(беседа с генеральным директором Национальной ассамблеи спутниковой связи Александром Сергеевичем Матвеевым)Т/С: Расскажите, пожалуйста, немного о Национальной ассамблее спутниковой связи. Александр Матвеев: Мы начали свою деятельность в 1998 году, основная наша цель — содействие гармонизации российской нормативно-правовой базы, регулирующей создание и эксплуатацию VSAT-сетей. Т/С: Какую задачу Вы считаете главной для Ассоциации? А.М.: Главная задача... Вы знаете, существует очень интересная статистика по распространению VSAT-технологии во всем мире: в Индии установлено 80 тыс. VSAT-станций, в Китае — 100 тыс., в США — 500 тыс. При том, Вы учтите, что Америка просто как паутиной опутана волоконно-оптическими линиями связи. И при этом существует и развивается VSAT-технология. А у нас — 2-2,5 тыс. При этом тысяча терминалов принадлежит одному оператору — Центробанку. Это же нонсенс! Ассоциация нацелена на усовершенствование нормативно-правовой базы России, чтобы можно было сказать, что в России стоит ну... хотя бы 100 тыс. станций. Т/С: Какие для этого предпринимаются действия? А.М.: Работа по совершенствованию нормативной базы в области VSAT идет в двух направлениях: совершенствование процедур и упрощение допуска к спутниковому ресурсу. Сначала мы начали работать в направлении упрощения процедур. Разрешительные процедуры не должны быть последовательными, они должны быть параллельными, последовательно-параллельными. Это сильно сокращает срок оформления необходимых документов. Мы сумели сделать так, что вся процедура оформления теперь занимает три месяца (с пересылкой документов и еще некоторыми операциями — до пяти месяцев). Что нам не удалось сделать? Нам не удалось добиться того, чтобы операторы вместо трех разрешений, необходимых для эксплуатации станции, получали только два. То есть мы хотели исключить необходимость последнего разрешения Госсвязьнадзора на эксплуатацию. Мы считаем, что можно ограничиться тем, что оператор связи получает только разрешение на эксплуатацию РЭС или земной станции. Пока этот вопрос нам решить не удалось, но я думаю, что в будущем у нас это получится. Наша работа в этом — чисто процедурном — направлении позволила запараллелить движение документов и приступить к решению двух самых главных задач: деньги, которые тратит оператор на комплект разрешительных документов, и время. Чтобы добиться нынешних результатов, мы потратили около двух лет. В результате нам удалось уменьшить сумму, затрачиваемую на комплект разрешительных документов, с 10 тыс. долларов до 3 тыс. По времени нам удалось сократить процедуры с полутора лет до пяти месяцев. Безусловно, это пока мало по сравнению с зарубежным опытом, где, как правило, на оформление уходит неделя и от 100 до 300 долларов. В этом, так сказать, процедурном направлении мы еще двигаемся. Надо сделать следующий шаг: мы должны убедить Госсвязьнадзор, что для VSAT-станций Госсвязьнадзор не должен участвовать в приемочной комиссии. Его функция должна быть надзорная. Он должен подключиться на этапе контроля лицензируемой деятельности. Сейчас представьте: мы сдаем станцию, но если она сама по себе стоит 2,5 тыс. долларов, и мы тратим 3 тыс. долларов на весь комплект разрешительных документов. Это же стыд и позор! Сейчас в России продвигаются два проекта "Электронная Россия" и "Интернет для сельских школ". Второй — это уже реально существующий проект, нацеленный на организацию дистанционного обучения в школах. Недавно компания "Кросна" уже подписала договор с "Хьюзом" на поставку оборудования на 10 млн долларов для оснащения 7,5 тыс. школ. Это только первый этап реализации проекта. Всего планируется оснастить станциями 70 тыс. школ. Представляете, если посчитать: 7,5 тыс. школ, 3 тыс. долларов комплект документов на станцию, получится ориентировочно 2,5-3 млн, которые надо будет заплатить чиновникам. Поэтому актуальность совершенствования процедурной части не исчезла. 15 января этого года по указанию Б.С. Антонюка состоялось совещание в РТРС, где мы, совместно с рабочей группой, подготовили предложения по корректировке соответствующих приказов для упрощения регистрации VSAT-станций. На этом этап процедурных совершенствований в России будет закончен, потому что дальше идти невозможно, ибо это не приносит экономического результата. Т/С: Каким же путем вы намерены удешевить оформление VSAT-станций? А.М.: Далее мы приступим к следующему направлению. Нужно решать задачу по выделению полосы радиочастот для VSAT-станций. Нужно будет подготовить материалы, которые дадут возможность принять обобщенное решение ГКРЧ по VSAT-станциям, чтобы отпала необходимость принимать решение по каждой станции в отдельности. Мы надеемся, что нам удастся упростить получение разрешительных документов, снизить стоимость получения до 300 долларов. Первый шажок был сделан — это решение ГКРЧ по упрощенной процедуре доступа к спутникам "Экспресс". Теперь не требуется согласования частот с силовыми министерствами, если вы работаете в Ku-диапазоне и работаете в 20-м стволе. Этот шаг пока не помог уменьшить стоимость, зато позволил сэкономить время. Сейчас мы подошли к такому периоду, когда дальнейшая работа требует денег и участия всех операторов связи. К сожалению, активности мало. Операторы связи реагируют довольно-таки слабо. Сейчас идет научно-исследовательская работа по подготовке предложений, с которыми мы можем выйти в ГКРЧ. Теперь надо решить материальный вопрос и все. К сожалению, здесь ситуация такая — государство не помогает, а операторы связи смотрят друг на друга. Поэтому пока мы половину денег собрали, чтобы провести эту научно-исследовательскую работу. Т/С: Сколько такая НИР стоит? А.М.: В целом (это грубый подсчет) — около 60 тыс. долларов. Если их собрать, можно приступить к полномасштабным работам, осмыслению и С-диапазона и Ku-диапазона. Осмыслению, какие полосы частот можно выделить и в том и в другом диапазоне, чтобы можно было там развивать VSAT-технологию. Я считаю, что здесь должны проявить активность ГП КС и Газком. В частности, Газком уже техническое задание представил. После Дубны* времени прошло уже много — было создано ТЗ, был создан план-проспект. Все документы были разосланы заинтересованным организациям — операторам связи — с тем, чтобы они изучили эти документы и приняли решение о финансировании этих работ. Сейчас как раз мы находимся на этом этапе. Если мы соберем деньги, мы создадим обобщенное решение ГКРЧ, и операторам связи не нужно будет частное решение ГКРЧ на этапе получения назначения частот. Им не нужно будет согласовывать частоты. Тогда сильно сократится и время и стоимость оформления станции. Т/С: Какие еще препоны стоят перед развитием VSAT в России? А.М.: Наша Ассамблея специально сделала анализ, и у нас есть табличка**, показывающая распределение расходов. Полный комплект разрешительных документов состоит не только из разрешений Госсвязьнадзора и Главного радиочастотного центра. Эти расходы занимают процентов 50. Но существуют еще, например, пожарники и санитары. То есть после того, как мы создадим обобщенное решение ГКРЧ, и нам будет ясно, что этот вопрос урегулирован, надо будет заниматься пожарниками. Сейчас любой объект связи принимается пожарными службами. Но VSAT-станция — там нет и 2 кВт мощности, бытовой прибор. Мы провели работу, связанную с тем, чтобы можно было решить вопрос с пожарниками. Но надо все это доводить до конца. Потом получение разрешений Санэпиднадзора в сумме получается до 20-25 тыс.: разработка санитарного паспорта, разрешение на установку, проведение оценки электромагнитной плотности. Т/С: Вы используете опыт и какие-то наработки международной организации Global VSAT Forum? А.М.: Бесспорно. Мы используем их для решения тех задач, в которых алгоритм понятен. Например, сертификация. В положении о сертификации в отрасли "Связь" есть раздел о признании зарубежных сертификатов. Но практика показывает, что оно не работает. Global VSAT Forum в этом направлении имеет богатый опыт, он осуществил несколько проектов по взаимному признанию сертификатов. Эти идеи надо попробовать и у нас тоже. Попробовать как-то договориться: если есть сертификат, полученный, например, в Германии или США, может быть, можно признать это у нас? Не проводить ни заводских испытаний, ни линейных. Не тратить столько времени на составление формальной стороны — методики испытаний. Здесь столько сейчас можно загнуть пальцев, сколько необходимо создать документов по каждой станции. А может, можно бы и остановиться, раз есть у тебя международный сертификат? Т/С: Какую цель преследует здесь Ассамблея?*** А.М.: Мы хотим как можно больше компаний сагитировать, чтобы они поняли: решение "железных" проблем — это настолько просто. Сейчас квалификация наших специалистов настолько высока, что не составляет труда создать сложную сеть, провести системную интеграцию. А вот решение правовых задач — это проблема. Чем больше будет компаний, заинтересованных в решении этих задач, тем больше будет всяких предложений. У нас, как координаторов процесса, появится большая гибкость, большая возможность к компромиссам в решении этих задач. Мне бы хотелось, чтобы в нашей ассоциации было не 20, как сейчас, а 100, 160, может, и 200 членов. Т/С: Вы считаете, что сейчас основной упор нужно делать не на технических аспектах, а на совершенствовании нормативно-правовой базы? А.М.: Это однозначно. Решить проблему системной интеграции и создания в "железном" виде сложной спутниковой сети — не проблема. Одна проблема — получить разрешительные документы. Все тратят на нее очень много времени. Пример: есть Инмарсат в России. В Инмарсате разрешительный документ стоит 300 долларов, чтобы зарегистрироваться в международной системе Инмарсат. И еще 80 долларов нужно заплатить в Радиочастотный центр, чтобы тебя там зарегистрировали. Чтоб знали, что ты работаешь. Нужно заплатить 380 долларов, и при этом потратить максимум полторы недели. Но при этом 300 долларов утекают туда, за рубеж. Беседовал В. Колюбакин * В апреле 2002 г. в г. Дубна проходила ежегодная "Конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания Российской Федерации", организованная Федеральным государственным унитарным предприятием "Космическая связь". На этой конференции обсуждались вопросы нормализации правовой базы для развития VSAT-технологии в России. Подробнее — см. справочник "Спутниковое телевидение 2003", стр. 70 ** Ориентировочные единовременные расходы (в процентах) при вводе в эксплуатацию малых земных станций спутниковой связи (МЗС СС). Номер п/п | Статьи расхода | Процентная составляющая от общей суммы единовременных расходов (кроме п.6) | 1 | Проект на установку МЗС ССС | 21% | 2 | Заключение по электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ЭМС РЭС) | 16% | 3 | Государственная радиочастотная служба | Суммарно 40% В т.ч. | - разрешение на ввоз МЗС СС 0,2% | - международная правовая защита частотных присвоений 25% | - разрешение на использование радиочастот 11% | - регистрация, разрешение на использование РЭС 0,1% | 4 | Санитарно-эпидемиологический надзор | 23% | 5 | Другие надзорные органы (пожнадзор и др.) | 0,34% | 6 | Разрешение на эксплуатацию сооружения связи | 0,3% от дохода по услугам связи |
***Встреча происходила на выставке CSTB-2003.
|