Номинанты конкурса на соискание премий Cable&Satellite и Broadband
c. 8
В рамках выставки Cable&Satellite и Broadband 2002, которая в четвертый раз пройдет в Москве в Сокольниках 13-15 февраля 2002, проводится конкурс на соискание премий Cable&Satellite и Broadband.
Конкурс организован компанией "Мидэкспо" и издательством "Теле-Спутник". Оргкомитет определил следующие основные задачи конкурса на соискание премий Cable&Satellite и Broadband:
Популяризация современных технологий и услуг в области телевидения и Интернета.
Содействие в формировании цивилизованного рынка оборудования и услуг в области Cable&Satellite и Broadband.
Выявление лучших продуктов, сервисов и услуг в конкурсных номинациях.
Торжественная церемония по объявлению победителей и вручению премий состоится в рамках проведения выставки широкополосных телекоммуникаций, кабельного и спутникового телевидения в Москве, в Сокольниках, 13-15 февраля 2002 года. В каждой номинации вручается от одного до трех почетных призов в зависимости от числа принятых к рассмотрению заявок.
Победители в каждой номинации награждаются денежными премиями. За первое место - 1000 у.е., за второе место - 500 у.е., за третье место - 200 у.е.
Ниже мы приводим список номинаций и заявок, поданных по данным номинациям. К сожалению, список заявок неполный из-за задержек с их подачей в оргкомитет.
Наш журнал не раз писал о первом украинском музыкальном телеканале, начавшем трансляции своих передач со спутника Amos. O-TV уверенно развивался, внедрялись новые технологии, расширялась география вещания. И, вдруг, телеканал прекратил вещание, через некоторое время перешел на LMI, а вскоре "пропал" и оттуда. Недавно мы его вновь "увидели" со спутника Amos. Оказалось, что разошлись мнения учредителей относительно судьбы телеканала. Теперь бывший соучредитель и президент телекомпании Олег СТЕПЧЕНКО сам возглавил музыкальный канал, и старается укрепить его пошатнувшиеся позиции.
"Телеспутник": Почему Вы выбрали именно это направление - музыкальное телевидение?
Олег Степченко: Музыкальный телеканал возник не просто потому, что мне захотелось сделать такой, а потому, что я этим живу. Это то, чем хотелось бы заниматься всю оставшуюся жизнь. А тяга к музыке возникла, наверное, еще в раннем детстве. У папы с мамой была радиола и пластинки. Чтобы я не мешал маме убираться в квартире, меня ставили к радиоле, а на нее - пластинку. И слушал я с очевидным удовольствием песни популярного тогда Робертино Лоренти. К тому времени и относятся мои первые музыкальные воспоминания. В школе и институте, когда были недоступны западные артисты и группы, как Битлз, Куин, Дип Перпл, мне удавалось доставать их концерты на виниловых пластинках или записывать у друзей на катушечные магнитофоны.
Т.С.: Еще записи делались на рентгеновских пленках.
О.С.: Изготавливались копии.
Т.С.: Вы получили музыкальное образование?
О.С.: Музыкального образования я не получил. Единственное, я научился играть на гитаре, и в школьные годы, когда не было даже дискотек, играл с друзьями "живьем", копировал популярные аккорды западных артистов.
Т.С.: Можно сказать, что Вы были музыкальным "фанатом"?
О.С.: Да. "Фанатом" музыки, причем самой передовой и прогрессивной в то время, когда она была запрещена. Концерты лучших западных групп и исполнителей 70-80-х годов на виниловых пластинках прошли через мои руки. Я оказался владельцем полных коллекций Битлз, Куин, Перпл, Пинк Флоид. Причем, именно фирменных пластинок. То, что продавалось лицензионного фирмой "Мелодия", было так, ширпотребом. Потом, когда появились кассетные магнитофоны, компакт диски, целесообразность в таких пластинках исчезла. Зато появилось спутниковое телевидение. А еще была 8-миллиметровая кинокамера, на которую мы снимали во дворе постановочные ролики, которые нужно было уложить в 3 минуты, потому что пленки в катушке хватало ровно настолько. За это время нужно было снять что-то такое динамичное. И вот, когда 20 лет спустя, на встрече с выпускниками, мною были показаны эти самые ролики. Присутствовавшие одноклассники и друзья узнавали себя, слушали музыку тех времен, и просто плакали. Можно сказать, что это были первые мои попытки создания музыкальных видеоклипов, что сейчас делают нынешние клипмейкеры. Кино и музыка привели к желанию сделать музыкальный телеканал. На этот выбор повлияло и то, что я был одним из первых, кто привез на Украину индивидуальную систему для приема спутникового телевидения. И первым телеканалом, ради которого я все это "тарабанил" из Польши, стал музыкальный.
Теле-Спутник. Г-н Дворак , я вижу, что на Вашей визитной карточке надпись: Amphenol- Times Fiber Communications. Так в какой из этих компаний Вы работаете?
Милош Дворак. Да, это хороший вопрос. Я работаю в обеих компаниях. Amphenol - международная корпорация, деятельность которой распространяется на самые разные области индустрии, такие как автомобилестроение, электроника, телекоммуникации, военная и космическая промышленность. Как видите, у нее очень широкая сфера деятельности. А TFC - одна из компаний, принадлежащих этой корпорации, специализирующаяся на продукции для сетей КТВ. Выпускаемая нами линейка включает 75-омные коаксиальные кабели, коннекторы для жестких кабелей, пассивные оптические компоненты такие как разветвители, диплексоры, пиктейлы и т.д.
Т-С А как насчет оптических кабелей - ведь ваша компания называется Times Fiber?
М.Д. Да, это правда. В 19… TFC была одной из первых компаний, которая начала продажу оптических кабелей, но в результате изменения маркетинговой философии мы решили прекратить выпуск этой продукции и полностью сконцентрироваться на производстве коаксиального кабеля высшего качества.
Телекомпания ТНВ образована на базе ГТРК "Татарстан" как национальная телерадиовещательная компания республики Татарстан, она была зарегистрирована в августе 2001 года. Юридически ТНВ будет отдельной от ГТРК компанией, 51% акций в ТНВ будут государственными, а 49% - коммерческие. ГТРК "Татарстан" была самостоятельной республиканской телекомпанией, финансировалась только из республиканского бюджета, около 10 лет не получала средств из федерального бюджета. С получением ТНВ лицензии на вещание ГТРК "Татарстан" войдет в ВГТРК дочерней компанией, т.е. будет осуществляться вещание канала РТР с местными вставками.
Приобретенное в период республиканского финансирования оборудование является основой для вещания канала ТНВ. Часть оборудования, приобретенного еще во время существования Гостелерадио, будет являться основой производственной базы ГТРК "Татарстан" как дочернего предприятия ВГТРК.
На сегодня полностью развернут проект распространения программы ТНВ по республике через земную передающую станцию спутникового вещания (ЗПССВ) и спутник Eutelsat W4. Появляется возможность непосредственного вещания, поскольку в Татарстане и на большей части территории России прием осуществляется на тарелку 0,6 метра. Тем, кто хочет принимать программу ТНВ, рекомендуется ресивер "НТВ-Плюс".
Для распространения сигнала на регион правительство РТ закупило 80 приемных комплектов: спутниковые тарелки размером 0,9 метра и профессиональные приемники Philips MPEG-2 DVB, с которых снимается сигнал ТВ программы ТНВ и сигнал FM-радиостанции "Булгар-FM". Телеканал пока не закодирован, это будет сделано позднее.
Когда со спутника Amos "пропал" ставший привычным музыкальный телеканал O-TV, его место занял новый, так же украинский и музыкальный, телеканал МТБ. Хотя, правильнее было бы писать латинскими буквами - MTB, так как расшифровывается эта аббревиатура, как Music TeleBox. Принадлежит он телекомпании "Обрий", пути учредителей которой решительно разошлись - O-TV остался за бывшим президентом компании Олегом Степченко, а "Обрий" с помощью телерадиокомпании "Золотi ворота" организовал новый канал MTB.
ТЕЛЕКОМПАНИИ "ОБРИЙ" 5 ЛЕТ
В Новом году исполняется 5 лет как телекомпания "Обрий" получила лицензию Национального совета Украины по вопросам телевидения и радио, как городская телекомпания, которая могла распространяться в системе "Митрис" в рамках Киева. Т.к. "Митрис" существовал по временному разрешению того же самого Национального совета, а в сентябре только что минувшего года лицензия не была продлена, система "приказала долго жить". Как шутят украинские телевизионщики, этот парадокс являет наглядный пример особенностей украинского лицензирования, когда одной рукой Совет выдает лицензии телекомпаниям, а другой выбивает у них из-под ног саму основу вещания.
"Обрий" сразу создавался как музыкальный канал. Телекомпания первой на Украине освоила этот формат вещания. На экранах стали появляться клипы украинских исполнителей. Национальный музыкальный продукт сразу стал пользоваться достаточным спросом в Киеве. В вскоре известность телеканала распространилась на всю Украину. Начались обращения телекомпаний и столицы, и регионов с просьбами о поставке этого формата, чтобы делать музыкальные вкрапления в свои программы передач. Были как почасовые продажи, так и блоками. Когда число партнеров достигло той критической массы, что хоть ставь завод по тиражированию, снятию копий, родилась идея доставки программного продукта со спутника.
На сегодняшний день MTB использует спутник только для раздачи сигнала. Т.е. телекомпания пока не получала лицензию на спутниковое вещание в Национальном Совете. Одни партнеры получают все 24 часа программного продукта, другие - 12 часов и т.д. Но все они осуществляют не ретрансляцию, а вещание программного продукта, который они приобретают у телекомпании "Обрий".
Хитросплетения европейского и американского телевизионных рынков порой ставят в тупик даже самых опытных экспертов, что уж тут говорить о простых телезрителях. Покупки-продажи акций, договоры и разделы сфер влияния, многочисленные локальные и региональные версии одних и тех же телеканалов - все это довольно сложно укладывается в голове. Но попытаться разобраться в этом весьма полезно, потому что только тогда становятся понятными порой непостижимые действия тех или иных телекомпаний и можно пытаться строить какой-то прогноз на ближайшее будущее.
В Европе все игроки телерынка настолько плотно связаны, что порой выделить кого-либо бывает весьма сложно. Тем не менее, несколько крупных медиа-групп выделяются на общем фоне: Kirch Gruppe, Bertelsmann, Vivendi Universal, UPC Media, TF 1, Modern Times Group, Mediaset, RAI.
В США централизация рынка вокруг нескольких крупных компаний наблюдается гораздо полнее, чем в Европе. Американский телевизионный рынок держится на нескольких китах: News Corporetion, Viacom, Hearst, Walt Disney Co., AT&T, AOL Time Warner, NBC, Cablevision, Discovery Communications, Sony Pictures Entertainment, MGM, Comcast и Universal Studios.
Юридический отдел
Права потребителей
c. 42
Юрист известной на российском рынке оборудования для приема спутникового телевидения корпорации General Satellite, отметившей в декабре свой десятилетний юбилей, Елена Полозова не только отстаивает интересы компании в контролирующих инстанциях и помогает блюсти "букву закона". В круг ее обязанностей входит и юридическое сопровождение многочисленных клиентов корпорации, таким образом, защищая их права как потребителей дорогой и сложной телекоммуникационной техники. О том, как происходит это на практике она и рассказывает.
Примерно каждый четвертый вопрос, приходящий в рубрику для кабельщиков "Ответы на вопросы", касается лицензионных и других правовых проблем.
Мы решили собрать воедино наиболее распространенные правовые и организационные вопросы, и попытаться дать на них ответы, отражающие не только требования законодательных актов, но и реально сложившуюся практику.
Какие лицензии и сертификаты должен получить кабельный оператор для начала деятельности? Каков порядок их получения ?
Каковы условия строительства сетей с числом абонентов меньше 1000?
С какими каналами надо заключать договор на ретрансляцию? В каких случаях он заключается бесплатно, а в каких - нет?
Можно ли строить параллельные сети и с какими местными службами следует согласовывать этот вопрос.
Оплачивается ли получение лицензии на пользование частотой?
Какова процедура компенсации для кабельных операторов, у которых были изъяты каналы, занятые под эфирное вещание?
Мы пристально следим за развитием цифрового спутникового телевещания на Украине. В 2000 году мы сообщали [1] о том, что ГП "Укркосмос" Национального Космического Агентства Украины (НКАУ) построил спутниковую распределительную сеть информационного обеспечения для раздачи телепрограмм и начал опытную эксплуатацию сети. Сегодня мы задали несколько вопросов руководству ГП "Укркосмос" ответы которого публикуем ниже.
На интересующие нас вопросы ответил Генеральный директор ГП "Укркосмос" Макаров Александр Александрович.
Телеспутник. Александр Александрович, по времени уже более 2-х лет Ваша сеть находится в режиме опытной эксплуатации. Когда планируется штатная эксплуатация сети и каковы Ваши планы?
Макаров А.А. Если говорить об опытной эксплуатации сети, то прежде всего следует, как это было отмечено 17.11.2001 г. на НТС и Президиуме коллегии НКАУ, что "в результате опытной эксплуатации составных частей цифровой спутниковой распределительной сети информационного обеспечения с использованием ресурса спутников Intelsat-604, Eutelsаt-2F1, LMI-1 подтверждена правильность принятых технических решений, выбора типа оборудования для разворачивания сети и мест для размещения ее основных составных частей". Кроме того, процесс опытной эксплуатации сети позволил выявить и устранить практически все дефекты, которые всегда имеют место при вводе в эксплуатацию объектов. В настоящее время сеть находится в боевом состоянии и ждет заказчиков.
Что касается штатной эксплуатации сети, то по проекту предполагалась раздача двух телевизионных государственных каналов по всей территории Украины. Для этого необходимо решить как минимум следующие две проблемы:
для покрытия 100% территории Украины сетью ее необходимо достроить и довести количество приемных станций согласно проекту до 240;
для перевода телерадиопрограмм с радиорелейных линий на спутниковую сеть необходимо определить судьбу инфраструктуры системы РРЛ.
Только после разрешения хотя бы этих проблем можно говорить о штатной эксплуатации сети. Решение обеих этих проблем требует финансовых затрат. А денег нет.
Компания Netgem Technology через вашу телефонную линию предлагает вам свой, как сейчас модно говорить, софт- и хард-продукт. Что это такое? Фактически, это модем, не требующий компьютера, но дающий полный доступ в ИНТЕРНЕТ с использованием вашей телефонной линии и вашего телевизора в качестве монитора.
Комплект поставки включает в себя небольшого размера плоскую эргономичную коробку с индикаторами и разъемами (терминал), беспроводную клавиатуру (с ИК портом), пульт дистанционного управления, соединительные кабели, сетевой адаптер и чип-карту.
Терминал - суть мозг модема. При помощи СКАРТ-кабеля он должен быть соединен с телевизором (по НЧ) и может быть соединен с видеомагнитофоном. Сетевой блок питания в вилке (адаптер) через специальный разъем на задней панели, маркированный "3,3 V" подает необходимое питание на терминал. Еще один разъем терминала при помощи длинного шестиметрового кабеля соединяется с телефонной розеткой.
После проведения необходимых соединений и при наличии договора с провайдером ИНТЕРНЕТ-услуг, можно приступить к этапу инсталляции Netbox.
Развитие небольших сетей коллективного телевизионного и спутникового приема (СКТП) с числом абонентов до 100 непосредственно связано с переходом к цифровому спутниковому вещанию и с увеличением количества каналов эфирного телевидения. Ретрансляция каналов эфирного телевидения, вещаемых в аналоговом формате, в такой кабельной сети без конвертирования каналов может быть решена относительно простым методом - выравнивание уровней каналов, усиление и последующее распределение сигнала среди абонентов. Программы спутникового телевидения в сетях с небольшим числом абонентов могут доставляться с использованием широкополосной распределительной сети, позволяющей передавать сигналы в диапазоне частот ПЧ 950 - 2150 МГц. Преимущество этого метода - простота реализации, отсутствие дорогостоящего оборудования головной станции кабельного телевидения.
Фирма Digicom Electronics(США), производящая компоненты для построения приемных и распределительных систем эфирного, кабельного и спутникового телевидения, представляет модельный ряд модулей распределения сигналов для широкополосной кабельной сети- мультипереключателей серии MSD. Устройства этого типа часто называют "мультисвитчи"(Multi Switch).
Распределительное оборудование Lindsay Electronics
c. 58
Недорогое оборудование для сетей кабельного телевидения в настоящее время предлагается производителями из многих стран. Ценовое препятствие во многих случаях становится основным при выборе поставщика с мировым именем, поскольку продукция таких поставщиков всегда дороже. Высококачественное производство неразделимо с более высокими затратами, что, естественно, отражается и на стоимости продукта. Оборудование от Lindsay Electronics отвечает самым высоким требованиям в отношении качества, в то же время не шокирует заоблачными ценами.
Следующим наиболее важным фактором определяющим выбор поставщика, являются планы дальнейшего развития бизнеса кабельного оператора. Клиентами Lindsay Electronics являются операторы с планами внедрения дополнительных услуг и желающих установить оборудование, не требующее дальнейшей модернизации для внедрения Интернета и телефонии на кабеле. Эта процедура довольно дорогостоящая и зачастую приводящая к полной замене как активной, так и пассивной части сети. Оборудование от Lindsay Electronics уже сегодня готово удовлетворить потребности кабельного оператора завтрашнего дня.
На рынках СНГ Lindsay Electronics представляет магистральные и распределительные усилители серии 8000, домовые усилители серий 7000, LSA, LMDU, мостовые серии LGB, а также высококачественные элементы разводки.
Владимир Спирин, технический директор ЗАО "Вимком Оптик ТС"
Комплекс построен на базе широко распространенной телевизионной гостиничной системы DC-HEISS, поддерживающей функцию -Видео-по-запросу. Основу системы составляет аналоговая кабельная телевизионная сеть, обеспечивающая двунаправленную передачу сигналов. Центр управления содержит станцию управления, видео сервер, MPEG-декодеры, набор модуляторов для формирования частотного плана программ и блок управления Bidirection Communication Unit(BCU) телевизионными приставками-SetTopBox (STB). Отличительной особенностью данного решения является совмещение цифровых и аналоговых технологий. Не смотря на то, что аналоговые системы вытесняются цифровыми (и скептик может заметить, что внедрение аналоговых систем неперспективно), стоимость цифровых решений делает их абсолютно недоступными для российских гостиничных комплексов.
Предлагаемый Информационный гостиничный комплекс удачно сочетает цифровое оборудование центра управления и хранения информации и аналоговую транспортную систему. Цифровой центр обеспечивает высокую функциональность и масштабируемость комплекса, позволяет, в перспективе, перейти к полностью цифровому решению. Аналоговые транспортная сеть и телевизионные приставки STB обеспечивают высокое качество предоставления услуг в сочетании с низкой стоимостью оборудования. Общая стоимость всего комплекса включая STB не превышает 500-1000$ на абонента.
Новинки техники
c. 62
Научно-технические разработки
Построение и эксплуатация двунаправленной HFC-сети: практический опыт в условиях Москвы
c. 66
В сентябре 2001 года на Совете Ассоциации кабельного телевидения России рассматривались вопросы предоставления мультимедийных услуг в кабельных сетях, вопросы цифрового ТВ.
В рамках выполнения пункта 9 Постановления коллегии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации "О концепции развития в России сетей кабельного телевидения и систем широкополосного беспроводного доступа ... " No.16-1 от 13.12.2000 (... ГП "Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (Барабаш), ОАО "Комкор" (Припачкин) во 2-3 кварталах 2001 года на выделенных участках действующих сетей гг. Москвы и Санкт-Петербурга провести исследования предоставления мультимедийных и других услуг с элементами интерактивности с целью последующего практического применения на сетях кабельного телевидения) был заслушан доклад заместителя Генерального директора - Главного технолога ЗАО "Комкор-ТВ" С.А.Березикова. Представляем краткое изложение доклада и ответов на вопросы.
Опыт и практика
Оценка стоимости транспортной сети для г.Москвы
c. 67
А.Лапшин
В последние годы активно обсуждаются вопросы, связанные с построением цифровых транспортных сетей с точки зрения их применения для услуг телевидения.
Мы задались вопросом: а каков размер необходимых инвестиций? Оценка стоимости такой сети мы провели на примере г.Москвы.
При расчетах мы воспользовались следующими допущениями:
количество ТВ каналов в транспортной сети на начальном этапе - 16 (оцифровка аналоговых сигналов);
количество Подголовных Станций транспортной сети (по количеству административных округов) - 10;
различные схемы резервирования не рассматривались;
количество волокон в оптическом кабеле - 48;
расстояние между Подголовными Станциями - порядка 20 км;
стоимость оборудования оценивалась на условиях поставки DDP-Москва;
В качестве оборудования выбрана самая современная на настоящее время система ATMux™ компании Teleste Corp.(Финляндия), которая использует технологию ATM и позволяет передавать в общем потоке не только телевизионные каналы, но и использовать ее для передачи IP-трафика, что позволяет использовать сеть и для передачи данные между Подголовными Станциями, например Интернет. Подробно мы рассматривали особенности оборудования ATMux™ в ноябрьском номере (№11) журнала Телеспутник за 2000 г.
Ответы на вопросы. Рубрика для кабельщиков
c. 68
Типичные недостатки цифровых ресиверов, и практические советы по их устранению
c. 70
Д.Рыбаков
Совершенной радиоэлектронной аппаратуры не существует. У каждой модели есть свои достоинства и недостатки. Не составляют исключения и цифровые ресиверы для бытового приема спутникового ТВ. Изучением и усовершенствованием этого типа аппаратуры меня побудило заняться полное отсутствие какой-либо технической информации на эту тему.
Не для кого не секрет, что бытовая радиоэлектронная аппаратура конвейерной сборки поступает к потребителю слегка "сыроватой". Типичными недостатками практически всех типов цифровых ресиверов являются:
сильный нагрев корпуса во время работы;
"зависание" ресивера в определенных ситуациях;
"дробление" картинки, иногда даже при небольшом снижении сигнала;
"зернистость" изображения;
низкое качество изображения с антенного выхода;
очень маленький угол захвата луча от пульта ДУ, и как следствие маленькая дальность его действия.
Я поставил перед собой цель разобраться в причинах этих недостатков и по возможности найти способы их устранения.
В результате были выработаны некоторые рекомендации по борьбе с типичными проблемами.
Ниже они изложены применительно к ресиверу Strong SRT - 4450 версия ПО Sid 2.2 2.04.14 26/10/2000.