предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья
Компания Astrium - крупнейший европейский спутниковый разработчик
Последнее десятилетие прошло для спутниковой индустрии под знаком самых различных объединений. Объединялись разработчики космической техники и операторы, пусковые провайдеры и контент-производители. Объединения происходили под самыми разными "вывесками" — покупка одной компанией другой, организация холдингов и совместных предприятий, равноправное объединение компаний под одной крышей и названием. |
Все сводилось к тому, что максимально эффективно работать на столь непростом рынке, как производство и запуск спутников и предоставление услуг спутниковой связи, могут только очень крупные компании. К тому же разработка новых поколений спутниковых коммуникационных платформ, бортового ретрансляционного оборудования и ракет-носителей требовала все больших и больших капиталовложений, становясь не по плечу многим компаниям.
До недавнего времени мода на укрупнение и объединение царила за океаном — "Боинг" покупал "Дуглас", "Хьюз" покупал Spectrolab, после чего все тот же "Боинг" покупал "Хьюз". В результате, в руках этого концерна оказались сконцентрированы возможности по предоставлению услуг полного цикла — от разработки космического аппарата до эксплуатации его на орбите. Если же еще вспомнить, что Lockheed-Martin изначально была компанией, предоставляющий весь спектр спутниковых услуг (включая уже и операторские), то становится понятно, что противодействовать таким компаниям на рынке весьма и весьма не просто. Особенно остро вопрос о конкуренции американским аэрокосмическим компаниям стоит у европейских фирм. Поэтому был выбран аналогичный путь — создание большого концерна за счет объединения нескольких компаний. Так и появился европейский разработчик космической техники Astrium. История этой компании (точнее, объединений, предшествовавших последнему), можно сказать, началась с объединения Восточной и Западной Германии в 1989 г. Именно тогда, вобрав в себя предприятия бывшей социалистической страны, образовалась компания Daimler-Chrysler Aerospace. Год спустя произошло объединение Matra Espace и Marconi Space Systems, возникла компания Matra Marconi Space. В 1994 г. размер компании увеличился — были приобретены активы компании British Aerospace Space Systems. И, наконец, в Европейскую комиссию 1999 г. был подан на рассмотрение проект объединения компаний Matra-Marconi Space и Daimler-Chrysler Aerospace в одну — под названием Astrium. Надо сказать, что в США подобные объединения служат предметом долгого и тщательного изучения всякого рода антимонопольных комиссий. И зачастую выдача одобрения на объединение навязывает компании множество различных ограничений. Например, одним из условий приобретения "Боингом" компании Hughes Space & Communications был запрет на передачу информации от подразделения, занимающегося разработкой спутников, подразделению, занимающемуся разработкой ракет-носителей. Сделано это было из опасений, что информация о других, конкурирующих с "Боингом", РН, на которых запускаются спутники Boeing Satellite Systems (так стал называться Hughes Space & Communications), станет доступной разработчикам РН "Боинга". На образование Astrium Европейская комиссия тоже наложила ряд ограничений, но все они были довольно незначительны. Также нельзя не отметить довольно быстрое (меньше года) рассмотрение этого вопроса. Наверное, в Комиссии тоже понимали всю остроту вопроса конкуренции с американскими компаниями. Можно еще отметить, что примерно в это же время в Европе создавался (тоже путем объединения нескольких компаний) концерн по разработке и производству высокотехнологичной (в том числе и космической) продукции военного назначения — EADS. Эта операция тоже получила полное одобрение Еврокомиссии. Итак, в 2000 г. начала свою деятельность компания Astrium, принадлежащая на 50% Aerospatiale Matra (Франция) и BAE Systems (Великобритания), на 50% — Daimler-Chrysler Aerospace (Германия). Надо сказать, что она стала первой европейской аэрокосмической межнациональной компанией, включающей в себя предприятия Франции, Великобритании и Германии. Что касается вида деятельности, то Astrium работает во всех областях космической индустрии: земной сегмент, космические аппараты, ракеты-носители, орбитальная инфраструктура. Самым, разумеется, важным для нас является деятельность компании Astrium, как разработчика и поставщика телекоммуникационных космических аппаратов. |
Astrium представляет КА для самых разных видов телекоммуникационного сервиса: непосредственного телевещания, VSAT- и корпоративных сетей, ретрансляции ТВ-сигнала, мобильной связи, правительственных и военных сетей связи. Потребителю предоставляется система "под ключ": разработка, производство, запуск, управление КА на орбите, создание земного сегмента коммуникационной сети. В качестве заказчиков Astrium по высокомощным спутникам телевещания выступают: Intelsat, Eutelsat, Societe Europeenne de Satellites, Singapore Telecom and Chunghwa Telecom Co. Ltd (Тайвань), Worldspace Inc., Nilesat (Египет).
Также Astrium был партнером по созданию КА GlobalStar. Компания разрабатывала и поставляла солнечные панели и систему ориентации КА в пространстве. Помимо спутников Hot Bird, Astra 2B, Nilesat, ASIASTAR, AMERISTAR, AFRISTAR, Telecom, Hispasat и других известных, Astrium был поставщиком экспериментального спутника связи Stentor. Заказчиком спутника было космическое агентство Франции CNES. Многие операторы сегодня заказывают спутники нового поколения для предоставления мультимедийных спутниковых услуг. Заказаны такие спутники и Astrium. В апреле 2001 г. был подписан контракт между компаниями Astrium и Eutelsat на поставку спутника W3A, его запуск намечен на 2003 г. За последние пять лет это седьмой спутник, заказанный Eutelsat у Astrium. Astrium выбран контрактором по поставке КА "Инмарсат" 4 серии, предназначенных для создания сети спутниковой мобильной высокоскоростной передачи данных. Также Astrium выбран "Интелсатом" в качестве поставщика двух спутников Intelsat NI-Alpha, на которые оператор возлагает большие надежды по организации мультимедийных сетей. На протяжении многих лет Astrium является поставщиком коммуникационных спутников военного назначения. Аппараты Skynet нескольких поколений работали и работают в интересах Министерства обороны Великобритании. Только в 2001 г. компанией был получен заказ на создание спутника следующего поколения — Skynet 5. Также услугами Astrium пользуется и Министерство обороны Франции. В 2000 г. |
был подписан контракт на создание и запуск серии спутников SYRACUSE III, первый из которых будет запущен в 2003 г. Вся программа продлится до 2007 г.
Astrium играет лидирующую роль в создании европейской системы спутниковой навигации Galileo. Для этого создано совместное предприятие между компаниями Astrium, Alcatel и Alenia. Этот проект разрабатывается под эгидой Европейской комиссии и Европейского Космического агентства. Система будет иметь 24 КА (по другим сведениям — 30 КА) на средних орбитах и несколько (пока не решено окончательно, сколько) КА на ГСО. Срок начала работы — 2005 г., функционирование системы в полном объеме — 2008 г. В апреле 2001 г. было принято решение о финансировании этой программы. Европейская комиссия и Европейское Космическое агентство, а также несколько частных компаний приняли решение о финансировании на сумму в 100 млн евро. К концу года предполагается собрать необходимую сумму в 1 млрд евро. В августе 2000 г. были успешно запущены и начали функционировать четыре спутника Cluster, предназначенные для исследования солнечного ветра и земной магнитосферы. Их заказчиком являлось Европейское Космическое агентство. Контрактором — компания Astrium. Эти исследования имеют важное значение для спутникового телевидения, связи и навигации, военных систем раннего обнаружения ракетных запусков — всех видов связи, использующих высокочастотный диапазон (солнечный ветер оказывает значительное влияние на ионосферу Земли, изменяя характер прохождения радиоволн). После объединения c DASA Astrium стал одним из учредителей совместного предприятия Eurockot, вторым учредителем которого является ГКНПЦ им. Хруничева. Цель этого предприятия — организация коммерческих запусков легких КА на низкие орбиты при помощи российской конверсионной РН "Рокот", создаваемой на основе боевой ракеты РС-19. 22 февраля 2001 г. Eurockot Launch Services (Германия) и его российский учредитель — ГКНПЦ им. Хруничева объявили о первом успехе своего совместного предприятия в России. Этот успех явился заключением контракта между ГКНПЦ и "Интерспутником" на произ- водство и запуск двух КА "Интерспутник-М1" и "Интерспутник-М2". Срок запуска — 2003 г. Запуск будет произведен РН "Рокот" с пусковой площадки в Плесецке. Демонстрационный пуск в мае 2000 г. показал готовность РН к коммерческой эксплуатации. На сегодня книга заказов Eurockot включает в себя 12 пусков. Ближайший намечен на осень 2001 г. Для программы Ariane 4 Astrium был разработчиком ЖРД для ускорителя, камеры сгорания двигателя третьей ступени, системы разделения полезной нагрузки Spelda, позволяющей запускать по два КА за пуск. Аналогичную систему — Dual Payload Attach Fitting (DPAF) — Astrium поставлял для РН Delta II. 16 ноября 2000 г. был произведен запуск РН Ariane 5 четырех спутников. Ariane вывел на орбиту один тяжелый коммуникационный спутник и три легких. Для вывода использовалась новая система разделения ASAP 5 (Ariane Structure for Auxiliary Payloads), разработанная Astrium. Эта система позволяет, наряду с тяжелыми спутниками, выводить на орбиту несколько мини- или микроспутников. РН Ariane 5 были запущены спутник PAS-1R и микроспутники STRV1c, STRV1d, AMSAT 3D. Данная система представляется Astrium как альтернатива РН легкого класса, которой пока в Европе не существует. Одним из основных направлений Astrium является разработка и производство двигательных систем и систем контроля ориентации объектов. Эти системы Astrium разрабатывает для РН и спутниковых платформ. Astrium стал поставщиком первого европейского элемента на Международной Космической станции, как партнер ГКНПЦ и РКК "Энергия" по созданию модуля "Звезда". Компания разработала и поставила систему управления данными модуля (Data Management System Russia — DMS-R). DMS-R (используя российское программное обеспечение) обеспечивает пространственную ориентацию объекта, а также ориентацию солнечных панелей и коммуникационных антенн. С прицелом на будущее начата разработка многоразового носителя. Маркетинговые исследования показали, что в будущем конкурентоспособным носителем на рынке может стать только частично или полностью многоразовая РН. В 1999 г. была начата работа по программе Phoenix — европейского демонстратора технологий многоразовой РН. Она ведется отделением Astrium — Business Division Space Infrastructure и партнерами компании — компаниями OHB и ZARM. Эта программа должна продемонстрировать правомочность технологий, используемых в создании многоразового носителя на экологически чистых компонентах топлива. В этой программе по максимуму используются технологические достижения и разработки программы европейских РН, в большей части — Ariane 5, что, по замыслу разработчиков, должно сильно снизить рискованность программы и ее стоимость. Предполагается, что РН осуществит горизонтальный взлет, совершит суборбитальный полет, отделив в апогее полезную нагрузку и разгонный блок. После чего РН совершит посадку, как самолет. |
|
|
Уважаемые посетители! |
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:
|
|