36Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Telenor - перспективы работы на рынке мобильной спутниковой связи


В.Колюбакин Теле-Спутник - 4(78) Апрель 2002 г.


Компания-оператор Telenor известна на европейском (а особенно на скандинавском) коммуникационном рынке. Наши читатели знают эту компанию как оператора спутников Thor. Но деятельность компании далеко не ограничивается операторскими функциями. В частности, Telenor является оператором услуг мобильной связи "Инмарсат".

Как и множество операторов (в основном являющихся главными государственными), Telenor образовалась из государственной структуры, отвечающей за связь.

В 1969 г. Norwegian Telegraph Administration была переименована в Norwegian Telecommunications Administration, в задачу которой входило развитие национальных и международных телекоммуникационных сетей. С середины 1980-х компания называлась Norwegian Telecom. В 1995 г., в период приватизации телекоммуникационной индустрии, компания получила название Telenor AS. В декабре 2000 г. состоялись первые торги на фондовых биржах в Осло и Нью-Йорке, на которых были выставлены акции компании.

Первая национальная спутниковая система связи Norsat начала работать в 1976 г., в задачу системы входило обеспечение связи с северными областями страны. В 1992 г. Telecom Norwegia (Televerket) приобрела спутник Marco Polo-II. Спутник был перемещен в позицию 1° з.д. и переименован в Thor. Через него началась DTH-трансляция на Норвегию. В 1994 г. Televerket была определена как стопроцентно государственная компания, контролирующей организацией стало Министерство транспорта и связи. В ноябре 1995 г. был подписан контракт с Hughes Space & Communications на поставку спутника Thor-II. Спутник был запущен 20 мая 1997 г. В том же году был заказан спутник Thor-III, запущенный в 1998 г.

В России этот оператор начал работать с 1991 г., когда началось сотрудничество Telenor и региональной мурманской коммуникационной компании. Было создано совместное предприятие "Колателеком", предоставляющее услуги связи корпоративным клиентам в Мурманске и на Кольском полуострове.

В 1992 г. Telenor, как участник консорциума, получил первую лицензию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на создание и эксплуатацию сети мобильной связи стандарта GSM.

В 1996 и в 1997 гг. аналогичные инвестиционные проекты с операторами GSM-связи были реализованы в Калининграде (компания "Экстел GSM" — оператор стандарта GSM-900; Telenor приобрел 49% в "Экстел" в 1996 г.) и Ставрополе (компания "СтавТелеСот" — оператор стандарта GSM — создана в 1996 г.; Telenor владеет 49% акций).

В конце 1998 г. Telenor приобрел 32% акций "Вымпелкома" и стал стратегическим партнером одной из крупнейших в России компании мобильной связи. На сегодняшний день доля Telenor в "Вымпелкоме" — 25%+1 акция. "Вымпелком" — оператор стандарта GSM 900/1800, D-AMPS и ISP, действующий в Москве и 26 регионах России; первая российская компания, вышедшая на Фондовую биржу в Нью-Йорке.

В июле 2000 г. Telenor приобрел контрольный пакет акций компании "Коминком", которая в свою очередь является владельцем контрольного пакета акций "Комбеллги". Таким образом, норвежская компания стала владельцем одного из крупнейших операторов связи. Сети "Коминком/Комбеллга" работают в Москве и 22 регионах России.

Деятельность Telenor в России в основном не затрагивает спутниковую операторскую деятельность. Разве что по разворачиванию VSAT-сетей — в этой области и идет сотрудничество с "Комбеллгой".

Что касается мирового рынка, то около двух месяцев назад Telenor провел сделку, которая изменила расстановку сил на мировом рынке мобильной спутниковой смвязи. В январе 2001 г. была обнародована информация о приобретении компанией Telenor активов Comsat Mobile. Для выяснения дальнейших перспектив работы журналист "Теле-Спутника" встретился с региональным менеджером компании Telenor Broadband Services Сергеем Калиничевым.

Т/С: Какую цель преследовало приобретение компании Comsat?

Сергей Калиничев: Telenor — большой национальный и международный оператор систем связи. Но помимо этих видов деятельности есть довольно много других. В частности, это относится к нашему отделению Telenor Satellite Services.

Наш департамент занимается услугами связи системы "Инмарсат". По своей идеологии, по своей организации эта связь имеет ключевой момент — связь пользователя, чей терминал находится где угодно, с узловой земной станцией. В системе "Инмарсат" работает много земных станций, это основной источник дохода, основные фигуранты сети. В частности, наша ЗС Eik находится на юго-западе Норвегии.

Что касается Comsat — их станция находится в такой географической точке, что она покрывается в той или иной степени тремя спутниками "Инмарсат". Три инмарсатовских спутника находятся в прямой видимости станции. Это означает, что она может обеспечивать связью три четверти земного шара.

До недавнего времени у нас не было покрытия Тихоокеанского региона. Благодаря покупке активов Comsat мы обеспечиваем физическое покрытие всего земного шара. В этом и заключалась основная идея. Это означает, что появилась компания, один физический оператор, способный охватить услугами мобильной связи весь земной шар. До этого все другие операторы — наши коллеги, конкуренты, партнеры по бизнесу — охватывали, например, только один Тихоокеанский регион. Путем партнерских отношений с какими-нибудь другими владельцами земных станций осуществлялось глобальное покрытие. Но нам приходилось платить за использование земных станций, которые находятся в другой точке земного шара. После приобретения станций Comsat мы можем осуществлять глобальный охват, предлагать эту услугу — от себя самих, не прибегая к помощи посредников.

Т/С: Насколько я понимаю, "Инмарсат" — это единая организация. Когда человек покупает терминал "Инмарсата", он работает с этой организацией.

С.К.: Это совершенно не так.

Т/С: Мне казалось, что есть провайдер в каждой стране, в России — "Морсвязьспутник", в другой стране свой провайдер, который собирает абонентскую плату.

С.К.: "Инмарсат" — это организация, которая была создана в 1979 г. для организации связи на море и т.п. Она создавалась при помощи межправительственных соглашений. Причем финансирование шло на правительственном уровне и именно бюджетными деньгами. Представителем от СССР стал "Морсвязьспутник".

Что происходит дальше? "Инмарсат" владеет спутниками, обеспечивает бюджетные деньги, разрабатывает технологии, производит апгрейд технологии, заказ и запуск спутников. Что происходит потом? Система очень простая — нужно сконтактировать потребителя и систему. В зависимости от того, кто комиссовал ваш терминал, у кого вы его получили, кто активировал вашу сим-карту, кому вы должны в конечном итоге платить за эту связь. Непосредственно "Инмарсату" никто не платит.

Сигнал опускается на какую-то из ближайших станций. Потом по наземной линии он идет в телефонную сеть общего пользования — вот так организована связь. Соответственно фиксируется длительность разговора, на какой станции это произошло, и потом выставляют счет. Если ваш терминал не разрешен к использованию — по финансовым или техническим причинам — то этот разговор не состоится.

"Инмарсат" владеет несколькими спутниками, которыми мы пользуемся. Поэтому в принципе не важно, кто будет осуществлять подключение и коммутацию — вместо Eik может быть "Мор-связьспутник", вместо "Морсвязьспутника" — "Франстелеком".

Т/С: "Инмарсат" не является сервис-провайдером?

С.К.: Нет, более того — Eik и Telenor тоже не сервис-провайдеры. Сервис-провайдер — это тот, кто нашел конечного пользователя, кто обеспечивает его сервис. Помимо связи это могут быть разные дополнительные услуги. Например, создание какой-нибудь локальной сети. То есть в иерархии сначала идет оператор, потом сервис-провайдер и потом конечный пользователь.

А "Инмарсат" — должен кто-то этими спутниками владеть, следить за ними, новые запускать... Потому что операторов много — мы не одни. "Инмарсат" — это система. Они помогают операторам и сервис-провайдерам в маркетинге, в предоставлении информации. А операторы — то, на чем все движется, — потому что платежи собирает "Инмарсат", все платят оператору. А сервис-провайдер — это тот, кто имеет лицензию в стране, кто знает, кому продать, почем продать, что помимо продаж необходимо, терминалы, например. Мы терминалами не занимаемся. Мы держим, конечно, какое-то необходимое количество терминалов у себя, отдаем их по тем же ценам, что и производитель, тем, кто быстро и сразу начнет вырабатывать наш трафик. Например, сервис-провайдер говорит, что есть такой вот клиент, надо быстро-быстро обеспечить их терминалами.

А что касается "Инмарсата" — это как бы общая платформа. Но все финансовые потоки начинаются с оператора.

Т/С: Вы работаете с местными сервис-провайдерами?

С.К.: Во-первых, я хотел бы сначала немного прояснить, что я — ответственный за регион, не только за Россию. В России есть своя специфика, потому что здесь есть национальный оператор — "Морсвязьспутник". Хотя у нас великолепные партнерские отношения, они часто пользуются нашей связью. С другой стороны — те, кто по каким-то причинам не хочет пользоваться связью, предоставляемой "Морсвязьспутником", — мы всегда для них открыты. Но для наших клиентов бывают сложности. Потому что в России есть много ограничений — по регистрации терминалов, по легальному использованию, по ввозу. Все эти вопросы великолепно решаются "Морсвязьспутником". Этим, собственно, и обусловлены наши хорошие партнерские отношения. Они могут качественно делать работу, связанную с местными требованиями, условиями и так далее. В свою очередь многих привлекают возможности нашей станции Eik.

Т/С: С приобретением Comsat Mobile у вас появились еще станции?

С.К.: С приобретением Comsat Mobile у нас появились еще две наземные станции, находящиеся в районе Тихого океана. Мы — единственный оператор, который действительно имеет мировое покрытие. Все остальные операторы обеспечивают покрытие через партнеров. И многим партнерам, в том числе и "Морсвязь-спутнику", лучше иметь дело с действительно глобальным оператором.

Т/С: Что Вы можете сказать по поводу низкоорбитальных систем связи? Чем Вы объясняете, что LEO-системы обанкротились, а "Инмарсат" процветает?

С.К.: Я могу высказать исключительно личное мнение. Его нельзя считать официальным, корпоративным. "Инмарсат" был построен на бюджетные деньги. Мир осознал тогда необходимость такой связи, и он ее построил. И правительственная поддержка сыграла свою роль. Система начиналась с очень больших, громоздких и дорогих терминалов. Современные терминалы очень популярны у топ-менеджеров, которые много разъезжают — говорить по терминалу оказывается дешевле, чем пользоваться услугами местной связи.

Разработчики низкоорбитальных систем пытаются приблизить пользовательский терминал к привычному нам GSM-телефону. "Инмарсат" себе такой задачи не ставит. У нас совершенно противоположная направленность, главная задача — обеспечить связь там, где другой связи нет. Нам реже говорят "дорого", потому что другой альтернативы просто нет.

Что касается "Иридиума" и прочих — это коммерческие проекты, не касающиеся межгосударственных отношений. А когда надо отдавать банковские кредиты — гораздо труднее достичь окупаемости.

Т/С: То есть дело не в технологиях, не в маркетинговой политике, а в финансовой основе и учредителях?

С.К.: Я думаю, что да. Одно дело — насущная необходимость, другое дело — создавать игрушку.

Конкурентом может быть только VSAT. Но VSAT — это капитальные вложения и, главное, надо получать лицензию. И временные затраты гораздо выше — установить станцию, настроить...

Наша связь, наша услуга в последнее время получила большой скачок в развитии. Особенно это было заметно (нехорошо так говорить, но все-таки...) после событий в Нью-Йорке. Мы почувствовали, что наши станции буквально стали задыхаться от трафика. Пару дней, пока мы не подключили резервы, были даже некоторые сбои. Журналисты брали терминалы, как... сигареты.



 
Теле-Спутник Апрель 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт