Мы несколько раз поднимали в нашем журнале различные вопросы, связанные с пиратским просмотром кодированных спутниковых каналов. Эти публикации неизменно вызывали определенное оживление среди наших читателей. У дилеров оборудования и установщиков антенн этот номер пользовался успехом среди их клиентов. А руководитель одной из российских операторских компаний, планирующих ввести в ближайшем будущем услуги цифрового телевидения, звонил нам в редакцию и обвинял нас в пропагандировании идей пиратства а также обещал начать разбирательства при помощи соответствующих государственных силовых структур.
Выслушав такое серьезное предупреждение, мы окончательно решили категорически отказаться от освещения технических подробностей изготовления и использования технических средств несанкционированного доступа к кодированным телевизионным программам. Мы не будем пытаться достигнуть популярности у читателей чисто популистскими методами. Как профильное издание и просто как законопослушные граждане мы не можем и не хотим поддерживать любую противоправную деятельность.
С другой стороны сами операторы цифровых систем платного телевидения в последнее время активно поднимают данный вопрос и всячески стараются, чтобы их борьба с пиратством освещалась в прессе. Мы регулярно получаем пресс-релизы западных вещателей на эту злободневную тему, а крупнейший российский вещатель НТВ-Плюс в последние месяцы провел несколько показательных антипиратских акций с активным их освещением в СМИ. Пиратство в системах платного телевидения переходит в разряд социальных и экономических явлений. Поэтому данную статью мы решили посвятить социальным аспектам этой проблемы. Мы постараемся дать ответы на вопросы - кто, как и почему занимается пиратством и что надо делать, чтобы минимизировать вред от этого явления легальному бизнесу.
-Как же вы на "пиратов"-то вышли? Ведь не сами же они карточку к вам в деревню привезли.
-Ровно год назад в городе у сына гостил. О телевидении разговорились и мою "тарелку" вспомнили. Он и подсказал, где можно "пиратскую" карточку купить. Сначала отмахнулся, мол, нечестно это, на воровство смахивает, а потом финансы свои подсчитал, в уме еще раз прикинул и решился. Карточка тогда за 70 долларов у них продавалась, т.е. почти за 2 месяца просмотра и окупалась.
Дважды в эту фирмочку сходил. Ребята там честными оказались, разъяснили, что просмотр этот не законный, что в любой момент могут отключить, и деньги пропадут. Но меня эта честность и подкупила. Приобрел. А дома неделю просмотрел и: "закрывай лавочку!" Надо снова перепрограммировать. Дважды с попутчиками им посылал, а потом те же хлопцы перепрограммировали терминал, научили, как самому коды забивать. Сейчас, как только коды сменят, - звоню своему знакомому в райцентр. У него дома компьютер есть и выход в Интернет. Он оттуда и скачивает коды для себя и со мной делится. Бесплатно, естественно.
Мы продолжаем публикации наших бесед с отечественными производителями оборудования для телевидения и телекоммуникаций. Сегодня гостем рубрики стал главный инженер научно-производственного объединения "Кабельные Сети" из Санкт-Петербурга Станислав Алексеевич КОЗЛОВСКИЙ.
Т.С.: И как пришли к необходимости изготовления измерителей?
С.К.: Лет 6-7 назад, когда у нас начало развиваться кабельное телевидение. У меня была своя фирма, где выпускалось оборудование для кабельного телевидения. Я делал модуляторы, транскодеры, высокочастотное радиооборудование. Тогда и познакомился с директором НПО "Кабельные Сети" Борисом Рудником. Он занимался антеннами, распределительным оборудованием, усилителями. Мы подсчитали емкость рынка сбыта измерительной техники и она оказалась очень большая. Кроме того, не последнею роль сыграли патриотические чувства. Мы считаем, что в нашей стране должны пользоваться российским оборудованием.
Т.С.: И какова же эта емкость?
С.К.: Чтобы обслужить кабельные сети России, необходим парк измерительных приборов в количестве 10 тысяч единиц минимум. Без этого прибора не настроить телевизионную сеть. Т.е. каждая организация, которая занимается строительством и эксплуатацией кабельных сетей, нуждается в нем. Мы подсчитали, что вначале это может быть и не очень выгодно. Но, по крайней мере, затраты будут окупаться. Так оно и оказалось на самом деле. Стоимость нашего прибора, по сравнению с аналогичными приборами этого же класса как нашими, так и западными, дешевле в 3-5 раз.
Первый раз мы обратились к этой теме полтора года назад. Тогда в Теле-Спутнике появилась небольшая публикация о планах развертывания опытной зоны цифрового вещания в Москве. Сейчас цифровая эфирная сеть вплотную подошла к началу коммерческой эксплуатации, и мы снова встретились с представителями компании "Цифровое Телерадиовещание", которая этот проект развивает.
Компания "Цифровое телерадиовещание" была основана в июне 2000 года специально для реализации проектов цифрового эфирного телевидения. А в июле 2000 года компания выиграла тендер MПТР на организацию экспериментальных зон вещания в Москве и Нижнем Новгороде.
Мы беседуем с директором департамента маркетинга и рекламы Андреем Зверевым, техническим директором Юрием Ботовым и пресс-секретарем компании Иваном Ловковым.
В Северодвинске уже несколько лет работает оператор MMDS-системы "Эста". География работы "Эсты" и связанных с ней фирм расширяется и сегодня в Северодвинске находится штаб-квартира холдинга, работающего в Архангельской, Тверской и Калужской областях. Нам удалось кое-что узнать у вице-президента АКТР, члена правления НАТ, генерального директора компании "Эста" (Северодвинск) Е.Н.Уханова.
Т/С: Прошло 3 года с момента публикации о работе "Эсты" в Северодвинске (Т/С, июнь 1999). Как развивалась работа в городе Северодвинске?
Е.Уханов: Мы, как и планировали, полностью завершили строительство сетей в Северодвинске в 2000-м году. Абсолютное большинство жителей города может подключиться как к многоканальной системе, так и к сетям, распределяющим социальный пакет телеканалов. Число зрителей в многоканальных системах уже превысило число зрителей социального пакета. Оправдала себя и реализованная в нашем проекте система дублирования. У жителей Северодвинска есть возможность смотреть как 23 канала MMDS, так и 5 метровых каналов. Технически с эфирной антенны по одной сети абонентам поступает 5 телеканалов, транслируемых в метровом диапазоне, а по другой сети распределяются телеканалы, транслируемые передатчиками MMDS и 5 метровых каналов. Кроме того, через систему MMDS транслируются те же 5 телеканалов, которые входят в состав социального пакета, принимаемые со спутников. Если что-то случится с MMDS системой распределения, у абонентов отключатся 23 канала, 5 каналов останется. Точно так же, если что-то случится с передатчиками, ретранслирующими телеканалы в метровом диапазоне, то телезрители, принимающие социальный пакет телеканалов, могут сразу же переключиться на MMDS систему. В дополнение мы взяли на себя организацию трансляции в Северодвинске в метровом диапазоне трех из пяти телеканалов социального пакета. Дело в том, что из Архангельска принимается только три телеканала, причем качественно только один - РТР.
9 июля 2002 года компания "Версател" объявила о начале опытной технической эксплуатации цифровой кабельной телевизионной сети в Москве. "Версател" использует в проекте эфирные частоты MMDS диапазона и существующую кабельную структуру "Мостелекома" для доставки сигнала абонентам.
Проект "Версатела" (подробнее см. Т/С, июнь 2002) теперь приобретает конкретные очертания. Генеральный директор компании Р.Ю.Лола и заместитель генерального директора В.Н.Мисюлин общались с журналистами на пресс-конференции.
Цифровое телевидение "Версатела" выходит на московский рынок под торговой маркой DIVO TV, что расшифровывается как Digital Video или же Video-on-Demand. Вот один из слоганов цифрового телевидения: "Что за чудо? Просто DIVO!".
На Украине полным ходом идет создание национальной спутниковой цифровой платформы, схожей с российской НТВ-Плюс. Платформа создается на базе телекомпании "Интер". С 1998 года функционирует еще одно его самостоятельное подразделение - компания "Торсат". В его задачи входит дистрибуция телеканалов украинского холдинга.
В самой телекомпании "Интер" предпочитают не называть группу связанных с ней компаний холдингом. Ведь отношения всех подразделений между собой не регламентируются никакими документами. Хотя, у всех компаний общие учредители. Тем не менее, для удобства изложения договоримся называть их холдингом, заранее принося свои извинения за некорректность.
Просто другого определения для нескольких компаний с общими "родителями" в голову не приходит.
Итак, это холдинг. В него входят такие телекомпании, как "Интер" и "Enter", осуществляющие вещание каналов "Интер", "Интер+", "Enter" и "Enter-Фiльм". Пока. Как мы не раз писали, в ближайшем будущем, возможно, начнут вещание спортивный и информационный каналы.
Компания "Торсат" осуществляет дистрибуцию на территории Украины телеканалов "Интер+", "Enter", "Enter-Фiльм" и… "ОРТ-International". Как именно этот российский телеканал попал в эту компанию? Причин много, причем, вполне объективных. Одним из акционеров "Интера" является телекомпания ОРТ. И партнерские отношения между этими двумя компаниями давние.
В связи с продвижением "ОРТ-International" на украинском телевизионном рынке, в конце мая в Киеве вспыхнул небольшой скандал…
Французский телеканал классической музыки и хореографии Muzzik, который принимали абоненты НТВ-Плюс, недавно был переименован в Mezzo, и несколько изменил содержание своих передач. При этом, он остался телеканалом для поклонников искусства оперы и балета.
Есть во Франции такая международная компания, как Lagardere Networks International, которая занимается развитием, дистрибуцией и маркетингом брендов тематических телевизионных контентов, включая их вещание и передачу. Среди известных контентов такие телеканалы, как TV5, Moteurs, MCM, XXL.
Акции Lagardere распределились между Canal+ (60%), FranceTelevisions (20%) и France Telecom (20%). Причем, последние две компании представляют один холдинг - France Television & France Telecom Groups. Ему то и принадлежал телеканал Mezzo, который был малоизвестен за пределами Франции, так как распространялся только по кабельным сетям галльского государства. Программы этого телеканала заполняли оперы и балеты.
А вот телеканалом Muzzik владел другой французский медиа-холдинг - MCM Group. Muzzik знали далеко за пределами родной Франции. Его программы передач были посвящены классической музыке, джазу, танцам, музыке народов мира. На страны СНГ и Балтии сигнал раздавался с российской цифровой платформы НТВ-Плюс.
1 декабря 2001 года произошло слияние двух телекомпаний - Mezzo и Muzzik. И уже 2 апреля поклонники классики и джаза увидели новый телеканал Mezzo, но со знакомым логотипом в виде контура птички и новыми программами.
И, надо сказать, содержание телеканала стало более разнообразным, что сделало еще привлекательнее.
В.Ганженко, директор космических программ ГПКС. В Советском Союзе бал правили не заказчики, а производители. То есть то, что им позволяла промышленность, технологии, то и делали. Поэтому ТЗ писали не заказчики, а производители. А заказчики только утверждали. Это был подход такой абсолютно во всем, не только в космической промышленности. Например платформа Экспресс-А: при массе 2600 кг. только 100 с небольшим выделялось на ретранслярторы. Остальное все съедалось потребностями самой платформы. Если удельный коэффициент соотношения массы полезной нагрузки к массе космического аппарата на Западе уже в то время достигал 25% и более, то у нас это 13%-16%. При меньшем сроке функционирования. Несмотря на то, что НПО ПМ шло впереди всех по долгоживущим аппаратам, все равно элементная база не позволяла обеспечить те же самые 10 лет. И только на Сесате был сделан определенный прорыв, когда взявшись за изготовление десятилетнего аппарата, тогда была с использование западных стандартов, технологий - технология отбора, технология контроля качества, все это сформировало подход, который сегодня дает возможность создавать "Экспрессы-АМ".
Каким образом идти вперед, как вот эту разваливающуюся или уже развалившуюся группировку сделать жизнеспособной? Тогда решили ориентироваться на сесатовскую платформу. Но нас она уже не удовлетворяла, нужно было больше мощности и по больше ресурса. Тогда НПО ПМ рассмотрело все варианты и предложило увеличить на киловатт мощность, отдаваемую на полезную нагрузку, и увеличить на два года срок активного существования спутника.
В декабре 1997 г. был объявлен тендер на поставку Astra 1K. В тендере участвовали два спутниковых разработчика: Alcatel Space и Boeing Satellite Systems (тогда - Hughes Satellite & Communications). Победителем тендера оказалась европейская компания.
Для Astra 1K Alcatel предложил платформу Spacebus 3000. Эта платформа была разработана в 90-х г.г. в ответ на требования операторов по повышению массы, емкости и срока службы коммукникационных аппаратов. Разработка платформы была начата в 1994 г. К Spacebus 3000 B были предъявлены следующие требования: большая точность удержания на орбите, повышение мощности системы электропитания с 8-9 кВт до 13 кВт, достижение гибкости в фолрмировании полезной нагрузки в зависимости от требований оператора.
На сегодня Astra 1 K не только самый тяжелый спутник, созданный Alcatel Space, но и самый большой коммуникационный спутник гражданского назначения.
В 1999 г. было принято решение о заказе спутника Hot Bird 6. На этот спутник была возложена задача по поддержке планов Eutelsat по развитию в Европе спутникового интерактивного сервиса. Было принято решение об обрудовании Hot Bird 6 транспондерами Ка-диапазона и блоком бортовой цифровой обработки сигнала Sky Plex.
Бортовая обработка сигнала применяется в спутниковой связи достаточно давно, правда до середины 90-х годов применялась она исключительно на спутниках военного назначения. Компания Alenia Spazio первой разработала блок бортовой обработки сигнала для гражданского применения, а Eutelsat стал первым оператором, применившим эты разработку.
Разработка SkyPlex была начата в 1994 г., в 1998 г. блок был испытан на спутнике Hot Bird 4. Испытания были продолжены на Hot Bird 5. Массовое применение SkyPlex ожидается на спутнике Hot Bird 6. На нем будет установлено до 9 блоков SkyPlex, каждый из которых может осуществлять одновременный прием до 18 сигналов в формате MPEG-2 от станций со скоростями от 2 до 6 Мбит/с. После приёма, демодуляции и декодирования сигналы разных станций объединяются в один DVB-поток со скоростью передачи до 55 Мбит/с. Такая схема передачи позволяет гораздо более эффективно использовать спутниковый ресурс, уменьшать объём оборудования, размер антенн передающих станций, а также обеспечить непосредственное телевизионное вещание.
В статье, посвященной результатам тестирования спутникового цифрового телевизионного адаптера XSAT DTVA ("Теле-Спутник", № 5 2002 г.), отмечалось, что модельный ряд этой серии представлен различными аппаратами: спутниковый терминал, терминал для кабельной сети и ресивер цифрового эфирного телевидения. Эти адаптеры имеют единый конструктив ( отличие только в блоке тюнера) и однотипное, с точки зрения пользовательских возможностей, программное обеспечение.
Представленный для тестирования терминал XSAT DTVA предназначен для приема сигналов цифрового эфирного телевидения в диапазоне частот ДМВ (f=470 - 860 МГц). Ресивер имеет встроенный декодер условного доступа на две кодировки - Viaccess и Mediaguard, что позволяет просматривать открытые и платные каналы цифрового эфирного телевидения. Адаптер имеет малые габариты и вес компактную конструкцию, оригинальный внешний вид, прост в настройке, обладает удобной системой пользовательских установок и сервисных функций. Устройство имеет пластмассовый корпус, нижняя часть которого окрашена в серебристый цвет, верхняя часть - полупрозрачная темно-синего цвета. Адаптер имеет выносной блок питания от электросети, соединяемый с основным блоком гибким кабелем.
Все подключения адаптера производятся через выведенный из корпуса кабель, заканчивающийся комбинированным SCART-male разъемом. На корпусе этого разъема расположен ВЧ-разъем, предназначенный для подключения эфирной антенны и разъем для подключения блока питания устройства. SCART-разъем может быть подключен непосредственно к телевизору, видеомагнитофону или к другому ресиверу, например спутниковому, (как мы и поступали, поскольку телевизор, имевшийся в нашем распоряжении, имел только RCA-входы видео/аудио).
На передней панели адаптера расположен светодиодный индикатор, отображающий режим работы устройства: дежурный режим, рабочий режим, захват сигнала.
На нижней поверхности корпуса адаптера расположен отсек, в который могут быть установлены карты условного доступа. Конструкция картоприемника та же, что и у модели адаптера XSAT DTVA спутникового телевидения. В картоприемник могут быть установлены две смарт-карты условного доступа, одна из которых - карта малого формата (SIM-карта). Для возможности перезагрузки программного обеспечения адаптера предусмотрен технологический разъем, находящийся в углублении на нижней крышке аппарата.
Возможность работы терминала от источника постоянного напряжения 6 Вольт (при наличии соответствующего адаптера питания) может быть использована при приеме цифрового эфирного телевидения с электропитанием от бортовой сети автомобиля.
Цифровой спутниковый ресивер Opentel ODS 2000CIV оказался точной копией ресивера, который уже был в свое время представлен в журнале (Т/с N 5, 2002 г.). Даже названия передней панели не претерпели никаких изменений, несмотря на появление встроенного позиционера. Еще ранее (Т/с N 9, 2001 г.) фирмой Kudi (Украина, Львов) для тестирования был представлен позиционер PAS 109. Объединенный гибрид этих двух приборов и был представлен в редакцию для тестирования. Программное обеспечение не претерпело каких-либо существенных изменений, несмотря на появление в комплекте встроенного позиционера. Программное обеспечение ресивера Opentel ODS 2000CIV подерживает управление DiSEqC-позиционером по протоколу 1.2. Разработчикам удалось, используя его, управлять своим позиционером (не DiSEqC), предварительно разместив его внутри корпуса ресивера и согласовав его по питанию и сигналам управления.
Позиционер пришлось серьезно переработать, чтобы приспособить для использования в качестве встроенного позиционера. Изменения внешне коснулись силовых элементов позиционера. В конструкции появился довольно большой сетевой трансформатор и некоторые дополнительные элементы управления. Микросхема с программой была такая же, но, по-видимому, программа претерпела какие-то изменения. На задней панели ресивера появились выводы для питания мотором поворотного устройства и выводы, маркированные "Pulse". Внешне ресивер ничем больше не отличался от своего "не позиционированного" собрата. Передняя панель ресивера имеет откидывающуюся крышку, открывающую доступ к одному встроенному слоту "Viaccess" и двум слотам CI (Common Interface). После установки карточки, панель можно закрыть. Полупроводниковый индикатор передней панели отображает минимально необходимую информацию типа номера канала, состояния работы ресивера. На переднюю панель также вынесены кнопки навигации по меню и кнопка перевода ресивера в режим ожидания.
Как уже отмечалось выше, к обычному достаточно уже стандартному набору выводов и коннекторов задней панели добавились выводы позиционера.
Использование передвижных станций спутниковой связи типа FLY AWAY телевизионными компаниями для проведения прямых трансляций является неотъемлемым звеном в процессе производства информационных программ.
При этом главным преимуществом данного средства связи является то, что размещаемое в транспортировочных кейсах оборудование станции может быть доставлено практически любым видом транспорта на место предполагаемой работы. Главной проблемой при организации работ становятся высокие затраты на доставку станции, которые определяются как выбором вида транспорта, так, и в большей степени, габаритными размерами и весом станции. Поэтому логичным видится стремление уменьшить эксплутационные расходы за счет снижения стоимости транспортировки уменьшив геометрические размеры и вес спутниковых средств связи.
Первым шагом на этом пути стали переход на цифровые методы обработки и передачи информации и улучшение энергетических характеристик ретрансляторов спутников связи. Вторым шагом явилось дальнейшее развитие цифровых технологий, позволившее минимизировать количество функциональные элементы спутниковой станции, разместив их в едином корпусе.
В предлагаемой публикации кратко рассмотрены различные технологии организации последней мили, их достоинства, недостатки, и сферы наиболее успешного применения.
Автор не ставит перед собой цели провести исчерпывающий обзор всех возможных технологий. Это слишком широкий вопрос, и ему уже посвящено огромное количество статей. Поэтому здесь изложены не систематические сведения о многократно описанных технологиях, а скорее отдельные соображения по поводу особенностей и перспектив их применения. Ее, можно рассматривать как дополнение к статье "Способы доставки мультимедиа" (Теле-Спутник 6 /99)
Факт постепенного сближения телевизионных, компьютерных и телекоммуникационных сетей уже давно не новость. Все они в большей или меньшей мере используются для передачи мультимедийной информации. Тем не менее, до создания обещанных нам универсальных сетей в равной мере приспособленных для передачи вещания, телефонии и данных пока дело не дошло. Во всяком случае, в секторе доступа, то есть последней мили.
Абстрактная идея создания универсальной сети наталкивается очевидные практические препятствия. Такие сети в большинстве случаев строятся на базе уже существующих профильных сетей. Во всяком случае, такой подход экономически наиболее эффективен. А строящиеся сети все равно оптимизируются под обслуживание различных категорий абонентов и под разный характер внутрисетевого трафика.
Рассмотрим возможности, предоставляемые различными технологиями.
Традиции меценатства в нашей стране имеют прочные корни. Даже в советскую эпоху на плечи передовых предприятий ложилась забота, как о культурном историческом наследии, так и его приумножении. И в наше время эти традиции не умерли. В мае текущего года известная питерская компания General Satellite Corp. учредила первую в России арт-премию в области современного искусства. А до этого, была поддержка съемок фильма "Петербург out of control" и вступление в клубы друзей Эрмитажа и Русского музея.
11 июня 2002 года в Москве прошел семинар израильской компании Scopus Network Technologies Ltd., посвященный открытию в Москве представительства компании в России и странах СНГ.
Как рассказал на семинаре вице-президент Scopus по науке и развитию Мирон Перец (Dr. Peretz Meron), компания была создана в 1995 году как дочернее предприятие компании Tadiran, развитие шло от обороны. Основные разработки компании ведутся в области видеокомпрессии, основные потребители продукции Scopus работают в области DVB.
Миссия SCOPUS это сдача проектов под ключ, компания выполняет от начала до конца проекты ретрансляции, телеприема, сбора новостей, в будущем займется Интернетом, развитием Интернет-протоколов. Один из основных рынков компании - сфера Direct to Home (DTH), доставка сигнала домой к клиенту.
Аппаратура Scopus применяется, в частности, в системах распределения видео MCPC (Multi Channel per Carrier), в системах сбора новостей через спутник DSNG, в цифровых станциях формирования пакета программ DTA (Digital turnaround), в системах раздачи видео по телекоммуникационным сетям (Video over telco).
Одним из главных продуктов Scopus являются кодеры. Кодеры Scopus оснащены системой цифрового шумоподавления DNR (digital noise reduction), которая "чистит" видеоканал от шумов до компрессии. Кроме того, кодеры примечательны малой высотой (1U), поддерживают оба профиля 4:2:0 и 4:2:2 и снабжены 10-разрядным АЦП. Некоторые модели кодеров поддерживают статистическое мультиплексирование.
На приемной стороне широко используются профессиональные цифровые ресиверы Scopus.