44Юридический отдел

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



"Закон о кабельном телевидении" - закон для кабельщиков или закон для чиновников?


В. Чулков Теле-Спутник - 2(76) Февраль 2002 г.


Из беседы корреспондента "Теле-Спутника" Р. Маградзе с директором фирмы MIAP&SATEL Ярославом Творогом о развитии кабельного телевидения в Польше ("Теле-Спутник" №6 (44) 1999 г.):

"Я.Т.: ... Нам было легко работать потому, что государство этим вопросом не интересовалось. Вообще. Оно не хотело нам помогать. Но в то же время и не вмешивалось. Именно это нам и было надо. <...>

Т/С: Какое самое курьезное событие Вы помните из своей практики?

Я.Т.: Однажды мне сообщили, что в одной из стран СНГ, не хочу ее называть, появилось решение о лицензировании использования частоты... внутри кабеля. Я специально проверил эту информацию. Самое удивительное, что это оказалось правдой. Более курьезного случая я не помню".

Читая проект закона "О кабельном телевидении", я постоянно вспоминал интервью с Ярославом Творогом и пытался понять, для кого и для чего написан этот закон — для того, чтобы помочь развиваться кабельной индустрии страны, или для того, чтобы крепче сжать кабельщиков в объятиях чиновников. Решить это вы сможете сами, прочитав закон. Я только обращу ваше внимание на то, что наиболее детально в нем прописываются обязанности кабельщиков, а что касается их насущных потребностей — прав, защиты от несанкционированных подключений и других, — то эти вопросы лишь вскользь упоминаются.

Наиболее одиозной является ст. 8 "Регулирование использования спектра частот в сетях кабельного телевидения". Этот вопрос подобно мелкой занозе уже давно мешает жить кабельным операторам. Однако была надежда, что вместе с пеной, поднявшейся во времена перестройки, он сам по себе тихо исчезнет с горизонта. Но, как показал проект закона "О кабельном телевидении", дело обстоит совсем наоборот.

Очевидно, что в любом государстве использование общих ресурсов должно регулироваться. Для этого государством создаются регулирующие органы: для дорог общего применения — это ГИБДД, для общей окружающей среды — Министерство по экологии и т.д. Функции регулирования отношений в общем частотном ресурсе так же осуществляются государством. И необходимость этого не вызывает никаких сомнений. Ключевым словом в деятельности всех этих организаций является слово "общий". Однако в процессе перестроечной неразберихи чиновники осуществили подмену понятий, они сделали ключевым слово "частотный" и начали регулировать частотные ресурсы в частной закрытой среде распределения сигналов — кабельной сети. Легко показать абсурдность этого на примере: если оператор реализует перспективную концепцию "оптический кабель в квартиру абонента", то чиновникам вообще окажется нечего регулировать, в оптике радиочастоты нет! Тогда логично ожидать от них закона о лицензировании длин волн в оптическом кабеле. Абсурдность такого регулирования очевидна всем кабельщикам и многим чиновникам. В частных разговорах большинство чиновников соглашалось, что данную норму нужно отменять, но одновременно говорили, что существующее положение не очень сильно мешает работать и не стоит пока тратить на это время.

Ответить на вопрос, для кого написана ст. 8 закона, можно и по следующему факту. Пункты с 1-го по 3-й ст. 8 описывают, с какими государственными органами должен согласовывать частотные присвоения в своей сети кабельный оператор. Казалось бы, после стольких согласований, государство должно гарантировать кабельному оператору защиту этих частотных присвоений. Однако п. 4 статьи перечеркивает эти надежды. Он гласит, что если присвоение оказалось неудачным, то только кабельный оператор несет всю ответственность и затраты по исправлению положения.

Считаю, что в законе нужно полностью изменить концепцию ст. 8 "Регулирование использования спектра частот в сетях кабельного телевидения". Так как кабельная сеть является частной закрытой средой распределения, и именно кабельный оператор несет ответственность перед своими абонентами за качество предоставляемых услуг, в том числе и за частотные присвоения, только он сам должен принимать решения в этой области. Если оператор не может сделать это самостоятельно, эту работу всегда смогут выполнить специалисты, которые будут нести ответственность за ее качество. За государством остается контроль проникновения радиосигналов из кабельной сети в общую внешнюю частотную среду — нормирование и контроль внешних излучений кабельной сети.

В этой области нет необходимости "изобретать велосипед", достаточно ознакомиться с практикой государств, имеющих большой опыт регулирования взаимоотношений с кабельными операторами. Так, в Соединенных Штатах Кодексом федеральных регулирующих документов (разд. 47, ч. 15 и 76 ) кабельные телевизионные сети определяются как "нешироковещательные средства" ("non-broadcasting facility") по той причине, что сигналы распределяются в "закрытой" ("closed") среде. Однако, понимая невозможность создания абсолютно закрытой среды, в кодексе определены предельно допустимые нормы на уровни внешних излучений кабельной сети, описаны методики и периодичность проведения проверок, введено понятие "суммарного индекса излучения" (CLI).

Кабельные операторы в Соединенных Штатах должны проходить ежегодный "техосмотр", когда техник со специальным прибором в руках идет вдоль кабельных магистралей и измеряет величину внешних излучений, которые не должны превышать предельно допустимого законом уровня. Если нормы выполняются, то кабельный оператор продолжает спокойно работать, в противном случае ему приходится производить ремонтные работы.

Подобный подход к нормированию для кабельного оператора не легче предлагаемого в проекте закона "О кабельном телевидении", но он стимулирует повышение качества обслуживания кабельных сетей, в то время как регулирование, предлагаемое в законе, только увеличивает зависимость кабельного оператора от чиновников.

Такова общемировая практика, и не стоит изобретать свои бюрократические правила.



 
Теле-Спутник Февраль 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт