36Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Перспективы развития VSAT-сетей в России


В. Колюбакин Теле-Спутник - 7(81) Июль 2002 г.


Уже мало у кого вызывает сомнения тот факт, что VSAT-технологии являются весьма перспективными для России и для решения ее коммуникационных проблем. Российские представители участвуют в работе Международного VSAT-форума, VSAT-секции работают на всех конференциях, посвященных вопросам связи, крупнейшие разработчики аппаратуры и сетевых решений для VSAT-сетей — компании Gilat и Hughes Network Systems — представляют в России свои новые разработки. И, наконец, именно VSAT-технологии отводится ведущая роль в проекте "Электронная Россия", а также в проекте Министерства образования по обеспечению сельских школ доступом в международные информационные сети.

Операторы, производители и разработчики аппаратуры — все, как один, указывают на то, что в России невозможно длинная, сложная и дорогая процедура оформления разрешительных документов на эксплуатацию VSAT-сетей и доступ к орбитально-частотному ресурсу. Эта сложность и дороговизна разрешительного процесса указывается едва ли не как единственная причина, препятствующая мощному толчку развития VSAT-сетей в России.

А что же такое VSAT? Как ни странно, но, как выяснилось, ответа на этот вопрос не знает практически никто — ни операторы, ни организации-сертификаторы, ни контролирующие органы. Нет, разумеется, существуют какие-то определения, прописанные в соответствующих документах, однако ни у кого не вызывает сомнений, что это определение весьма и весьма далеко от реальности.

Итак, операторы желают упрощения разрешительных процедур для ввода VSAT-станций в эксплуатацию. Для этого операторы должны решить, что же такое VSAT-сеть? Именно для этого и проводился круглый стол в рамках конференции ФГУП "Космическая связь" в Дубне в апреле 2002 г.

На этот круглый стол были вынесены вопросы, которые на сегодня наиболее актуальны для дальнейшего развития VSAT-технологий в России.

  1. О термине "VSAT-земные станции (сети) в России".
  2. Об обобщенном решении ГКРЧ для малых земных станций, в том числе VSAT, включая заявочный принцип оформления разрешений на эксплуатацию.
  3. Об упрощении процедур сертификации средств связи, в том числе для малых земных станций.
  4. О правилах доступа оператора связи к частотному ресурсу отечественного или иностранного космического аппарата.
  5. Об упрощении процедур получения разрешений на назначение радиочастот. Введение для МЗС одношаговой процедуры.
  6. Об упрощении взаимоотношений операторов связи с Пожарнадзором и Санэпидназором.

Очевидно, что цель всех предлагаемых мер — дать толчок к развитию российских VSAT-сетей, как самому актуальному (а зачастую и единственному) способу обеспечить связью все население страны.

Итак, вопрос терминологии. По словам генерального директора ГП КС Б.Д. Антонюка, пока операторы не определятся с термином, то невозможно и требовать упрощения процедур, потому как непонятно, для чего этого упрощения требовать. Пока основным параметром является размер антенн — менее 3,7 м. Однако понятно, что этого параметра мало. Борис Дмитриевич предложил начинать "плясать от печки" — то есть ввести сначала несколько самых основных параметров: диаметр антенны (3,7 м), максимальная мощность передатчика (20 Вт) и максимальная потребляемая терминалом мощность (2 кВт).

Одним из предложенных вариантов стало определение по услугам, однако этот вариант не понравился большинству операторов. Определив VSAT-станцию по предоставляемому сервису, оператор сам себе вводит жесткие ограничения и закрывает путь для дальнейшего расширения спектра предоставляемых услуг.

Было предложение рассматривать VSAT-сеть, как сеть, которая работает под управлением какого-либо центра. То есть сеть, где отдельные станции не имеют своего управления. Существует Центральная станция — хаб, там есть оператор, который отвечает за лицензии, за частотные присвоения.

Сейчас при НИИ радио по инициативе министра связи РФ Л.Д. Реймана создана рабочая группа, в чью задачу, помимо всего прочего, входит и определение VSAT-станции. Однако представитель этой группы сказал, что не видно ни малейшей активности операторов — самых заинтересованных лиц — в работе группы. На самом деле это было лейтмотивом всех обсуждений, связанных с VSAT-тематикой, на конференции: если операторы хотят упростить процедуру, то они должны принять самое активное участие в разработке определений, требований и правил. Если операторы не примут в этом процессе участия, то после им останется только жаловаться на некорректные определения и неудобные процедуры.

В свое время Международный VSAT-форум (Global VSAT Forum — GVF) выпустил рекомендации по упрощению процедуры регистрации и лицензирования. В этих рекомендациях VSAT-станция определена приблизительно так: станция мощностью 2 Вт, работающая с КА с ЭИИМ — 50 дБВт, расположенная не ближе 500 м от аэропорта.

В рекомендации указывается, что большую часть проблем можно решить гармонизацией и упрощением процедур, а именно:

  1. Отмена индивидуального лицензирования на пользование VSAT-станцией.
  2. Введение одношаговой процедуры разрешения на использование и доступ к орбитальному ресурсу.
  3. Взаимное признание иностранных процедур.

Рекомендации VSAT-форума приняты в США на 65%, в Европе на 50%, в Африке на 45%, в арабских странах — на 25%.

В США индивидуальное лицензирование на использование VSAT-терминала было отменено более 10 лет назад. В Бразилии — более года назад. В Европе на сегодня индивидуальное лицензирование отменено в 13 странах.

Россия в 1994 г. приняла решение о согласовании документов по гармонизации VSAT-сетей. Однако реально в этом направлении сделано очень мало. Но, как известно, Россия намерена вступать в ВТО, следовательно, вопрос о гармонизации должен быть решен обязательно. Ко всему прочему МСЭ будет рассматривать вопрос о том, какие еще проблемы должна "утрясти" наша страна, чтобы вступить в ВТО.

В 2001 г. было принято решение об упрощении процедуры регистрации VSAT-станций. Министерство связи и российская Ассамблея спутниковой связи считают этот документ той базой, с которой рабочая группа может продолжать подготовку рекомендаций.

По приказу министра связи РФ Л.Д. Реймана при МС РФ в декабре 2001 г. была создана рабочая группа под председательством М.М. Семенова (заместитель генерального директора НИИ радио) по разработке рекомендаций и проектов документов для улучшения условий развития VSAT-сетей.

Группой были разработаны два документа. Первый: "Проект решения ГКРЧ по процедуре регистрации и контроля за применением на территории Российской Федерации малых земных станций для создания спутниковых VSAT-сетей, работающих через космические аппараты "Экспресс", "Горизонт", "Ямал", LMI-1, Intelsat и Eutelsat". Документ является попыткой создать орбитально-частотный "пул", доступ к которому операторы будут получать по упрощенной схеме. Предпочтение будет отдано российскому ресурсу, уже после решения вопросов с российскими спутниками, будет рассматриваться вопрос по упрощению доступа к иностранным спутникам, работающим на территории России. Предлагается выделить полосы как в Ku-, так и в С-диапазоне, так как в России де-факто много сетей работают именно в С-диапазоне.

Этот документ рассматривается как следующий шаг, после упрощения допуска к определенной полосе частот для создания VSAT-сетей на спутниках "Экспресс" — три орбитальные позиции. Проект решения разработан в НИИР и выдан на рассмотрение всем организациям, входящим в рабочую группу.

Рекомендованные условия доступа к КА:

  1. Упростить доступ операторов спутниковой связи к спутниковым ресурсам таких операторов, как Intelsat и Eutelsat, которые перестали быть межгосударственными операторами.
  2. Обобщить методики расчета энергетических параметров для различных спутников, особенно новых КА.
  3. Обеспечить развитие российского космического сегмента. При этом обеспечить присутствие на рынке различных отечественных и зарубежных операторов для установления рыночных цен на частотный ресурс. Снизить годовую арендную стоимость до $500 тыс. в год за стандартный транспондер 36 МГц.

Второй документ: "Инструкция о порядке оформления и выдачи разрешения на ввоз и ввод в эксплуатацию малых земных станций, включая VSAT". В проекте инструкции прежде всего предлагается четкое определение малых земных станций — по техническим характеристикам и массогабаритным. В ней предлагается алгоритм упрощенной процедуры получения разрешения. Также в проекте инструкции предложен алгоритм (более сложный) оформления разрешения на эксплуатацию VSAT-сети в "неочищенном" диапазоне.

Опять же, представитель НИИ радио, участник рабочей группы, отметил, что заинтересованные организации проявляли очень малый интерес к такому важному проекту. При наличии поддержки и интереса операторов, работа могла быть закончена гораздо раньше.

Г-н Журавель, как представитель ГКРЧ, объяснил позицию этой организации в вопросе упрощения процедур допуска к орбитальному сегменту. Прежде всего, он акцентировал внимание на том, что ГКРЧ занимается только частотами. Только ими и ничем больше. Потом он заметил, что сейчас удачный момент для внесения каких-либо изменений в процедуры, поскольку как раз сейчас ГКРЧ прорабатывает новые регламенты по допуску к орбитально-частотному ресурсу.

В ГКРЧ понимают, что если нормативно-правовая база не отвечает реальному положению дел — ее надо изменить. На сегодня аналогичная работа уже проведена по подвижным спутниковым станциям. На их эксплуатацию выделены определенные полосы, не требующие согласования.

Сейчас в ГКРЧ прорабатывается вариант допуска к частотам, который займет не более 5-10 дней. Но нужно хорошо понимать, что в этом случае оператор устанавливает станцию и несет полную ответственность за все. То есть, если он в течение определенного срока не создает помехи — то никаких проблем нет. Если же он создает помехи и приходится выводить станцию из эксплуатации (вплоть до демонтажа), прерывая услугу и создавая клиентам неудобства, неся при этом убытки — то только оператор ответственен за это.

В документах ГКРЧ очень жестко детерминирована ситуация по выходу спутника из строя. Аварийной ситуацией считается только тот случай, когда спутник действительно выходит из строя. Изменение технических параметров ствола или каких-либо других характеристик спутника аварийным случаем не считаются. В этом случае, если в течение 45 суток нет никаких протестов от военных, то перевод на другой ресурс считается узаконенным.

То есть, если суммировать все решения ГКРЧ, если четко определить все потребности и все ситуации, то можно даже говорить, что операторы спутниковой связи находятся в привилегированном положении, по сравнению с операторами других систем. Г-н Журавель отметил, что зачастую операторы не до конца знают все сегодняшние возможности по оформлению допуска к ресурсу, что приводит к неоправданным задержкам и расходам.

Что же возможно сделать для упрощения процедуры допуска?

  1. Воспользоваться наработками GVF по упрощению процедур допуска.
  2. Ввести заявительный принцип ввода в эксплуатацию VSAT-станции.
  3. Считать согласованными заявочные материалы по назначению частот, если их согласование не произведено в условленные сроки или не получен аргументированный ответ.
  4. Разрешить использование радиочастот для эксплуатации ЗС на весь срок действия лицензии оператора.
  5. Сократить сроки согласования мест размещения и получения разрешений на использование частот.
  6. Установить в ГКРЧ общие тарифы. Сегодня каждый РЧЦ выставляет свои тарифы, не согласованные с другими.
  7. Организовать электронную доставку и согласование заявочных материалов.

Что касается сертификации, то этот вопрос вызвал, пожалуй, самое большое оживление среди участников. Представителю Управления сертификации РФ пришлось ответить на немалое число острых вопросов. Все операторы, как один, говорили, что порядок сертификации серьезно удорожает систему и тормозит ввод в эксплуатацию.

В России все связное оборудование подлежит обязательной сертификации. То есть несертифицированное оборудование использовать запрещено. Однако имеет смысл обратить внимание на тот факт, что во многих странах (где нет такого жесткого условия), все операторы предпочитают сертифицировать оборудование, даже если нет требований к обязательной сертификации. Во-первых, это некоторым образом выручает оператора, если производитель не точно указывает характеристики своего оборудования. Но главной причиной является требование страховых компаний, которые отказываются страховать станции и сети, при отсутствии сертификации. Страховщикам нужно мнение третьих независимых лиц, которыми и являются сертификационные центры.

Что касается всевозможных несуразностей в требованиях сертификации, то представитель Управления просил отметить, что УС следит только за строгим соблюдением требований. А эти требования предоставляются Управлению отраслевым главком — в данном случае Министерством связи.

В очередной раз операторам было сказано, что они "сами творцы своего счастья", то есть они должны принять участие в разработке и принятии требований, которые давали бы им возможность развивать VSAT-сети. И в этом случае Управление сертификации будет строго следить за соблюдением именно этих требований.

Например, один из самых характерных случаев, когда сталкиваются интересы операторов и сертификационные требования. Оператор эксплуатирует сертифицированную станцию. В какой-то момент он ее модернизирует, заменяя какой-либо блок. При этом сам блок тоже сертифицирован. Однако при этом дальнейшая эксплуатация станции без ее новой сертификации запрещена. С такой ситуацией сталкивались практически все операторы, и всем операторам это требование кажется нелепым. Но если они сами не приложат усилий к его отмене или изменению, то ситуация останется прежней.

В свою очередь операторы предложили обратиться к европейскому опыту. В Европе существует так называемая "сертификация типа" — сертифицируются станции VSAT как станции массового производства, работающие без постоянного обслуживания персоналом. Таким образом, можно ввести сертификацию типа (партии) станций, и дополнительные исследования и сертификацию производить только тогда, когда определенная станция по каким-либо причинам отличается от типовой.

Но это предложение вызвало массу возражений — прежде всего по причине того, что производители пока не могут гарантировать повторяемости характеристик приборов (тем более в сборе) для большой партии станций, а тем более для целого типа станций. Плюс к этому, многие характеристики станций меняются (и очень сильно) при эксплуатации в различных климатических условиях. И уж тем более, результаты испытаний типовой станции в какой-либо европейской стране будут серьезно отличаться от результатов испытаний, например, в Якутии.

Обсуждения по вопросам сертификации были долгими. Какие же условия необходимо для развития VSAT-сетей.

  1. Отменить требование о необходимости сертификации всей ЗС в целом и разрешить эксплуатацию ЗС при наличии самостоятельных отдельных сертификатов на оборудование, входящее в ее состав: антенну, систему наведения, передатчик и т.п.
  2. При сертификации оборудования, имеющего сертификаты соответствия на отдельные узлы и блоки, сократить сроки проведения сертификационных испытаний до 1 месяца и стоимость до $1000.
  3. Решить вопрос о взаимном признании сертификатов России и других государств.

Что касается согласования с Пожарнадзором и Санэпиднадзором, то операторы только высказали недоумение по поводу необходимости такого согласования. Основной аргумент операторов следующий: VSAT-станция потребляет около 2 кВт электроэнергии, что сравнимо с потреблением бытовых приборов. Точно так же и с излучением — излучение типовой VSAT-станции не больше излучения микроволновой печи. Поэтому можно и нужно добиваться того, чтобы VSAT-станции оформлялись как бытовые приборы, не требующие отдельного согласования.

Итак, все высказали друг другу, скажем так, не претензии, а замечания и пожелания. Операторам кажется, что все организации затягивают и удорожают процедуры. Представители организаций говорят, что только выполняют требования, в разработке которых могли бы поучаствовать и сами операторы. Наблюдается некий замкнутый круг. Возможно, выход из него в объединении операторов и пользователей VSAT-сетей и в активном участии в разработке правил и требований. Возможно, что выход — в организации отдельного Департамента при МС РФ, отвечающего за развитие VSAT-сетей в России. Если только этот Департамент не превратится в очередной кордон, и его представитель на очередной конференции не будет опять во всем обвинять исключительно операторов.



 
Теле-Спутник Июль 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт