34Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Music Telebox - новый украинский канал


Теле-Спутник - 1(75) Январь 2002 г.


MUSIC TELEBOX – НОВЫЙ УКРАИНСКИЙ КАНАЛ

Когда со спутника Amos "пропал" ставший привычным музыкальный телеканал O-TV, его место занял новый, так же украинский и музыкальный, телеканал МТБ. Хотя правильнее было бы писать латинскими буквами — MTB, так как расшифровывается эта аббревиатура как Music TeleBox. Принадлежит он телекомпании "Обрий", пути учредителей которой разошлись — O-TV остался за бывшим президентом компании Олегом Степченко, а "Обрий" с помощью телерадиокомпании "Золотi ворота" организовал новый канал MTB.

Телекомпании "Обрий" 5 ЛЕТ

В новом году исполняется 5 лет, как "Обрий" получила лицензию Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию, как городская телекомпания, которая могла распространяться в системе МИТРИС в рамках Киева. Так как МИТРИС существовала по временному разрешению того же самого Национального совета, а в сентябре только что минувшего года лицензия не была продлена, система "приказала долго жить". Как шутят украинские телевизионщики, этот парадокс являет наглядный пример особенностей украинского лицензирования, когда одной рукой Совет выдает лицензии телекомпаниям, а другой выбивает у них из-под ног саму основу вещания.

"Обрий" сразу создавался как музыкальный канал. Телекомпания первойв Украине освоила этот формат вещания. На экранах появились клипы украинскихисполнителей. Национальный музыкальный продукт сразу стал пользоваться спросомв Киеве. Вскоре известность телеканала распространилась на всю Украину. Началисьобращения столичных и региональных телекомпаний с просьбами о поставке этогоформата, чтобы делать музыкальные вкрапления в свои программы передач. Были какпочасовые продажи, так и блоками. Когда число партнеров достигло той критическоймассы, что хоть ставь завод по тиражированию, снятию копий, родилась идея доставкипрограммного продукта со спутника.

На сегодняшний день MTB использует спутник только для раздачи сигнала. То есть телекомпания пока не получала лицензию на спутниковое вещание в Национальном совете. Одни партнеры получают все 24 часа программного продукта, другие — 12 часов и т.д. Но все они осуществляют не ретрансляцию, а вещание программного продукта, приобретенного у телекомпании "Обрий".

Лицензия на кабельное вещание и в системе МИТРИС была выдана в 1998 году. На эфирное — в 1997-м. А вот уже на спутник "Обрий" "выскочил" в 1999 году, когда появились потребители музыкального формата.

Впрочем, мы не раз писали как о телекомпании "Обрий", так и о канале O-TV. Так что, худо-бедно, а эту историю наши читатели знают. А вот буквально осенью O-TV как будто заиграл в чехарду — то исчез со спутника Amos, то появился на LMI, то вновь "нарисовался" на Amos. В то же время со спутника Amos начал вещание новый украинский музыкальный телеканал MTB.

Новейшая история

Как оказалось, мнения соучредителей телекомпании "Орбий" относительно будущего телеканала решительно разошлись, и бывший президент компании Олег Степченко ушел в свободное плавание с командой и логотипом O-TV. Каждая из сторон, конечно, объясняет событие по-своему. Разумеется, и та, и другая считают себя, если не обиженными, то уж во всяком случае ущемленными.

Как бы там ни было, телекомпания "Обрий" создает новый канал Music TeleBox и приглашает возглавить его президента телерадиокомпании "Золотi ворота", заслуженного деятеля искусств Украины, советника главы Верховной Рады Евгения Просветова.

Как оценивает "наследство" сам Евгений Викторович, могло случиться и так, что MTB не пережил бы "потрясения" в финансовом плане. И его место в 46 "вкусных" кабельных сетях по Украине и СНГ занял бы уже привычный для зрителей реорганизованный телеканал O-TV. С транспондером на спутнике Amos случилось бы то же самое. Но получилось так, что учредители "Обрия" — далеко не бедные люди — сдержали финансовый удар. Для партнеров телекомпании, принимающих музыкальный канал со спутника Amos, просто изменился логотип и немного — программное наполнение. А в целом, как принимали они музыкальный формат, так и продолжили принимать. Так что в регионах, как уверяет глава нового телеканала, аудитория полностью сохранилась.

Но в результате этой борьбы "Обрий" потерял место в кабельных сетях Киева. Впрочем, и O-TV его не обрел. Пока та и другая сторона вели, прямо скажем, трудные переговоры с киевскими операторами, "родился" еще один музыкальный телеканал — Enter, который тоже претендовал на место под солнцем. К тому же за спиной у этого совсем уж нового канала стоит "крутая" телекомпания "Интер", чьим почетным президентом является глава Комитета Верховной Рады по телевидению и радиовещанию Александр Зинченко, у которого, кстати, на рассмотрении лежит проект Закона о кабельном телевидении во втором чтении. Какие побудительные мотивы управляли действиями операторов, останется, скорее всего, тайной, но они решили объявить конкурс среди трех музыкальных каналов за право включения в столичные сети. Победу в конкурсе уверенно одержал, разумеется, Enter. Можно только с понимаем отнестись к решению, которое приняли операторы. Предположим, что они нарушили ст. 22 действующего Закона Украины о телевидении и радио, предписывающую оператору связи распространять сигнал, если телекомпания имеет лицензию на кабельное вещание в том или ином регионе. Но надо признать и то, что кабельные сети Киева устаревшие, и даже при большом желании лишний канал не втиснуть. Хотя можно было бы и "подвинуть" "буржуев", таких как TV5 или Deutsche Welle.

А учредители компании "Орбий", надо сказать, люди мужественные. Ведь телеканал, не видимый в Киеве, автоматически становится "невидимкой" и для рекламных агентств. В результате, рекламы самый минимум, так что вещание МТВ носит затратный характер.

В тесном союзе

Что же свело "Обрий" с "Золотыми воротами"? Дело в том, что телерадиокомпания "Золотi ворота" считается в Украине "ветераном" по работе с музыкальным форматом. Занимается она этим с 1994 года, когда только-только начали появляться частные структуры в общенациональном эфире. В "Золотых воротах" сами снимали клипы, осваивали технологии производства телевизионного продукта.

Появление частных телеканалов, таких как "1+1", "Интер", вызвало потребность в музыкальных программах. Большой популярностью пользовалась программа "М", выходившая на различных телеканалах. Она примитивно простая была — подводка, студия, клипы. Но нравилась зрителям.

Таким образом, "Золотi ворота" стала мощной продакшн-студией. И по количеству аппаратных, и по опыту. Компания не закупает чужого продукта. Она специализируется на съемках зрелищных мероприятий — концертов, фестивалей моды, музыки, спорта.

Здесь работают только те операторы, режиссеры, которые понимают предмет съемок не понаслышке. Все они не только с музыкальным образованием, но и активные участники каких-то групп. Если ведутся съемки фестиваля рока, то ведущими оператором и режиссером становятся те, кто работал в роковом формате.

Таким образом, объединились две компании, которые стали интересны друг другу. Одна, как вещатель, который имеет своего зрителя, сеть партнеров, а другая занимает лидирующие позиции в производстве программного продукта. Только видеотека смонтированного музыкального материала "Золотых ворот", начиная с 1994 года, составляет 540 часов вещания.

В Киеве достаточно популярна FM-радиостанция "Золотi ворота". В начале года, возможно, ее тоже можно будет принимать со спутника, какого именно, уточняется. Радиостанция придерживается стиля рок и реализует слоган: "Радио для сильных людей".

К вопросу о правах

Так как телекомпания "Обрий" имеет лицензию только на спутниковую раздачу сигнала, по решению Национального совета по телевидению и радиовещанию, спутниковые передачи МТВ должны быть закодированы. В самой компании необходимости в этом не чувствуют.

Страх перед пиратами, когда кабельные операторы просто брали с индивидуальной приемной антенны сигнал и "загоняли" его в сеть, сейчас теряет свою актуальность. В Украине с этим злом развернулась самая беспощадная борьба. Прошедшее недавно заседание Совета национальной безопасности по этому вопросу было очень жестким. Ведь в минувшем году Украина чуть не потеряла 240 млн долларов из-за претензий по поводу нарушения авторских и смежных прав. По Киеву идет повальное закрытие компьютерных клубов. Потому что Microsoft потребовал, чтобы учитывались их права на программный продукт. А откуда у бизнесменов средней руки 6 тыс. долларов на оплату лицензионного программного продукта от Microsoft?

Что же касается самих телекомпаний — и "Обрия", и "Золотых ворот", — то здесь как раз все права для раздачи программ, как по Украине, так и за ее пределами, что называется, "очищены". Приобретение лицензионного продукта идет через специализированные фирмы, которые предъявляют права на эти материалы. Канал МТВ уже присутствует в кабельных сетях Москвы, Санкт-Петербурга, Молдовы, Белоруссии.

Если политика, то — национальная

МТВ в большей степени проводит политику национального вещания. Программы идут только на украинском языке. Здесь предпочтение отдается материалу, который "сработан" в Украине. Клипы артистов украинской эстрады составляют 15-18% от общего эфирного времени. Это высокий процент, с учетом того, что шоу-индустрия в Украине, по признанию Евгения Просветова, "хромает на две ноги". Но спрос на национальный продукт есть. Украинские исполнители "промотируются" и на других каналах. Это повышает спрос на них.

Если для немцев женщина должна олицетворять три "К" — кирхен, киндер, кохен (церковь, дети, кухня), то МТВ олицетворяют три буквы "М" — МММ, но без Мавроди. Это музыка, мода и модели. В этом суть изменений в музыкальной концепции телекомпании. Сменив логотип и определив направление в сторону национального характера, здесь добавили моду и красивых девушек-моделей. Передачи не "грузят" зрителя разговорами, а красивые женщины интересуют порядка 50% аудитории — мужчин. И еще какую-то часть женщин, которых привлекают новинки моды и стиля. Ну, а те, кому не нравится, это не аудитория МТВ.

Источником рекламы, как правило, становятся концертные площадки, которые "промотируют" свои мероприятия, и рекординговые компании, работающие на украинском рынке.

МТВ вещает круглосуточно. Сейчас каждый украинский канал на спутнике Amos — МТВ, O-TV, СТБ — имеет свой транспондер. Трансляция осуществляется следующим образом. Из студии по релейной связи сигнал подается на телевышку, где заложена оптоволоконная линия, по которой СТБ забирает его на свой аплинк. С декабря договора, связанные со спутниковой раздачей сигнала, разделились. За аплинк МТВ теперь платит СТБ, а за пользование транспондером — спутниковой компании.

Полным ходом обсуждается идея пакетирования. Телерадиокомпания "Золотi ворота" в скором времени получит лицензию на вещание. В дополнение к музыкальному каналу МТВ, ведутся переговоры на предмет создания специализированного спортивного канала. Предполагается сделать и каналы кинопроката. Они тоже получат специализацию, — возможно, будут каналы боевиков и отечественного кино. В конечном итоге, планируется создать цифровую платформу, в которой будет от 8 до 12 каналов, распространяемых по подписке.

А пока "Обрий" оказался "усыновленным" польской телекомпанией Polsat. Созданное совместное предприятие позволило украинской стороне получить новый поток лицензионного продукта и рекламного бюджета. В свою очередь Polsat осваивает новый для себя рынок. По заказу Polsat уже подготовлена серия программ "Музыка, мода и модели Украины". Она до сих пор "крутится" в цифровой платформе польской телекомпании, в открытый эфир еще не давали, настолько пользуется спросом.

Теперь в Украине три музыкальных канала. Все — спутниковые. За киевскую аудиторию между ними идет борьба лютая. Оно и понятно — именно здесь делится рекламный "киевский торт" стоимостью 30-40 млн долларов. Как выжить в таких условиях и не потерять достоинства? Рецепта, к сожалению, нет. И тем не менее, "ребята, давайте жить дружно"!



 
Теле-Спутник Январь 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт