал, 1800 абонентов широкополосных сетей получают расширенный коммерческий пакет. Всего в широкополосных сетях около 30 тыс. потенциальных абонентов. Процент оплаты по городу выше 90%, деньги поступают в муниципальный расчетный центр.

99% сетей в муниципальном жилом фонде сориентированы на прием сигнала через MMDS-систему.

Т/С: Каковы затраты на строительство новых сетей?

А.Я.: Затраты в строящихся широкополосных сетях с обратным каналом составляют около $32 на одного потенциального абонента. Здесь учитываются оптоволоконная сеть, вставки обратного канала, но не посчитаны стоимость центральной городской головной станции Barco (она еще в проекте и сразу не нужна), провайдерское интернет-оборудование и зарплата персонала. В целом по Ярославлю затраты на строительство новой сети в основной части города (на 150 тыс. жителей) составляют $4-4,5 млн.

Оборот предприятия составляет около $1,5 млн. в год, доля в нем тарифа, который платит население за базовый пакет программ, — 65%.

MMDS-передатчики

Т/С: Каковы источники дальнейшего развития и совершенствования сетей? Каковы Ваши планы?

А.Я.: Источниками развития сети могут быть средства бюджета, средства из прибыли предприятия и инвестиции. Проект строительства телеинформационной сети утвержден на уровне города, поэтому у него есть льготы по налогам, а город может выступать гарантом различных кредитов и инвестиций. У проекта второй год есть строчка в бюджете развития города. В прошлом году вкладывалось мало денег, мы активно занимались проектированием. Московская фирма "Вимком Оптик" сделала генплан сетей для города, затем проект целого района. Потом мы пересмотрели стратегию, решили для оперативности сами проектировать сети в микрорайонах, поручив "Вимком Оптик" проектировать оптическую сеть. Были построены 2 куста на 2 тыс. абонентов за счет бюджета и из своих средств.

В этом году намечен запуск широкополосных сетей на несколько тысяч абонентов, первых оптоволоконных сетей (оборудование Motorola, Philips), Интернета. В одном районе начато предоставление кодированных каналов не через декодеры, а путем фильтрации. В недалеком будущем надо будет определяться — строить за счет средств города, если у города есть деньги, или же проводить акционирование (у нас много предложений об инвестировании).

Т/С: Меняется ли стратегия строительства сетей?

А.М.: Ранее мы стремились насколько возможно использовать коаксиальный кабель, а с определенного уровня переходить на оптоволокно. Сегодня мы понимаем, что надо свести размер коаксиальных сетей до минимума. Чем ближе мы подойдем к абоненту с оптикой, тем меньше будут затраты на сеть Интернет. Если идти оптикой до жилого дома, это даст возможность абонентам подключаться без модема.

Антенный пост и передающая MMDS-антенна

Т/С: Какие существуют наработки по доставке ТВ-сигнала в области?

А.Я.: Мы заключили договор, "Ярославльтелесеть" уполномочена реализовывать проект "ТВ-деревня" на территории Ярославской области. В городе Пошехонье был запущен пилотный проект, население получило 2 дополнительных ТВ-канала в ДМВ-диапазоне. Первоначально администрация вложила около 200 тыс. руб., на поддержание системы требуется около $200 в месяц. Система отработала уже 1,5 года, сбоев нет. Подобные системы можно использовать от дачных кооперативов до маленьких населенных пунктов. К сожалению, на уровне области отсутствует программная политика органов управления по развитию этой системы, также нужна отработанная финансовая политика на местах.

Т/С: На что следует обратить внимание кабельным сетям?

А.Я.: Остановлюсь на нескольких моментах. При утверждении тарифов для муниципального предприятия одна из основных статей — это зарплата обслуживающего персонала. Нам удалось убедить руководство города при расчете тарифов закладывать среднюю зарплату по промышленности в Ярославле на момент утверждения тарифа. У нас сразу появилась возможность выбирать специалистов, особенно радиомехаников. Сейчас средняя зарплата по нашему предприятию составляет 6500 руб., для Ярославля это существенно. Хотелось бы еще поднять зарплату, в предприятиях связи города зарплата выше.

С момента основания предприятия мы работаем с адвокатской конторой. В течение 5 лет с нами сотрудничает опытный юрист, он стал специалистом в области законодательства о связи. За это время мы прошли через много судов, юрист помог определить взаимоотношения с подрядчиками (они обслуживают 40% наших сетей, мы оставили только тех подрядчиков, которые в состоянии выполнить наши требования).

Мы испытываем нехватку профессиональных кадров, от монтажников до проектировщиков, поскольку этих специалистов никто не готовит. Любому предприятию, которое начинает проект в нашей области, следует сначала решить кадровый вопрос. Специалисты предприятия должны разговаривать с проектировщиком на одном языке.

Т/С: С какими еще проблемами приходится сталкиваться?

А.Я.: У нас все сети, даже старые, которые никто никогда не проектировал, сданы в эксплуатацию, и на это ушло много сил и средств. Но получается, что Гостехнадзор и другие организации "играют" по разным правилам. Мы хотим строить по единым правилам и конкурировать на рынке в одинаковых условиях.

С некоторыми телеканалами приходится очень долго выстраивать договорные отношения, хотя другие решают вопросы очень быстро.

Т/C: Насколько Вас устраивают нормативные, программные документы?

А.Я.: Сегодня очевидны недостатки законодательной базы, неодинаковая трактовка существующих документов, нежелание сторон регулировать взаимоотношения. Хотелось бы, чтобы активнее представлялись интересы кабельщиков. Требуются уточняющие документы, быстрейший выход разрабатываемых законов. Пора окончательно определиться, как должны лицензироваться операторы, регистрироваться каналы, как регулировать трансляцию каналов в сетях.

Так, мы столкнулись с проблемой эротики и порнографии в эротических каналах. Население просит дать эротический канал, да и сексопатологи говорят, что он необходим, к кабельщику же могут возникнуть претензии. Получается, в то время как оператор только транслирует продукт, не запрещенный на территории России, определение "порнография" отсутствует. Хотелось бы, чтобы у телеканала был документ, подтверждающий, что он не запрещен, и чтобы операторы лишь получали разрешение на право вещания на определенной территории.

Мы хотим от специалистов ясности с развитием цифрового ТВ, чтобы понять, как проектировать сети, куда вкладывать деньги, на что ориентироваться, как будет решаться вопрос бытового цифрового приемника. Неясно, как будут использоваться преимущества цифрового ТВ. Таким образом, нужна система в области развития технических решений.

Т/С: Как бы Вы завершили нашу беседу?

А.Я.: В нашей беседе мы хотели отчитаться об успехах, поднять проблемы. Путь "Ярославльтелесети" кажется нам типичным для российского города, но по нему нам удалось пройти до решения глобальных проблем строительства высококачественной сети. Мы готовы общаться, делиться опытом с коллегами. К сожалению, наша отрасль в России потеряла слишком много времени.



 
Теле-Спутник Июнь 2003
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт