28Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Каким быть премиальному фильмовому телеканалу?


Р. Маградзе Теле-Спутник - 3(89) Март 2003 г.


В условиях, когда высококачественный телевизионный контент становится все более актуальным для бизнеса платного ТВ, остро встает вопрос о возможностях создания тематических фильмовых телеканалов, которые могли бы быть востребованы подписчиками многочисленных кабельных сетей. Во всем мире фильмовые каналы считаются наиболее популярной категорией платного телевидения. В качестве примера можно привести такие известные западные каналы, как HBO, TV1000, Canal+, "Киоски", и ряд других. А что, если создавать такие каналы в России и предлагать их абонентам в качестве премиальных? Возможно ли это в принципе, какими они будут, и, главное — готовы ли зрители за них платить?

Фильмовые телеканалы десятками входят в многочисленные цифровые спутниковые и кабельные пакеты во всем мире. А для того, чтобы сосчитать российские и русскоязычные каналы, содержанием которых является только кино, достаточно пальцев двух рук. К российским относятся входящие в цифровой спутниковый пакет НТВ-Плюс "Наше кино", "Киноклуб", "Премьера", "Телеклассика" из цифрового спутникового пакета "Русский пакет" и "ТВ XXI", вещающий из Риги. Из зарубежных каналов можно отметить дублируемые на русский язык Hallmark и Romantica в пакете НТВ-Плюс, а также Enter-Фiльм в украинском пакете Ukrainian mux. И все. Но часть этих каналов недоступна для ретрансляции в других системах платного ТВ, другие явно не дотягивают до уровня премиального фильмового канала.

Было время, когда некоторые операторы небольших местных кабельных сетей пытались разнообразить содержание транслируемых телепрограмм собственным вещанием. Как правило, это было несколько фильмов в вечернее время, запускаемых с обычного видеомагнитофона в маленькой студии. Пиратские видеокассеты брались в соседнем ларьке или из домашней видеотеки. О владельцах авторских прав на видео- и кинопродукцию никто не вспоминал.

Развернувшаяся в стране борьба с пиратством сделала подобное наполнение сетей невозможным. Что же делать в такой ситуации?

Вариантов, как представляется, два.

Первый — это создание собственного фильмового телеканала в локальной сети платного ТВ. С технической точки зрения, это не представляет особых сложностей, особенно для людей, знаний которых хватило на то, чтобы построить кабельную сеть. Конечно, необходимы затраты на создание собственной студии. С юридической точки зрения, тоже вроде все в порядке, — наше законодательство вынудило операторов пройти регистрацию в органах МПТР в качестве вещателей. Остается наполнить программную сетку содержанием, покупая права на показ фильмов. Здесь-то и начинаются основные хитрости и сложности. Видимо, это настолько деликатная тема, что Ольга Епанешникова из московской дистрибьюторской компании "Е-ТВ" отказалась обсуждать ее публично, по крайней мере, с корреспондентом нашего журнала, хотя готова дать приватную консультацию в конкретном случае.

Нашими консультантами выступили ведущие российские дистрибьюторы прав на показ теле-, видео- и кинопродукции: директор по маркетингу компании "Пеликан-Медиа" Лев Волчек (Москва), руководитель отдела маркетинга компании "Твин" Ника Шишко (Санкт-Петербург) и коммерческий директор компании "Русский репортаж" Максим Михайлов (Москва). Вот каким представляется "расклад" после беседы с ними.

Какой бы величины ни была кабельная сеть, ее аудитория все равно недостаточна, чтобы оператор мог выйти на рынок в качестве покупателя кинопродукции непосредственно от производителя. Таким образом, ему одна дорога — к дистрибьютору. И в этом первая сложность.

Дело в том, что любая компания заинтересована в максимально крупных продажах своей продукции. Это касается и дистрибьюторов. Проще продать фильм крупной эфирной телекомпании с многомиллионной аудиторией за большие деньги, чем подсчитывать "мелочь" от сети на 5-10 тыс. абонентов. Основная причина даже не в размере прибыли. Когда крупная эфирная телекомпания приобретает права на фильм для трансляции по всей стране, она, естественно, не допускает возможности появления этого же фильма в эфире региональных телекомпаний или в кабельных сетях. Таким образом, права на эту кинопродукцию оказываются "замороженными" для продажи на время и число показов, указанное в договоре с крупной телекомпанией. А таких телекомпаний в нашей стране насчитывается больше десятка. В итоге, когда очередь на фильм дойдет до оператора средней кабельной сети, его 5-10 тыс. абонентов уже многократно увидят киноленту в программах эфирных телеканалов. Разумеется, что платить за 10 раз бесплатно показанный фильм никто не станет.

Можно, конечно, воспользоваться преимуществами платного телеканала, для которого права на показ нового кинофильма становятся доступными существенно раньше, чем для открытых эфирных телекомпаний, сразу после кинопроката. Но в этом случае и стоимость прав значительно выше. Немногие спутниковые платные телеканалы с большой аудиторией могут себе позволить приобретать фильмы для премьерного показа.

Есть у дистрибьюторов еще некоторые сложности в работе с кабельными сетями. Это, к примеру, контроль над соблюдением условий договора, который ограничивает права покупателя регламентированным числом показов, размером аудитории, территорией, запретом на копирование. Разумеется, проще проконтролировать использование прав на фильм в одной крупной телекомпании, чем в десяти региональных кабельных сетях.

Тем не менее, при разумно сбалансированной стратегии формирования программной сетки, в основе которой лежали бы уже обкатанные киноленты и недорогие сериалы, с премьерами новых фильмов хотя бы раз в неделю с многократным повтором, премиальный фильмовый канал в рамках отдельной кабельной сети возможен. Для этого необходимо только сочетание двух условий — стартовый капитал для приобретения прав на показ фильмов и платежеспособность абонентов. Ну, и, конечно, доверительные партнерские отношения с дистрибьютором.

Будет ли только данный канал соответствовать статусу премиального? Скорее всего, не будет, поэтому оператору проще взять уже существующий и доступный для ретрансляции канал. Насколько нам известно, создание подобных каналов удалось только крупным операторам в Москве и Петербурге, получающим со своих телезрителей достаточно высокую абонентскую плату. В качестве примера можно привести сети "Космос-ТВ" и "Версател" в Москве и "ТелеМедиум" в Петербурге.

Второй вариант — это создание еще одного фильмового телеканала для распространения со спутника по всей территории страны и продажи его кабельным сетям. В этом случае, конечно, можно избежать тех специфических трудностей, с которыми сталкивается оператор отдельной кабельной сети при покупке прав на показ фильмов. В пересчете на одного абонента суммарной аудитории подписавшихся на канал сетей стоимость прав на показ фильмов будет, естественно, ниже. Такой канал на равных может конкурировать с федеральными эфирными телекомпаниями за приоритет при покупке прав и имеет больше шансов не только на выживание, но и успешное развитие.

Но сегодня российских дистрибьюторов серьезно волнует проблема соответствия заявленных статусов телекомпаний реальным формам распространения телевизионной продукции. Например, ставший в короткое время популярным спортивный телеканал 7ТВ заявлен как эфирный. В то же время, открытый сигнал на свои региональные передатчики канал раздает через спутник, а во многих городах страны его ретранслируют региональные телекомпании-партнеры, как эфирные, так и кабельные. На каждый способ распространения телевизионной продукции существует свой вид прав, от которых зависит их стоимость. Как же в описанном случае определить статус телеканала, форму распространения сигнала и, в конечном счете, стоимость продаваемых прав на фильм?

Другая проблема — многообразие форм пиратства. Об одной из них рассказали дистрибьюторы "Русского репортажа". Скоропостижно "скончавшийся" в прошлом году телеканал АСТВ демонстрировал фильмы, права на показ которых закупали его региональные партнеры "для себя". Так, приобретенный по минимальной цене фильм распространялся по всей телесети.

Какой же статус будет у премиального фильмового канала, распространяемого в кабельных сетях страны? Как проконтролировать их реальную аудиторию и число партнеров? Ответы на эти и другие вопросы станут определяющими при создании нового телеканала.

Когда писалась данная статья, мы не видели на российском горизонте платного ТВ достойного кандидата на премиальный фильмовый канал. Однако в ходе выставки CSTB-2003, прошедшей в середине февраля в Сокольниках, на одном из выставочных стендов был представлен очень известный фильмовый телеканал TV1000. Официально для прессы там отказались делать какие-либо заявления, но, судя по тому, что телеканал уже имеет русскоязычную версию для стран Балтии и "показал себя" на российской выставке, надо в ближайшее время ожидать его появления на рынке платного ТВ в нашей стране.



 
Теле-Спутник Март 2003
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт