Китайская Народная Республика до недавнего времени претендовала на то, чтобы заменить Советский Союз на посту “империи зла”. К счастью, получилось не очень — экстремистскими настроениями Китай не страдает, предпочитая экономическую экспансию. Пожалуй, что коммерциализация космической индус- трии в КНР началась даже раньше, чем заполоне- ние рынков дешевым китайским ширпотребом. Решение о коммерческом использовании китайских ракет-носителей было принято более 20 лет назад. История космических исследований КНР начинается в 1956 г., когда было образовано отделение №5 Академии министерства национальной безопасности. Впоследствии эта организация называлась Седьмым министерством машиностроительной индустрии, Министерством космической промышленности, Министерством аэрокосмической промышленности и Китайской аэрокосмической корпорацией (CASC — China Aerospace Corporation). CASC специализируется в разработке ракет-носителей, космических аппаратов, в том числе и пилотируемых, различного рода стратегических и тактических ракет, отвечает за экспортно-импортную политику в области космоса. В кооперацию CASC входит более 130 предприятий и организаций в КНР, в том числе и 5 академий: Китайская академия технологий РН (Chinese Academy of Launch Vehicle Technology — CALT), Академия химических исследований в области космического применения (Academy of Space Chemical Propulsion Technology), Китайская академия космических технологий (Chines Academy of Space Technology — CAST), Шанхайская академия технологии космических полетов (Shanghai Academy of Space Flight Technology — SAST), Китайская академия космических электронных технологий (Chinese Academy of Space Electronics Technology — CASET). В общей сложности штат CASC составляет 110 000 человек. В 1980 г. была основана China Great Wall Industry Corporation (CGWIC) — головное предприятие по представлению продукции космической индустрии КНР на международном рынке. На тот момент КНР уже десять лет как считалась космической державой — первый китайский спутник был запущен в 1970 г. К началу 80-х КНР располагала семейством ракет-носителей различного класса "Великий Поход". Кстати, о названиях. Понятно, что в мировой печати не фигурирует аутентичное написание названия китайской ракеты — ввиду трудности иероглифического письма. В основном используются либо фонетическая транскрипция — Chang Zheng (и соответственно, обозначение CZ), либо (что чаще) смысловой перевод — Long March. Второе название прижилось и уже вошло в широкую практику, в китайских документах и СМИ (особенно в тех, которые ориентированы на иностранную аудиторию) используется именно оно. 26 октября 1985 г. правительством КНР была представлена линейка РН Long March для проведения коммерческих пусков. Главным пусковым провайдером назначена CGWIC. Первый коммерческий контракт CGWIC был заключен 16 июня 1987 г. на парижском аэрошоу: с компанией Matra на запуск спутников по исследованию микрогравитации в качестве дополнительной нагрузки. Успешный запуск был произведен в августе 1987 г. 1 ноября 1988 г. — заключен первый контракт на запуск геостационарного спутника. Контракт был заключен с HSC на запуск РН LM-2E двух спутников серии AUSSAT-B. Первый запуск иностранного спутника связи китайской ракетой был произведен 7 апреля 1990 г. С космодрома Сичан РН LM-3 был успешно запущен спутник Asiasat-1. Таким образом, CGWIC достаточно успешно вышла на международный рынок. Однако дальнейшие события складывались для корпорации не очень удачно. Сначала все было хорошо — 16 июля 1990 г. был успешно проведен первый пуск РН LM-2E, предназначенной именно для коммерческих пусков. На орбиту был выведен массогабаритный макет коммуникационного спутника и, в качестве дополнительной полезной нагрузки, пакистанский спутник. 24 апреля 1992 г. был подписан еще один контракт — на запуск спутника Intelsat-708.
Но первый коммерческий запуск закончился неудачей. 21 декабря 1992 г. при запуске РН LM-2E спутника AUSSAT-B на 48-й секунде произошел взрыв носителя. Это была первая китайская неудача на международном рынке. Тем не менее, подписание контрактов продолжалось. 28 апреля 1993 г. подписан контракт с Motorola на запуск спутников "Иридиум". Предполагалось произвести 11 пусков специально модернизированной РН LM-2C/SD с выводом двух спутников каждым пуском. Но "Азиасату" продолжало везти, 28 ноября 1995 г. РН LM-2E с космодрома Сичан успешно выведен на орбиту спутник Asiasat-2. Модификация носителя LM-2E, которым был произведен этот пуск, включала в себя твердотопливный разгонный блок, которым спутник выводился на геопереходную орбиту. Продолжалось и дальнейшее модифицирование носителей, однако, неудачи преследовали и его. 15 февраля 1996 г. был произведен первый пуск LM-3B — самого мощного носителя из этого семейства. На 22-й секунде полета отказ системы управления носителем привел к падению и взрыву ракеты. Были уничтожены носитель и спутник, понесены значительные человеческие жертвы из-за взрыва и отравления местности токсичными компонентами топлива. Правда, об общем количестве жертв достоверных сведений так и не поступило, информационные агентства приводили разные цифры — до нескольких тысяч. Потом, как обычно и бывает, интерес к событию резко упал, и вопрос канул в лету. Эта авария сильно подпортила реноме китайской ракеты перед заказчиками и страхователями и привела к длительной паузе в запусках китайского носителя. Исследование результатов аварии длилось 18 месяцев. 20 августа 1997 г. запуски были возобновлены. На орбиту был выведен спутник Agila, принадлежащий филиппинскому оператору Mabuhay. Чуть позже, 1 сентября того же года, был проведен испытательный пуск РН LM-2C/SD, предназначенной для вывода спутников "Иридиум". Этим пуском на орбиту были выведены два макета. И уже 8 декабря 1997 г. был произведен коммерческий пуск. Хотя, надо отметить, что китайский носитель так и не стал основным для вывода космического сегмента "Иридиум". Вся основная спутниковая группировка этой системы была выведена пусками российской РН "Протон" (7 спутников за пуск) и американской РН Delta (5 спутников за пуск). К 1998 г. надежность китайского носителя была доведена до приемлемого уровня, но тут начались другие проблемы, на сей раз политические. Разразился так называемый "китайский скандал", последствия которого ощущаются по сей день и будут ощущаться еще довольно долго. Группа американских сенаторов заинтересовалась космическими контрактами американских компаний с иностранными, в первую очередь китайскими. Была создана специальная комиссия по изучению этого вопроса. Резюме комиссии было неутешительным как для американских спутниковых контракторов, так и для китайской космической индустрии. Было заявлено, что в процессе подготовки запусков американских спутников китайскими носителями КНР были переданы ракетно-космические технологии, в частности по системам управления ракетами и по производству разгонных блоков, выводящих КА на геопереходную орбиту. Все американские законы, регулирующие экспортную политику в области космоса, были ужесточены, все контракты с КНР, как по запускам, так и по поставке коммуникакоммуникационных спутников, приостановлены.
Тем не менее, CGWIC не теряет надежды на возобновление коммерческих запусков, а китайская космическая промышленность пытается переориентироваться на Европу и Азию. 17-18 мая 2001 г. в Париже состоялся 3-й Международный форум по вопросам бизнеса в области космических запусков. На этом форуме президент CGWIC в своем докладе осветил положение компании и дальнейшие перспективы:
"Быстрый рост рынка спутниковых телекоммуникаций способствует росту и развитию рынка космических запусков. По результатам изучения рынка запусков различными пусковыми провайдерами в 2000 г., можно сделать вывод, что в период 2001-2010 гг. будет производиться около 25-30 пусков в год, и масса спутников на геопереходной орбите вырастет до 6 т. Задача CGWIC подготовиться к этому, и компания готова выйти на рынок с разнообразными предложениями для различных пользователей. В начале 21 века конкуренция на рынке запусков приобрела вид жестокого сражения. Появилось много новых критериев, влияющих на выбор оператором средства запуска. Сейчас приоритет имеют надежность, эффективность и гибкость планирования запуска, а вопрос стоимости стоит уже в следующем ряду. В нашу задачу входит изменение стратегии, маркетинговой и технической политики с целью повышения надежности носителей, уменьшения типов РН. Сейчас мы сосредоточились на модернизации старых и проектировании новых РН тяжелого класса, которые будут играть главную роль на рынке. Компания продолжает предлагать на рынке носители "Великий Поход" по конкурентоспособным ценам. Мы надеемся, что 23 успешных пуска за последние четыре года изменят в лучшую сторону политику страховых компаний по отношению к нашим ракетам. Опыт, накопленный за 40 лет космической и 10 лет коммерческой деятельности в этой области, позволит компании занять достойное место на рынке. CGWIC было запущено 24 коммерческих спутника производства Boeing, Loral, Lockheed Martin, Motorola и Alcatel, то есть накоплен опыт работы со всеми спутниковыми контракторами. На сегодня LM-3A и -3B записали на свой счет 10 успешных запусков, что вызвало интерес со стороны заказчика. Недавно были заключены контракты на два запуска LM-3B с компаниями Astrium и APT. Контракты предусматривают запуск двух коммуникационных спутников — EuroStar 2000+ (контрактор — Astrium) и FS 1300 (контрактор SS/L) — в 2002 и 2003 гг. Для совершения коммерческих запусков для LM-3B был разработан и успешно испытан новый головной обтекатель". 8 января 2001 г. между CGWIC и APT Satellite Co., Ltd. (Гонконг) был заключен контракт на запуск спутника Apstar V (контрактор Space Systems/Loral) РН LM-3B. Запуск намечен на начало 2003 г. Это будет самый тяжелый спутник, выведенный ракетами семейства LM. 18 июля 1998 г. китайской ракетой был выведен первый европейский спутник Sinosat-1. 9 апреля 2000 г. представителями CGWIC было сделано заявление, в котором они отрицали получение каких-либо технологий от компании Lockheed Martin. Заявлено, что 2 марта 1993 г. CGWIC и Asia Satellite Telecommunications Co., Ltd. заключили контракт на запуск спутника Asiasat-2 (контрактор — Lockheed Martin) на низкую орбиту носителем LM-2E. Также это соглашение подразумевало приобретение китайской компанией апогейного двигателя для довывода спутника на геосинхронную орбиту. Выбор Asiasat был основан исключительно на богатом опыте работы CGWIC, а также опыте в разработке как твердотопливных, так и жидкотопливных ракетных двигателей и систем. Компания официально заявляет, что никакой технической помощи от Lockheed Martin или каких-либо других американских компаний она не принимала. Ракеты-носители семейства "Великий Поход"LM-2C/SDLM-2 была создана на основе РН легкого класса LM-1 и LM-2, разработка носителя была начата в 1970 г., первый пуск состоялся в 1975 г. Эта РН стала основной китайской ракетой для выведения низкоорбитальных спутников. На тот момент, когда Motorola в 1993 г. обратила на него внимание, статистика состояла из 14 успешных пусков при стопроцентной надежности. Запуски "Иридиумов" потребовали модернизации носителя. Основной доработкой стало создание системы разделения спутников для возможности совершения групповых запусков. Система разделения — smart dispenser (SD) — добавила еще один индекс в название носителя. Первый пуск был совершен 31 декабря 1999 г. Всего было произведено 6 пусков и выведено 12 спутников "Иридиум". LM-2C выводит 3366 кг на низкую орбиту, LM-2C/SD — 1456 кг. LM-2D Двуступенчатая жидкотопливная ракета, предназначенная для запусков на низкие орбиты. Грузоподъемность — 3700 кг. LM-2ELM-2E разработана на основе LM-2C. Проектирование начато в 1986 г. Первый успешный пуск был проведен в июле 1990 г., после чего носитель был представлен на мировом рынке пусковых услуг. Этим носителем было осуществлено пять успешных запусков иностранных (не китайских) спутников связи. Модификация этой ракеты — LM-2F — является основой китайской пилотируемой программы. LM-2E — жидкостная двухступенчатая ракета с 4 твердотопливными ускорителями. На низкую орбиту этот носитель выводит до 9500 кг полезной нагрузки, с применением апогейного двигателя — до 3500 кг на геопереходную орбиту. LM-3A Разработка носителя началась в 80-х гг. Эта РН предназначалась в первую очередь для запуска китайских коммуникационных спутников. Первый пуск был совершен в феврале 1984 г. Первый и второй спутники DFH-3 были успешно запущены LM-3A в ноябре 1994 г. и в мае 1997 г. В июле 1999 г. Alenia Aerospazio выбрала LM-3A для запуска спутника Satelcom-1, намеченного на 2001 г. Однако по прошествии времени ни про запуск, ни про сам спутник никаких сведений не поступало. На октябрь 2000 г. насчитывалось 5 успешных запусков LM-3A. LM-3A — трехступенчатая ракета-носитель, разработанная на основе LM-3 и LM-2C. Третья ступень оборудована ракетным двигателем, работающим на кислородно-водородной топливной паре. Надо сказать, что использование кислородно-водородных двигателей для верхних ступеней ракет-носителей можно отнести к американской ракетной школе. На американских РН кислородно-водородные двигатели используются с начала 60-х гг. Для носителей семейства LM используются двигатели, работающие на диметилгидразине и азотном тетроксиде (такое же топливо, как и на российской РН "Протон"). Грузоподъемность LM-3A — 2600 кг на геопереходную орбиту. LM-3B Эта РН была разработана специально для коммерческих пусков. Начало разработки — 1986 г. В 1992 г. был заключен контракт на запуск этим носителем спутника Intelsat-708. Первый пуск закончился неудачей, спутник был уничтожен. После исследования причин аварии, в 1997-1998 гг. были проведены четыре успешных пуска. CGWIC не теряет надежды на успешное коммерческое применение этого носителя. LM-3B отличается от LM-3A более мощными жидкотопливными ускорителями первой ступени. Грузоподъемность LM-3B на геопереходную орбиту составляет 5200 кг. LM-4Эта программа была начата в 1982 г. Она планировалась как параллельная дублирующая разработка носителя, аналогичного LM-3A. После ввода в эксплуатацию РН LM-3, эта программа была переориентирована на запуск солнечно-синхронных спутников. Когда говорят о китайских космических программах, больше всего внимания уделяется китайским ракетам (в последние два года еще чрезвычайно модной стала тема китайского пилотируемого полета в космос), а спутники остаются в тени. Это, скорее всего, связано с тем, что со спутниками КНР не пытается пока выйти на международный рынок. Пока не хватает возможности обеспечить достойными коммуникационными аппаратами даже внутренний рынок. Главным государственным спутниковым оператором КНР является компания China Telecommunications Broadcast Satellite (ChinaSat) — полностью контролируемая и субсидируемая министерством почты и телекоммуникаций КНР. Компания отвечает за создание, развитие, эксплуатацию как космического сегмента, так и земных станций спутниковой связи и телевещания, а также за разработку, проведение тендеров на спутниковые проекты, разработку и сертификацию спутникового оборудования, маркетинг всего телекоммуникационного бизнеса. Компания была образована под эгидой министерства радио, кино и телевидения в 1983 г. для развития спутниковой телетрансляции в Китае. В ноябре 1985 г. группа экспертов была послана в США, Японию и Индию для изучения работы спутниковых операторов и сетей связи. 15 января 1986 г. — правительством КНР принята программа создания национальной сети спутниковой связи телевещания. 1 февраля 1986 г. был успешно запущен коммуникационный спутник DFH-2, правительством принято решение о создании спутника С-диапазона, совмещающего в себе достижения национальной и иностранной спутниковой технологии. В марте 1986 г. комиссия по науке и технологиям и ChinaSat начали разработку плана развития спутниковой коммуникации в КНР (включая ТВ-трансляцию) в С-диапазоне на период до 2000 г. Также была начата разработка спецификаций и требований на спутник DFH-3, завершившаяся в конце 1986 г. В ноябре 1988 г. в Пекине начато строительство станции контроля и управления полетом спутника DFH-3. 28 сентября 1989 г. в Пекине был подписан договор на создание спутника DFH-3 между министерством аэрокосмической индустрии и ChinaSat. 13 февраля 1990 г. контролирующие функции были переданы министерству связи и телекоммуникации, и компания была переименована в China Telecommunications Broadcast Satellite Corp. (ChinaSat). К началу 1991 г. были разработаны все основные положения по маркетингу транспондерных емкостей на внутреннем рынке и подготовлен тарифный план на аренду транспондерной емкости. 28 декабря 1991 г. состоялся неудачный запуск спутника DFH-2A. 7 декабря 1992 г. ChinaSat стала держателем доли акций гонконгской компании-оператора спутников Apstar — APT Satellite Co. LTD. 2 декабря 1992 г. подписан контракт с американской компанией GTE Spacenet Corp. на приобретение спутника, находящегося на орбите. 25 декабря центр управления спутниками в Пекине сдан в эксплуатацию. В апреле 1993 г. в КНР начали работать две спутниковые системы передачи данных и телефонного трафика. Обе системы были закуплены в США. 16 июля 1993 г. спутник Spacenet-1 был перемещен в позицию над Китаем, переименован в Chinasat-5 и начал работу. В октябре 1993 г. начала работу сеть ретрансляционных ТВ-станций, поставленных компанией Gilat. 30 ноября 1994 г. потерян при запуске спутник DFH-3A. Через три месяца у ChinaSat поменялся президент. 17 мая 1995 г. ChinaSat приобрела часть акций компании Chinese News and Entertainment Co., работающей в Европе. 9 августа 1995 г. между ChinaSat и Hughes был подписан в Пекине контракт на поставку коммуникационного спутника. 18 августа 1996 г. этот спутник был потерян при запуске. Для того чтобы восполнить потерю спутника DFH-2, компанией ChinaSat был в 1992 г. приобретен спутник Spacenet-1, запущенный в мае 1984 г. и принадлежащий компании GTE. В 1993 г. спутник был переименован в Zhongxing-5 (он же Chinasat-5) и переведен в позицию 115,5° в.д. Полезная нагрузка спутника составляла 18 транспондеров С-диапазона и 6 транспондеров Ku-диапазона. В тот же год между ChinaSat и Intelsat было достигнуто соглашение о совместном использовании емкостей спутников Chinasat-5 и Intelsat-805. После проведения экономических реформ, ChinaSat стала первым коммерческим оператором в КНР и одним из учредителей компании China Telecom — крупнейшего провайдера в стране. После неудачного запуска DFH-3A в 1994 г., ChinaSat был передан для коммерческого использования военный спутник связи DFH-3B (Chinasat-6). Этот космический аппарат был запущен в 1997 г. и имел отказы в системе стабилизации, в конце-концов запас топлива корректировочных двигателей спутника был истрачен, что сильно сократило срок его службы. Неудачи продолжали преследовать — 18 августа 1996 г. из-за отказа третьей ступени РН, был потерян спутник Chinasat-7. Этот космический аппарат был поставлен HSC и представлял собой платформу HS-376. Чтобы восполнить орбитальный сегмент в 1997 г., был приобретен еще один спутник — Spacenet-2, переименованный в Chinasat-5R. В марте 1997 г. был заключен контракт на 100 млн долларов с SS/L на поставку спутника Chinasat-8. Таким образом, в 1997 г. ChinaSat имела в своем распоряжении DFH-3B, Chinasat-5R и ожидала Chinasat-8, запуск которого был намечен на конец 1998 г. Также в распоряжении оператора уже была сеть ретрансляционных станций, крупных станций сопряжения и центр управления спутниками. Также была сеть из 36 станций (на тот момент уже функционирующих или близких к сдаче), работающих в стандарте Intelsat. Также ChinaSat стала провайдером услуги GlobalStar в КНР, сдача четырех станций сопряжения намечалась на 1998 г. Впоследствии планировалось создание еще трех станций. Как уже говорилось, контракты с американскими компани-ями были заблокированы. Совместное предприятие с Alcatel (спутник Sinosat-1 успешно запущен в 1998 г.) не могло удовлетворить транспондерные потребности страны. Таким образом, спутниковая связь КНР оказалась в ситуации, чем-то похожей на российскую — есть средства выведения, но нет космических аппаратов. После нескольких не очень удачных попыток создать собственное семейство коммуникационных спутников, Китай переориентировался на зарубежные КА. Политические проблемы помешали создать качественную спутниковую группировку, переход от американских производителей к европейским пока не дал ожидаемого результата. Старые спутники Chinasat уже вырабатывают свой ресурс (знакомая ситуация, не правда ли?), с новыми аппаратами пока проблемы. Остается уповать на традиционное китайское упорство.
|