Телевизионное образование и дистанционное обучение — темы сегодня модные. Периодически в пресс-релизах операторов проходит информация о создании сетей в интересах каких-либо образовательных учреждений различных стран. Читатели постарше должны помнить, как по советскому телевидению днем учили иностранному языку или алгебре. После того как трансляция этих передач прекратилась, учебное телевидение в России "успешно" умерло. 19 августа 1999 г. был создан Межрегиональный общественный фонд "Образование в третьем тысячелетии". 1 сентября того же года был образован телеканал "Школьник ТВ". В октябре 1999 г. телеканал охватывал 300 московских школ. | Эфирная аппаратная |
В ноябре 2001 г. был запущен в качестве эксперимента цифровой спутниковый круглосуточный телевизионный канал "Телешкола". Канал был закодирован — зрители должны были вносить абонентскую плату. В 2002 г. "Школьник ТВ" начал вещание со спутника "Ямал-100", 90° в.д. О перспективах телеканала и вообще телевизионного обучения в России была проведена беседа с Сергеем Кирилловичем Столяровым — первым заместителем генерального директора и главным редактором телеканала. - Расскажите, как начинался проект "Школьник ТВ"? - У нашего отечественного телевидения давние традиции образовательного и просветительного вещания. До 1996 г. на так называемой "четвертой кнопке" существовал учебный канал — "Российские университеты". В 1996 г. часть канала была отдана НТВ, а впоследствии НТВ забрало всю "четвертую кнопку". Что немаловажно, один из авторов идеи создания канала "Школьник" — Станислав Архипов — до последнего времени руководил "Российскими университетами". Я тоже непосредственно связан с образовательным каналом. В свое время — в середине 80-х — я был приглашен на него для записи несколько историй и сказок для телевизионного фонда, и из этого получилась программа. Программа просуществовала четыре с половиной года. Основой "Российских университетов" были уроки и лекции по разным предметам. Была отдельная программа "Детский час", в ней, например, давали уроки английского, французского и немецкого языков. | С.К. Столяров — первый заместитель генерального директора, главный редактор телеканала "Школьник ТВ" | | Президент Фонда "Образование в третьем тысячелетии" Б.А. Вишняк |
- Имело ли Министерство образования какое-либо отношение к "Российским университетам"? - Насколько я знаю, нет, тот канал существовал в рамках центрального телевидения. Больше того — у учителей были проблемы с просмотром названного телеканала в школах. Согласно одному из нормативных документов Министерства образования, учителю, включавшему телевизор на уроке, не засчитывали эти учебные часы. То есть не платили за урок денег. Сейчас, уже довольно давно, это правило отменено. Идея создания учебного телеканала, можно сказать, витала в воздухе с самого начала. При непосредственном участии Межрегионального общественного фонда "Образование в третьем тысячелетии", который представляли Борис Вишняк, Станислав Архипов и Анатолий Голубовский — люди достаточно известные на телевидении, — мы решили создать такую структуру, образовательный канал. Нам активно помогало и продолжает помогать правительство Москвы. В 1999 г. мы создали телеканал, собрали пакет программ и вышли в эфир — невероятно быстро — за месяц. Сеть была маленькая — десятка два школ. - На какую аудиторию вы рассчитывали с самого начала? - Вначале наш телеканал планировался в помощь учителю, на большее мы даже не рассчитывали. Те есть нашей аудиторией должна была стать школа. И в первую очередь мы ориентировались на старшие классы. - На первом этапе вы собирались охватить московскую аудиторию? - Да, мы ориентировались только на Москву. Мы не могли рассчитывать на большую зону охвата. Как вы понимаете, достать деньги на образование сейчас практически невозможно, тем более невозможно раздобыть средства на образовательный телевизионный канал. Наша компания делает программы по заказам каких-то других каналов, и на эти деньги мы существуем. На эти средства начинался "Школьник ТВ", на эти же средства он существует и сейчас. Бюджетных денег мы не получаем, иногда поступают средства по грантам от МПТР. - Москва — информационно развитый город, как Вы оценивали нужность вашего канала именно в столице? - Мы оценивали нужность программ вместе с московским Институтом повышения квалификации работников образования. В Москве (как, впрочем, и в любом другом городе) достаточное количество учителей, причем учителей квалифицированных. Но даже самый квалифицированный учитель рад любой помощи. И причина в том, что даже в Москве в государственных школах зачастую отсутствуют учебные пособия. Раньше программы "Школфильма" транслировало центральное телевидение, и учителя очень активно пользовались продукцией "Школфильма". Я помню, когда я учился — в 70-е — нам показывали фильмы по биологии, по астрономии, по физике. На тот момент, когда мы организовывали канал, учителю помощи получить было неоткуда.  | Видеотека "Школьник ТВ" |
Поэтому нам с самого начала было понятно, что проблема учебного телеканала продолжает оставаться актуальной. Ко всему прочему, мы не собирались ограничиваться одной Москвой, мы сразу работали на перспективу. Основная проблема в сегодняшнем образовании — это сельские школы. Их педагогический персонал испытывает наибольшие трудности. Министерство образования тоже считает эту проблему важной, поэтому мы рассчитываем на внимание с их стороны. Надо сказать, что Министерство на сегодняшний день относится к нам благосклонно. Несмотря на все проекты по компьютеризации школ, телевидение остается актуальным. И телеканал и компьютерная сеть — это средство передачи какой-то информации. Но в большинстве сельских районов отсутствует нормальная телефонная связь. При этом трудно говорить о компьютерных сетях. К тому же, компьютер сегодня все-таки дороже телевизора. Но с другой стороны, и телевизор и компьютер — это абсолютно совместимые вещи. Что-то лучше преподавать при помощи телевизионного сигнала, а что-то — через Интернет. - У вас есть планы какого-нибудь Интернет-проекта? - Да, мы планируем создание Интернет-портала. Я даже не знаю, кто кого будет поддерживать в дальнейшем — телевизионный канал будет поддерживать портал или наоборот. | Вице-президент Фонда "Образование в третьем тысячелетии" А.Б. Голубовский |
- Вы в основном будете заниматься разработкой контента портала так же, как и для телеканала? - Да, естественно, "Школьник ТВ" будет разрабатывать контент для обоих проектов. Я лично в первую очередь буду заниматься телеканалом, потому что знаю этот процесс гораздо лучше. - Чем Вы руководствуетесь, когда готовите свои программы? На что Вы ориентируетесь? - В первую очередь — на свои возможности. Что-то на сегодняшний день в наших силах сделать, что-то представляет определенные трудности — как правило, финансовые. В связи с тем, что мы в конце 2002 г. начали спутниковое вещание, мы кардинально поменяли сетку телеканала. Сетка вещания на Москву была несколько иной: мы по времени подстраивались под школьные уроки. Сейчас мы выстраиваем программы, ориентируясь на то, как предметы идут в школьной программе. Если все будет нормально, то с февраля мы появимся в эфире "Космос-ТВ", и в этом случае сетка тоже будет чуть-чуть меняться. Можно будет говорить, что если изначально канал был учебно-образовательным, то он должен стать скорее просветительно-образовательным. - Можно ли в связи с вашим каналом говорить о дистанционном обучении? - Была попытка создать канал "Школа", который специализировался именно на этом. Мы сделали полноценные программы-уроки по 45 минут по всем предметам 10-го и 11-го классов. Но эта затея безумно дорогая, и мы пока не можем ее реализовать. Стоимость обучения одного ученика в год получилась около 200 долларов. Это было в чистом виде дистанционное обучение, была организована Интернет- и телефонная обратная связь. Тестовые экзамены — за исключением математики и сочинения — сдавались по Интернету. Сочинение и письменную математику ученики имели право сдавать в любой ближайшей школе. Эксперимент по созданию сети дистанционного обучения был поддержан Министерством образования — наши ученики имели право на получение аттестатов.
 | Зона покрытия спутника "Ямал", 90° в.д. |
- Как вы начали спутниковое вещание? По каким критериям выбирался спутниковый ресурс? - Мы выбирали исключительно из соотношения цены и качества. Для нас была важна зона покрытия. Спутник "Ямал-100" имеет замечательную зону покрытия — практически весь бывший СССР, включая ряд стран дальнего зарубежья. - Как вы строите сеть распространения? Насколько я понимаю, ваша задача охватить вещанием все школы. | Монтажная |
- Не только школы. Как я уже говорил, концепция канала меняется: мы хотим из учебного канала сделать учебно-просветительный. Это не значит, что из сетки вещания уйдут уроки. Но добавятся другие передачи. Например, практически ни на одном из центральных телеканалов нет твердой программной линейки документального кино, в то время как документальные передачи вызывают интерес у зрителей. - То есть можно ожидать, что у вас будут передачи примерно как на канале "Дискавери"? - Я не хотел бы таких сравнений, хотя это и вертится на языке. У "Дискавери" достаточно четкая основная направленность — в большей степени все, что связано с живой природой. - Не только. У них, например, есть передачи про космос и авиацию. - Да, безусловно. Тогда — в общем и целом я могу согласиться с таким сравнением. Хотя нам до "Дискавери" еще плыть и плыть. Но все равно я не могу считать это сравнение корректным: мы будем стараться работать в традициях российского образовательного телевидения. И, повторю, мы не будем исключать уроки из сетки вещания. - Есть ли у вас план возродить проект дистанционного обучения в рамках проекта "Интернет для сельских школ"? - Да, конечно. Именно поэтому мы сейчас занимаемся созданием Интернет-портала. Мне кажется, что разумнее передавать картинку при помощи ТВ, а текстовую поддержку и любую другую не видеоинформацию — по Интернету. - Вы определяли свою аудиторию после того, как вышли на спутник? - К сожалению, это сделать практически невозможно, потому что все социологические исследования и измерения рейтинга проходят в пределах Садового кольца города Москвы. В заключение можно (и даже нужно) сказать, что 7 февраля 2003 г. председатель Союза журналистов Всеволод Богданов вручил коллективу "Школьник ТВ" диплом за создание российского образовательного телеканала. Беседовал Всеволод Колюбакин.
|