8Встречи с интересными людьми

оглавление | в архив | следующая статья



Сергей Дубовицкий, Сергей Власкин: "Отечественный производитель - мифы и реальность"


Сергей Дубовицкий,
Сергей Власкин
Теле-Спутник - 3(77) Март 2002 г.


Сергей Дубовицкий
Сергей Власкин
Сергей Дубовицкий Сергей Власкин

В красочно раскинувшемся на берегах Волги городе Саратове вот уже 10 лет существует научно-производственная фирма "ТЕЛЕМАК". Это один из немногих отечественных производителей, выпускающих оборудование для кабельного телевидения. В условиях жесточайшей конкуренции фирма с успехом реализует свою продукцию на российском рынке. Сегодня мы беседуем с директором "Телемака", кандидатом физико-математических наук Сергеем Александровичем ДУБОВИЦКИМ и главным инженером, кандидатом физико-математических наук Сергеем Вячеславовичем ВЛАСКИНЫМ.


"Теле-Спутник": Как создавался "Телемак"?

Сергей Дубовицкий: Все началось в 1992 году с создания лаборатории по разработке приемных блоков для видеомагнитофонов и телевизоров нового поколения на одном из крупнейших предприятий электронной промышленности Саратова - "Тантал", практически одновременно и была создана научно-производственная фирма "Телемак". В нее вошли и научные сотрудники, долгое время занимающиеся исследованиями в области твердотельной электроники СВЧ (МСВ-тематика), и специалисты: практики, организаторы производства, инженеры и технологи завода "Тантал".

Сергей Власкин: Когда, в связи с резким сокращением финансирования, ВПК начал постепенно "умирать", мы на "Тантале" пытались реализовать конверсионную идею. В то время в целом ряде институтов была популярна тема телевизионного селектора каналов с двумя переносами частот.Тогда казалось, что таким образом можно, используя новые схемные решения и технологии, хорошо развитые в ВПК, сделать селектор каналов, конкурентоспособный с селектором, выполненным по традиционной технологии. Плата из поликора, на которой базировался подобный селектор, вместе с топологией и большим количеством элементов, сформированных уже в процессе изготовления платы, стоила тогда 5 руб., а селектор каналов на "Банге" - 100 руб. Буквально через год подобная плата стала стоить намного дороже селектора, но уже фирмы Philips.

Т/С: А как должно быть?

С.Д.: А так и должно быть. Плата из поликора во всем мире очень дорогая. Просто в нашей стране все стало приходить в соответствие с мировыми ценами. А ведь все конверсионные идеи обосновывались на принципах еще советской, нерыночной экономики. Да и в условиях наступившего экономического хаоса стало трудно заниматься техническими проектами.

Т/С: В это время многие кинулись "делать деньги из воздуха".

С.В.: Мы в то время, невзирая ни на что, продолжали заниматься разработкой и внедрением в производство технически сложной продукции. Кстати, все наши коллеги, известные как производители оборудования для кабельных сетей, действовали в то время примерно так же.

С.Д.: В итоге, когда "Тантал" развалился, мы на базе нашей лаборатории организовали научно-производственное предприятие. Но еще 2 года продолжали разрабатывать селектор каналов с двойным преобразованием. Нами же был разработан телетюнер для отечественного видеомагнитофона нового поколения. Но российская видеотехника к этому времени тихо "скончалась". И мы устремили наши взоры на земные, насущные задачи. Приходилось, проще говоря, выживать. В 1995 году мы занялись антеннами.

Т/С: Делали антенны?

С.В.: Нет, антенны мы не выпускали. Мы начали с монтажа различных антенных комплексов и постепенно осваивали выпуск элементов для них. Это были различные диплексоры, делители и т.д. в пластмассовых корпусах. Нам очень повезло, что на "Тантале" оказалась группа высококвалифицированных инженеров и технологов, которые сейчас и составляют основное ядро фирмы "Телемак". Это обстоятельство позволило постепенно наращивать номенклатуру выпускаемых изделий, что является сейчас основным направлением усилий всего нашего коллектива.

Т/С: И где реализовывалась ваша продукция?

С.Д.: Здесь, в Саратове. Тогда география продаж была очень ограничена, да и сами изделия не могли считаться по-настоящему конкурентоспособными. Кроме того, мы занялись проблемой сельского телевидения. Впервые в стране мы начали строить кабельные сети в обычных селах. В Саратовской области, особенно на правом берегу Волги, рельеф достаточно сложный, поэтому прием эфирных каналов очень затруднен. Сейчас, в течение уже более 5 лет, функционируют три кабельные сети, транслирующие шесть каналов, которые без особых проблем обслуживаются местными электриками.

По экономическим причинам в этих проектах нам приходилось максимально использовать наше оборудование, что явилось для него хорошим полигоном. Приемная система со спутниковыми "тарелками" располагалась на крышах детских домов в каждой из этих деревень. Раздача сигнала осуществлялась по кабелю от дома к дому. У каждой деревни есть своя автономная сеть. Они никак не связаны между собой. Русскоязычные каналы были разбросаны по разным спутникам (а они в то время существенно качались), поэтому на некоторые "тарелки" устанавливались следящие системы. Теперь в этих деревнях создали и свои телеканалы. Они снимают местные события: свадьбы, праздники и т.д. При необходимости, местное руководство может обратиться к жителям по тем или иным вопросам. Где это было возможно, были установлены специальные системы для приема канала из ближайшего районного центра. Все это планировалось как единая информационная инфраструктура. Сейчас, когда мы шагнули намного дальше в области разработки и производства оборудования, мы можем создавать 12-15-канальные доступные по цене, надежные и легкие в обслуживании телевизионные сельские сети. Мы подготовили программу развития телевидения на селе, но она не была поддержана областным руководством.

Т/С: Но ведь сейчас существует и развивается проект "Телевизионная деревня". Значит, это возможно?

С.Д.: В Ростовской области, где начала реализовываться "Телевизионная деревня", есть поддержка областного руководства. А саратовская администрация наш проект не поддержала. В этот период помог со строительством сетей в деревнях федеральный Фонд поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере.

С.В.: За телевидение необходимо платить. Особенностью нашего телевизионного проекта явилось то, что практически не было нагрузки на бюджет. Население все оплатило. Люди буквально готовы были зарезать последнюю свинью, лишь бы их подключили к кабельной сети. Но следует отметить, что за счет одного населения все равно не построишь. Нужно заинтересованное отношение руководства хозяйства. Если за счет хозяйства делается приемная часть и подключается несколько абонентов, то все село может посмотреть на результат, и тогда финансовые вопросы решаются намного легче. Что касается областного руководства, то его интересы, в основном, лежат в области информационного обеспечения предвыборных кампаний. Наш проект направлен на решение более широкой задачи - создание полноценной информационной среды в сельской местности. Это очень интересная и сложная задача.

Т/С: Как сейчас ваши сети в деревнях?

С.В.: Они до сих пор работают. Мы регулярно помогаем с ремонтом и обслуживанием. Продолжаем оказывать техническое содействие. Но, в общем-то, это не основное наше направление. Мы ставим перед собой цель развить производство.

С.Д.: Мы, в отличие от многих производственников, занимались и монтажом различных распределительных сетей, и продажей импортного оборудования. Это оказалось очень полезным для нас, поскольку увидели многие технические решения и смогли подбирать оптимальные для нашего рынка. Когда сам монтируешь, видишь, что лучше. Есть личный опыт. Мы сумели первыми в стране сделать литые корпуса для абонентских ответвителей. На саратовских заводах была изготовлена вся необходимая оснастка. Наличие собственной корпусной базы - это очень важный фактор, во многом определяющий конкурентоспособность выпущенной продукции. Это обстоятельство было правильно оценено руководством корпорации Universal Сommunications Corp., что привело к многолетнему успешному сотрудничеству.Вообще, наши ответвители - это российский продукт. Начиная с корпусов и заканчивая ферритовыми трансфлюкторами - все производится в России. При этом они самые дешевые на внутреннем рынке. С китайцами на мировом рынке конкурировать все равно невозможно, но на внутреннем - вполне.

Т/С: А почему невозможно?

С.Д.: Во-первых, потому, что производство ответвителей в Китае - это результат государственной политики. Там создано несколько специализированных производств, способных закрыть эту "проблему", так сказать, в мировом масштабе. А у нас - это результат самодеятельности группы энтузиастов, к которой государство не имеет ни малейшего отношения. Мы даже физически не сможем обеспечить потребности рынка, если, допустим, импорт вдруг прекратится. Больше 30 000 элементов коаксиального тракта в литых корпусах в месяц нам выпустить пока не удавалось по целому ряду причин. Для роста производства этой группы изделий необходимы очень серьезные инвестиции.

Т/С: Как-то привычнее слышать об обратной проблеме - отсутствии заказов.

С.В.: Это по большей части является мифом. Наша промышленность ведет себя совершенно удивительным образом. С одной стороны, существует большое количество предприятий, выпускавших когда-то очень сложную военную продукцию и сидящих сейчас на голодном пайке, с другой - есть огромный рынок очень разнообразного и дорогого телекоммуникационного оборудования, которое могло бы не ввозиться из-за границы, а выпускаться на этих предприятиях, но этого практически не происходит. Исключения можно сосчитать по пальцам. Более того, те заводы, которые специализировались на выпуске аналогичного оборудования в советские времена, после того как на внутренний рынок хлынул импорт, вели себя так, как будто ничего не происходит. Это во многом вопрос менеджмента. Поэтому многие элементы, необходимые для рынка современных телекоммуникаций, просто не производятся местными предприятиями. Очень часто предлагаемая местными производителями продукция неудовлетворительна по соотношению цена/качество. Все это приводит к тому, что заказов нет, хотя в то же время потребляется огромное количество импорта.

Т/С: Как же вы конкурируете с китайской продукцией?

С.В.: Это сложный и тяжелый процесс, требующий постоянных внутренних инвестиций. Когда китайскую продукцию везли через Европу, как правило, с европейскими лейблами, конкурировать было существенно проще, но потом все повезли напрямую из Китая, и ситуация изменилась. В этот период такие фирмы, как Viewsonics, прекратили производство ответвителей на территории России, хотя какое-то время они были практически лидерами в этом секторе рынка. Вообще на этом рынке имеют шанс удержаться только те производители, которые постоянно и очень активно наращивают номенклатуру выпускаемых изделий. Мы стараемся следовать этому принципу. За последнее время разработаны и запущены в производство серия домовых усилителей и головная станция, которая заявлена на конкурс Cable&Satellite и Broadband. Производство этих изделий достаточно хорошо подготовлено, поэтому мы можем закрыть по этим позициям существенную часть российского рынка, обеспечив приемлемые цены и хорошее качество. Комплектующие в подобных изделиях обычно те же, что и в зарубежных аналогах. Целый ряд крупных операторов сейчас использует наши усилители вместо импортных. Производство блоков головных станций тоже растет достаточно быстро. Т/С: Что вы планируете делать дальше?

С.В.: Мы хотели бы освоить весь "джентльменский набор" продукции, которую выпускают такие известные фирмы, как Alcad и другие. Здесь придется постоянно двигаться от простого к сложному, постепенно осваивая выпуск все более сложной продукции, параллельно наращивая производственные возможности. В плане развития производства мы планируем переход на технологии автоматизированной установки ЧИП-элементов. В плане маркетинга - существенное расширение географии продаж, включая страны СНГ, ну а дальше будет видно. Все это вместе - очень сложный процесс.

Т/С: В чем проблемы инвестиций в промышленность?

С.Д.: Речь следует вести о внутренних инвесторах. Иностранные инвесторы очень активно занимаются строительством кабельных сетей, но инвестировать промышленное производство вряд ли будут. Тот же Viewsonics - компания со 100%-ым иностранным капиталом - вообще свернул производство, так как у них есть завод в Китае и там инвестиции намного эффективнее. С местными инвесторами все также очень сложно. С одной стороны, нет культуры обращения с деньгами инвестора, с другой стороны, очень мало инвесторов, готовых работать в этой сфере. Наши потенциальные инвесторы сейчас - это люди, как правило, очень далекие от проблем телекоммуникаций. У нас практически нет менеджмента, который умел бы объединить техническую и финансовую стороны. Именно это обстоятельство сдерживает производство.

Т/С: А вообще производством стало выгодно заниматься? Ведь помнится, было проще купить "за бугром" и перепродать.

С.В.: На этот вопрос трудно ответить однозначно. Масса людей не занимается производством и при этом неплохо живет. Единственное, что можно сказать, - производством заниматься возможно и интересно. Мы пробовали. Нам не очень интересно просто перепродавать импорт. Существуют еще, правда, определенные тенденции. Сейчас люди, которые занимаются производством, чувствуют себя несколько лучше, чем те, кто перепродает, хотя не так давно положение вещей было другим. Это относится к провинции, разумеется.

Т/С: Интересно, что ваша компания появилась и существует не в столице.

С.В.: В Москве действительно трудно развивать производство по известным причинам. Там "девушка на телефоне" получает зарплату такую же, как наш инженер. Как там можно что-либо делать? Скорее всего, такое производство, как наше, в Москве было бы невозможно.

Т/С: Сотрудничаете с московскими дистрибьюторами?

С.В.: Universal Сommunications Corp., как уже было сказано выше, является нашим основным партнером по продвижению нашей продукции на рынок России. Сейчас ведутся переговоры и с другими крупными дистрибьюторами, касающиеся поставок различных групп изделий из всего спектра, что мы производим. Основной объем выпускаемой нами продукции сейчас мы продаем самостоятельно. У нас имеется сеть региональных партнеров, с которыми мы работаем постоянно, и их количество растет. Кстати, крупные московские дистрибьюторы - это как раз те люди, которые могли бы стать реальными инвесторами в производство продукции на территории России, так как они обладают и достаточными финансовыми ресурсами и понимают ситуацию. Но этого не происходит, поскольку их интересы слишком сильно привязаны к интересам зарубежных поставщиков. Все их приоритеты, в основном, сосредоточены в этой сфере. Мы далеки от мысли их в чем-либо обвинять, просто у нас в стране, видимо, совершенно отсутствует так называемый "инвестиционный климат".

Т/С: Но если есть проблема с объемом производства, что ж тут поделаешь?

С.Д.: Если бы существовала четкая позиция государства по отношению к местному производителю, выраженная в действиях, а не только в словах, все проблемы могли быть решены. В стране огромное количество простаивающих мощностей и недостаточно занятого квалифицированного персонала. Да и сейчас силами российских производителей могли бы выпускаться достаточно крупные объемы продукции, необходимой для кабельных сетей. Например, мы совместно с фирмой "Планар" (г. Челябинск) могли бы полностью закрыть потребности в целом классе усилителей и головных станций. На эту тему можно долго рассуждать, правда, смысла большого это не имеет.

Т/С: Как вы оцениваете свои перспективы?

С.В.: Мы всегда были оптимистами, даже когда времена для нас были хуже, чем сейчас. Нас, конечно, не радует ускоренное вступление в ВТО и тому подобные вещи, хотя мы надеемся, что приспособимся и к этим, более жестким, условиям. В течение целого ряда лет нам удавалось каждый год практически удваивать объем выпуска продукции, причем большую часть прироста объемов давали новые разработки, и сейчас мы стараемся не сбавлять темпов. У нас на предприятии начинает развиваться направление, не связанное с телевизионной техникой. Это приборы для медицины.

Т/С: А что вас связывает с медицинской техникой?

С.В.: Не так давно группа саратовских ученых-физиков сделала открытие, связанное с электромагнитными резонансными свойствами воды. Был зарегистрирован новый эффект, и получена Государственная премия. Сейчас мы, наряду с другими саратовскими компаниями, участвуем в проекте по созданию лечебно-диагностического комплекса, основанного на этом эффекте. Экспериментальный комплекс уже развернут в местном военном госпитале. Военные медики очень заинтересовались всем этим. В мире пока нет ничего похожего. Производство комплекса планируется на базе нашей фирмы.

Т/С: Вот, в Саратове есть вы, в Самаре - "ТВ-Сервис". Деловая жизнь распространяется на регионы?

С.В.: Среди производителей, в первую очередь, следует отметить "Планар". Это предприятие сейчас является наиболее крупным среди местных производителей. Но даже все мы, вместе взятые, для российского рынка не определяем ситуацию. Основные продажи оборудования для КТВ обеспечивают московские дистрибьюторы. В этом смысле центр деловой жизни никуда не перемещается из Москвы, хотя некоторое движение есть.

Т/С: Над чем сейчас работаете?

С.Д.: Сейчас мы разрабатываем серию модуляторов и новую серию усилителей. Приступаем к разработке более сложных головных станций.

Т/С: Насколько долговечна ваша продукция?

С.Д.: Есть компании, которые купили у нас более 2000 домовых усилителей. Статистика по отказам не хуже, чем у западной продукции. Статистика по активным устройствам вполне благополучная. Тем не менее, мы все время работаем над повышением надежности нашей продукции.

Т/С: Каким вы видите развитие телевидения в стране?

С.В.: Российский рынок очень многоярусный. На одном полюсе находятся московские кабельные операторы, которые ничего дешевого вообще не покупают. На другом - провинциальные эксплуатационные организации, которые не могут себе позволить простейшей реконструкции антенного хозяйства. Но основным покупателем оборудования на российском рынке являются западные инвестиционные группы, строящие кабельные сети практически во всех крупных городах. Идет скупка телекоммуникационных ресурсов на корню. Это сейчас основная тенденция. Есть, конечно, и исключения. В Татарстане и Башкирии, например, строительством кабельных сетей занимаются, в основном, государственные унитарные предприятия.

Т/С: И они не отдают предпочтение своим производителям?

С.Д.: Так жестко вопрос не ставят. Если можно купить у местных производителей дешевле, они покупают. Инвестиционные группы предпочитают оборудование ведущих мировых производителей. Стать поставщиком для них очень сложно, но нам это в определенной степени удалось. Работа с такими клиентами - это один из наших приоритетов в области маркетинга.

Т/С: Успехов вам.

Беседовал Роман МАГРАДЗЕ



 
Теле-Спутник Март 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт