12Встречи с интересными людьми

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Андрей Конорев: "Я думаю, производить стало выгодно"


Андрей КОНОРЕВ Теле-Спутник - 4(78) Апрель 2002 г.


А.Ю. Конорев

Мы продолжаем цикл бесед с отечественными производителями оборудования для спутникового и кабельного телевидения. Сегодня наш собеседник — ведущий инженер компании "ПЛАНАР" из Челябинска Андрей Юрьевич КОНОРЕВ. Встретились мы с ним, разумеется, на выставке Cable&Satellite-2002.

Андрей Конорев: В этом году исполняется 5 лет, как "Планар" участвует в выставках. Все эти годы выставлялись на "Связь-Экспокомм".

И вот, впервые на Cable&Satellite. Сразу стало ясно, что выбор был оправдан — выставка прошла для нас очень плодотворно. В первый день вообще было не пробиться к нашему стенду.

"Теле-Спутник": А сколько существует "Планар"?

А.К.: У нас юбилей в этом году — исполняется 10 лет.

Т/С: Компания ориентируется только на российский рынок?

А.К.: Поднакопили кое-какой опыт и вышли на "ближнее зарубежье". Это Прибалтика, Украина, Белоруссия, Башкирия.

Т/С: Как создавался "Планар"?

А.К.: Наш генеральный директор Сергей Александрович Заостровных — вдохновитель и основатель фирмы. Он не просто директор. При его непосредственном участии была разработана практически вся аппаратура, выпускаемая компанией. А наши разработчики, которые составляют основу фирмы, вышли из НИИ, "ящика". Работали все вместе, решали общие проблемы. А когда все окончательно развалилось, перешли в фирму.

Т/С: А в "ящике" чем занимались, если в общих словах?

А.К.: Разработкой цифровых систем для авиационного бортового оборудования.

Т/С: Таким образом, остались в радиофизике. А то ведь говорят, что возвращаться в нее из других отраслей трудно.

А.К.: Я не совсем с этим согласен. Например, один из коллег по институту работал в банке, руководил отделом. Пришел теперь к нам, работает уже полгода, быстро втянулся. Если мозги на месте, если есть стремление и желание работать, человек быстро восстанавливает свои знания.

Т/С: С чего начиналась деятельность "Планара"?

А.К.: Первые годы были периодом выбора направления. Не сразу мы пришли к телевидению. Были другие темы. Занимались и приборами общего промышленного направления. Это потом уже была предложена тема по кабельному телевидению. Вначале помогали нашим знакомым. И постепенно пришли к выводу, что это перспективное дело. Первым нашим изделием стал метровый усилитель. Достаточно хорошее с инженерной точки зрения изделие, оно понравилось нашим тогдашним потребителям. С этого и началось производство оборудования для кабельного телевидения. Затем наладили выпуск смесителей для домашнего бытового применения. Очень популярное, кстати, изделие — мы до сих пор, уже лет 7-8, делаем их практически без изменений.

Т/С: А кто потребители вашей продукции?

А.К.: Круг очень широкий. Начиная от мелких фирм, даже частных предпринимателей, которые индивидуально устанавливают антенны для своих клиентов. И заканчивая очень крупными компаниями, которые проектируют, производят, монтируют и обслуживают огромные кабельные сети. Примеров достаточно.

Т/С: Трудно в России организовать производство? Помнится время, когда что-либо производить было дороже, чем просто купить за рубежом.

А.К.: До сих пор производство считается гибельным направлением. Но, по-моему, в стране происходят изменения к лучшему. И это видно по выставке. Пять лет назад в основном экспонировались иностранные производители. Такие фирмы, как Sony, Panasonic и т.п. Сейчас выставка как минимум наполовину заполнена продукцией отечественных производителей. Я считаю, что в стране производство начинает возрождаться. Хотя мы испытываем трудности на всех его этапах.

Т/С: Производство невольно ассоциируется с большими цехами, станками, сотнями рабочих… А как у Вас?

А.К.: У нас не завод, конечно. Но, тем не менее, мы стараемся все делать сами. Особенно, что касается механического производства. Хотя, вроде Урал насыщен заводами именно металлургическими, по обработке металлов. Но сложностей от партнерства с ними больше, чем проку. Поэтому мы стараемся самостоятельно решать проблему с производством корпусов, разъемов и т.д. У нас есть свое механическое производство.

Т/С: Значит, есть и цеха, и станки, и рабочие. А каковы у рабочих гарантии, что у них и дальше будет эта работа? Что ни направление, ни компания не "прикажут долго жить"?

А.К.: Хотя бы тот факт, что мы 10 лет на рынке существуем и динамично развиваемся. Мы пережили 1998 г. И, надеюсь, таких потрясений больше не будет.

Т/С: Кстати говоря, считается, что именно этот кризис позволил подняться отечественному производителю.

А.К.: Я в принципе тоже так считаю. Кризис как раз показал тогда, что гораздо хуже на рынке держатся те, кто занимается перепродажей.

Т/С: Вы сказали, что все, даже корпуса, делаете сами. Но есть в изделиях такая деталь, как плата.

А.К.: Есть у нас и собственное производство печатных плат. Вообще у "Планара" очень широкий спектр производства.

Т/С: Ну, тогда я про элементную базу спрошу.

А.К.: Здесь, конечно, мы не можем похвастать, что используем отечественную элементную базу. Она у нас импортная. Собственно, здесь надо сказать, что опыт работы с отечественными производителями у нас плачевный. Использовали мы 4-5 лет назад высокочастотные транзисторы. Проблемы возникали и со стабильностью характеристик, и с откровенным браком.

Т/С: Не могут соотечественники произвести достойную продукцию?

А.К.: Получается так. Я считаю, что производство электронных компонентов без помощи государства невозможно. Нужны огромные инвестиции. В принципе, у нас была неплохая электронная промышленность по производству компонентов. Вся наша военная электроника делалась исключительно на отечественной элементной базе. И должен сказать, это были неплохие изделия.

Т/С: А зачем нам тюнер, который будет работать после атомного взрыва? Разве такое требование военных заказчиков способствует развитию бытового приборостроения?

А.К.: Это одна из причин, которая завела в тупик нашу экономику.

Т/С: Вы сказали, что отечественные производители — ваши партнеры — часто подводят качеством своих изделий. Но и Вы — отечественный производитель. Что Вы можете сказать о качестве ваших изделий?

А.К.: Мы уделяем этому вопросу много внимания. Вкладываем заработанные деньги в улучшение качества производства, его культуру. Это повышает надежность нашей аппаратуры. Мы находимся на таком уровне по объему производства, что ищем надежных поставщиков элементов. И выбираем далеко не тех, кто предлагает более низкие цены. Сотрудничаем с непосредственными производителями компонентов. Иногда это дороже в два-три раза. Но мы идем на это в угоду нашим потребителям.

Т/С: А ваша продукция от этого не дорожает?

А.К.: Само собой. Но ведь и качество повышается. И в итоге соотношение цена/качество остается неизменным. Мы, мне кажется, балансируем на таком уровне, где это соотношение удовлетворяет наших потребителей. А наша цена все равно ниже, чем на западные аналоги.

Т/С: Как вы покрываете потребности рынка в той или иной продукции?

А.К.: Измерительные приборы для кабельного телевидения мы выпускаем несколько лет. И их производство постоянно растет, спрос повышается. И не только на это изделие.

Т/С: Спрос, конечно, растет. Но, может, потребности рынка больше? Можете ли вы обеспечить выполнение заказа на большой объем продукции? Не миф ли жалобы на отсутствие заказов отечественным производителям?

А.К.: Я думаю, что не миф. Заказов действительно мало. А по массовым позициям можно было бы расширить и объемы производства, и объемы сбыта. При увеличении выпуска, естественно, снижается и себестоимость продукции. Но это требует инвестиций. На голом месте расширить производство невозможно. "Планар" же развивается только за счет внутренних средств, за счет своей прибыли.

Т/С: В Интернете куча предложений по инвестициям. Создается впечатление, что масса народа и организаций готовы вложить свободные средства в толковые проекты. Почему же все жалуются на отсутствие инвестиций?

А.К.: Я лично ни о каких серьезных предложениях по инвестированию производства конкретно по нашей тематике не слышал.

Т/С: То есть инвестор еще не созрел до вложения средств в производство оборудования для телекоммуникаций?

А.К.: Я думаю, да. Многие придерживаются того мнения, что производство в нашей стране дело убыточное. И инвесторы предпочитают вкладывать деньги в торговлю, а не в производство. Телекоммуникационные проекты должно поддерживать, в первую очередь, государство. Здесь ведь речь идет об очень больших суммах.

Т/С: А другие государства поддерживают частных производителей?

А.К.: Они поддерживают, конечно, но не непосредственно производителей. Например, там более сильная банковская система. Если владелец фирмы рассчитывает после расширения производства вернуть кредиты через 3-4 года, он берет ссуду в банке. У нас же, на тех условиях, которые предлагаются, это невозможно сделать до сих пор.

Т/С: Какова динамика развития "Планара" на рынке оборудования для кабельного телевидения?

А.К.: Объем производства возрастает приблизительно вдвое за год. Но мы еще и расширяем ассортимент выпускаемой продукции. Начали производить охранные системы широкого применения. Разработка их очень сложна и наукоемка. Но мы идем на это, потому что за такими изделиями будущее рынка.

Т/С: Насколько сильно ощущается давление конкурентов, и в первую очередь, зарубежных?

А.К.: Конкуренция очень серьезная. У нас аппаратура не в 2-3 раза дешевле, а лишь на 10-20%. При этом мы оказываем и послепродажное обслуживание нашей аппаратуры. И уверенность потребителей в нашей продукции постоянно растет. Если раньше, каких-то 5 лет назад, людей отпугивала сама марка "Сделано в России", то сейчас она же становится положительным фактором при выборе аппаратуры.

Т/С: Как, на ваш взгляд, развивается телевидение в стране? Как вы учитываете переход на цифровое вещание?

А.К.: У нас есть теоретические разработки. Мы давно сотрудничаем с НИИ радио, были совместные проекты. Мы, конечно, думаем о переходе телевещания на "цифру" и готовы при потребности рынка в такой аппаратуре представить ее потребителям. Постепенно переориентируемся на цифровое телевидение. Но пока эта перспектива достаточно отдаленная. Лично мое мнение — лет 5 все это будет только на словах.

Т/С: Как у вас обстоят дела с кабельным телевидением?

А.К.: В Челябинске, по сравнению с крупными близлежащими городами, такими как Екатеринбург, Уфа, положение дел с кабельным телевидением обстоит плачевно. Правда, намечаются тенденции к улучшению. Есть постановление, согласно которому новые дома не сдают без сетевой телевизионной разводки.

Т/С: А как же "Планар" сумел "родиться" в Челябинске, где нет кабельных сетей?

А.К.: Само по себе телевидение у нас развивается. Появляются новые каналы. Около 15 телепрограмм принимается в городе. Но условия приема очень плохие, так как он осуществляется с четырех направлений. То есть существует 4 точки излучения, значительно отличающиеся по мощностям. Проблем с уверенным приемом всех телеканалов много. Поэтому наша аппаратура в городе и области спросом пользуется. Но только та, которая рассчитана на индивидуальное потребление. Это не сети. Те, которые у нас есть, настолько мелкие, что не заслуживают большого внимания.

Т/С: Странно, отечественные специалисты отмечают плачевное состояние российского кабельного телевидения. В то же время иностранцы придерживаются прямо противоположного мнения. Мы излишне пессимистичны или они чересчур оптимистичны?

А.К.: Трудно сказать. Вероятно, мы действительно находимся на той стадии, когда у нас происходит бурное развитие. В Европе, возможно, все уже стабилизировалось, утратило определенные темпы развития. А по сравнению с европейскими странами у нас идет бурный рост кабельного телевидения, я согласен. Пример Челябинска — не показатель общей тенденции. Это скорее исключение из правил. На самом деле в стране очень динамично развиваются как кабельные сети, так и системы MMDS.

Т/С: Наверное, можно по географии продаж проследить, где лучше всего продается ваша продукция?

А.К.: Конечно, лучше всего развивается Московский регион. Хорошо обстоят дела в районах севернее Челябинска — это Тюмень, Нефтеюганск. И, конечно, Санкт-Петербург.

Т/С: Состоится ли в телекоммуникационной области отечественный производитель?

А.К.: Пока отечественное производство развивается хорошими темпами. Обнадеживает и то, что "мозги" в нашей стране все еще есть. И эти "мозги" начинают работать в нужном направлении. У нас подрастает способная и грамотная молодежь, у которой не только "мозги" хорошо работают, но и ноги. Прекрасно ориентируются в бизнесе.

Т/С: Будут ли у вас новые разработки в ближайшее время?

А.К.: В ближайших планах у нас серия магистральных домовых широкополосных усилителей. Есть пока проблема с корпусами. Правда, с друзьями-китайцами у нас налаживается перспективное сотрудничество. Возможно, они нам помогут с корпусами. Думаю, вскоре выйдем на рынок с хорошими усилителями. Планируем расширение частотного диапазона нашего оборудования. Если до сих пор у нас использовался только диапазон наземного вещательного телевидения, то теперь расширяем этот диапазон в сторону обратного канала. Кроме того, мы отметили наличие большого интереса наших заказчиков к спутниковому телевидению. Вероятно, к концу года что-нибудь представим для удовлетворения и этой потребности.

Т/С: Успехов Вам.

Беседовал Роман МАГРАДЗЕ
Фото Максима МИРОШНИКОВА



 
Теле-Спутник Апрель 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт