14Новости

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



В мире спутникового и кабельного телевидения


Теле-Спутник - 12(86) Декабрь 2002 г.


ФАКТЫ, СЛУХИ, СПЛЕТНИ

 * Что "светит" Мэлоуну?

Эта статья является продолжением публикации "Purgatory" из предыдущего номера нашего журнала. Рассказ о бедах европейского кабеля нам хотелось закончить знаменитым "капут", памятным по временам Великой Отечественной.

Нам казалось, что далее останется только рассказывать о том, как крупнейшие кабельные операторы становятся беспомощной добычей "финансового гения" Джона Мэлоуна и его компании Liberty Media. Однако не все так просто. Поэтому рассмотрим те финансовые парадоксы, о которых нам рассказывает мистер Хрис Форестер (Chris Forrester).

Начнем с того, что доходные статьи деятельности крупнейших европейских кабельных операторов выглядят прекрасно. Финансовые отчеты компаний Telewest, NTL и даже Callahan и UPC из года в год демонстрируют устойчивый рост.

Суммарный доход компании UPC вырос в 2001 году на 38% (от 1001 млн евро в 2000-м до 1379 млн в 2001-м финансовом году). Финансовая отчетность NTL по доходам выглядит еще лучше. А для Telewest финансисты предсказывают удвоение доходов (от 305 млн фунтов в 2001-м до 652 млн в 2004-м). Невольно напрашивается вопрос из старого российского анекдота: "Так почему же все так плохо, если все так хорошо?"

Рост доходов кабельных операторов представляет одну сторону медали. А на другой стороне мы видим удвоение их долгов. Так, например, если в 2000 году убытки UPC составили 2 млрд евро, то в 2001-м они оцениваются уже в 4,4 млрд. Не лучше обстоят дела с долгами и у других операторов.

Кого-то эта картина удручает, но "для Мэлоуна она является наилучшей". И если ему и его союзникам все же удастся захватить, для начала, кабельные сети DT в Германии, то уровни распространения немецкого кабеля с лихвой компенсируют их затраты на приобретение этого "плохо лежащего" имущества.

Как же получилось, что европейские кабельные операторы оказались в столь плачевном состоянии? Один из аналитиков, пожелавший остаться неизвестным, сравнил эту ситуацию с "игрой в монополию (к сожалению, мы не знакомы с правилами этой игры). Компании слишком быстро потратили наличность на развитие и модернизацию своих сетей. А оплата за аренду необходимого оборудования существенно отставала".

И "вот пришло время игроков с глубокими карманами, таких как Мэлоун. Теперь они могут подбирать обесцененные активы, выкладывая по 10 центов, или менее, на каждый вложенный в них доллар". Некоторые аналитики утверждают, что "так или иначе Мэлоун достигнет контроля над крупнейшими европейскими кабельными сетями. Однако операторы будут противостоять ему до последнего, чтобы выторговать для себя наилучшие условия".

По мнению этих же аналитиков, "шансы UPC ликвидировать свой бизнес, под защитой статей закона о банкротстве, относительно незначительны". Однако "возможность банкротства может рассматриваться как фишка в игре, в ходе которой держатели акций UPC будут добиваться наиболее благоприятных для себя условий соглашения с Мэлоуном".

Интересно то, что британские компании Telewest и NTL, положение которых немногим лучше, чем у UPC, не думают искать спасения в процедуре банкротства. Так, Telewest проводит дорогостоящую реструктуризацию и осуществляет до 176 000 широкополосных присоединений из квартала в квартал. В этих расходах принимал участие и сам Мэлоун, который является одним из крупных инвесторов Telewest.

Таким образом, правление компании рассчитывает расширить свою подписку и увеличить объем продаж. Однако Мэлоун выразил сомнения в достижимости этих целей. В интервью газете Financial Times, данном в середине июля, он заявил: "То, что нам известно о Telewest, вынуждает нас задуматься. Ее реструктуризация крайне рискованна". В результате своих раздумий Мэлоун вскоре вывел своих директоров из правления Telewest и отказался от попытки купить еще 20% ее пакета акций.

Казалось бы, такие действия Мэлоуна, крайне "рискового" предпринимателя, должны были бы отпугнуть прочих инвесторов. Но, тем не менее, банки, контролирующие долги Telewest, неплохо проводят операции эквивалентного обмена долговых сумм на акции (debt-for-equity). Вроде положение кабельных операторов таково, что за их акции никто не должен был бы дать и цента (или нашей копейки). Однако есть люди с деньгами, которые "верят в долговременные перспективы кабеля".

И аварийные кабельные операторы неплохо используют этот шанс. Их план заключается в том, чтобы "использовать имеющиеся доходы на финансирование традиционного роста вместо того, чтобы пассивно наблюдать за тем, как они утекают на обслуживание текущих долгов".

Современное положение крупнейших кабельных операторов во многом объясняется ошибками в их прошлом планировании, чрезмерными надеждами на доходы от трехходовых (triple play) предложений (цифровое ТВ, телефония, широкополосный доступ в Интернет), а также непомерным приобретательским аппетитом (в случае UPC). За все это приходится сегодня расплачиваться. Эти просчеты привели к обвалу стоимостей акций кабельных операторов. И поэтому Мэлоуну, естественно, здесь кое-что перепадет. Но не все, далеко не все. Даже для него этот европейский кабельный кус чересчур велик.

 * В стране людей с развитым воображением

Если учесть, что наши немногочисленные публикации об Италии — "Будьте как дома" (T/C №6, 2001, стр. 11), "Золотая жила" (T/C №1, 2001, стр. 18), "Прорыв Мердока по итальянскому флангу" (T/C №10, 1999, стр. 19), "Итальянский парадокс" (T/C №4, 1999, стр. 16) и "Италия — страна поэтов" (T/C №1, 1998, стр. 18) — охватывают значительный период времени, то становится ясно, что мы уделяем явно недостаточное внимание этой прекрасной стране.

А между тем здесь, в старинном городе Модена, имеется такое интереснейшее учебное заведение, как Scuola Digitale Satellite (S.D.S.), то есть институт, в котором готовят операторов по монтажу и эксплуатации цифровых спутниковых систем.

Ежегодно это учебное заведение проводит конференцию Updating (Усовершенствование), на которой студенты и выпускники получают возможность ознакомиться с самыми последними идеями и новейшими техническими достижениями в мире спутниковой индустрии и бизнеса.

На конференции S.D.S. этого года побывала миссис Кинга Шентези (Kinga Shentesi), член редакции журнала "Tele-satellite International", которая познакомила нас с выступлением синьора Элио Аттаранто, президента S.D.S. Это выступление показалось нам достаточно любопытным. И мы решили рассказать о нем нашим читателям.

Аттаранто считает, что "сегодня довольно трудно оценить точное число тех, кто серьезно заинтересован в развитии спутниковых коммуникаций в Италии". С одной стороны, идет процесс консолидации рынка спутникового платного ТВ (Pay TV), появились мультимедийные Интернет-платформы. Наблюдается технический прогресс спутниковой индустрии. С другой стороны, за последние два года небывалый ранее размах приобрело информационное пиратство.

Все перечисленное "не позволяет дать определенный ответ на вопрос о среднем пользователе спутниковых услуг". Единственно, о чем "можно говорить вполне определенно, так это о росте числа спутниковых "тарелок".

Однако это рост не связан напрямую с ростом подписки операторов платного ТВ".

Многие жители средних по величине городов и поселков сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированных специалистов по монтажу или хорошо оборудованных магазинов, в которых клиенты могли бы получить необходимые консультации.

Другой проблемой является отсутствие на многих спутниках качественных программ. И это "в стране, которая перенасыщена каналами эфирного ТВ, как на национальном, так и на региональном уровнях".

Многие представители итальянского бизнеса, связанные со спутниковым платным ТВ, жалуются на те "технические разработки, которые делают платное ТВ бесплатным". Однако синьор Аттаранто этим не удивлен: "Содержание, которое предлагает платное ТВ, как правило, не способно заинтересовать зрителя. Даже некоторые давние лояльные зрители платного ТВ вынуждены отменить свою подписку из-за высоких платежей за содержание, которое их не интересует". (В этом случае и мы бы не стали платить.)

Но, несмотря на бесцветное содержание, "пиратство все еще процветает". (Нас удивляют авторы соответствующих "технических разработок". Стоит ли овчинка выделки?) Провайдеры платного ТВ не могут с ним покончить. Поэтому Аттаранто ставит, не без ехидства, такой вопрос: "А не лучше было бы иметь бесплатных зрителей? Или вообще не иметь никаких зрителей?"

Сама формулировка этого вопроса показывает, что будущее итальянского спутникового платного ТВ "покрыто мраком неопределенности". По мнению Аттаранто, "что бы оно (будущее) ни содержало, страдающей стороной будет клиент. И это случается не в первый раз. Кто забыл о том, как первые подписчики должны были заменить свой, не очень дешевый, декодер из-за переключения с Irdeto на Seca?"

Это решение об "использовании единого декодера" было принято по настоянию итальянского правительства, принявшего соответствующий закон. Многие подписчики понесли не только финансовый ущерб, но и моральный. Речь идет о футбольных фанах, которые не успели технически переоснаститься к очередному первенству мира.

Но, тем не менее, итальянские дельцы, связанные с бизнесом спутниковых телекоммуникаций, не теряют оптимизма. По их мнению, "Италия населена людьми с развитым воображением. И это способствует восприятию новых идей". Сегодня они усваивают мысль о том, что "спутниковая индустрия связана не только с ТВ".

Итальянцы осваиваются с массой новых спутниковых приложений. Среди них первое место занимают интерактивные услуги, широкополосный Интернет и комбинации того и другого. На первых порах эти приложения нацеливаются на ограниченные круги пользователей.

Синьор Аттаранто убежден, что "итальянские спутниковые и телекоммуникационные операторы, а также и широкая публика, по-настоящему осознают те возможности, которые открывают перед ними новые услуги. Вот тогда и появится огромная потребность в профессиональных специалистах по монтажу и наладке. Поэтому, несомненно, их подготовку и тренинг необходимо начать, не теряя времени. Именно здесь найдет применение десятилетний опыт S.D.S., и откроются самые широкие перспективы для выпускников этого учебного заведения, начиная уже с 2003 года".

Выступление синьора Аттаранто дало нам некоторое представление о состоянии и перспективах развития рынка спутниковых телекоммуникаций в стране людей с развитым воображением.

 * "Драгоценный камень" в короне платного ТВ

Таким "камнем", по словам миссис Клаудии Кинзл (Claudia Kenzle), выступающей на страницах журнала "Cable and Satellite Communications International (CSCI)", "представители медиа-индустрии считают спортивные программы". Именно в них они видят то средство, которое должно повысить спрос на их усовершенствованные предложения.

Представим себе "дюжины автомобилей, со свистом несущихся по треку, со скоростью 200 миль в час". Все это время фанатики гонок, проводимых американской Национальной ассоциацией гонок стандартных автомобилей (NASCAR), "прикованы к экранам своих телевизоров".

Но в июне этого года "началось перемещение страстных любителей гонок с уютных домашних диванов на виртуальные передние сиденья любимых гонщиков". Это перемещение связано с запуском нью- йоркской компанией In Demand (находится в совместном владении компаний Time Warner Entertainment, Cox Communications, AT&T Broadband и Comcast Programming Ventures) программы "NASCAR in Car", спортивного многоканального пакета цифровой кабельной подписки.

Компания In Demand, лидирующий на американском рынке провайдер услуг Pay Per View (PPV) и Video-on-Demand (VOD), использует возможности цифровой кабельной технологии и пользовательских комплектов сет-топ бокс для того, чтобы "дать возможность фанатикам NASCAR пережить виртуальное волнение в реальном масштабе времени".

Автомобильные гонки под эгидой NASCAR становятся все более модным спортом американцев. Поэтому именно здесь дельцы из правления In Demand "увидели идеальную возможность для продвижения своих усовершенствованных спортивных пакетов".

До недавнего времени гонки высокого уровня, типа Winston Cup Series, организуемые NASCAR, транслировались по сетям компаний Fox, ESPN, TNT или других операторов как бесплатные одноканальные передачи.

Пакет "NASCAR in Car" предлагает многоканальное вещание. На одном канале зритель смотрит бесплатное спортивное шоу. Но если он заплатит 90 долларов за сезон, то может щелкнуть на любом из пяти или шести дополнительных каналов и увидеть различные ракурсы гонки так, как их видит водитель.

Выбирая канал, отведенный для своего фаворита, зритель может видеть трек с камер, установленных на гоночной машине; слушать переговоры гонщика со своими техниками; наблюдать ускорения, торможения или повороты. Он также видит "виртуальный приборный пульт, отображающий скорость, число оборотов вала в минуту и другие рабочие характеристики автомобиля".

Роб Джекобсон, исполнительный вице-президент In Demand, убежден, что "сотрудничество NASCAR и In Demand приводит к совершенно новому методу просмотра спортивных событий по телевидению. Он позволяет клиентам цифрового кабельного ТВ почувствовать свою активную причастность к такому выдающемуся мероприятию, как автогонки". "Наши филиалы получают возможность демонстрировать своим цифровым клиентам все перипетии гонки на трассе", — добавил Джекобсон.

Долговременное соглашение, заключенное NASCAR и In Demand, позволяет компании предлагать усовершенствованный пакет "NASCAR in Car", вплоть до сезона 2004 года, используя кабельные системы своих 1900 филиалов, охватывающих обслуживанием свыше 29 млн домов страны. Этот же пакет предлагается системой кабельного оператора Cablevision, который предоставляет своим подписчикам пакеты кинофильмов и спортивных программ 65 каналов компании In Demand.

Джекобсон указывает, что в "создании виртуальной реальности участвуют многие партнеры. Так, например, компания ACTV предоставляет технологии усовершенствованной ТВ рекламы, персонализированных программ и усовершенствованных медиа".

Компания Sportvision предоставляет инновационную "магическую" технологию RACEf/x, которая позволила компаниям NBC, Fox, TNT и другим вещателям дополнить традиционное вещание анимированными дисплеями для информации о рабочих характеристиках гоночных автомобилей в реальном масштабе времени.

Это одно из самых сложных приложений технологии в истории телевизионных трансляций спортивных мероприятий. Приборы GPS (Global Positioning Satellite), прикрепленные к автомобилям, позволяют определять их позицию на треке с точностью до дюймов.

Кроме того, вещатели могут использовать 3D анимированную графику, типа флагов и символов, для выделения каждого автомобиля и отображения информации о его рабочих характеристиках. Об этих технологических приложениях рассказывает Билл Сквадрон, главный администратор компании Sportvision.

Его компания также предлагает операторам приложение "1st & Ten", желтую электронную линию, которая отмечает, насколько далеко должна пройти команда игроков в американский футбол, чтобы сделать первый мяч вне игры. (Просим нас извинить, но мы не знаем тонкостей этой игры.) У Spotvision есть и еще ряд игровых приложений, подробностями которых мы не будем утомлять читателя.

"Компании, специализировавшиеся на спортивных программах, уже сделали себе имя в области обычного вещания. А теперь наши усилия сосредоточены на цифровом кабеле и сет-топ боксах, поскольку этот рынок потенциально огромен. Мы, помимо гонок NASCAR, рассматриваем и другие виды спорта, типа футбола. А кроме США, мы уже видим и международный рынок", — говорит мистер Сквадрон. Мы тоже очень любим спортивные ТВ программы, и поэтому, как говорится, флаг ему в руки.

 * По коням!

Название для этого материала пришло нам на ум неожиданно, при чтении статьи мистера Джона Боланда в журнале "Communications Technology". Эта статья посвящена теме, которую мы не любим. Она нам настолько не по душе, что мы даже не стали искать в нашем архиве предыдущих публикаций, посвященных телевизионной рекламе.

Но любим мы ее или нет, а она существует и играет такую роль в мире современного ТВ, что мистер Боланд призывает кабельных операторов "седлать коней, чтобы не потерять свою зону рекламного обслуживания и связанные с ней миллиарды долларов дохода". (Вот уже более столетия Америка сидит в автомобиле, но конь, как и прежде, занимает центральное место в американской мифологии.)

Почему же кабельным операторам нужно так спешить? Согласно предсказаниям американских аналитиков, "к 2006 году более 53% кабельных подписчиков перейдут к цифровым технологиям". По некоторым оценкам, "за последние два года, из-за нехватки емкости ввода рекламы на цифровом ярусе, остались недополученными миллиарды долларов дохода от локальной рекламы". Поэтому, по мнению Боланда, "операторам необходимо следовать за своими подписчиками на цифровой территории".

Он старается успокоить операторов тем, что "дорога к цифровому рекламированию является более гладкой, чем это представлялось. Новая технология единой платформы для ввода цифровых программ (digital program insertion — DPI) понизила расходы на цифровое рекламирование. Она дает возможность осуществлять рекламные вставки в цифровые и аналоговые потоки из единого сервера".

Новые стандарты SCTE также способствуют вводу цифрового рекламирования в реальном масштабе времени. "Есть инструменты, и рынок перед вами открыт. Время седлать лошадей и выйти из затруднений на широкий цифровой простор", — призывает мистер Боланд кабельных ковбоев.

Новое поколение технологии цифрового ввода рекламы сулит операторам "массу деловых выгод. Стандарты SCTE — DVS 253 и DVS 328 — способствуют улучшению качества и надежности ввода рекламы, поддерживая более надежный ввод титров или вставки".

Наибольшая предполагаемая выгода от цифрового ввода заключается в том, что "оператор сможет динамично регулировать рекламные программы, приспосабливая их к трансляции спортивных и других событий в реальном масштабе времени".

Автоматизированная координация графика ввода рекламы сулит операторам дополнительный доход, если изменения графика (плана) необходимо произвести буквально в последнюю минуту. Например, увязать его с трансляцией спортивного события. За такое изменение можно взять 2000 долларов, вместо получения 200 долларов за плановую рекламную вставку.

И, что тоже существенно, цифровой ввод предполагает кодирование для защиты рекламных объявлений, и, как следствие, повышение доходов. Стандарт кодирования DES может быть использован для предложения дополнительных доходов основным клиентам или для того, чтобы оставить свободное место для рекламы клиентов со специальными нуждами (например, для туристических компаний, рекламирующих горящие путевки международных круизов).

На первом этапе цифровое рекламирование было связано с серьезными техническими проблемами. Ввод локальных реклам в цифровой поток был связан с трудным и дорогостоящим процессом упорядочения "цифра-в-цифру" (digital-into-digital grooming) и кодированием.

Цифровой ввод рекламы также страдал отсутствием гибкости, так как автоматизированные системы не могли обрабатывать требования на изменение плана ввода, связанные с прерыванием трансляции новостей или спортивных передач.

Современная цифровая технология ввода предполагает существенные улучшения по стоимости и гибкости. Теперь есть решения с единым сервером, работающие с цифровой и аналоговой поставкой рекламы.

Упомянутые нами стандарты DVS 253 (ANS/SCTE 35 2001) и DVS 380 (SCTE 30 2001) допускают ввод цифровой рекламы, транслируемой непосредственно с места действия (без предварительной записи на пленку). DVS 253 предполагает ввод сообщений, которые указывают системам ввода место и время ввода рекламы. А DVS 380 определяет согласованную работу систем ввода рекламы и ее стыковки с ТВ программой.

Первоначально DVS поддержка гарантирует правильный ввод рекламной вставки в нужное место программы. Более поздние версии обеспечат поддержку усовершенствованных параметров, таких как кодирование.

Есть еще одна проблема, связанная с вводом рекламных вставок, которая пугает кабельных операторов. Речь идет о скорости их передачи. Проведенные год назад испытания продемонстрировали ухудшение качества содержания рекламы при битовых скоростях порядка 8 Мбит/с. Но последующие исследования показали, что ввод является надежным при скоростях до 6 Мбит/с.

Нравится нам реклама или нет — не имеет никакого значения. Если она будет способствовать выходу американского кабельного бизнеса из того состояния кризиса, в котором он находится, то мы будем писать о ней. Тем более что нам не нравится наша отечественная реклама. А о заокеанской мы имеем весьма приблизительное представление. Итак, господа кабельные операторы, по коням!

 * HDTV на новом этапе

О телевидении с высоким разрешением (High-Definition Television) мы писали в статьях "С перепугу" (T/C №9, 2000, стр. 14), "Победная поступь HDTV" (T/C №10, 2000, стр. 13) и "Спутниковое HDTV — история и современность" (T/C №7, 2001, стр. 12).

После публикации последней из них прошло более года. И мы полагали, что телевидение с высоким разрешением уже завоевало прочное место на мировом рынке телекоммуникаций. Однако знакомство с редакционной статьей в журнале "Broadband" показало, что говорить о "Победной поступи HDTV" было несколько преждевременно, и во время нашей одноименной публикации и сегодня.

Анонимный автор нашей статьи утверждает, что "любой европейский вещатель полностью исключает возможность передачи сигналов ТВ высокого разрешения в ближайшем будущем". По его мнению, "на фронте HDTV в Европе имеется определенный прогресс, но преимущественно в производстве и компоновке ТВ программ, а не в вещании".

А между тем HDTV вещание уже реализовано в США и Австралии. Японские HDTV услуги трансформируются к использованию цифровых технологий. В Южной Корее и других странах Дальнего Востока растет интерес к HDTV. Эти обстоятельства не оставляют равнодушными европейских вещателей и продюсеров ТВ.

Компания BBC проводит исследования в области HDTV на протяжении более пятнадцати лет. В середине марта она осуществила трансляцию HD программы "Rockface" по английским ТВ каналам. Это драматическая история из жизни команды горноспасателей в нагорье Шотландии. Она создавалась в тесном сотрудничестве с компаниями Union Pictures и Columbia Tristar Television. Это только одна из телевизионных постановок, которые BBC заказала в формате HD. Уже создано порядка 20 часов вещания HDTV, а планируется гораздо больше.

Постановками телевизионных HD программ компании BBC руководит Отдел исследований и разработок. Майк Крол, ведущий специалист этого отдела, считает, что "качество и экономичность работ, достижимые при использовании HD, означают, что теперь есть смысл перенести часть производства престижных телевизионных фильмов BBC из формата Super 16mm в формат HD. Производить с высоким разрешением определенно дешевле, да и весь ход производственного процесса может быть более эффективным".

В ближайшем будущем BBC планирует запуск нового цифрового канала BBC4. Его работа начнется со спутниковой трансляции концерта из Сенегала, участниками которого будут ведущие музыканты африканского континента. В ходе трансляции будет использована многокамерная HDTV съемка. Оборудование для нее предоставит компания Thomson.

При передаче будут использованы цифровые форматы HDTV — HDCAM фирмы Sony; SVCPRO-HD и HDD5 компании Panasonic. Предполагается, что стоимость их использования будет гораздо ниже, чем для любого другого формата на рынке HDTV. Это должно увеличить заинтересованность операторов в HD, как формате высокого качества при производстве престижных ТВ программ.

Британская компания Avid Technology продала свыше сотни своих систем телевизионного монтажа DS-HD. Эти продажи отражают возросший интерес продюсеров ТВ программ к использованию формата высокого разрешения для некоторых видов постановок.

В Европе некоторые студии оценили преимущества использования более дешевого HD оборудования в системах, которые могут оперировать как с высоким, так и со стандартным разрешением.

Представители британской фирмы Home сообщают о том удовлетворении, которое они испытывают при использовании HD. "Первоначально мы использовали это оборудование для работы со стандартным разрешением. Но теперь мы определенно склоняемся к высокому разрешению. В число наших HD работ входят ТВ драма "Rockface", созданная по заказу BBC, и многокамерная съемка концерта Робби Уильямса", — рассказывает Джанин Мартин, менеджер отдела оборудования фирмы Home.

Большую помощь британским операторам, заинтересованным в вещании HDTV, оказывает некоммерческая организация Widescreen Forum. Ее специалисты составляют инструкции относительно того, какие программы лучше снимать в HD формате и как лучше компоновать их.

Брендан Сламин, сотрудник Widescreen Forum, полагает, что "у продюсеров, собирающихся представить свою работу в HD, есть возможность широкого выбора вариантов. Если вы осуществляете дорогостоящую постановку, то вы должны быть абсолютно уверены в том, что приняли правильные решения в отношении форматов и их преобразований".

Пионером эфирного вещания HDTV являются США. Но его широкого внедрения здесь все еще не произошло. Ожидается, что процесс перехода к HDTV ускорится после 2007 года. Этот год определен правительством страны, как год полного перехода от аналоговой к цифровой технологии вещания.

На сегодня только в самых урбанизированных районах США имеются ТВ станции, которые готовы работать с программами HDTV. Однако дороговизна HD телевизоров и отсутствие законодательно утвержденного стандарта HDTV не способствуют развитию этого рынка.

Специалисты утверждают, что одна из версий DVB digital TV, европейской системы цифрового ТВ, может предоставить гибкую HDTV услугу, пригодную для использования в США. Но американские законодатели настаивают на принятии специфически американского стандарта ATSC DTV, разработанного консорциумом американских операторов и одобренного Комитетом по выработке усовершенствованных телевизионных стандартов (ATSC).

Этот стандарт находится под огнем критики целого ряда авторитетов, которые утверждают, что "система ATSC не обеспечивает адекватного приема в городских условиях. Ее сигналы плохо принимаются антеннами пользовательских комплектов (set-top aerials)".

А один из критиков прямо заявляет, что "американский стандарт не соответствует эпохе, когда портативность и мобильность приобретают все большую важность для всех типов коммуникаций".

Подводя итоги, можно сказать, что хотя о "победной поступи HDTV" говорить сегодня не приходится, но на месте оно не стоит и укрепляет свои позиции на мировом рынке. И это совсем не плохо. Возможно, и мы увидим наши любимые программы в этом замечательном формате.

 * "Пятьдесят лет флирта"

Мы с удивлением обнаружили, что технологии трехмерного телевидения, которую в западных изданиях называют просто 3D, посвящена всего одна наша публикация — "3D-ТВ — "Made in Germany"" (T/C №6, 2001, стр. 14).

А между тем мистер Боб Чарлтон (Bob Charlton) в статье, опубликованной в выставочной газете "THE IBC DAILY", утверждает, что "киноиндустрия флиртует с 3D на протяжении пятидесяти последних лет. Кажется, что она намерена продолжить это занятие".

Флирт — дело прекрасное. Мы можем подтвердить это по собственному опыту. Но согласимся, что за пятьдесят лет можно было бы перейти и к более конкретным отношениям. К счастью, конференция IBC, проходившая в Амстердаме в сентябре этого года, показала, что связь 3D с производством кино- и телевизионной продукции не остановилась на стадии "флирта".

Напомним, что теоретические предпосылки для 3D заложил немецкий ученый Карл Пюльфрих. Он установил, что объекты реального мира мы видим с глубиной, благодаря "насыщенным оттенкам" (depth cues), которые включают тени, оттенки, движение и объем. Еще важнее то, что мы ощущаем разницу между теми изображениями, которые воспринимаем правым и левым глазом".

Разработчики 3D систем стремятся добиться того, чтобы передать как можно больше насыщенных оттенков, и, тем самым, сделать впечатление трехмерного видения максимально приближенным к реальности.

Недавно западные зрители имели возможность посмотреть третью серию кинофильма "Челюсти". Изюминкой этого фильма было впечатление 3D видения, которое "создавало у зрителей ощущение, что эта огромная рыба должна выпрыгнуть с экрана к ним на колени". В применении к ТВ экрану эта технология способна добавить существенную ценность зрительскому восприятию.

Собравшиеся в Амстердаме 14 сентября специалисты рассматривали всю совокупность проблем, связанных с 3D телевидением, обдумывали его современное состояние и те перспективы, которые сулят ему ближайшие годы. Одержит ли победу в разработках рациональный подход или стремление добиться наилучшего качества ТВ изображения с любыми затратами?

Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, в Амстердам съехались специалисты, принимающие участие в выпуске 3D телевизионных программ, из разных стран Европы. Это и ученые из академических институтов, и инженеры, работающие в ведущих ТВ компаниях.

Доктор Марк Прайс, сотрудник Отдела исследований и разработок британской компании BBC, рассказал о выпуске в реальном времени и поставке 3D медиа. Профессор Малколм Маккормик, ученый из британского университета De Montfoft University, трудится в специфической области содержания, генерируемого компьютером, для 3D телевизионных дисплеев.

Еще один участник обсуждения, Христоф Фен из берлинского института Heinrich-Hertz-Institut, объяснял преимущества эволюционного и оптимизированного подхода к проблемам 3D телевидения.

Профессор Георг Папаниколау, сотрудник университета Aristotle University в Фессалониках (Греция), утверждал, что "технология 3D уже вышла за пределы лабораторий и может уже сегодня играть стратегическую роль в операциях коммерческого ТВ вещания". Он рассказал о своем опыте в области 3D выразительной цифровой эмуляции персонажа (3D digital character talking emulation) для мультипликационной многоязычной постановки.

"Мы убеждены в перспективах этой технологии при создании современного цифрового телевизионного диктора, виртуального оратора или мультипликационного персонажа с многоязычными возможностями", — заявил он.

Участники обсуждения также рассмотрели совместимость технологии 3D с Интернет. Они пришли к выводу, что "точно так же, как она добавляет ценность телевизионным программам, она способна повысить ценность этой медиа, базирующейся на ПК".

Эти выступления доказывают, что технология 3D работает. Но вот имеется ли модель бизнеса, которая способна интегрировать ее в работу коммерческого ТВ? Участники дискуссии ответили на этот вопрос утвердительно.

Сегодня провайдеры содержания прилагают большие усилия для создания материала, имеющего международную привлекательность. Технология 3D, при ее максимально быстрой и точной реализации, способна помочь им в решении этой задачи. "Пятидесятилетний флирт" должен принести свои реальные плоды.

По материалам иностранной прессы и информационных агентств подготовил В. Ройтман.



 
Теле-Спутник Декабрь 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт