22Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Компания Метромедиа в России и в Петербурге


Теле-Спутник - 11(85) Ноябрь 2002 г.


Инвестиционная компания "Метромедиа" давно и плодотворно работает в России и соседних странах. Сети "Метромедиа" функционируют в Минске, Алма-Ате, Риге, Бишкеке, в России это кабельная сеть АТК в Архангельске, а также MMDS-системы "Космос-ТВ" в Москве и "Телеплюс" в Петербурге. "Теле-Спутник" неодно-кратно писал об этих проектах. В 2002 г. "Телеплюс" занялся строительством широкополосных кабельных сетей.

Рик Мейси

Зона ответственности регионального директора "Метромедиа" по кабельному ТВ Рика Мейси — это российские филиалы "Метромедиа". Мы беседуем с Риком Мейси о текущем положении вещей и планах компании.

Т/С: Каково финансовое положение телекомпаний в Архангельске, Москве и Петербурге? Как идет их развитие?

Р. Мейси: Компании в названных городах чуть-чуть разные, они как старший, средний и младший братья. В Архангельске телекомпания "АТК" является самой мощной (dominant). "Космос-ТВ" в Москве — это leading provider, то есть одна из компаний-лидеров, там много игроков на рынке. "АТК" и "Космос-ТВ" — прибыльные компании, они прочно стоят на ногах, производить дополнительные инвестиции в них не надо. Петербургский "Телеплюс" — самая молодая компания, развитие только начинается, поэтому сегодня "Метромедиа" производит инвестиции в нее.

"Метромедиа", следуя своему принципу, предоставила средства на капитальные затраты (capital expenditure, capex), чтобы компании могли закупить оборудование и все, что необходимо для начала работы. Когда надо, мы предоставляем и дополнительные средства.

Т/С: Как выбираются технологии доставки ТВ сигнала до абонентов?

Р.М.: У нас есть две разных технологии — MMDS и кабельное ТВ. Там, где это экономически оправданно, как средство доставки ТВ сигнала используется MMDS-система. Из тех же соображений в иных случаях используем гибридную HFC-сеть.

В Петербурге работает MMDS-система, мы можем подключить абонента в любой точке города. Например, гостиница "Европа", расположенная в центре города, является нашим клиентом и получает сигнал по MMDS, потому что здесь MMDS дешевле, чем волокно. Год назад у "Телеплюса" была только MMDS-сеть, сейчас есть кабельная сеть в Приморском районе Петербурга. В Петербурге кабельные сети плохо развиты, здесь это ново, если сравнить, например, с Архангельском. Людям интересно получить много ТВ каналов.

Компании в трех городах развиваются по-разному, в Архангельске есть только кабельная сеть, в Москве и Петербурге есть MMDS-система и кабельная сеть. Мы считаем, что в будущем надо строить кабельную сеть, иметь свою "последнюю милю". Кабельная сеть будет более широкополосной, чем передача по эфиру. Все находится под контролем, погода и помехи не влияют.

Конечно, MMDS-системы и эфирное решение хороши для рынка, и мы произвели в них инвестиции, но наш выбор — это кабельное ТВ, поэтому мы строим в этом году сеть в Петербурге, а в Архангельске мы работаем уже не только с телевидением, а подаем Интернет.

Мы начинали предоставлять Интернет-услугу в "Космосе-ТВ", но это была не широкополосная услуга, а dial-up. В Петербурге мы должны предоставить широкополосный Интернет в кабельных сетях и еще одну телекоммуникационную услугу, возможно, телефонию.

Т/С: Появились сообщения о банкротстве "Метромедиа" и о планах по продаже компаний на местах. Каковы в связи с этим перспективы у "АТК", "Космоса-ТВ", "Телеплюса"?

Р.М.: Акции американских фирм продаются и покупаются на американской бирже. По американскому законодательству фирма должна обнародовать свое финансовое положение. У "Метромедиа" есть долги, которые надо отдавать. Долги появились потому, что мы инвестируем в большое количество российских телефонных компаний. Когда производились инвестиции, мы шли на определенный риск, и теперь будем продавать телефонные компании. Мы уже начинаем процесс продажи, в США есть организация United Financial Group (UFG), которая нас поддерживает, и она будет устраивать тендер, предлагать компании на продажу.

Телевизионные компании мы не продаем. В этом году мы производили инвестиции в "Телеплюс", понятно, что о продаже речи не идет. Сейчас начинается процесс подготовки бизнес-плана на следующий год, там будут еще инвестиции, еще развитие. Из "Метромедиа" придут деньги на строительство большой сети.

Т/С: Как развиваются три направления деятельности петербургской компании "Телеплюс": индивидуальные подписчики MMDS, корпоративные подписчики MMDS и кабельные сети?

Р.М.: Наша MMDS-сеть работает в радиусе 40 км от телебашни, в ней сейчас 25 телеканалов. Рекламируется сеть мало, и я просил еще инвестиций для этого, возможно, скоро рекламы станет больше. Мы инвестировали MMDS-систему несколько лет назад, сейчас для нее не требуются большие инвестиции, потому что она уже работает. Так, мы используем ее как транспортную, когда строим мини-кабельные сети. Это одно из наших направлений развития.

Сейчас мы концентрируемся на работе в Приморском районе, где построили кабельную сеть. Там открыт наш новый офис, чтобы быть ближе к абоненту и лучше его обслуживать. Мы уже подключаем больше клиентов к кабельной сети, чем к MMDS-системе, потому что кабельная сеть — это дешевое решение, к нашей сети можно подключиться за $8. Подключение к MMDS стоит $100. Наш минимальный пакет в кабельной сети стоит 60 руб. в месяц, то есть $2. В MMDS-системе самый дешевый тариф $10 в месяц. Есть разные рынки, цена на услуги играет важную роль, поэтому мы сейчас усиленно работаем в Приморском районе.

В кабельной сети 16 эфирных каналов и 31 спутниковый канал. Мы общались с клиентами, выяснилось: они не сразу понимают, что, подключаясь к сети, получат кроме спутниковых еще и эфирные каналы хорошего качества, и не надо будет подключаться к эфирной антенне. Для тех, кто живет в Приморском районе, это совсем новая услуга, они привыкли платить 28 руб. за эфирную антенну. Возможность получить больше каналов — это совсем ново.

Т/С: Как осуществляется пакетирование?

Р.М.: Самый дешевый пакет "Эконом" предоставляется в некодированном виде за $2. В нем 16 эфирных каналов, 4 канала пакета АРТ и западные каналы: Rai Uno, DW, TVE, TV5, BBC World. В свое время "Космос-ТВ" исследовал предпочтения телезрителя. Первое — это качество, второе — выбор. Поэтому мы гарантируем качество в сети и предоставляем выбор: по одному английскому, немецкому, итальянскому, испанскому, французскому каналу. Те, кому нужен большой выбор, подписываются на второй пакет "Семейный" за $10 в месяц. Здесь к каналам первого пакета добавляются 12 западных спутниковых каналов, в основном на русском языке (Eurosport, Discovery, Animal Planet, Hallmark, Fox Kids, Nickelodeon, Euronews, National Geographic, CNBC, Eurosport News, Fashion, Extreme Sports). Это очень популярно в России. Последний пакет — "Элитный" ($20 в месяц), здесь к каналам второго пакета добавляется еще 10 каналов, в основном англоязычных (Eurosport на английском языке, AB-Motors, XXL, VH-1, BBC Prime, Cartoon, TCM, CNN, Reality TV, Private Gold). В пакете "Эконом" много русских каналов, потому что иностранные спутниковые каналы дороги.

Абонентам пакетов "Семейный" и "Элитный" предоставляется в пользование декодер DALVI, какой-либо залог или дополнительная арендная плата не взимаются. В зависимости от типа телевизора предоставляется декодер DVS-100 с выходом по НЧ или же декодер DVS-400 с выходом по ВЧ. Нам декодер обходится почти в $100.

Т/С: Как идет строительство и производятся инвестиции в кабельные сети?

Р.М.: В этом году мы построили сеть на 45 тыс. квартир, закупали много оборудования. Установлена головная станция, 5 оптоволоконных узлов.

У нас есть лицензия, в соответствии с которой мы можем подключить 500 тыс. абонентов в разных районах города (Приморском, Выборгском, Петроградском). Поэтому объемы строительства на будущий год, думаю, будут не меньше, чем в этом году.

Т/С: За какой срок планируется охватить сетью 500 тыс. квартир?

Р.М.: Это вопрос не нынешнего года. Определяющую роль в выработке планов играют акционеры "Метромедиа", они должны рассмотреть наши предложения и принять решение. У них есть право утвердить строительство сети на 10 тыс. или же на 500 тыс. абонентов. Поэтому точно сказать нельзя. Мы ежегодно готовим и представляем на утверждение план на следующий год и пятилетний план. В ближайшие годы задача "Телеплюса" — реализовать свою лицензию.

Т/С: Как прокладывается сеть?

Р.М.: Оптоволокно прокладывается через телефонную канализацию. Для коаксиального кабеля, как правило, используется воздушная навеска (иногда тоже через канализацию).

Т/С: Что можно сказать о конкуренции в Петербурге?

Р.М.: Наш самый большой конкурент — эфирные антенны, потому что это очень дешевое решение, и, самое главное, все привыкли так жить. Я только что смотрел статистику, в Тайване почти 80% жителей используют Pay-TV и почти никто не получает ТВ с эфирных антенн. В США, думаю, половина населения или чуть больше имеет кабельное ТВ. Платное ТВ еще будет популярно в России.

Так получилось, что в каждом месте, где мы строим нашу собственную кабельную сеть, мы были компанией-лидером (leading company). Поэтому важно, какую сеть мы строим, и чтобы наша цена была рыночной.

Т/С: Каким Вы видите место "Телеплюса" на рынке ТВ услуг Петербурга и конкурентоспособность проекта?

Р.М.: На рынке есть место для каждого. У нас много опыта, мы строили сети в Архангельске, в Алма-Ате, в Бишкеке. Если посмотреть размер инвестиций на одного клиента, HFC-сеть — это самое дешевое решение для получения качественного ТВ, качественного Интернета и, может быть, телефонии. Клиенту предлагается весь спектр услуг. Предоставление широкополосного доступа в Интернет абонентам кабельной сети мы хотим начать в следующем году, а возможно, уже в этом. Предложение услуг ТВ и Интернет лучше, чем только ТВ.

Как написано в Wall Street Journal, в Бостоне и Нью-Йорке кабельные операторы уже захватили несколько процентов рынка городских телефонных операторов, а также рынка Интернет-услуг. Поэтому кабель это хорошее решение. Если посмотреть статистику в США, там HFC-технология — самый популярный способ реализации широкополосного доступа в Интернет. Есть много решений: DSL, беспроводная связь, но самое эффективное, самое дешевое для конечного пользователя — это коаксиальный кабель, и поэтому мы будем строить и строить.

Т/С: Что Вы можете сказать по поводу окупаемости проекта?

Р.М.: Если посмотреть финансовый отчет по бизнесу "Метромедиа" в области КТВ, не только в России, но и по всему миру, финансовый поток (cash flow) у нас положительный, то есть мы, как группа, генерируем больше денег, чем вкладываем. Однако, сколько конкретно надо времени, чтобы получить обратно наши деньги, вложенные в "Телеплюс", я не готов сказать.

Т/С: Как "Телеплюс" работает с индивидуальными клиентами, как организованы продажи?

Р.М.: Последнее время в Петербурге "Телеплюс" строил, теперь надо продавать. Мы только начинаем работу, организовали команду для продажи. Коммерческим директором стала Елена Паснюк, она работала менеджером по продажам в "Космос-ТВ". Организуются командные продажи, менеджеры ходят по квартирам и общаются с потенциальными клиентами. Мы распространяем рекламные материалы, организуем рекламные акции, есть сайт www.teleplus.ru, где клиенты могут сделать заказ на установку, задать интересующий вопрос в рубрике "Форум". Все это делается для того, чтобы народ понял, что у него есть выбор, и начал думать. Наше предложение интересно и выгодно для клиента.

Нам надо каждый день работать с клиентом, сейчас организуем call-центр. "Телеплюс" будет работать с call-центром Ericsson, сейчас у нас маленькая станция Panasonic. В свое время "Космос-ТВ" приобрел себе call-центр Avaya definity и сейчас использует его. Там в отделе абонентской службы есть большое настенное табло, куда выводится информация, количество входящих звонков абонентов и другая статистика.

"Космос-ТВ" в Москве начинает новую акцию. Подключиться к MMDS-системе можно будет всего за $1, за установку деньги не будут взиматься, но потребуется предоплата за несколько месяцев вперед. Поскольку цена за подключение низкая, жители Москвы получат очень дешевую ТВ услугу. Похожие акции проводят операторы сотовой связи. Это хороший принцип, у абонента появляется стимул, он получает больше свободы, чем раньше.

Т/С: Что можно сказать в заключение?

Р.М.: Полагаю, населению следует подумать. Сейчас в Приморском районе платят 28 руб. за эфирную антенну. Если платить 60 руб., то есть доплачивать еще 1 руб. каждый день, можно получить 16 эфирных и 9 спутниковых каналов с хорошим качеством и с возможностью Интернет-доступа. В Америке услугу за такую низкую цену не купить. Мы говорим жителям: попробуйте!

Беседовал М. Мирошников



 
Теле-Спутник Ноябрь 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт