Завершившаяся 2 марта 1996 года в Санкт-Петербурге крупнейшая региональная выставка средств связи и телекоммуникации NORWECOM-96 (организатор - выставочная фирма "Рестэк", член союза выставок и ярмарок) оставила у ее участников неоднозначные впечатления. Компании, представлявшие на выставке конечный продукт или услугу для массового пользователя, остались очень довольны результатами и смогли сразу же ощутить реакцию рынка. Фирмы же, предлагавшие масштабное оборудование и технологии (особенно отечественные), оценили результаты работы на выставке более скромно. Тем не менее, нынешняя - третья по счету - выставка NORWECOM была самой представительной и серьезной по количественному и качественному составу участников. Среди них был и дебютант российских региональных специализированных выставок - корпорация Ericsson. Предварительная договоренность об участии в NORWECOM-97 уже достигнута и с компанией France Telecom.
В общемировой практике выставочного бизнеса считается, что специализированная выставка начинается с третьего раза. До проведения третьей экспозиции заявленной серии оценить как результаты, так и перспективы специализированной выставки довольно сложно. Зачетная - третья - попытка NORWECOM выглядит наиболее успешной по всем статистическим показателям и качественному составу участников. Среди них были фактически все питерские телекоммуникационные компании, все местные операторы сотовой и пейджинговой связи, дистрибьюторы крупнейших мировых производителей средств связи. Самостоятельно участвовали в выставке такие фирмы, как Alcatel, Telrad, Ericsson, TADIRAN и Electrim. Очень подробно были представлены отечественные производители телекоммуникационного оборудования, для многих предприятий ВПК участие в NORWECOM-96 стало первым опытом участия в какой-либо выставке.
Однако уровень организации работы экспозиции и ее эффективность были оценены участниками выставки по-разному. Отчасти это можно объяснить самой спецификой российских специализированных региональных выставок. Выставочная экспозиция формируется по демократическому принципу: помимо приглашения к участию фирм, представляющих западную продукцию на российском рынке, выполняется и другая важная задача по привлечению к участию и поддержке российских производителей и разработчиков. Имея слабую элементную базу и бедный дизайн, нашим фирмам трудно конкурировать на уровне "конечного продукта" с западными производителями, но уровень российских научных разработок соответствует мировому.
Участники не делятся на тематические разделы по направлениям и сферам деятельности; они сами имеют возможность выбрать экспоместо. Отсортировать участников по роду их занятий мешают и сильно разнящиеся объемы экспонентов в различных отраслях. К примеру, на NORWECOM-96 оборудование для приема программ спутникового телевидения было представлено всего двумя компаниями.
Другая заметная особенность специализированных выставок по популярным темам заключается в том, что многие посетители идут на выставку с целью приобретения чего-либо в единичном экземпляре и по относительно невысокой цене. Этот "ярмарочный" аспект специализированных выставок очень эффективно используют компании-операторы сотовой и пейджинговой связи и их дилеры. Многие из них на выставках устраивают распродажу абонентского оборудования и разнообразнейшие рекламные акции. И получают искомый результат - новых клиентов. К примеру, руководители компаний "Северо-Западный GSM" и "Пейджерком" оценили результаты своей работы на выставке в одинаковых выражениях - "Первый блин не вышел комом" (обе компании участвовали в NORWECOM впервые). Результаты работы на выставке были оценены весьма умеренно почти всеми российскими производителями коммуникационного оборудования. К примеру, маркетологи завода "Радиоприбор", входящего в холдинг "Ленинец", сказали, что в ходе работы на NORWECOM-96 они сумели оценить перспективы их конверсионной разработки - мини-АТС - и сделали вывод, что это не их сектор рынка. К похожим выводам приходили и многие другие российские производители. Однако почти все представители отечественной телекоммуникационной промышленности отмечали положительный момент в том, что им удалось объективно оценить рыночные перспективы своих разработок и откорректировать направления дальнейшей деятельности.
|