36Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Astra 1K


В. Колюбакин Теле-Спутник - 1(87) Январь 2003 г.


РН "Протон" на стартовой позиции
(фото В. Колюбакина)

Конец 2002 г. ознаменовался двумя пусковыми неудачами для двух крупнейших европейских спутниковых операторов — Eutelsat и SES-Astra. Хотя оба оператора давно вышли за пределы Европы и стремятся к организации глобальной спутниковой системы, тем не менее, эти пуски были предназначены для пополнения именно европейской группировки операторов. К тому же именно на европейском телекоммуникационном рынке наиболее остро проявляется конкуренция SES-Astra и Eutelsat.

26 ноября при запуске спутника Astra 1K РН "Протон-К" с разгонным блоком "Блок-ДМ", в результате отказа РБ, спутник остался на околоземной низкой орбите. 12 декабря потерял управление и был уничтожен аварийной системой РН Ariane 5 со спутником Hot Bird 7 на борту. Оба оператора возлагали большие надежды на эти запуски. Прежде всего эти надежды были связаны с предоставлением спутникового индивидуального Интернет-доступа в массовых масштабах и вообще всего спектра современных мультимедийных услуг.

SES была образована в 1985 г., как частная компания, предоставляющая в Европе услуги спутникового телевидения. С конца 1990-х гг. SES, приобретя пакеты акций нескольких национальных операторов в Азии и Америке, стала международным оператором.

Группировка 19,2° в.д. — первая и по сей день основная группировка SES, с этой орбитальной позиции осуществляется телевизионная спутниковая трансляция на континентальную Европу. Первый спутник в эту позицию — Astra 1A — был запущен в 1988 г. Сейчас в этой позиции находятся семь КА: Astra 1B, 1C, 1E, 1F, 1G, 1H, 2C.

С 1998 г. осуществляется трансляция с орбитальной позиции 28,2° в.д. В этой точке находятся спутники Astra 2A, 2B, 2D, которые транслируют телепрограммы на Великобританию и Западную Европу.

Согласно договоренности с компанией GE, спутник Astra 1A эксплуатируется в 5,2° в.д. Аналогичная договоренность достигнута с Deutsche Telekom, в чьей позиции — 24,2° в.д. — эксплуатируется Astra 1D.

В декабре 1997 г. был объявлен тендер на поставку Astra 1K. В тендере участвовали два спутниковых разработчика: Alcatel Space и Boeing Satellite Systems (тогда — Hughes Satellite & Communications). Победителем тендера оказалась европейская компания.

Для Astra 1K Alcatel предложил платформу Spacebus 3000. Эта платформа была разработана в 1990-х в ответ на требования операторов по повышению массы, емкости и срока службы коммуникационных аппаратов. Разработка платформы была начата в 1994 г. К Spacebus 3000 B были предъявлены следующие требования: большая точность удержания на орбите, повышение мощности системы электропитания с 8-9 кВт до 13 кВт, достижение гибкости в формировании полезной нагрузки в зависимости от требований оператора.

На сегодня Astra 1K был не только самым тяжелым спутником, созданным Alcatel Space, но и самым большим коммуникационным спутником гражданского назначения.

Еще интересен факт, что одну из важнейших частей спутника — ионные двигатели корректировки КА — создавало российское предприятие КБ "Факел". Калининградское КБ является разработчиком и производителем ионных двигателей для всех отечественных спутников связи.

На спутнике было установлено устройство Beam*Link — разработка компании Comdev (Канада), установлено два блока — по одному на каждую поляризацию на прием. Устройство позволяет разделять емкости Ка-диапазона между восемью приемными лучами. Разделение производится в диапазоне от 0 до 480 МГц с шагом в 40 МГц. В этом случае, до запуска спутника на замену придется рассчитывать только на емкость Ка-диапазона, установленную на спутнике Astra 1H.

Запуск 26 ноября поначалу проходил успешно. Все три ступени РН "Протон" отработали в штатном режиме. Затем, на 16-й минуте запуска (если быть точным, то 15 мин 45 с с момента старта) было проведено первое включение разгонного блока. После этого орбитальный блок (космический аппарат и разгонный блок) были выведены на опорную орбиту. Примерно через час (расчетное время: 1 ч 13 мин 22 с после старта) должно было быть проведено второе включение разгонного блока. Это включение должно было наклонить и перевести орбиту в экваториальную плоскость. И уже третье включение должно было вывести орбитальный блок на геопереходную орбиту с параметрами: апогей — 35786 км, перигей — 3343 км. Затем, после отделения КА от РБ, серией включений апогейного двигателя, спутник выводился на геостационарную орбиту. Однако этого всего не произошло. После того как второе включение не прошло, разгонный блок отделился от космического аппарата, который остался на опорной орбите. Ко всему прочему в первое время с КА не удавалось установить связь. Был риск, что неконтролируемый спутник, находящийся на низкой орбите, может упасть на Землю в непредсказуемой точке. Тем не менее, через два дня удалось восстановить связь со спутником и поднять его орбиту до 290 км. Это давало некоторый запас по времени.

Предыдущая подобная авария при запуске РН "Протон Блок ДМ" — несрабатывание разгонного блока — произошла в декабре 1997 г., когда спутник Asiasat-3 тоже остался на низкой орбите. Тогда 25 декабря состоялся неудачный запуск спутника Asiasat-3 ракетой-носителем "Протон-К" с разгонным блоком "Блок-ДМ3". По прошествии 6 ч 20 мин после начала пуска разгонный блок дал сбой во время второго включения. В результате спутник оказался выведенным на нерасчетную орбиту. Заметим, что Asiasat-3 выводился по схеме с двумя включениями РБ, и сбой произошел на седьмом часу запуска, практически в завершающей фазе. В дальнейшем это стало принципиальным фактором. Asiasat-3 оказался на орбите с параметрами: апогей 36000 км, перигей — 350 км. Компания-оператор, получив страховую премию, отказалась от спутника, и он перешел в собственность консорциума страховых компаний. После этого спутник был переименован в HGS-1 и посредством многочисленных и сложных маневров (в частности, спутник два раза совершил облет вокруг Луны) был довыведен на геостационарную орбиту. Правда, он оказался на наклонной орбите, и его невозможно использовать для сервиса, требующего высокой точности стабилизации — например, DTH-трансляции. Но для организации магистральных каналов или "перекидки" телевизионных сюжетов он вполне подходит.

Пресс-конференция перед запуском. Слева направо: Leonard R. Dest, ILS, вице-президент; Ferdinand Kayser, SES-Astra, президент; Oliver Cokaitis, Alcatel Space, вице-президент (фото В. Колюбакина)

Изначально была надежда на то, что со спутником Astra 1K удастся провести нечто подобное. Минус заключался в том, что Astra 1K оказался на гораздо более низкой орбите, чем Asiasat-3. С другой стороны — этот спутник был оборудован гораздо более мощным апогейным двигателем. Специалисты Alcatel Space с помощью привлеченных экспертов из других организаций пытались разработать схему спасения спутника.

К 10 декабря ситуация стала окончательно ясна: каким-либо образом довывести спутник на орбиту невозможно. Был дан импульс на торможение, и обломки спутника затонули в Тихом океане.

После успешного запуска предполагалась активная продажа широкополосной емкости. Также SES намечала активную работу на рынках Польши и Чешской Республики, где уже имела ряд предварительных соглашений. Следующий рынок, на который собиралась выйти SES — Украина и Белоруссия, где тоже велись предварительные переговоры с вещателями и Интернет сервис-провайдерами. Бизнес предоставления широкополосных услуг более сложен, чем телевещательный, потому что гораздо шире спектр предоставляемых услуг и операторы гораздо менее организованы. Этот бизнес более рискованный.

Были и планы об организации российского представительства SES. Как сказал президент и гениральный директор SES-Astra Фердинанд Кайзер (Ferdinand Kayser) в беседе с корреспондентом "Теле-Спутника", руководство компании считало, что Россия представляет собой перспективный рынок, как для предоставления традиционных телевизионных услуг (в первую очередь DTH-вещания), так и для мультимедийного спутникового сервиса. Судя по всему, неудачный запуск Astra 1K если и не отменил окончательно, то отложил эти планы на отдаленное будущее.

Что касается европейских планов SES, то они оказались нарушены в меньшей степени.

Согласно заявлению руководства SES, неудачный запуск не сильно нарушит работу компании. На этот спутник возлагались три задачи:

Astra 1K в цеху (фото SES-Astra)

1. Astra 1K должен был взять на себя всю телевизионную трансляцию в диапазоне 10,7-11,7 ГГц в орбитальной позиции 28,2° в.д. Эту миссию берет на себя спутник Astra 2C, находящийся сейчас в 19,2° в.д.

2. Второй задачей спутника являлось увеличение зоны охвата за счет повторного использования частотного ресурса в двух лучах. Первый луч должен был охватывать всю континентальную Европу, второй — Пиренейский п-ов, Испанию и Португалию. В каждом луче вещает по 24 транспондера. Таким образом, SES получала бы выход на рынок Восточной Европы и части СНГ. Судя по всему, планы расширения зоны охвата пока останутся нереализованными. Так как SES большие надежды возлагала в первую очередь на экспансию на испанский и португальский рынок, то не исключено, что в этом направлении будут предприняты какие-либо шаги. Что касается рынка Восточной Европы и СНГ — здесь, скорее всего, все проекты будут отложены до запуска следующего спутника.

3. Третьей задачей является поддержка сервиса SES Astra Return Channel System — ARCS. Этот сервис работает в Ка-диапазоне. Первый Ка-транспондер SES появился на спутнике Astra 1H. Возможности Astra 1K должны увеличить охват ARCS.

Astra 1K в цеху (фото SES-Astra)

Для расследования причин аварии была создана аварийная комиссия под руководством Анатолия Коротеева, генерального директора Института теплофизики. Предварительные результаты расследования ожидаются к середине декабря. Окончательное резюме должно появиться в конце декабря 2002 г. — начале января 2003 г. Параллельно с российской комиссией компанией International Launch Services была создана собственная комиссия, под руководством Эрика Ларсена (Eric Laursen) — вице-президента и главного инженера ILS. Остальные члены комиссии будут набраны из представителей компании-оператора SES-Astra, компании-разработчика КА — Alcatel Space и компании-оператора спутника, назначенного к следующему запуску — Telesat Canada (КА Nimiq). Спутник Nimiq был доставлен на Байконур 2 декабря. Пока ничего не известно, будет ли производиться запуск этого спутника до окончания работы аварийных комиссий. С точки зрения логики, неудача 26 октября не должна повлиять на запуск, первоначально намеченный на 30 октября. Запуск Nimiq будет производиться с другим разгонным блоком — "Бриз-М", разработчиком которого является ГКНПЦ им. Хруничева. Этот РБ был разработан в ГКНПЦ на замену используемого блока ДМ, разработчиком которого является РКК "Энергия". В 2000 г. было проведено два успешных запуска с использованием РБ "Бриз-М". По словам представителей руководства ГКНПЦ (сделанного до неудачи 26 ноября), переход с одного разгонного блока на другой будет определяться исключительно коммерческими причинами. Однако можно предполагать, что ноябрьская неудача подтолкнет руководство ГКНПЦ к ускорению этого процесса. Многие эксперты сходятся во мнении, что после этой неудачи положение РКК "Энергия" серьезно ухудшится, так как поставка РБ для запусков по программе ILS составляла существенную часть дохода корпорации. Также разгонный блок ДМ (в модификации "Блок ДМ SL") используется в качестве третьей ступени ракеты-носителя "Зенит-3 SL" для запусков по программе "Морской Старт". В недавнем заявлении президента компании Sea Launch Джима Мазера говорилось, что компания не собирается отказываться от использования разгонных блоков ДМ. Он подтвердил, что компания не утратила доверия к разгонному блоку, и добавил, что внимательно следит за расследованием причин аварии. Также он добавил, что уверен, что комиссия выявит причины неудачи, выдаст рекомендации для исключения аналогичных случаев в дальнейшем.

Итак, спутник, с которым было связано столько надежд, на орбиту не вышел и похоронен в Тихом океане. Что в этом плохого именно для наших читателей? Во-первых, появление на рынке нового игрока с высококлассным спутниковым ресурсом могло бы подтолкнуть развитие рынка российского непосредственного телевещания. Хотя, тут говорить что-то наверняка невозможно. Но не исключено, что, желая захватить весомую часть этого перспективного (по словам руководства SES) рынка, компания применяла бы схемы выгодные для наших операторов. Во-вторых, как минимум на год затормозилось массовое предоставление услуг широкополосного спутникового доступа. И третья неудача касается ракеты. Дело даже не в том, что возрастет недоверие клиентов к носителю (хотя, и это тоже), а в том, что страховые компании (напоминаем, что 12 декабря произошла авария РН Ariane 5) по совокупности причин поднимут процентные ставки, как это было в 1998-1999 гг. после серии аварий российских и американских носителей. Это может нарушить стабильность рынка пусковых услуг, что сейчас не нужно ни одному из его игроков.



 
Теле-Спутник Январь 2003
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт