69Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Международный Авиасалон "МАКС-2001"


В. Колюбакин Теле-Спутник - 10(72) Октябрь 2001 г.


Как всегда, по нечетным годам, в середине августа на территории Летно-Исследовательского института им. М.М. Громова в Жуковском прошел Международный авиакосмический салон "МАКС-2001". Как всегда, экспонировалось множество самолетов, демонстрационные полеты завораживали своей красотой, а новые разработки вызывали самый неподдельный интерес. Как всегда, осталось чувство огорчения, что "авиа" подавляюще превалировало над "космический".





Экспозиции фирм и организаций, работающих в авиационной области, резко контрастировали с экспозициями фирм космических — при всем многообразии первых, вторые были представлены в очень и очень ограниченном количестве. Не исключено, что через пару лет приставка "космический" ненавязчиво исчезнет из названия этого мероприятия. С чем это связано — сказать затруднительно. Может быть, российские космические корпорации находят бессмысленным представлять свои разработки на Салоне, может, считают, что показывать им нечего. Хотя, пожалуй, второе утверждение неправомочно. Несмотря на тяжелую ситуацию в стране, проблемы с финансированием проектов, в ведущих космических корпорациях ведется разработка новых изделий. Можно только предполагать, почему НПО Прикладной Механики не захотело показать проекты коммуникационных спутников следующего поколения, почему РКК "Энергия" решила не выставлять свои разработки по космическим аппаратам и ракетам-носителям, почему НПО им. Лавочкина не привезло перспективный разгонный блок "Фрегат" (прошедший, кстати, со времени проведения прошлого Салона летно-конструкторские испытания), почему… Перечислять можно долго. Возможно, руководство этих предприятий, по опыту прошлых лет, пришло к выводу, что затраченные средства не окупаются. Возможно, организаторы Салона больше взяли курс на авиационную часть. Не исключено, что свою роль сыграл и тот факт, что два года назад Российское Космическое Агентство стало Российским авиационно-космическим агентством, и "авиационные настроения" возобладали над космическими. Может быть, свою роль сыграло наступившее затишье в космических проектах, имеющих общественный резонанс, как, например, создание Международной космической станции. Впрочем, все это предположения и не более того. Также странным показалось и то, что пресс-конференция РАКА состоялась за пять дней до официального открытия Салона, при том, что во время проведения самого Салона такой пресс-конференции не было. Таким образом, она оказалась ориентированной исключительно на московских корреспондентов, оставив "за бортом" всех журналистов, приезжающих в Москву исключительно ради мероприятия.

Иностранные компании, работающие в области космоса, тоже не посчитали нужным привезти свои экспозиции на "МАКС-2001". Исключением стала компания "Боинг", на чьем стенде была выставлена модель комплекса Sea Launch.

Впрочем, хватит о том, чего не было на Салоне. Итак, что же там было?

Пожалуй, самой полной и представительной можно назвать экспозицию Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева. На стенде ГКНПЦ были представлены все направления деятельности предприятия (за исключением, разве что, товаров народного потребления) — от легких самолетов "Аист" до тяжелых ракет-носителей и космических аппаратов.

В первую очередь интерес представляла перспективная ракета-носитель "Ангара", на которую ГКНПЦ (а вместе с ним и НПО ПМ, ILS, да, пожалуй, и вся российская космическая промышленность) возлагает большие надежды. Наверное, правильнее было бы сказать, что "Ангара" — это семейство ракет-носителей различного класса. Разработка этого семейства РН, предназначенного для смены РН "Протон" (на сегодня — единственной российской РН, способной выводить космические аппараты на геостационарную орбиту), была начата около 6 лет назад. За это время успела серьезно измениться концепция носителя, его внешний вид, что было обусловлено как требованиями рынка пусковых услуг, так и сложившейся ситуацией, в частности возможностями смежных организаций.






Сейчас РН "Ангара" (точнее, пока проект) представляет собой семейство носителей различного класса — от самого легкого класса "Ангара 1.1" до тяжелого "Ангара 5". Новая концепция носителей позволит, во-первых, закрыть весь спектр орбит и полезных нагрузок (надо отметить, что новой РН легкого класса в России пока тоже нет). Во-вторых, это позволит при запуске применять прием модульности РН, столь модный сейчас в ракетостроении. В данном случае ракета-носитель состоит из набора унифицированных модулей, что позволяет, применяя их в различных комбинациях, получать РН различной грузоподъемности. Что позволяет разработать более гибкий подход к клиентам, желающим запускать различные полезные нагрузки, не гоняя на орбиту тяжелую РН впустую. Такой принцип (точнее, некоторое его подобие) уже довольно давно используется на РН Ariane-4 (которая сейчас занимает самый большой сектор рынка коммерческих геостационарных запусков). На эту РН, в зависимости от массы полезной нагрузки, монтируется разное количество твердо- и жидкотопливных ускорителей в различных комбинациях, позволяя гибко варьировать как грузоподъемность ракеты, так и стоимость запуска. Изначально предполагалось использовать во второй ступени РН кислородно-водородный двигатель, что повысило бы грузоподъемность. Однако это ставило в дальнейшем серьезную проблему добычи водорода для запуска (так как единственное предприятие на территории бывшего СССР, способное производить водород в промышленных масштабах, находилось на территории Узбекистана). С развалом страны и всеобщим упадком космической промышленности это предприятие перестало функционировать. Соответственно, получать водород в необходимых для запусков количествах практически негде. Отсутствие водорода вынудило разработчиков вернуться к испытанной топливной паре "кислород-керосин", что и стало основной причиной изменения конструкции и внешнего вида носителя.

Для осуществления запусков РН "Ангара" строится пусковой комплекс на космодроме Плесецк, что тоже является весьма важным фактом для российской космической индустрии. Представители как руководства РАКА, так и различных российских космических предприятий неоднократно заявляли, что отказываться от услуг космодрома Байконур не собираются. То, что необходимо иметь возможность осуществлять запуски на геостационарную орбиту с российского космодрома, тоже неоднократно подчеркивалось в различных заявлениях. Такая возможность необходима прежде всего для того, чтобы в случае каких-либо эксцессов, всегда возможных при космических запусках, не зависеть от доброй (или злой) воли другого государства. Об этом не раз говорил и бывший генеральный директор и генеральный конструктор ГКНПЦ А.И. Киселев.

Первый запуск РН "Ангара 1.1" намечено провести через год. Еще через год запланировано ввести в эксплуатацию следующую модификацию носителя. Запуск тяжелой модификации "Ангары" должен состояться примерно в 2005 г. При этом параллельно ведется разработка варианта РН "Ангара" с применением кислородно-водородного разгонного блока. Но данное направление сейчас не считается основным, так как уже существующий разгонный блок "Бриз-М" обеспечивает выведение космических аппаратов на геостационарные и геопереходную орбиты.

По мнению большинства разработчиков ракетной техники (если угодно, мода в ракетостроении), перспективный носитель сегодня должен быть полностью или частично возвращаемым. Что позволяет удешевить вывод килограмма полезной нагрузки на орбиту. Считается, что добиться серьезных успехов на данном поприще можно только с использованием возвращаемых носителей. Поэтому в ГКНПЦ идет разработка варианта РН "Ангара" с возвращаемой первой ступенью "Байкал", которая и сама может использоваться как ракета-носитель легкого класса. Пока рано говорить о каких-то сроках пусков, но такие работы ведутся. Считается, что при удорожании первой ступени и снижении массы выводимой нагрузки (ввиду того, что надо выводить, а затем возвращать самолетную часть носителя — в частности, крылья и систему посадки) удельная стоимость вывода упадет. Понятно, что в рамках концепции модульного носителя возможно использование ступени "Байкал" на всех модификациях РН "Ангара".

Что касается конверсионной ракеты-носителя "Рокот", то этой осенью планируется провести первый коммерческий пуск. В дальнейшем есть еще заказы. Предполагается, что запасов баллистических ракет РС-18, на основе которых создается "Рокот", должно хватить примерно до 2012 г. — на тот момент в распоряжении ГКНПЦ уже будет РН "Ангара". Неоднократно в СМИ проходила информация, что использование "Рокотов" ограничено датой, когда они должны быть так или иначе уничтожены, согласно договорам об ограничении ядерных вооружений. Однако "Рокоту" эта опасность не грозит, так как, во-первых, с отстыкованной боевой головной частью он уже не является боевой ракетой, во-вторых, не являясь мобильным комплексом, он не попадает под жесткие сроки по уничтожению. "Рокотам" грозит другая опасность — окончание всех и всяческих гарантийных сроков на агрегаты ракеты. Сейчас ресурс (после должного исследования и необходимых регламентных работ) регулярно продлевается. Это является еще одной причиной, по которой необходимо использовать эти ракеты до 2012 г.

27 июля этого года в ОАО "НПО Энергомаш" им. академика В.П. Глушко" было успешно проведено первое огневое испытание жидкостного ракетного двигателя РД-191, разрабатываемого для использования на первой ступени РН "Ангара" и "Байкал". Он создан на основе двигателей РД-170 и РД-171, разработанных для РН "Энергия" и "Зенит". В марте 1999 г. макет двигателя был поставлен на ГКНПЦ им. Хруничева для интеграции интерфейса РН и двигателя.

Для обеспечения наиболее экономичного профиля полета РН двигатель позволяет изменять тягу в полете в пределах от 100% до 38% от номинального значения.


РД-191
Компоненты топлива
окислительжидкий кислород
топливокеросин
Тяга, тс
на Земле196
в пустоте212,6
Удельный импульс тяги, с
на Земле310,7
в пустоте337

"Воздушный Старт"





Мысль о запуске ракеты-носителя с самолета давно рассматривается различными компаниями. К преимуществам такого варианта можно отнести тот факт, что запуск можно производить с максимально выгодного географического положения. Также, производя запуски над океаном, можно избавиться от многочисленных проблем с решением вопросов по полям падения и страхованием третьих лиц на случай аварии. Из отечественных проектов можно вспомнить "Бурлак-Диана" — запуск РН с самолета Ту-160. Из иностранных (кстати, единственный действующий на сегодня) — РН Pegasus (компания Orbital Science Corporation), запускаемая с самолета B-52. Все российские проекты так пока и оставались на бумаге по причине отсутствия средств. Надо сказать, что американский проект тоже не стал сенсацией — OSC запускает "Пегасом" свои спутники системы Orbcomm, и нет никакой информации по заключенным контрактам на запуски других спутников.

Аэрокосмическая корпорация "Воздушный Старт" образована на базе созданной в мае 1997 г. совместной рабочей группы (АК "Полет" и КБ "Химавтоматики") для исследования возможности системы выведения КА на низкие орбиты, предусматривающей запуск РН десантированием ее из самолета Ан-124-100ВС.

Головным предприятием по созданию РН "Полет" является РКК "Энергия" им. С.П. Королева. Данная система позволит осуществлять вывод КА до 3-4 т на низкую орбиту и до 0,5-0,8 т на геостационарную.

По словам представителя компании, присутствующего на стенде, у "Воздушного Старта" есть финансовая поддержка, что позволяет серьезно относиться к объявленному сроку первого старта — 2004 г.

В дальнейшем предполагается осуществлять до 15 пусков в год.

Стоимость создания комплекса "Воздушный Старт" оценивается в 120-130 млн долларов. Период окупаемости проекта — 3,5 года с начала коммерческой эксплуатации. Создатели системы объясняют невысокую стоимость проекта наличием уже существующих компонентов, отработанных до высокой степени надежности: самолета, маршевых ЖРД для носителя, командных систем управления, наземных средств подготовки. Стоимость проекта отражает только финальную часть реализации — интеграцию всех систем. Однако, рассматривая уже существующие ракетно-космические системы, можно усомниться как в заявленной стоимости проекта, так и в сроках выполнения. С одной стороны, подобные проекты, использующие абсолютно новые системы запуска, требуют серьезной отработки. Достаточно вспомнить проект Sea Launch, пока так и не вышедший на заявленные несколько лет назад 7 пусков в год. С другой — выводимая масса аппаратов пока не захватывает самую перспективную нишу пускового рынка — крупных геостационарных спутников. Впрочем, этот носитель может вписаться в сильно продвигаемую сейчас концепцию малых геостационарных спутников. Анонсируемые возможности "Воздушного Старта" позволяют выводить спутники "Диалог", "Экспресс-1000" и "Руслан-М", на которые сейчас возлагается большая надежда. Совсем не исключено (даже, скорее, прогнозируемо) и возникновение через несколько лет очередного низкоорбитального бума — человечество так просто не откажется от идеи глобальной мобильной связи. Возможно, тут эта система с более низкой стоимостью вывода килограмма на орбиту окажется вне конкуренции.


НПО Машиностроения





Это предприятие представило "Руслан-М" — проект коммуникационного спутника, выводимого на ГСО РН легкого класса. Этот проект уже не раз освещался нашим изданием. Суть его состоит в том, что спутник выводится на опорную орбиту конверсионной РН "Стрела", после чего довыводится на ГСО при помощи собственной электрореактивной двигательной установки. При такой схеме вывода сильно возрастает время (до полугода), но сильно снижается стоимость.

На сегодня в НПО Машиностроения совместно с НИИ Радио закончена проработка полезной нагрузки для КА "Руслан". Новый вариант ПН позволяет использовать спутник как космический сегмент мультимедийных информационных систем. Пожалуй, что без такой возможности новому разработчику сегодня вряд ли удастся пробиться на рынок.

Представителями НПО была подтверждена информация о заключении контракта с МОКС "Интерспутник" на поставку двух КА и Центра управления. Но что-то сказать по срокам представители предприятия затруднились.




 
Теле-Спутник Октябрь 2001
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт