14Встречи с интересными людьми

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Олег Степченко: "O-TV, по-прежнему популярен"


Теле-Спутник - 1(75) Январь 2002 г.


Наш журнал не раз писал о первом украинском музыкальном телеканале, начавшем трансляции своих передач со спутника Amos. O-TV уверенно развивался, внедрялись новые технологии, расширялась география вещания. И вдруг телеканал прекратил вещание, через некоторое время перешел на LMI, а вскоре "пропал" и оттуда. Недавно мы его вновь "увидели" со спутника Amos. Оказалось, что разошлись мнения учредителей относительно судьбы телеканала. Теперь бывший соучредитель и президент телекомпании Олег СТЕПЧЕНКО сам возглавил музыкальныйканал и старается укрепить его пошатнувшиеся позиции.

Т/С: Почему Вы выбрали именно это направление — музыкальное телевидение?
Олег Степченко: Музыкальный телеканал возник не просто потому, что мне захотелось сделать такой, а потому, что я этим живу. Это то, чем хотелось бы заниматься всю оставшуюся жизнь. А тяга к музыке возникла, наверное, еще в раннем детстве. У папы с мамой была радиола и пластинки. Чтобы я не мешал маме убираться в квартире, меня ставили к радиоле, а на нее — пластинку. И слушал я с очевидным удовольствием песни популярного тогда Робертино Лоретти. К тому времени и относятся мои первые музыкальные воспоминания. В школе и институте, когда были недоступны западные артисты и группы, как "Битлз", "Куин", "Дип Перпл", мне удавалось доставать их записи на виниловых пластинках или записывать у друзей на катушечные магнитофоны.
Т/С: Еще записи делались на рентгеновских пленках.
О.С.: Изготавливались копии.
Т/С: Вы получили музыкальное образование?
О.С.: Музыкального образования я не получил. Единственное, я научился играть на гитаре, и в школьные годы, когда не было даже дискотек, играл с друзьями "живьем", копировал популярные аккорды западных артистов.
Т/С: Можно сказать, что Вы были музыкальным фанатом?
О.С.: Да. Фанатом музыки, причем самой передовой и прогрессивной в то время, когда она была запрещена. Концерты лучших западных групп и исполнителей 70-80-х годов на виниловых пластинках прошли через мои руки. Я оказался владельцем полных коллекций "Битлз", "Куин", "Перпл", "Пинк Флоид". Причем, именно фирменных пластинок. То, что продавалось фирмой "Мелодия", было так, ширпотребом. Потом, когда появились кассетные магнитофоны, компакт-диски, целесообразность в таких пластинках исчезла. Зато появилось спутниковое телевидение. А еще была 8-миллиметровая кинокамера, мы снимали во дворе постановочные ролики, которые нужно было уложить в 3 минуты, потому что пленки в катушке хватало ровно настолько. За это время нужно было снять что-то динамичное. И вот 20 лет спустя, на встрече с выпускниками, мною были показаны эти самые ролики. Одноклассники и друзья узнавали себя, слушали музыку тех времен и просто плакали. Можно сказать, что это были первые мои попытки создания музыкальных видеоклипов. Кино и музыка привели к желанию сделать музыкальный телеканал. На этот выбор повлияло и то, что я был одним из первых, кто привез в Украину индивидуальную систему для приема спутникового телевидения. И первым телеканалом, ради которого я все это "тарабанил" из Польши, стал музыкальный.
Т/С: А кто устанавливал?
О.С.: Я сам. Это было в 1989 году. Тогда появился первый спутник Astra. А до этого был 27-градусник, откуда транслировался MTV, и спутник в позиции 60° в.д., откуда транслировался немецкий музыкальный канал Music Box.
Т/С: Но для этого нужны какие-то минимальные технические познания и навыки.
О.С.: Естественно. Забыл упомянуть, что я по образованию радиоинженер, специализация — телевидение. В то время еще не было бытового спутникового телевидения, были только глобальные станции. И, когда в 90-х появилась возможность непосредственного приема на спутниковую антенну, я занялся этим бизнесом. У меня в свое время покупали оборудование даже такие ныне известные украинские поставщики, как фирмы "Ромсат", "Депс".
Т/С: Какая "тарелка" тогда использовалась в Киеве?
О.С.: Для Astra-1 — от 2,5 м для того, чтобы видеть большое количество каналов. На антенну в 3 м диаметром принимали MTV в нормальном качестве. А на 27° и 60° музыкальные каналы закрылись. В то время начали организовываться местные телевизионные каналы — ICTV и 7-й канал.
Т/С: У Вас вопрос о FM-радио не стоял никогда, как оно с музыкой чаще всего и бывает?
О.С.: Нет. Было желание музыку воплощать именно в телевизионную картинку, присутствовать в кабельных сетях.
Т/С: Говорят, Вы и в кабельном телевидении "засветились"?
О.С.: Естественно. Когда я стал выставлять на своем балконе спутниковую "тарелку", то первым, кто этим заинтересовался, был сотрудник СБУ из соседнего дома. Кстати, я выставлял антенну по ночам, потому что нельзя было ее "светить" в 1989 году, когда мы еще доживали эпоху "развитого социализма". Но все равно заметили. Приходили сначала дворники, потом приехали сотрудники СБУ. В итоге наших мирных переговоров они мне предложили возглавить первую в Украине студию кабельного телевидения при райкоме комсомола, перейти со своей "тарелкой" из своего дома в студию и возглавить этот процесс.
Т/С: Хорошее предложение по тем временам.
О.С.: Абсолютно, я с ним согласился. Начал работу по обслуживанию кабельной сети Харьковского района города Киева.
Т/С: Что она из себя представляла?
О.С.: Тогда эта сеть раздавала пакет из четырех каналов, стояла антенна, которая конвертировала три метровых и один дециметровый каналы в так называемую распределительную домовую сеть. Поставили головную станцию, соединили с магистралью. Был создан пятый районный телеканал, который давал репортажные съемки событий, происходивших в районе, и, естественно, пиратские фильмы. Наша первая кабельная сеть объединила до 150 тыс. абонентов. Это был серьезный участок для разработки технологии кабельного вещания.
Т/С: Это было платным телевидением?
О.С.: Да. Абоненты платили сначала "просто так", а потом мы пытались внедрить всякие системы кодирования. Это финансировалось опять же мною самим, техника разрабатывалось моим другом, который за 10 лет довел свою разработку до промышленного образца.
Т/С: А какой была головная станция?
О.С.: Было гродненское оборудование, которое только-только появилось. Кабель протягивали, согласовывали проект, подключали домовую разводку. Все по уму делалось. Кабельным строительством тогда начал заниматься еще и "Киевтелемонтаж". У нас были дружеские, партнерские отношения.
Т/С: И чем закончился Ваш "роман" с кабельным телевидением?
О.С.: Закончилась моя история с кабельным телевидением в 1996 году, когда мы построили кабельную сеть с обратным каналом на
5 тыс. абонентов. Но была уже совершенно другая политическая и экономическая обстановка, когда в Киеве шел передел собственности, в том числе и в области кабельного телевидения. Актуальным был "захват" новых территорий, а не улучшение качества обслуживания. Поэтому мне дали недвусмысленно понять, что эта услуга появилась раньше времени. Сейчас бы такой проблемы не было.
Т/С: Что представлял собой обратный канал?
О.С.: Это 5-25 МГц, то, что сейчас называют широкополосной сетью от 5 до 820 МГц. Этот канал мог быть использован для Интернета, и была возможность его подачи. Но в 1996 году мне сказали: "Рано!". Получилось, "побежал впереди паровоза".
Т/С: А что было потом?
О.С.: С тех пор я кабельным телевидением больше не занимался. Только студия оставалась. За год до этого была организована телекомпания "Обрий". Переехали в новый "офис". Пришлось купить квартиру и в ней сделать студию, которая передавала новости района. Плавно это переросло опять в районный канал. Кстати, тот "Обрий" тоже "выключали" из кабельной сети Харьковского района. В апреле 1998 года этот канал вновь вышел в эфир в системе МИТРИС. Но уже к этому времени он стал музыкальным. С тех пор мы развивали первый круглосуточный интерактивный музыкальный телеканал в Украине.
Т/С: А ведь история, кажется, повторяется?
О.С.: Я к тому, что в почти одинаковых ситуациях участвуют одни и те же лица. Я делаю что-то новое. Вслед приходят другие и повторяют. Многим кажется, что все так просто — записать кассету и показывать.
Т/С: А Вы так и делали — кассету записали и поставили?
О.С.: Идея музыкального телеканала витала, что называется, в воздухе. Но, в виду исторически сложившейся ситуации, нереально было 24 часа заполнить информацией, сделать монтаж, используя те же бетакамы, вэхаэсы. Это требовало больших объемов работ и затрат. Должна была возникнуть некая гениальная идея. А тут появились новые цифровые технологии, платы нелинейного монтажа, винчестеры, скайзи-диски, которые позволяли держать объем информации, а проигрывать с помощью платы. Стало возможным на элементной базе, существовавшей в 1997-98 годах, создать видеосервер, который позволил бы заполнить 24 часа вещания неповторяющейся информацией, видеоклипами. На этой технологии создать другой телеканал было нельзя. Чтобы продемонстрировать полуторачасовой фильм, нужно было поделить его на множество кусков. А клип достойно занимал место на небольших дисках, требуя от компьютера большой объем дисковой памяти. Это позволяло записывать и проигрывать в режиме реального времени целые программы и делать из этого эфир. И с хорошим качеством. Качество давал бетакам, потому что скорость потока была 25 Мбит/с.
Т/С: Ви-джеи были у Вас с самого начала или обошлись какое-то время без них?
О.С.: С них как раз все и начиналось.
Т/С: Кто были первые ви-джеи на Украине?
О.С.: Первыми ви-джеями были Аня, Алена, Сергей.
Т/С: Откуда они приходили?
О.С.: С радио, из Института культуры, с дискотек, откуда угодно. Передачи снимались в синей комнате. Получали красивую и яркую картинку на то время. Если и был образец для подражания, так это MTV Europe.
Т/С: Выбор музыкального формата O-TV чем-то был обусловлен?
О.С.: Создание музыкального телеканала совпало с тем временем, когда украинские исполнители начали снимать свои видеоклипы, появилось немало украинских групп и артистов эстрады популярных, раскрученных. Была и хорошая коллекция западной музыки. Важно было совместить, правильно сконфигурировать программное наполнение, чтобы присутствовала национальная идея. Так у нас появились клипы украинских, российских и западных, в первую очередь англоязычных, исполнителей. Это позволило телеканалу быстро стать популярным.
Т/С: Вы сказали про англоязычных исполнителей. А мне вспомнился период, когда был популярен турецкий исполнитель Таркан, чью композицию позаимствовал Филипп Киркоров.
О.С.: На самом деле, Таркан в Украине стал популярным благодаря нашему исполнителю Виктору Павлику, который пел "Шикидым", наверное, еще до того, как Киркоров ее услышал. На календаре был, по-моему, 1996-й или 1997 год. Это была очень известная у нас песня. Естественно, такие популярные на Западе восточные исполнители показывались и у нас. Выбирали лучшие композиции и клипы.
К сожалению, уровень тех клипов, которые изготавливались украинскими исполнителями, был таким, что больше половины приходилось "отфильтровывать". Но зато они очень ярко смотрелись на фоне "Модерн Токин" и других.
Т/С: Как началось спутниковое вещание?
О.С.: Выход на спутниковое вещание планировался заранее. Но, за невозможностью полной оплаты аренды транспондера, мы заняли ночной эфир в свободное от трансляций телеканала СТБ время. Там оставалось 6-7 ночных часов. И мы их тут же использовали под интерактивные программы, как MTV. И наш канал "пошел" по регионам, утвердился для зрительской аудитории.
Т/С: На спутник поднимались для раздачи или спутникового вещания?
О.С.: И для раздачи, и для вещания. Но в большей степени для промоута. 6-7 часов ночного вещания интерактивных программ дали бешеную популярность. Рейтинг был очень высокий. Это было видно не только по той аудитории, которая нас, может, смотрит, а может, и нет, но и по звонкам телезрителей, которые заказывают за деньги любимые клипы, отправляют поздравления друзьям, высказывают свое мнение. Мы получаем SMS-сообщения с мобильных телефонов из Таллина, Вильнюса, Риги, Москвы, Белоруссии, Германии, Казахстана.
Т/С: O-TV был не только первый украинский музыкальный телеканал, но и первый украинский интерактивный?
О.С.: Конечно. В Киеве он был круглосуточным. А по Украине таким стал с 1999 года.
Т/С: Изменилась аудитория телеканала после известных событий вокруг O-TV?
О.С.: Ни один оператор кабельного телевидения Украины и ближнего зарубежья не расторг договор на право трансляции телеканала.
Т/С: А Киев?
О.С.: В Киеве договор не был заключен — его не продлили. Но в Киеве особая ситуация, исторически сложившаяся.
Т/С: Сколько зрителей сейчас могут смотреть Ваш телеканал?
О.С.: Потенциальная аудитория от 10 до 12 млн зрителей, которые охвачены договорами с кабельными сетями. Это все области Украины.
Т/С: Как у Вас обстоят дела с авторскими правами на распространение программного продукта?
О.С.: Права у нас "очищены" на Украину и Россию. Более того, каждый кабельный оператор, который нас транслирует в своей сети, оплачивает авторские так же, как и мы. Смежные права берутся у лейблов, артистов и всех, кто не возражает против своей популяризации. Приезжала недавно делегация из Израиля. Там принимали наш сигнал со спутника LMI. А тут мы вновь перешли на Amos. Так вот, делегация интересовалась, когда мы снова появимся на LMI, они уже собираются включить нас в свои кабельные сети.
Т/С: А Amos разве не израильский спутник?
О.С.: Он, конечно, израильский. Но луч, в котором мы работаем, восточноевропейский. Второй Amos, который запустят в следующем году, будет иметь возможность конвертации покрытия.
Т/С: Я так понимаю, что после всех сложностей, которые пережил O-TV, есть надежда, что канал выживет и вдобавок расширится?
О.С.: Телеканал можно убить, только убив всех, причастных к нему. (Смеется.)
Т/С: В Киеве потихоньку возобновляется вещание в кабельных сетях?
О.С.: Да. Пока это "Информационные технологии". Будут и другие договора. Люди уже звонят и поздравляют.
Т/С: А что дальше?
О.С.: Опять вернемся к идее второго канала.
Т/С: O-TV International?
О.С.: Конечно.
Т/С: Как Вы сами относитесь к событиям вокруг O-TV?
О.С.: Очень положительно, потому что они показали "ху из ху" на украинском телевизионном рынке.
Т/С: Хватит ли на всех рекламного рынка? Ведь появились еще два музыкальных телеканала?
О.С.: Только в Киеве более 18 кабельных каналов. Рекламный бюджет Украины в прошлом году составлял 36 млн долларов, в 2002-м — 50-70 млн. Места хватит всем. Только нужны цивилизованные способы конкурентной борьбы. Я не против того, чтобы были еще один, два или десять каналов. Существует три венгерских музыкальных канала и три румынских. И никто мешать друг другу не собирается. Хотелось бы пожелать всем нормальной конкурентной борьбы, цивилизованных способов сосуществования и борьбы за рейтинги. Зрители — это показатель ликвидности того или иного канала на рынке.
Т/С: Как Вы оцениваете развитие спутникового и кабельного телевидения в Украине?
О.С.: Спутниковое телевидение в Украине далеко шагнуло вперед за этот год. Более того, новые каналы, которые появились за последние два-три года, — "Новый канал", СТБ и в корне обновленный ICTV — позволяют говорить о том, что направление правильное, и люди отлично работают на этом рынке и хотят работать дальше. По слухам, со спутника Amos готовится к запуску еще одна цифровая платформа тех каналов, которые не вошли в "тусовку", идущую со спутника Sirius. Появляются телеканалы в киевском эфире, которые "пойдут" на регион.
Т/С: O-TV теперь не "Обрий"?
О.С.: Я все отдал, что должен был отдать.
Т/С: А как сотрудники?
О.С.: Естественно, когда встал вопрос о том, что я должен все отдать и уйти с должности, я пришел к ним и предложил желающим уходить со мной. Кто-то остался. Никто никого не заставлял.
Т/С: А существует проблема национальных кадров?
О.С.: Как и во всех бывших республиках. Гораздо легче найти русскоязычного специалиста. А таланты приходят, пробиваются. Мы их учим, воспитываем, выращиваем. Все, кто работал на нашем канале, стали раскрученными "звездами". Каждый потом сделал свой выбор — кто-то остался, кто-то ушел на радио. В списке сотрудников O-TV
30 человек. Не такие уж и большие силы, но с их профессионализмом можно делать такой канал.

Т/С: Успехов Вам.
Беседовал Роман МАГРАДЗЕ
Фото Максима МИРОШНИКОВА



 
Теле-Спутник Январь 2002
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт