37Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Каким будет цифровое телевидение в России?


Теле-Спутник - 2(76) Февраль 2002 г.


Д.В. Волобуев

Мы уже писали в нашем журнале о старте проекта цифрового эфирного телевидения в Петербурге (см. "Теле-Спутник" №4(66), 2001 г.). По прошествии некоторого времени мы побеседовали с Дмитрием Волобуевым — директором компании "Телемедиум", являющейся оператором цифрового эфирного телевидения в Петербурге. Беседа была очень продолжительная и интересная, а круг затронутых тем — весьма широк. По большому счету обсуждались пути развития систем платного телевидения в нашей стране. Основные фрагменты этой беседы мы приводим в данной публикации. Мнение нашего собеседника во многих случаях представляется спорным. Поэтому мы подчеркиваем, что оно далеко не всегда совпадает с мнением редакции. Тем не менее, мы приводим текст беседы с минимальным количеством редакторских правок, сглаживающих несколько "жесткие" высказывания по тому или иному поводу.

"Теле-Спутник": Как различные параметры цифрового потока оказывают влияние на цифровой телевизионный сигнал в случае его эфирной передачи?

Дмитрий Волобуев: Главная особенность эфирного цифрового вещания — COFDM модуляция сигнала. Суть COFDM модуляции, применяемой в европейском стандарте цифрового телевидения DVB-T, заключается в том, что модулируется не одна, а большое количество несущих одновременно (принцип построения сигнала DVB-T подробно описан в "Теле-Спутнике" №10/98. — ред.).

Первый параметр — это количество несущих цифрового сигнала. Их может быть 2K или 8К, около 2 или 8 тыс. несущих сигнала. На самом деле их меньше. 8К — это 6 с чем-то тыс. несущих, 2К — около 1700 несущих, потому что есть всякие служебные сигналы, пилот-тоны и пр. Режим 8К во всех отношениях предпочтительнее, но требует повышенной линейности передатчика и антенно-фидерного тракта.

Сейчас во всем мире используется режим 8К, кроме одной страны — Великобритании. Я долго не мог понять, почему так получилось. Ответ дали сотрудники компании On-Digital: когда в 1998 году они первыми в мире запускали цифровое эфирное телевидение, были серьезные опасения, что приемник для режима 8К будет значительно сложнее и дороже. Но когда они перешли к коммерческой эксплуатации, уже было ясно, что это не так. Однако решение уже было принято. 8К режим во всех отношениях лучше, и мы тоже остановились на нем.

В свою очередь каждая из нескольких тысяч несущих может быть промодулирована в QPSK, 16QAM или 64QAM. QPSK широко используется в спутниковом телевидении, 16QAM в некоторых случаях для спутниковых трансляций используется, но очень редко, так как для этого нужен спутник с очень линейными характеристиками (по нашим данным, такой вид модуляции иногда используется на спутнике Sirius 2. — ред.). В случае этой модуляции эффективность использования спектра выше, то есть на 1 Гц спектра приходится больше полезных битов потока, чем для QPSK модуляции. Плата за это — пониженная помехоустойчивость 16QAM по сравнению с QPSK. У 64QAM (рекомендован к применению стандартом DVB-C. — ред.) эффективность использования спектра еще выше, а помехоустойчивость еще ниже.

Есть еще один параметр — относительная скорость передачи при использовании сверточного кодирования, более известная как FEC.

Суть его опять та же, что и при спутниковом сигнале (для спутникового телевидения он обычно обозначается как FEC и принимает значения из ряда 1/2, 2/3, 3/4, 5/6, 7/8. — ред.). Если сверточный код равен 1/2, то на один полезный бит приходится один бит избыточности, если 2/3, то на два полезных бита один бит избыточности и т.д. Избыточность — это биты кодозащиты, введенные на стадии сверточного кодирования, позволяющие восстановить сигнал при повреждении в процессе приемо-передачи. Чем выше избыточность в сигнале, тем лучше он будет восстанавливаться в случае повреждений.

Есть еще один параметр — защитный интервал. Он предусмотрен для борьбы с помехами переотражения. Во время этого интервала значение символа на приемной стороне не оценивается, и приемник может принимать любые переотражения без ущерба для качества ТВ сигнала, восстанавливаемого на приемной стороне. Защитный интервал может быть равен 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 полезной части символа.

Его существование позволяет также организовывать одночастотные сети. DVB-T обеспечивает работу двух передатчиков на одинаковой частоте с перекрывающимися зонами приема. В этом случае выставляется защитный интервал побольше. Передатчики синхронизируются либо системой GPS, либо аналогичной. И получается, что можно закрывать теневые участки или просто делать сплошную сеть, как в случае с сотовой связью, работая на одном и том же частотном канале. А приемник будет выбирать всегда в каждой точке сигнал по наибольшей мощности. Это облегчает задачу частотного планирования и сплошного покрытия больших территорий там, где такая задача есть. В некоторых странах начинают делать подобные сети, например, в Финляндии.

Чем больше защитный интервал (1/4 больше, чем 1/32), тем меньше скорость потока, но меняется она при этом незначительно. Здесь, кстати, и проявляется преимущество режима 8К — при одинаковом относительном значении защитного интервала абсолютная величина в режиме 8К в четыре раза больше.

Cтойка формирования сигнала и управления

Т/С: Как на основе данных закономерностей выбрать подходящий режим телевизионного сигнала?

Д.В.: Если стоит задача получить максимально помехозащищенный сигнал, то надо использовать сверточный код с минимальной относительной скоростью — 1/2, самую устойчивую модуляцию — QPSK. Выбор между режимами 2К и 8К в данном случае роли не играет. В этом случае скорость потока полезного сигнала будет низкая — около 5 Мбит/с. Но это максимально помехоустойчивый сигнал, который требует минимального отношения несущая/шум, чтобы этот сигнал успешно декодировался. Действительно, в этом режиме теоретическое расчетное значение 3.1 дБ. Сигнал очень слабый, фактически не виден над уровнем шума.

Другая крайность — использование наименее помехозащищенной модуляции 64QAM со сверточным кодом 7/8 для получения максимальной скорости потока. Это почти 32 Мбит/с в полосе 8 МГц. В данном случае нам нужен очень хороший сигнал с отношением несущая/шум около 30 дБ, и чтобы его принять, необходима очень хорошая приемная антенна.

Исходя из этих граничных условий, надо делать выбор параметров сигнала. В чем предназначение этого самого помехозащищенного режима? Когда создавался стандарт DVB, то предполагалось, что его можно будет использовать для мобильного приема. Наши опыты показали, что с мобильным приемом все обстоит очень сложно. Природу, что называется, не обманешь. Если мы говорим о сельской местности, то да, там мобильность работает. Там действительно сигнал можно принимать в движении на более или менее ровной поверхности, деревья сильного влияния не оказывают.

Если же говорить об условиях большого города, каковым, например, является С.-Петербург, то это огромное количество отраженных сигналов, очень зашумленный спектр, потому что город — это всегда источник радиопомех. Общий эфирный фон в городе довольно "грязный", так как работают всевозможные радиосредства, холодильники, микроволновки, радиоприемники, телевизоры. Все они создают шум в области ТВ каналов и гетеродинной частоты приемников. Работают разнообразные радиостанции и сотовые телефоны.

Плюс к этому в городе очень неприятный рельеф — улицы узкие, дома высокие. Поэтому очень во многих случаях образуются зоны тени, где обычного сигнала практически нет. Очень много отраженных сигналов. Такую же картину мы имеем по опыту сотовой связи, когда базовых станций мало, а мощность в них "закачивают" побольше. На улице это работает, в дом "не пролезает", в некоторых случаях много теневых зон даже на улицах. За угол завернул, и уже поля нет.

Для мобильного приема можно работать только в том самом нижнем граничном режиме, который позволяет обеспечить скорость 5 Мбит/с. И даже в этом случае устойчивого приема в городе при одном передатчике не получить. Можно выбрать маршрут движения по городу для демонстрации мобильного приема, но гарантировать, что в какой-то городской зоне будет обеспечиваться устойчивый мобильный прием, невозможно.

Кроме того, на мобильный прием оказывает влияние проезжающий мимо крупногабаритный транспорт — бензовозы, автобусы, грузовики. Они все дают флуктуацию поля телевизионного сигнала, отраженные сигналы. В таких условиях сигнал при мобильном приеме в среднем "живет" около одной минуты, потом он срывается. Поскольку это MPEG-2, то после срыва нужно снова захватить несущую, снова эту несущую расшифровать, декодировать, раскрыть поток.

В результате получается с одной стороны лучше, чем в "аналоге", с другой — хуже. Лучше тем, что если MPEG-2 сигнал декодирован, то у нас всегда качественная картинка и качественный звук. Но если картинка не декодируется, то мы не видим вообще ничего. В "аналоге" хоть все и поплыло, но мы хотя бы цвет экрана видим. И звук "и гуляет и шевелится", но мы понимаем, о чем речь. А в "цифре" может быть такая ситуация — минуту мы видим идеальную картинку, следующую минуту не видим вообще ничего. Такая вот ситуация при поездках в городе.

Другая крайность — наименее помехозащищенный сигнал. Он имеет максимальную скорость — 32 Мбит/с. Можно "набить" очень много телевизионных программ.

Передатчик DVB-T (слева)

Т/С: Очень много — это сколько?

Д.В.: Это зависит от содержания программ. Скорость телевизионного потока в MPEG-2 зависит от сюжета. Когда на экране традиционная CNNовская "говорящая голова", то в среднем скорость передачи видеоизображения 900 кбит/с. Когда на CNN начинается динамичный сюжет — разгоняют демонстрацию, что-то взрывается, то скорость может прыгать до 3 Мбит/с. Если мы используем статистическое мультиплексирование, то в среднем на канал типа CNN приходится 2 Мбит/с, то есть 16 каналов на поток 32 Мбит/с.

В реальности это не так, так как скорость, как я уже говорил, очень сильно зависит от сюжета и канала. Такой известный новостной канал, как Euronews, кодирован со скоростью 3.4 Мбит/с. Если мы говорим о канале, который показывает кинофильмы с очень высоким качеством, то на него нужно отводить где-то, наверное, 4.5-5 Мбит/с. Это я все цифры называю для видео, но не надо забывать еще и про звук. В случае CNN или Euronews каждая звуковая дорожка идет со скоростью 64 кбит/с, если это кино — то нужно делать 256 кбит/с, а для всяких "долби" и других экзотических звуков даже больше.

Я здесь ничего нового не открыл, эти цифры давно известны из практики цифрового спутникового и кабельного телевидения.

Т/С: Давайте вернемся к Вашим экспериментам.

Выходной фильтр

Д.В.: На практике оказалось, что для приема потока 32 Мбит/с у абонентов должны быть идеальные стационарные приемные антенны. Потому что на прием очень большое влияние оказывают искажения линейности приемного тракта. Особенно это актуально для антенных и квартирных усилителей. Причем для "цифры" значение имеют не амплитудные, а фазовые искажения. Для подобных усилителей никто не ставил задачу соблюдать фазовую линейность. При граничном режиме 32 Мбит/с реально существующие антенны прием обеспечить не могут.

Опытным путем мы определили, что нас вполне устраивает режим 64QAM, сверточный код — 2/3, защитный интервал — 1/32. При этом мы имеем требование по отношению сигнал/шум порядка 20 дБ. Это значительно более мягкое условие, чем граничные 32 дБ. Цифровой поток при этом 24 Мбит/с. В этом случае мы проводили эксперименты на существующих кабельных сетях, где сигнал проходил через каскад из трех плохеньких усилителей. При этом сигнал практически не искажается. Критерий искажений — это уровень ошибок в сигнале. Всегда можно измерить уровень ошибок на выходе с передатчика, непосредственно с передающей антенны и после прохождения сигнала по приемному тракту.

Кроме того, этот режим дает возможность приема цифрового эфирного сигнала на комнатную антенну, если стационарная коллективная антенна выведена из строя или вообще отсутствует.

Устойчивый прием при выбранном нами режиме возможен на расстоянии до 40 км от телецентра с экспериментальным передатчиком 500 Вт. При его замене на передатчик 1 кВт, что мы планируем в ближайшее время, радиус устойчивого приема несколько возрастет.

Т/С: Какова сейчас ситуация с бытовыми приемниками для цифрового эфирного телевидения?

Д.В.: С приемниками ситуация сейчас хорошая. Уже в нескольких странах цифровое эфирное телевидение запущено в коммерческую эксплуатацию, продано довольно много таких set-top boxов. Соответственно, раз они проданы, то организовано и налажено их производство, конструктивы разработаны. Сейчас очень многие фирмы выпускают наряду со спутниковыми приемниками аналогичные аппараты для наземного телевидения. Там есть небольшое отличие. Ввиду сложной COFDM модуляции на нескольких тысячах несущих, микросхема демодулятора в приемнике получается значительно сложнее и соответственно дороже, чем для спутникового телевидения. Но инвестиции в разработку микросхем уже сделаны, значит, надо эти инвестиции "отбить". Когда тема DVB-T только начиналась и была очень модной, приемник стоил гораздо дороже спутникового. Но сейчас эта разница стремительно уменьшается. Уже есть приемники с заводской ценой менее 100 долларов, и это не намного дороже, чем самые дешевые спутниковые приемники. Более того, по оценкам производителей, где-то через год их цена просто сравняется.

Поэтому приемники для наземного цифрового ТВ выпускают все те же производители, кто делает спутниковые и кабельные приемники. Или уже выпускают, или у них есть разработки, но еще не было контрактов, потому что некому было эти приемники продавать.

У нас есть образцы приемников Nokia, Humax, Samsung и еще некоторое количество приемников, которые известны под маркой, популярной в спутниковом телевидении.

Более того, для наземного цифрового ТВ существует такая пока еще экзотическая вещь, как интегрированный телевизор. Это телевизор, в который приемник уже встроен внутрь. Ему уже не нужен никакой дополнительный set-top box. Он имеет внешний вид стандартного телевизора. В него включается антенна, и он может принимать как аналоговые, так и цифровые каналы.

Интегрированный телевизор

Т/С: Это так называемый цифровой телевизор?

Д.В.: Не совсем так. Продавцы иногда "дурят" людей. Они говорят, что это цифровой телевизор, потому что у него развертка 100 Гц. Цифровой телевизор — это не тот, в котором есть 100-герцовая цифровая обработка сигнала, а тот, который умеет принимать "цифру" прямо с эфира без помощи какого-либо set-top boxа. Одно антенное гнездо, один пульт, и возможность настроить аналоговые и цифровые каналы одним списком. Они переключаются теми же самыми кнопками на пульте.

Пока таких телевизоров очень мало. Есть модели Samsung, естьмодели Sony, начали выпускать такие модели Bang&Olufsen и Loewe. Начали сейчас с больших и дорогих телевизоров. Но, я думаю, через несколько лет станет нормальным явлением, что телевизор с диагональю 54 см (21 дюйм) сможет принимать как "аналог", так и "цифру".

Задняя панель

Т/С: А что можно сказать про передающее оборудование?

Д.В.: Распространено мнение, что для цифрового эфирного телевидения можно использовать существующую аналоговую инфраструктуру. Это и так и не так. Да, антенну, фидер и передатчик (с заменой модулятора) теоретически можно использовать те, которые есть. Если несколько передатчиков работает на одну антенну, то можно использовать существующий мост сложения. Но при определенном условии.

Как я уже говорил, "цифра" очень критична к фазовой линейности. Как только мы загрубили фазовую линейность, уровень ошибок на выходе всего тракта сразу начинает резко увеличиваться. Поэтому все зависит от того, как реализованы антенны, фидер, делитель (в случае панельных антенн), и какую фазовую линейность мы имеем в результате в этом тракте. Относительно передатчика — считаю, что он однозначно должен быть специальный, т.е. спроектированный для "цифры".

Мы сейчас работаем, "сложившись" с двумя аналоговыми каналами. Мост сложения, который делали специально для нас, предназначен для "цифры". Это у нас уже второй мост сложения после того, как мы в первый раз вышли в эфир. Тогда надо было понять, в чем его слабые места.

Понимаете, у нас была очень интересная ситуация. Мы были первыми в России, да мы и сейчас, по-моему, единственные, кто работает с цифровым передатчиком и ведет регулярное вещание. Причем мы работаем на реальном телецентре с соответствующей температурой в генераторных, с соответствующим "грязным" электропитанием и с реальными "живыми" антеннами, которые используются для аналоговых сигналов.

Поэтому первое, что мы сделали — это мост сложения. Мы не ставили себе задачу сделать конструкцию на многие века. Нужно было понять слабые места. И после пары месяцев работы на временном мосте сложения, стало понятно, какие к нему предъявляются требования.

По традиции вся передающая часть у нас делается на АО "Март". Тогда мы с ними сели и составили технические требования к мосту сложения, и они сделали нам новый мост. Уровень ошибок в сигнале у нас сразу стал гораздо ниже.

На прием сигнала влияют две величины — отношение несущая/шум и уровень ошибок. Если у нас несущая/шум ниже допустимой величины, то мы гарантированно сигнал не примем. Если несущая/шум выше допустимого минимального значения, то мы его можем как принять, так и не принять. Это будет определяться характеристикой всего приемо-передающего тракта — передатчик, фильтр на выходе передатчика, мост сложения, если он есть, фидер, делитель на антенные панели на конце фидера, сами антенные панели, приемная антенна, усилители приемного тракта. Каждая из составляющих этого тракта дает определенные потери по уровню ошибок. Может возникнуть ситуация, когда сигнал будет очень мощным, но все равно не будет декодироваться.

Так, например, в бытовом спутниковом приемнике бывают два индикатора. Один — уровень сигнала, второй — его качество. В эфирном сигнале такая же картина. Нужен определенный уровень сигнала, чтобы выделиться над уровнем шумов, но при этом надо обеспечить минимальный уровень ошибок в приемо-передающем тракте, чтобы качество сигнала на входе приемника позволяло декодировать сигнал.

Ресиверы для приема DVB-T (сверху вниз): UNI.COM, TEAC, SAMSUNG, HUMAX, Nokia

Поэтому можно использовать существующую инфраструктуру, но надо очень внимательно смотреть, что годится, что нет, что нужно менять, что можно использовать. У нас, когда мы начинали, стоял экспериментальный передатчик мощностью 500 Вт, мы "влезли" на существующую антенну и фидер через мост сложения. В процессе работы мост сложения, антенные панели, делитель на конце фидера к панелям мы поменяли, остался не замененным только фидер.

Сейчас мы находимся в стадии замены передатчика. Тот период, когда мы работали с экспериментальным передатчиком, позволил и нам и производителю — компании "Март" — понять, каким должен быть передатчик применительно к реальной жизни. Как я уже говорил в своем докладе на конгрессе НАТ, не надо торопиться с покупкой передатчика Rohde&Schwarz. Несмотря на то что с 19 февраля 2001 года (момент первого выхода в эфир. — ред.) прошел уже целый год работы, я пока не могу сказать, какой точно нужен передатчик. На 95% знаю, но на 100% — не знаю. Представим: вдруг выясняется, что импортный передатчик хорош, но в нем надо что-то доработать применительно к местным условиям. Если производитель отечественный, цена вопроса может быть одна, если импортный — это зачастую может быть дороже, чем сам первоначально купленный передатчик. Когда статистика наберется, можно будет закупать импортный передатчик. Впрочем — это личное дело каждого. Если хотят люди экспериментировать "задорого" — пожалуйста.

Когда мы вышли в эфир, в России не было ни одного документа, регламентирующего работу цифрового передатчика. Все что было — это европейский стандарт DVB-T. Вопрос стоял так — можно ли использовать в наших условиях европейский стандарт без изменений? В Европе в стандарте PAL используется разнос несущих изображения и звука 5.5 МГц. В России — не PAL, а SECAM, который имеет немножко другую спектральную структуру. В России разнос несущих изображения и звука не 5.5, а 6.5 МГц. Российский аналоговый телевизионный сигнал шире, чем европейский. Европейский цифровой стандарт DVB-T готовился именно под европейские условия. Там предусмотрена совместимость с российским SECAMом, но это нужно было все отработать на практике.

Оказалось, что требования на спектр сигнала на выходе цифрового передатчика для условий России жестче, чем в Европе. Все внеполосные излучения в наших условиях надо подавлять сильнее. В противном случае в некоторых кабельных сетях мы начинаем взаимодействовать с аналоговым телевидением. В частности, в Петербурге у нас есть 15-киловаттный передатчик НТВ на 33-м канале и наш 500-ваттный цифровой на 34-м канале. Когда мы только вышли в эфир, то обнаружили некоторые кабельные сети, где у нас было влияние "цифры" на "аналог". Причем на первый взгляд кажется, что мы должны оказывать влияние на аналоговый звук. Но этого не происходило. Зато какие-то наши внеполосные излучения "вылезали" и накладывались на "цвет" канала НТВ. Включаешь цифровой передатчик, и видно невооруженным глазом, что трансляция НТВ в данной кабельной сети ухудшается. Появляется цветная сетка, цветные "мухи". Выключаем цифровой передатчик — картинка на "пятерку", включаем — картинка на "троечку". Вышли из положения установкой нового фильтра на выходе передатчика с более жесткими характеристиками, чем это предусмотрено европейским стандартом.

Сейчас под эгидой Министерства связи создана рабочая группа с участием специалистов из Минсвязи, из МПТР, из НИИ Радио. И я туда тоже вхожу. Эта группа занимается выработкой необходимых регламентирующих документов, которые могли бы определить технические требования к цифровому телевизионному вещанию. В связи с этим у нас, как у оператора, весьма неопределенный статус. Мы вещаем уже почти год, но в стране до сих пор нет ни одного документа, который говорил бы, что спектр сигнала должен быть вот таким. А выход за его пределы — это уже нарушение, и Госсвязьнадзор должен за этим следить. Я думаю, что документ под названием "Временные нормы" должен вступить в силу с 1 января 2002 года, потому что сейчас он уже почти полностью подготовлен и, я надеюсь, будет утвержден в ближайшее время. Это будет первый регламентирующий документ, который определит, что цифровой передатчик должен иметь вот такие характеристики, чтобы можно было работать и не беспокоиться за совместимость с другими сетями связи.

Т/С: Что Вы можете сказать про аппаратуру, формирующую цифровой сигнал?

Д.В.: Аппаратура такая же, как для цифрового спутникового или кабельного вещания. Абсолютно такой же мультиплексор, абсолютно такие же кодеры и система условного доступа, если они используются. Перепробовав много всякой аппаратуры, мы остановились на некой комбинации оборудования разных производителей.

В основном мы используем аппаратуру BarcoNet, то есть цифровой поток формируется на мультиплексоре этой фирмы, плюс много всякого дополнительного оборудования к нему. Хотя я должен сказать, мне понравился мультиплексор фирмы Tandberg. Но он, конечно, очень дорогой. У него есть определенные преимущества, но для тех задач, которые мы решали, Tandberg оказался неоправданно дорогим по сравнению с Barco. Barco — очень хороший продукт с точки зрения простоты управления и надежности. С другой стороны, мы используем спутниковые приемники Tandberg.

Отдельно хочу отметить отечественные кодеры, которые делает ЛОНИИР. Этот институт когда-то был отделением НИИ Радио, но после перестройки на науке очень немного удается заработать, и они стали уходить в сторону разработки и производства аппаратуры. Из того, что они сделали, можно отметить очень неплохой мультиплексор, но нам особенно понравился кодер. Потому что он дает изумительную картинку, которая ничуть не хуже того, что делают новомодные кодеры Tandberg или Philips. При этом он, как я сказал, дешевле, а по характеристикам и удобству управления ничем не уступает. Пока мы кодеров не используем, но, я думаю, в ближайшее время пару кодеров я у ЛОНИИР куплю.

Т/С: А модулятор Вы какой используете?

Д.В.: Модулятор — Tandberg. То есть у нас основное каналоформирующее оборудование Barco, но с элементами Tandberg.

Т/С: С техническими вопросами мы в основном разобрались. А что Вы можете сказать по поводу контента, который Вы будете предлагать абонентам? Где его можно купить за разумные деньги, чтобы бизнес-планы сходились?

Д.В.: При желании, конечно, фактически любой бизнес-план можно построить так, что он сойдется. Но с контентом вообще ситуация в стране очень плохая. Давайте говорить честно. С одной стороны, у нас очень много предложений от разных западных компаний, производящих локальные русифицированные версии своих телеканалов. Они это у себя продают для кабельных сетей, они это продают и в России.

С другой стороны, основная масса этих каналов, как русифицированных, так и нерусифицированных, на мой взгляд, очень низкого качества, и смотреть их не хочется. Если мы возьмем пакет НТВ-Плюс, где собраны все возможные и невозможные каналы, то достаточно изучить его рейтинг (см. "Теле-Спутник" №12 (74), 2001 год, стр. 25), чтобы понять — подавляющее большинство каналов в этом пакете оставляет желать лучшего.

Если же говорить о контенте вообще, то мне очень нравится канал Discovery. Но, как известно, кроме него существуют локальные версии еще четырех родственных каналов. С моей точки зрения, это неправильно, потому что рынка на такое количество каналов в стране нет. А затраты на локализацию есть. Как у Черномырдина: "хотели как лучше, а получилось...". Если говорить об основном канале Discovery, то когда-то он на 100% переводился на русский язык. А сейчас, к сожалению, это уже не так. И повторов стало гораздо больше. А общее число программ в ротации — меньше. И я бы с удовольствием начал транслировать Discovery, но испытываю очень большие сомнения, а не станет ли с русским переводом еще хуже.

Заметим, что "бедная" страна Германия не имеет немецкой версии даже Animal Planet. Она имеет только основной канал Discovery, но зато ротация программ и фильмов, которая там есть, вбирает в себя гораздо больше того, что у нас есть и на Animal Planet, и на Discovery Travel & Adventure, и на Discovery Civilization, и на Discovery Sci-Trek вместе взятых. И в результате канал Discovery гораздо интереснее, чем у нас. Зато у нас их много, только без качественного перевода и с крайне ограниченным числом программ.

Из западных каналов, которые работают у нас, более или менее хороший рейтинг могут иметь Discovery, National Geographic. На сегодняшний день, пожалуй, все.

Потому что Eurosport сейчас совсем не тот, каким он был пять лет назад. На одном показе Олимпиады выехать нельзя, а в остальное время он по большей части скучен.

Т/С: С чем это связано?

Д.В.: Это связано с рынком прав на трансляции спортивных соревнований. Когда-то я смотрел по Eurosportу трансляции "Формулы-1". Но потом оказалось, что правообладателям выгоднее продать права на "Формулу-1" не один раз на Eurosport и транслировать сразу по всей Европе, а продать в каждой европейской стране отдельно. Нет "Формулы-1" — зрительский интерес ниже.

С хорошими футбольными матчами та же ситуация. Хороший футбол уходит либо на национальные открытые каналы, либо на национальные платные. На Eurosportе их не осталось, значит, он становится все менее и менее интересным.

Потому что основная масса зрителей не хочет тупо смотреть спорт 24 часа в сутки. Они хотят смотреть отдельные спортивные соревнования — хороший футбол, хороший хоккей, иногда хороший бокс, когда Тайсон в очередной раз из тюрьмы выходит, "Формулу-1" и другие подобные события. А все остальное время надо заполнять трансляцией других спортивных соревнований, что раньше и делал Eurosport. Потом все самые основные и рейтинговые зрелища с этого канала исчезли, осталось только то, чем ранее заполнялись промежутки. Полагаю, рейтинг Eurosportа падает. Это моя оценка. Может быть, Eurosport считает по-другому. Но моя оценка такова: сейчас Eurosport не тот, что был пять лет назад.

Т/С: Получается, сейчас вообще нечего ретранслировать?

Д.В.: Да, вообще нечего. В платных телевизионных пакетах из западных каналов вообще вещать нечего. National Geographic — тоже хороший канал, хотя он не заменяет на 100% Discovery. Он скорее заменяет Animal Planet, причем заменяет очень хорошо с моей точки зрения. Русификация National Geographic мне очень нравится, хотя пока она не 100%-ая. Когда объем перевода дойдет до 100%, тогда будем с ними разговаривать.

Т/С: Выходит, остается только собственное формирование каналов?

Д.В.: Собственное формирование каналов невыгодно. Те кабельщики, которые пытались это делать, уже очень хорошо об этом знают. Требования к контенту на рынке изменились. Они стали другими по сравнению с тем, что было 3-4 года назад.

Существует еще один момент. Цифровые технологии, которые стали появляться, предъявляют очень высокие требования к техническому качеству контента. Сколько было уже копий сломано в отношении качества звука на том же Eurosportе. Этот многолетний разговор, что там идет какой-то фон, который надо убрать, о том, что звук искаженный. Не знаю, что сейчас происходит, сейчас редко смотрю Eurosport. А задержка, с которой идет комментарий на Eurosportе? Задержка в секунды, которая убивает все желание смотреть.

Понимаете, это зависит от того, с чем сравнивать. В каком-то маленьком городе, где всего один кабельный оператор и очень мало телевидения, с удовольствием будут смотреть Eurosport. С удовольствием будут смотреть Hallmark — безумно скучный с моей точки зрения канал, который нормальный человек смотреть не может.

Там, где есть выбор, уже совершенно другие требования к контенту. И, к сожалению, еще раз повторю, из имеющегося сегодня на российском рынке выбирать фактически нечего. Очень неплохой канал Discovery, но если он вернется к полной русификации. Очень перспективный канал National Geographic. Мне очень нравится, как сейчас делается русская версия Euronews. Но будет у нас Euronews или не будет — пока комментировать подождем.

Из детских каналов мне очень нравится, как делается Fox Kids. Я имею в виду качество самой трансляции. Особенность трансляции Fox Kids и National Geographic в том, что там не формируется специальный отдельный канал для России. Там есть общий видеоряд, который идет на много стран. И он просто дополняется русской звуковой дорожкой. Поэтому сам по себе канал Fox Kids достаточно разнообразен, и качество перевода довольно высокое. Более того, у этого канала новый владелец, так что мы ожидаем, что он станет еще лучше.

Т/С: А с фильмовыми каналами какая ситуация?

Д.В.: А покажите мне фильмовый канал в России?

Т/С: Но фильмовый канал обязательно должен присутствовать в пакете. Самостоятельно формировать невыгодно, готового нет. Что же делать?

Д.В.: Должен и будет присутствовать. У нас будет фильмовый канал, и не один. Другое дело, то, что мы хотим, удастся реализовать не сразу.

Что сейчас в России есть из фильмовых каналов? То, что делает НТВ-Плюс, никому не продается. А последнее время с общим ухудшением ситуации в НТВ-Плюс также ухудшились и фильмовые каналы.

Ведь фильмовые каналы тоже бывают разные. И стоят они совершенно разных денег. Это может быть хороший фильмовый канал, а может быть среднего качества. Я не хочу ничего сказать в отношении "Русского пакета", но тот фильмовый канал, который есть у них сейчас, пока не совсем тот, который хотелось бы. Хотя я понимаю, что это все трудности роста, может быть, он изменится в лучшую сторону. Но сейчас этот канал оставляет желать лучшего.

Т/С: Остался еще TV-21.

Д.В.: Идея TV-21 хорошая, он производит не самое плохое впечатление по подбору фильмов. Но есть ряд моментов, которые пока настораживают. Я имею в виду качество картинки и звука. Мы сейчас можем давать как минимум стереозвук, можем давать и "пролоджик" звук. Это накладывает определенные требования на дубляж. Я упоминал уже канал Fox Kids. Там в половине случаев русский язык наложен поверх оригинального, в другой — это полноценный дубляж. Наложение звука губит все звуковые эффекты. А полноценный дубляж позволяет их сохранить. Но это должна делать студия, которая выпускает канал и производит эти фильмы. И тогда получается очень хороший звук.

Та же самая технология используется, когда дублируют фильмы для кинопроката. С моей точки зрения, русский дубляж "Звездных войн", который можно услышать в современных кинотеатрах, даже лучше, чем оригинал.

В общем контент — это самый больной вопрос. Потому что распространение цифрового телевидения будет происходить только в том случае, если для него будет соответствующий контент.

Есть еще одна техническая особенность, связанная с цифровым контентом. Аналоговый способ передачи телевизионного сигнала сам по себе сглаживает технический брак. Если на аналоговом канале транслируется одна программа с хорошим качеством, а другая отснята на S-VHS на дешевой камере, то это "проскакивает". Замечают это далеко не все телезрители. Особенность "цифры" в том, что она подчеркивает и выпячивает весь технический брак.

Поэтому делать дешевый канал для "цифры" нельзя. Его нельзя будет смотреть. Телезритель купит цифровой приемник, подключит его к телевизору и увидит, что он ничего не выиграл. На этом весь бизнес с цифровым телевидением заканчивается.

Я не хочу раньше времени говорить, что у нас будет в пакете. Да, у нас есть определенные наработки. Да, мы будем ретранслировать некоторые каналы. Но, к сожалению, не все, что на сегодняшний день хотелось бы ретранслировать, к этому готово.

Т/С: А лицензии на дополнительные частоты Вы будете получать? Вообще будут ли выдаваться новые лицензии на цифровое эфирное телевидение в ближайшее время?

Д.В.: Я думаю, что лицензии в обозримое время, конечно же, будут выдаваться. Потому что первые три лицензии, в том числе и наша, выдавались с определенными условиями. Нужно было провести довольно много испытаний на электромагнитную совместимость каналов. И вообще надо было понять, как с этой технологией дальше жить. С точки зрения технических вопросов, эту задачу мы уже выполнили. С точки зрения понимания того, как будет развиваться цифровое телевидение, я думаю, что в 2002 году этот вопрос будет полностью решен. Государство в лице МПТР и Минсвязи должно определиться в том, как оно видит место цифрового телевидения на рынке, как оно видит сосуществование цифрового и аналогового телевидения, как оно видит переход к цифровому телевидению. Теоретически предусмотреть все нюансы заранее было невозможно. Поэтому по результатам нашей работы (будем надеяться, что и в Москве скоро заработает цифровой передатчик) станет понятно, в какую сторону следует развивать цифровое телевидение. Тогда начнут выдаваться лицензии. Я понимаю ситуацию именно так.

Т/С: У нас сложилось впечатление, что "цифровые" частоты могут выдаваться между "аналоговыми", не нарушая сложившуюся сетку аналогового вещания?

Д.В.: Этот вопрос Вам лучше переадресовать в МПТР и Минсвязи. Тем более что оба эти министра входят в Федеральную конкурсную комиссию, распределяющую лицензии на эфирное телевидение. И мы получали лицензию, проходя эту комиссию. Другая комиссия, также с участием представителей МПТР и Минсвязи, выдает лицензии на MMDS. Какая из этих комиссий и в каком порядке будет выдавать лицензии на "эфирную цифру" — покажет время.

Чтобы закончить с лицензиями, надо сказать, что мы — законопослушный оператор. Какой будет определен порядок дальнейшего лицензирования, по такому пути мы и пойдем.

Что касается дополнительных частот, то я в таких случаях всегда цитирую В.И. Ленина — "лучше меньше, да лучше". Мы имеем пример многопрограммного телевидения в виде НТВ-Плюс. Немногие из этих каналов имеют стабильно высокий рейтинг. А такие каналы, как Deutsche Welle или TV5, по моему глубокому убеждению, имеют рейтинг близкий к нулю.

Поэтому всем тем, кто хочет действительно большого количества программ без оглядки на содержание, я рекомендую поставить спутниковую антенну на Hot Bird. Каналов будет несколько сотен, смотреть среди них, правда, нечего.

Т/С: Собираетесь ли Вы вводить в своем пакете интерактивные услуги? Насколько я понимаю, интерактивность в цифровом эфирном телевидении возможна только в режиме псевдоинтерактивности. Доступно только то, что загружается в память set-top boxа.

Д.В.: Любая интерактивность загружается в память set-top boxа, и в зависимости от задачи используется или нет обратный канал. Обратный канал реализуется различными способами, и технических проблем с этим сейчас нет.

Своеобразие ситуации здесь в другом. Несколько лет назад была только одна технология для интерактивного телевидения — Open TV. Потом появилась конкурирующая технология — Mediahighway, продвигаемая компанией Canal+ Technologies. Стало две конкурирующие технологии. (Нам известно еще несколько подобных технологий, например Libirate. Но они безусловно имеют меньшее распространение, чем вышеупомянутые. — ред.)

Чем хороши и чем плохи эти технологии? Хороши они тем, что с их помощью можно предоставлять интерактивные услуги. Плохи они тем, что это патентованные технологии вполне конкретных фирм. У каждой надо покупать лицензию. Лицензия эта стоит в одних случаях дорого, в других — очень дорого, в третьих — может, и не очень дорого, но все равно надо платить ощутимые деньги.

Эта ситуация не слишком всех удовлетворяла, поэтому появилась такая замечательная вещь, как MHP (Multimedia Home Platform. — ред.). У MHP есть достоинства и есть недостатки. Главное достоинство в том, что это открытая платформа, которую намерены поддерживать все производители оборудования, и именно в этом ее прелесть. Еще раз подчеркиваю, что это открытая платформа и любой желающий может сделать средства авторизации для MHP и продавать их на рынке, не покупая ни у кого лицензии. Любой производитель set-top boxов может закладывать в свое оборудование Middleware для MHP (если, конечно, сможет его написать) и продавать его, не договариваясь предварительно с Canal+ Technologies или Open TV. Это самое главное достоинство.

Дело даже не в том, что не надо платить за лицензию. Просто какие-то производители относятся к одному клану, какие-то — к другому. Производитель должен получить лицензию у владельца технологии. В результате это привело к тому, что далеко не все производители могут реализовать set-top box с Open TV, далеко не все могут реализовать set-top box с Mediahighway, так как эти конкурирующие технологии несовместимы. Производителей мало, и это отрицательно влияет на цены. Цены становятся выше, выбор у абонентов становится меньше. Всегда чем больше выбор аппаратуры, тем выше привлекательность сервиса.

MHP устраивает всех. С небольшими допущениями можно сказать, что это открытая платформа, которой может заниматься любой желающий.

В чем минусы MHP? Самый главный минус в том, что ее пока нет. На сегодняшний день принят стандарт MHP, но в дополнение к нему должна быть разработана технология сертификации set-top boxов на соответствие требованиям MHP. Это окончательно не принято. Как должны проходить сертификацию средства разработчика для MHP, тоже пока не определено.

Второй минус MHP в том, что она требует очень больших ресурсов set-top boxа. Процессор должен быть достаточно быстрый, объем памяти — большой. Больше, чем сейчас требует Open TV или Mediahighway.

Тем не менее MHP наиболее интересна, потому что большинство стран приняло решение о том, что они будут поддерживать и сейчас и в будущем именно ее, поскольку это открытый международный стандарт.

У нас были определенные планы в отношении интерактивности. Если раньше мы хотели запускать интерактивные услуги в нашем сервисе с первого дня коммерческой эксплуатации, то когда возникла такая ситуация, наши планы поменялись. Мы взяли мораторий на один год в обсуждении темы интерактивных услуг. Такое решение мы приняли летом 2001 года, значит, до лета 2002 года мы вообще закрыли эту тему. Хотя у нас есть определенное видение, каким должен быть пакет интерактивных услуг, что он должен в себя включать.

Т/С: Это всегда было для меня загадкой.

Д.В.: Есть масса интерактивных приложений, которые будут всегда востребованы. Например, прогноз погоды. Вам не нужно ждать, когда будет прогноз погоды по любимому телеканалу или по радио, а он есть постоянно 24 часа в сутки в готовности. Нужно выбрать в перечне каналов в set-top boxе специальный интерактивный канал. И там есть прогноз на ближайшие три дня, и даже карта погоды, например, Ленинградской области.

Т/С: Есть компании, которые берутся поставлять эту картинку?

Д.В.: Есть такие компании. На самом деле, на Западе это уже реализовано и практически в каждом цифровом спутниковом пакете это есть. Вот, например, в Италии есть канал Stream Meteo в пакете Stream. И по Stream Meteo можно смотреть прогноз погоды даже на С.-Петербург. Можно изучать карты погоды в Европе на ближайшие сутки, двое, трое. И это очень удобно, потому что этот канал не занимает место в пакете, так как занимает минимальную частотную полосу, а с другой стороны, он в готовности 24 часа в сутки. И пользоваться им гораздо быстрее и удобнее, чем включать компьютер и смотреть прогноз в Интернете. Точно так же в интерактивном виде могут представляться новости, со временем такая услуга будет и у нас. Представляться новости будут в текстово-графическом виде, как на Интернет-сайтах. Это текст и фотографии. Будет и видеоизображение, но уже на следующем поколении set-top boxов. Раньше времени говорить не буду, но уже есть определенные мысли, как это сделать, есть наработки у производителей.

Возвращаясь к технике, надо подчеркнуть, что мы хотим использовать MHP. Это совершенно осознанное решение, но пока MHP к коммерческой реализации не готов.

Производители set-top boxов должны подготовить аппараты с MHP. Последние должны выпускаться достаточно массовым тиражом, чтобы они стали дешевыми, так как технические требования к ним весьма высокие.

Т/С: То есть все, что мы видели последний год на зарубежных выставках, например, на Mediacast в Лондоне и IBC в Амстердаме, под маркой MHP — это только прототипы?

Д.В.: Да, это действительно прототипы, причем работоспособные. Но, как я сказал, что для MHP нужен быстрый процессор и довольно большой объем памяти. Если реализовать такой set-top box сейчас, то он получится очень дорогой.

Т/С: То есть ситуация похожа на ту, которая была с set-top boxами со встроенным винчестером? На выставках они появились уже два года назад, а в продаже только сейчас.

Д.В.: Да, поэтому я считаю, что два года времени до массового выпуска есть. Может быть не два, но полтора точно есть.

Т/С: А video-on-demand или near-video-on-demand планируется?

Д.В.: Я скажу, что планируется, более того, есть определенные мысли по этому поводу. Но технологическая ситуация с тем, что мы хотим сделать для реализации подобных услуг, примерно в той же стадии, что и MHP. Поэтому точно так же все должно происходить постепенно. Запустим весной регулярные телетрансляции и начнем думать, как реализовывать следующее. Потому что там целый комплекс вопросов и технических, и организационных, и правовых.

Беседовал Н. Орлов
Фото М. Мирошникова



 
Теле-Спутник Февраль 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт