20Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



"Русскому пакету" 1 год


Д. Козырев, генеральный директор
телекомпании
Теле-Спутник - 10(84) Октябрь 2002 г.


В середине сентября телекомпания "АРТ" отметила годовщину реализации своего проекта "Русский Пакет". Самое трудное, наверное, уже позади. Первый год продемонстрировал жизнеспособность как самой компании, так и ее "детища". На подходе новые телеканалы, которые, верится, успешно войдут в ставший популярным пакет российских телепрограмм.

Принято считать, что в середине 50-х годов минувшего столетия группой американских ученых-социологов были сформулированы основные принципы "коммуникативистики" и определены несколько основных типологических моделей средств массовой информации. Прошло полвека, и наступило новое, третье, тысячелетие. Однако полемика продолжается, и дискуссии вокруг средств массовой информации всех видов не утихают. В частности, горячие споры развернулись в последнее время вокруг определения термина "общественное телевидение". Есть самые разные мнения на этот счет. Но, если под основными признаками "общественного телевидения" понимать его доступность широкому кругу зрителей за минимальную стоимость подписки, то, безусловно, по этим параметрам телекомпания "АРТ" — общественное телевидение.

Д. Козырев, генеральный директор телекомпании "АРТ"

В то же время было бы недопустимо в стремлении соответствовать всем признакам "общественного телевидения" идти на поводу у части зрительской аудитории, приученной в последние годы к "зрелищам", демонстрируемым некоторыми каналами только ради повышения своего рейтинга.

Проект телекомпании "АРТ" под названием "Русский Пакет" — это плод коллективного творчества, в котором принимали участие все сотрудники телекомпании. Начав в сентябре 2001 года с семи контрактов, объединявших всего 15 тыс. подписчиков, телекомпания за один год увеличила свою аудиторию до 700 тыс. абонентов. Зона распространения — вся Россия, страны СНГ и Балтии. Проявляют интерес к передачам пакета и в дальнем зарубежье. Стоимость подписки не превышает четырех рублей в месяц — свидетельство того, что по этому параметру "Русский Пакет" можно назвать общественным телевидением.

Свою задачу, как директор телекомпании "АРТ", я вижу в создании принципиально иной, новой телевизионной среды, лишенной того, что, по моему мнению, не делает чести и не является украшением телеэфира, того, что можно точно определить одним словом, как большое всеобщее шоу под названием — "окно". Поэтому здесь на первое место выходит основной принцип — не повторять и не проецировать все то, что демонстрируется на других каналах. А вообще, мне кажется, что в последнее время все дискуссии вокруг телевидения сводятся исключительно к обсуждению технико-технологических вопросов: например, каким способом будет осуществляться доставка сигнала до зрителя, а ему — зрителю — это совершенно все равно. Я думаю, это не самый основной вопрос СМИ и телевидения в частности. Телевидение по своей разрушительной силе, силе воздействия на зрителя — самое мощное оружие. Охват огромен, и к тому же эфир "картинкой" воздействует на подсознание зрителя. Мне кажется, главное при обсуждении того, каким должно быть телевидение, — это вопрос программной политики. В то же время, думаю, было бы ошибкой создание еще одного "клона" телеканала "Культура". Поэтому мы пытаемся создать некий телевизионный программный продукт, принципиально отличающийся от уже существующего и в то же время не повторяющий лучшие образцы, к которым я, безусловно, причисляю канал "Культура".

Весь год, пока раскручивался "Русский Пакет", перед нами стояла самая большая проблема — финансирование. У нас никогда не было таких условий для развития, как, например, у НТВ, ТВ-6 или ныне "почившего" АСТ. Мы не принадлежали и, надеюсь, не будем принадлежать никаким политическим или олигархическим группировкам. Средства на производство и развитие изыскивались и находились самостоятельно. Есть ряд проектов, которые до сих пор остро нуждаются в финансировании. Например, запуск нового информационного телеканала. Ведь, как известно, новости и спорт — самые дорогостоящие телевизионные продукты. Проект "Русский Пакет" — исключительно коммерческий, призванный доказать жизнеспособность коммерческого телевидения в России.

Год назад три новых тематических канала — детский, музыкальный и фильмовый — объединившись с уже существовавшим "семейным" каналом АРТ, образовали "Русский Пакет". Но, в отличие от них, на канале АРТ осталась реклама.

АРТ — это классический "рекламонесущий", сетевой канал. В каком-то смысле он является "донором" для подписных каналов, не содержащих рекламы и не вышедших пока на уровень рентабельности. К тому же сеть и зона распространения этого телеканала гораздо больше, чем у подписных каналов "Русского Пакета". Поэтому развитие АРТ, как классического сетевого канала, будет идти по пути улучшения программного продукта, технического качества.

Аппаратная подготовки эфира

Создание телеканала — достаточно кропотливая, непростая, нелегкая работа. Мы стремимся сделать канал наиболее популярным, чтобы через определенное время он стал привлекательным для самых широких слоев зрительской аудитории. Понятие "семейный" — очень размытое определение, так же как и определение "общественное телевидение". Если канал интересный, то он собирает определенную аудиторию, в определенный час, на определенный отрезок времени. Мы и в дальнейшем будем стараться не походить на другие федеральные и иные телеканалы. Телекомпания "АРТ" сейчас производит две достаточно интересные программы: "В Фокусе" и "Кинофанат", ведутся разработки нескольких новых программ.

Динамика роста подписной базы примерно 10-15% в месяц, и эта динамика, что нас приятно удивило, не затормозилась даже в летний период, характеризующийся замиранием всей деловой и прочей активности. Это позволяет сказать, что мы попали, если не в самую точку, то где-то рядом, и, наверное, довольно точно угадали желание или настроение телезрителей и предоставили им тот самый телевизионный продукт, который ориентирован, прежде всего, на самого телезрителя.

Наиболее популярными каналами в "Русском Пакете" справедливо считаются "Киноклассика" и "Наша музыка". Последний существенно отличается от уже имеющихся музыкальных каналов, так как программная политика и его "сетка" таковы, что позволяют поставить надежный заслон некачественной и низкопробной эстрадной музыке. В то же время мы даем возможность промелькнуть на нашем канале любому интересному исполнителю и практически открываем дорогу всем музыкальным жанрам и направлениям.

Мне кажется правильным мнение о том, что телевидение будущего — это набор специализированных, тематических каналов. В этом решение самого главного вопроса сегодняшнего телевидения — кому смотреть, что смотреть, в какое время смотреть. И в то же время, это абсолютно демократично, потому что каждый канал может показывать то, что он считает нужным, и каждый зритель может смотреть то, что он хочет.

Что касается распространения АРТ на Москву, мы всегда рассматривали это как второстепенную задачу. Но сейчас по целому ряду причин эта позиция меняется. В отношении четырех каналов "Русского Пакета" Москва рассматривается как вполне приемлемый рынок. Более того, с мая месяца успешно началось распространение каналов пакета по кабельным сетям столицы. Аудитория и определенное количество подписчиков "Русского Пакета" в Москве уже существуют. И желающих стать нашими зрителями, несмотря на избалованность и "продвинутость" москвичей, достаточно много.

В системе "Космос ТВ" на данный момент представлено три канала "Русского Пакета": АРТ, "Удивительный мир" и "Киноклассика". Что касается дальнейших планов распространения пакета в Москве, то я допускаю, что туда войдут "Наша музыка" и еще ряд каналов. Надеемся, что это перспектива конца года.

Достаточно серьезной задачей, стоящей перед нами, является создание максимально удобных условий для приема сигнала местными кабельными сетями. С августа месяца, параллельно существующему вещанию со спутника "Ямал-100", мы раздаем свой сигнал и со спутника "Экспресс-6А". Получены положительные отклики от кабельных операторов на качество сигнала. Но из этого не стоит делать вывод, что мы собираемся отказаться от услуг "Газкома". Вероятнее всего, трансляции будут вестись параллельно, так как с увеличением количества каналов потребуется и расширение частотной полосы.

Дальнее зарубежье — отдельная тема. Коротко говоря, с конца прошлого года ведутся переговоры с рядом крупных международных спутниковых и кабельных операторов по продвижению самых интересных, с их точки зрения, наших телеканалов. В первую очередь русскоязычную аудиторию за границей привлекают "Киноклассика" и "Наша музыка".



 
Теле-Спутник Октябрь 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт