20Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



"Телеклуб" - канал русского сериала


Теле-Спутник - 3(89) Март 2003 г.


В рамках проекта RTV International (RTVI), куда входят такие телеканалы, как RTV International Europe, RTV International US, "Наше кино" и "Детский мир", а также микст из двух последних для Северной Америки, с 15 марта (самое позднее, с 1 апреля), будет запущен новый телеканал "Телеклуб". Это давно ожидаемый канал русского сериала. Распространяться он будет как дополнительный, в цифровом пакете RTV International, который транслируется с позиции группы спутников Hot Bird. На наши вопросы отвечает руководитель проекта RTVI Евгений Романович ЯКОВИЧ.

Т/С: Вот мы и дождались появления телеканала русского сериала.

Е.Р. Якович

Евгений Якович: С 15 марта, максимум с 1 апреля, мы официально запускаем телеканал, который называется "Телеклуб", где будут транслироваться, главным образом, российские сериалы. На первоначальном этапе его содержание составят сериалы, которые зритель уже видел, которые прошли через массу эфирных каналов. А начиная где-то с осени все новые серии и сериалы будут появляться на нашем канале в первую очередь. Подписан договор с крупнейшим производителем телесериалов на русском языке группой "Телекино", которую возглавляет известный кинопродюсер Владимир Досталь. За последние три года группа произвела около 400 часов телефильмов. В том числе такие популярные сериалы, как "Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург", "День рождения Буржуя", "Черный ворон" и др. Рейтинги этих фильмов поднимались выше 20%, а доля аудитории порой "зашкаливала" за 50. В производстве этой группы сейчас находится большое количество сериалов, и первый показ пройдет именно на нашем новом канале. Это еще порядка 400 часов телепродукции, 140 из которых в стадии завершения. Среди них продолжения "Улиц разбитых фонарей", "Черного ворона", "На углу у Патриарших", "Бандитского Петербурга", "Тайн следствия". Снимаются также новые телефильмы — "Стилет", "Ребята из нашего города", "Литовский транзит". Идет работа над экранизациями популярных в России и русскоговорящем мире литературных произведений "Пером и шпагой" и "Караван PQ-17" Валентина Пикуля. Первыми увидеть новые сериалы смогут наши подписчики.

Т/С: На одной из пресс-конференций с Вашим участием я задал вопрос о перспективе появления такого телеканала, и Вы ответили, что это произойдет, когда объем фильмотеки перевалит за 500 часов. Это уже произошло?

Е.Я.: Да. Сегодня фильмотека насчитывает 532 часа. До конца года появится еще примерно 250 часов. Правда, формат канала кому-то может показаться суженным. Но мы намеренно идем на это, тем более что занимаем прайм-тайм. Начинать трансляцию канал будет в 21.00 и заканчивать в час ночи. Пока предлагается 4 разные линейки — экшен, драма, детектив, романтика. Начало каждой линейки зритель знает, оно никогда не меняется. Каждая из них будет начинаться ровно в 21.00, 22.00, 23.00 и в полночь по московскому времени. Зритель всегда успеет к "своему" сериалу. Мы пока не предполагаем прогон утренних повторных блоков. Вначале хотим посмотреть, какой будет спрос на этот продукт. Но в принципе, разговаривая с кабельными операторами, мы информируем их о возможной перспективе утренних повторов. Может произойти и увеличение линеек.

Т/С: Где формируется телеканал?

Е.Я.: Формируется он в Германии и подается на Hot Bird там же. Ареал распространения канала — вся Европа, Европейская часть России, Казахстан, Ближний Восток. Мы впервые предлагаем широкую продажу этого продукта кабельным операторам России и СНГ. Разослали более ста предложений кабельным операторам, независимо от размеров сетей. Решили продавать "Телеклуб" в СНГ, включая Россию, странах Балтии, Израиле. Сейчас начинаем формировать предложения для кабельных сетей стран Восточной Европы. Никаких ограничений по подписке на этот телеканал нет. Более того, в нашей концепции есть даже предоставление рекламных спотов на этом канале для кабельных сетей. Многих это интересует.

Т/С: Во всех странах телеканал будут получать в одно и то же время?

Е.Я.: Да, начиная с 21.00 по московскому времени. В Европе это 19.00, в Израиле — 20.00, в Лондоне — 18.00, на Урале — 12 часов ночи.

Т/С: А не могут операторы сделать ночью запись, чтобы показать программу в более удобное время?

Е.Я.: Это не предусмотрено. Здесь стоит вопрос прав. На отсроченный показ в записи у нас нет однозначного ответа юриста. Любая запись канала, не связанная с контролем, у нас запрещена. Любая запись влечет за собой возможность изготовления дополнительных кассет, многократный показ. Я представляю, что у кабельных операторов могут сегодня возникнуть некоторые проблемы. Но на Урале в такое же позднее время смотрят и другие платные каналы. Все дело в том, что когда канал становится круглосуточным, это не имеет никакого значения. У нас другая проблема. Чтобы куда-то поместить эти 4 часа, нужна дополнительная емкость. У нас есть пока неиспользованная ночная часть времени после окончания работы "Детского мира". В то же время, если на телеканал будет хороший спрос, мы увеличим время вещания, добавим повторы, сделаем классический утренний показ этого блока, что на всех платных каналах и делается. Сейчас не хотели занимать под него лишнюю емкость.

Т/С: А "Детский мир" операторы получать будут?

Е.Я.: Дело в том, что НТВ-Плюс по договору с нами о приобретении прав на трансляцию "Детского мира", имеет эксклюзивное право на распространение канала в кабельных сетях. Я бы сейчас на месте НТВ-Плюс пошел на то, чтобы продавать "Детский мир" в блоке с нашим каналом сериалов. Кабельный оператор получит цельный канал. И от этого никто не проиграет. Ведь "Детский мир" не является "локомотивным" каналом, появление его в кабельных сетях не повлечет за собой отток абонентов у НТВ-Плюс. Он имеет, конечно, своего зрителя, но не является определяющим при выборе — смотреть НТВ-Плюс или не смотреть. Когда человек покупает НТВ-Плюс, он в основном ориентируется на другие каналы, несмотря даже на то, что в семье есть дети.

Т/С: Сериалы снимаются по Вашему заказу?

Е.Я.: Нет. Специально мы не заказываем. Потому что выбор сценария, темы, актеров определяет сам Владимир Досталь. Но мы обсуждаем творческий репертуар.

Т/С: Есть какая-нибудь разница в правах вещания на Европу и Россию?

Е.Я.: Поскольку это трансляция со спутника, есть два способа получения каналов. Индивидуальный прием на собственную спутниковую антенну и через кабельную сеть. У нас широкое кабельное распространение в Германии. То есть количество кабельных подписчиков кратно превышает индивидуальных. Там у нас заключен договор с Deutsche Telekom, который охватывает 85% страны. Тем не менее, распространение по карточке тоже существует. Это известные карточки Viaccess. Есть проблемы несанкционированного, пиратского доступа. Работаем в этом направлении. Не запрещается принимать RTVI на спутниковое оборудование и в России.

Т/С: Здесь тоже организовано распространение декодирующих карточек?

Е.Я.: Специально нет. Но на канале есть рекламный телефон нашего международного центра, который находится в Европе. Но на самом деле, ради чего покупать в России наш пакет? Только ради того, чтобы смотреть RTVI? Это достаточно дорого стоит. В Европе абоненту пакет обходится в 17-20 евро в месяц. В нем подписчик получает "Наше кино" и "Детский мир", которые российский зритель и так может смотреть в пакете НТВ-Плюс.

Т/С: А "Телеклуб"?

Е.Я.: "Телеклуб" войдет в пакет как дополнительный, за него нужно будет доплачивать. Он закодирован отдельным сервисом. Сейчас подписчикам RTVI мы даем его бесплатным дополнением до конца года.

Т/С: Как расшифровывается RTVI?

Е.Я.: Очень просто — Международное русское телевидение. Это не юридическое лицо, а название проекта. А вокруг проекта много юридических лиц, которые создают продукцию, поднимают сигнал на спутник, распространяют приемники и декодирующие карточки, собирают подписчиков и т.д.

Т/С: Что представляет собой этот телеканал?

Е.Я.: Основой RTVI являются существующие программы, собранные с разных российских телеканалов. При этом новости на нем собственные. Сегодня они создаются тремя разными командами. Творческие коллективы со своими студиями находятся в Нью-Йорке, Тель-Авиве и Москве. Возможно, в ближайшем будущем появится европейская команда новостей.

Т/С: Информационные программы составляют основу телеканала?

Е.Я.: Я бы не сказал, что вокруг них строится вся программная политика. Это обычный универсальный телеканал для всей семьи.

Т/С: С обилием сериалов?

Е.Я.: Это же платное спутниковое телевидение. Он не узкоспециализированный канал, который можно смотреть в пакетах "Космос-ТВ", НТВ-Плюс. Это универсальный канал для всей семьи. Там есть новости, кино, шоу, передачи развлекательного характера, для досуга.

Т/С: Передачи не дублируются на европейские языки?

Е.Я.: Дублируются иностранные фильмы на русский язык. Мы поставляем русский канал для русскоязычного населения во всем мире. На сегодня проект RTVI выпускает 6 каналов. Это RTVI US, RTVI Europe, "Наше кино" и "Детский мир", для американского континента делается микст каналов "Наше кино" и "Детский мир", и новый канал "Телеклуб".

Т/С: Как доставляется сигнал в Америку?

Е.Я.: Там у нас в качестве распространения используются технические возможности фирмы Echostar. Это наш американский партнер. Мы, практически, только предоставляем им сигнал, а они распространяют его. У нас два центра подготовки телепрограмм. И американская, и европейская версии RTVI делаются в Штатах. RTVI US остается в Америке и сразу отдается Echostar. А европейский RTVI по оптической трансатлантической линии передается в Кельн, откуда сразу поднимается на Hot Bird. Каналы "Детский мир", "Наше кино", микст делаются в Кельне. Микст по оптике отправляется в Америку — "Наше кино" и "Детский мир" в чистом виде там не транслируются. Новости из Москвы получаем разными путями, в том числе и через Интернет. Израильские новости — спутниковые перегоны. Еще наши партнеры в Италии забирают RTVI для дальнейшей отправки через один из азиатских спутников в Австралию и Новую Зеландию. Такая вот схема распространения.

Т/С: Передачи каких каналов можно увидеть в сетке RTVI?

Е.Я.: В основном это программы телеканалов ТВС, ТВЦ, СТС. Там есть ток-шоу. Даже "Окна" в свое время показывали. Есть старые передачи, выпуски КВН прошлых лет. Канал обращен к аудитории, в свое время покинувшей страну и испытывающей ностальгию по прошлому. И этой аудитории очень интересно посмотреть что-то из той жизни. Есть определенное своеобразие в формировании этого телеканала.

Т/С: Многие передачи и фильмы российского телевидения закуплены за рубежом. Если такие появляются в вашем эфире, не происходит ли пересечение прав?

Е.Я.: Никогда. Как правило, эти форматы покупаются на территорию. Программы, купленные для России на русском языке, по правам отличаются от программы, которая на русском языке крутится в Америке. Мы покупаем мировые права, будь то кино или шоу, передача или программа.

Т/С: Содержание программы передач американской и европейской версий RTVI разное?

Е.Я.: Я бы не сказал. Они различаются программно. Потому что в Европе и Америке разные прайм-таймы. Да и люди живут там и там по-разному. В Америке рано ложатся спать, а в Европе чуть позже. Дети по-разному ходят в школу. Различается и время, когда дети смотрят телевизор, а когда — бабушки. По контенту это одно и то же. Но по программированию — разные телеканалы. Содержимое практически не отличается.

Т/С: Говорят, что в Европе уже подумывают о том, что имеет смысл продавать отдельные каналы вместо больших пакетов, из которых зрителю нужно 2-3 канала.

Е.Я.: В самой специфике платного телевидения при разделении каналов по интересам, на мой взгляд, в ближайшее время будут существовать такие понятия, как базовый пакет и премиальный. Потому что в любом наборе телеканалов есть каналы как широкого, так и узкого спроса. Каналы узкого спроса, где недостаточно много зрителей, выделить в какие-то премиальные будет очень дорого. По этой концепции работают практически все известные мне спутниковые платные платформы. Без продажи дешевого базового пакета, как правило, "премию" очень трудно окупить. Премиальный канал не может стоить значительно дешевле базового пакета, в который он входит.

Т/С: Насколько востребован русский контент в Европе?

Е.Я.: Надо сказать, что сегодня на европейском рынке жесткая конкуренция русскоязычных каналов. Помимо нас на рынке присутствуют международные версии Первого канала, РТР, НТВ. Очень много каналов, которые делают в Украине. Сегодня, если не ошибаюсь, в Европе порядка 12 русскоязычных каналов. Есть кино, передачи, музыка. Но мы были на этом рынке первопроходцами в области платного спутникового телевидения. И это дает нам некоторые преимущества. Но динамика роста подписчиков упала из-за пиратства.

Т/С: И это в цивилизованной Европе?

Е.Я.: Даже в Европе. Потому что мы имеем дело с русскоязычным населением. Когда предлагают "халяву", ему очень трудно от нее оказаться. Мы сейчас проводим некоторые мероприятия, и думаю, что скоро эта ситуация изменится. Судя по количеству звонков, запросам дилеров, продажам карточек, ожидается рост числа подписчиков.

Т/С: Успехов Вам.

Беседовал Роман МАГРАДЗЕ.



 
Теле-Спутник Март 2003
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт