предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья
В мире спутникового и кабельного телевидения
"Спокойно, господа! Без паники!"Еще год назад три главных кабельных оператора Европы — UPC, Telewest и NTL — готовились к отражению угрозы со стороны нового и, казалось, грозного конкурента, цифрового эфирного телевидения (ЦЭТ) (digital terrestrial television — DTT). Этой угрозе мы посвятили публикации "Дон Кихот на сцене британских медиа" (T/C №3, 2000, стр. 12) и "Прошел год" (T/C №3, 2001, стр. 17). В то время у операторов кабельного ТВ имелись очень серьезные опасения, что "предлагаемая эфирным телевидением концепция по формуле plug-and-play может соблазнить как существующих кабельных подписчиков, так и потенциальных зрителей". Но сегодня аналитики всячески успокаивают кабельные компании и призывают их "расслабиться". Анализ ситуации на рынке показывает, что, "невзирая на значительные технические достижения цифрового эфирного телевидения (более 30 каналов и интерактивные услуги)", желающих воспользоваться всеми этими благами относительно немного. Британия по праву считается самым развитым рынком цифрового эфирного телевидения в Европе. Компания ONdigital, о которой мы рассказывали в предыдущих публикациях, уже перевалила за миллион подписчиков. Однако, по самым оптимистическим прогнозам, она не достигнет двухмиллионной отметки даже к концу 2002 года. Ходят слухи о том, что ONdigital планирует изменить свою фабричную марку. И это тоже считают сигналом некоторого неблагополучия в делах все еще процветающей компании. Во Франции также предполагается запуск предприятий ЦЭТ. В настоящее время здесь идет настройка его структуры. Планы развития эфирного телевидения поддерживает министр культуры Катерина Таска. И хотя на нее оказывается определенное давление со стороны лоббистов кабельного ТВ, но она высказывается в пользу "плюралистического подхода". Министр заявляет, что "новые трансляционные башни ЦЭТ будут построены на протяжении следующих двух лет. К концу 2002 года свыше 70% французского населения смогут принимать передачи системы ЦЭТ". Чтобы успокоить кабельных операторов К. Таска пообещала, что "аналоговая система ТВ трансляции будет выключена в 2008 году, открывая новое жизненное пространство для кабельных систем". В Германии также планируется создание системы ЦЭТ. Однако германские аналитики указывают на тот факт, что "большинство зрителей страны уже являются подписчиками кабельных или спутниковых DTH операторов. Поэтому перспективы прогресса ЦЭТ на этом крупнейшем ТВ рынке Европы кажутся крайне сомнительными". Кроме того, местные наблюдатели напоминают, что "компания UPC вновь стала на тропу консолидации. Ее германские кабельные предприятия объединяются с компанией PrimaCom, в которой UPC принадлежит 25,1% пакета". Если это объединение будет осуществлено, то UPC станет вторым крупнейшим кабельным оператором Германии после Deutsche Telekom. При наличии в стране двух таких мощных кабельных операторов вряд ли еще кто-либо сможет оказать им сколько-нибудь ощутимую конкуренцию. И, наконец, вновь вернемся в Британию. Здесь много писали о финансовых проблемах компании Telewest, входящей в тройку крупнейших европейских кабельных операторов. Недавно ее правление сняло завесу секретности с комплекса мероприятий, нацеленных на реструктуризацию долга компании, насчитывающего 3,3 млрд фунтов. Аналитики ожидают, что при успешной реализации этих мероприятий Telewest станет безубыточной компанией уже в 2003 году. Пол Маунт, аналитик телекоммуникационного бизнеса из компании Nomura Security, очень высоко оценивает роль Боба Фулера, нового администратора кабельного подразделения Telewest. Фулер сосредоточил свои усилия на улучшении обслуживания подписчиков и развертывании цифровых услуг. На сегодня приблизительно 28% подписной базы Telewest связаны с цифровыми услугами. Естественно, что расширение этого показателя требует введения новых пользовательских комплектов (set-top box). А для этого нужны немалые инвестиции. Однако цифровые услуги привлекают новых подписчиков. Аналитики считают, что "к концу 2001 года дела UPC, Telewest и NTL существенно улучшатся, невзирая на присутствие на этой сцене ЦЭТ (DTT)". Мы уважаем мнение этих специалистов. Однако не забудем и то, что после пренебрежительного отношения к этой новой системе ТВ, кабельные операторы пережили немало тревог и волнений или даже что-то очень похожее на панику. |
"От ненависти до любви..."Вы, конечно, знаете эту народную поговорку. Правда, в нашей истории речь пойдет не о ненависти, а, скорее, об антипатии, которую мы при первом знакомстве испытали в отношении мистера Клайтона Моури, исполнительного директора Ассоциации Спутниковой Индустрии (SIA) США. Наше негативное отношение к мистеру Моури было связано с проблемой пусковых квот для России, Украины и Китая. Об этих квотах, вызывавших у нас соответствующую реакцию, мы рассказали в давней публикации "Русские идут" (T/C №5, 1997, стр. 72). В то время мистер Моури был ярым сторонником и пропагандистом этих открыто дискриминационных мероприятий правительства США. Однако по прошествии некоторого времени, стал возобладать здравый смысл. Мистер Моури осознал бесперспективность этой политики, ее пагубность для космической индустрии самих США, и выступил за ее прекращение. Далее, как мы помним, правительство США начало проводить политику жесткого лицензирования продукции разных отраслей коммерческого аэрокосмического комплекса и препятствовать сотрудничеству своих компаний с аналогичными компаниями других стран мира. Свое отношение к этим процессам мы попытались выразить в публикациях "Каша" (T/C №9, 1999, стр. 14), "Как потерять друзей" (T/C №12, 1999, стр. 16) и ""Шутки" бюрократов" (T/C №6, 2000, стр. 16). Материал для этих публикаций мы почерпнули из выступлений мистера Моури. Наша антипатия к нему переросла не в любовь, но в откровенную симпатию. Вот и сейчас его очередное выступление в майском номере журнала Via Satellite дало нам материал, с которым мы хотим вас познакомить. Моури рекомендует нам посетить мировые фондовые биржи — Nikkei в Японии, NASDAQ или Dow Jones Industrial Average в США, и целый ряд других мировых финансовых центров. Это посещение открывает любопытную картину — бурное падение цен на акции Интернет-предприятий и связанных с ними компаний высоких технологий. Спутниковая индустрия не избежала этого "побоища". Падают цены акций многих знаменитых компаний. Банкротства и сокращения производства в некоторых секторах индустрии заставляют вспомнить о пресловутом "сглазе". Более чем осторожные прогнозы многих авторитетных аналитиков негативно воздействуют на крупнейших инвесторов. Финансовым деятелям внушается мысль о том, что "вы должны быть счастливы, если ваши деньги не вложены в спутниковую индустрию". Возникает вопрос, насколько оправданы действия тех, кто всеми способами понижает цены акций в спутниковой и смежных с нею отраслях? И как на самом деле обстоят дела спутниковой индустрии с точки зрения продаж, доходов и развития? Возглавляемая мистером Моури Satellite Industry Association (SIA) — Ассоциация Спутниковой Индустрии недавно закончила свое четвертое ежегодное исследование, которое охватывает более 800 международных компаний, связанных с коммерческими спутниковыми телекоммуникациями. Цель исследования заключалась в получении контрольных статистических данных по доходам и занятости в этой индустрии. Оно выполнялось специалистами компании Futron Corp. по четырем ключевым сегментам индустрии: строительство коммерческих спутников, аренда транспондеров/розничная продажа спутниковых услуг, изготовление наземного оборудования и пусковые услуги. Полученные результаты находятся в удивительном противоречии с тем, что происходит на фондовых биржах. Исследования за 2000 год демонстрируют солидный рост в большинстве секторов коммерческой спутниковой индустрии. В общем и целом доходы от всемирной спутниковой индустрии достигли 81,1 млрд долларов, что на 17% выше итога 1999 года — 69 млрд долларов. Очевидно, что спутниковые услуги, как и прежде, являются движущей силой роста в других секторах: строительстве спутников, пусковых услугах и создании наземного оборудования. На спутниковые услуги приходится почти половина общих доходов индустрии — 39,5 млрд долларов. За аренду транспондеров получено 8,4 млрд, по сравнению с 8,1 млрд долларов в предыдущем году. Отмечается и неуклонный рост рынка трафика IP данных. Но самое сильное впечатление производят цифры от подписки, или "розничной продажи" спутниковых услуг, включая и ТВ вещание. Здесь доходы подскочили от 22,5 млрд в 1999 до 31,5 млрд долларов в 2000 году. Рост подписки на рынках DTH спутникового ТВ в США, Латинской Америке и Европе продолжает содействовать росту доходов в этом динамичном секторе индустрии. Далее идет производство наземного оборудования. В 2000 году за него выручено 17,7 млрд долларов по сравнению с 16 млрд в 1999. Заказы на домашние спутниковые "тарелки", пользовательские комплекты (set-top box) и VSAT системы дали 10% прироста в этом индустриальном сегменте. Кажется, что и строительство коммерческих спутников в 2000 году начало оправляться после предыдущих потрясений. В бухгалтерские книги европейских и американских компаний был внесен ряд новых заказов. Исследование показало, что доходы основных строительных подрядчиков и субподрядчиков в 2000 году перевалили отметку 16 млрд долларов. Ожидается, что в 2001 году эта цифра также будет превзойдена, так как началось конструирование нескольких новых спутниковых систем Ka-диапазона. Для пусковой индустрии начало 2000-го выглядело достаточно уныло. Однако всплеск деловой активности в конце года изменил этот неприглядный пейзаж. Доходы главных пусковиков и их смежников достигли 8,2 млрд долларов. Явно лучше, чем 6,6 млрд в 1999-м. Все эти цифры дают основания считать, что спутниковая индустрия здорова и имеет хорошие перспективы для дальнейшего роста. Тем большее удивление вызывают мрачные прогнозы биржевых аналитиков. Нельзя сказать, что у индустрии нет никаких проблем. Здесь мистер Моури вновь обращает внимание на "экспортное лицензирование, которое продолжает мешать международной кооперации и продажам ведущих компаний США". Провайдеры спутниковых услуг и производители наземного оборудования продолжают бороться за открытый доступ на мировые рынки. Еще одной проблемой в США является острая конкуренция за спектр между спутниковыми коммуникационными компаниями и компаниями цифрового эфирного телевидения (ЦЭТ — DTT). Это вынуждает спутниковые компании к уступкам или к разделению спектра на совокупность поддиапазонов. Анализ исследования, выполненного специалистами Futron по заказу SIA, внушает мистеру Моури "оптимизм и веру в ближайшее будущее индустрии". Futron предсказывает, что "спутниковая индустрия в ближайшее время должна превысить отметку в 90 млрд долларов годового дохода". Поэтому мистер Моури считает, что "спутниковые компании должны продолжать делать то, что они уже делают на протяжении трех десятилетий — внедрять новую технику и создавать все более ценные коммуникационные услуги. До тех пор, пока это происходит, мы будем продолжать преуспевать". Со своей стороны мы желаем мистеру Моури, чтобы его пожелания полностью оправдались. |
"Факты — упрямая вещь!"А особенно, если эти факты подкрепляются цифрами. Так вот, и факты и цифры утверждают, что на протяжении последнего десятилетия "развлечения для взрослых" (adult entertainment) были одним из ключевых факторов развития кабельного и спутникового бизнеса в Америке и Европе. Немногие обозреватели индустрии платного ТВ готовы признать этот факт публично. Много хвалебных од звучит в адрес спортивных программ и кинофильмов. Однако компания Private Media Group в своем ежегодном отчете сообщает, что американская индустрия секса (видеофильмы, компьютерная порнография и ряд других, неизвестных в нашей стране развлечений) принесла в 1996 году доход в размере 8 млрд долларов. Для сравнения сообщается, что студии Голливуда дали своим инвесторам в этом же году 6 млрд долларов. Этой компании можно верить, так как она начиная с 60-х годов прошлого века является одним из ключевых игроков на этом рынке. И ее утверждение, что "теперь порнография рассматривается как необходимая часть ТВ продукции, предлагаемой в Европе и США", — не вызывает сомнения. В число очень сильных игроков на европейском рынке развлечений для взрослых входят компании BSkyB, Canal Plus и TV 1000, принадлежащая компаниям MTG и UPC. Они идут в фарватере у таких американских кабельных гигантов, как Time Warner, TCI, Cablevision и Comcast, годами торгующих "мягкой" порнографией. Авторы доклада Private Media Group (PMG) уверены в том, что "рынок развлечений для взрослых существенно вырастет в ближайшие годы. Этому способствуют технологические достижения и растущий доступ в Интернет. Они обеспечивают приватный и безопасный доступ к соответствующим материалам". Этот взгляд разделяют и специалисты из журнала Forbs, которые убеждены, что "ни одна компания не занимает лучшей позиции на американском рынке для получения преимуществ режима online, чем компания PMG". Что касается Европы, то ее нельзя рассматривать как некий однородный рынок развлечений для взрослых. Большая часть европейских стран допускает существование каналов "мягкой" порнографии, но отношение к Triple X, или наиболее откровенной порнографии, изменяется от страны к стране, от рынка к рынку. В пуританской Британии компания Sky Digital является владельцем одного из самых обширных в Европе пакетов "мягкой" порнографии. Но в Британии действует один из самых жестких режимов, регулирующих распространение этой продукции. Правительственная Независимая Телевизионная Комиссия (Independent Television Commission) не возражает против "нагого тела на ТВ экране", но не более того. Уильям Кэмпбел, руководитель компании Playboy Television International (PTVI), находит "забавным" тот факт, что "британский рынок характеризуется как самой жесткой конкуренцией, так и наиболее строгими ограничениями". Для сравнения он указывает, что "в некоторых частях Восточной Европы вы найдете материалы Triple X в базовом звене платного ТВ на протяжении круглых суток". Большая часть Европы находится где-то между этими двумя крайностями. Германия, по словам Кэмпбела, "разделяет эту чувствительность Британии (несмотря на переживающий бум рынок самых откровенных видео), в то время как в Нидерландах без помех работают каналы Triple X типа Eurotica". Во Франции компания Canal Plus также делает большой бизнес как на мягкой порнографии (Single X), так и на тяжелой Triple X. Все страны Скандинавии (за исключением Норвегии) и Испания близки к позиции Дании, которую специалисты деликатно называют "либеральной". Однако подлинным рыночным лидером Европы в этой "интересной" области может быть названа компания PTVI. Она владеет тремя сетями — Playboy TV, The Adult Channel и Spice (острота, пикантность). Свой первый "набег" на этот рынок компания начала в 1995 году, запустив канал Playboy в Британии и странах Бенилюкса. Впоследствии были куплены еще два канала в 1998 и 1999 годах соответственно. Компания Spice Entertainment Inc., этот "пикантный" конкурент Playboy в Америке, была поглощена в 1999 году, а в марте 2001 года она дебютировала в Британии в виде слегка завуалированной порнографической PPV услуги на платформе Sky Digital. Что касается PTVI в целом, то с момента своего появления в Британии в 1995 году, она распространила свой бизнес по всей Европе. Базовая стратегия компании, по словам мистера Кэмпбела, "заключается в том, чтобы предлагать пользователям для просмотра все, что они хотят и в любой комбинации". Эта стратегия приносит компании неплохие доходы. Так, в Британии Playboy TV и The Adult Channel совместно предлагают свои программы на платформе Sky Digital в двух вариантах. Либо по цене 8,99 фунта в месяц, либо по 5 фунтов за ночь. В первом случае с 20:00 до 24:00 подписчик получает "более мягкие и более деликатные программы", а во втором, с нуля часов и до четырех утра идут "программы с перцем и менее обаятельные". Во Франции Playboy занимает интервал с 20:00 до полуночи на PPV канале Kiosque на Canalsatellite, цифровой платформе Canal Plus. В Скандинавии Playboy выходит на платформе Viasat Broadcasting, принадлежащей компании Modern Times Group. А его партнер, The Adult Channel работает на конкурирующей платформе Canal Digital. "В нашем подходе к тому или иному рынку мы руководствуемся местной законодательной средой", — объясняет мистер Кэмпбел. Там, где программы Triple X не возбраняются законом, каналы Playboy и The Adult Channel делают их основой своих пакетов. Им отведено главное место в кабельном пакете компании UPC Start в Нидерландах. Хотя эти два канала пользуются исключительной популярностью, но не только на них строится бизнес развлечений для взрослых компании PTVI в Европе. Да и не она одна, как мы уже выяснили, промышляет этим, хотя и не очень почтенным, но зато доходным бизнесом. |
"Фениксы" низких околоземных орбит (LEO)Западные операторы иногда называют свои спутники птицами (birds). Но никому из них не приходило в голову назвать свой спутник или даже целую систему птицей Феникс (Phoenix) — восстающей из пепла птицей древнегреческой легенды. Но сейчас имя легендарной птицы вспоминают, говоря о потерпевших крах системах Iridium, Globalstar, ICO и Orbcomm. Мы так часто вспоминали об этих космических банкротах, что не будем утомлять вас ссылками на наши былые публикации. Казалось, что спутниковая индустрия перешагнула этап низкоорбитальных систем и движется дальше. Однако некоторые недавние события указывают на возможность их возрождения, подобно упомянутой нами птице. Вроде бы этот сектор спутниковой индустрии потерпел сокрушительное поражение. Потери миллиардов долларов ударили по всем компаниям, так или иначе связанным с реализацией проектов Iridium, Globalstar, ICO и Orbcom. Инвесторы, "обожженные нереализованными бизнес-планами, закрыли для них свои двери и карманы". Но, вопреки всему, у двух из этих неудачников "появляется второй шанс для того, чтобы добиться успеха и стать космическим Фениксом". Речь идет об Iridium и Orbcomm. Система Iridium была спроектирована для предоставления глобальной телефонной связи при использовании портативных переносных аппаратов. Система Orbcomm предназначена для текущего оперативного управления удаленными от владельцев имущественными комплексами. О последних разработках, созданных для этих систем, недавно сообщали журналы Satellite Today и Satellite News. Что касается Iridium, то история ее банкротства хорошо известна всем, кто связан со спутниковой индустрией. Здесь потерпела крах компания Iridium LLC, и здесь пытается добиться успеха ее преемник — Iridium Satellite LLC. Новая компания "открыла новый межсетевой переход (шлюз) Tempe в штате Аризона, как первый шаг в попытке стереть шрам, оставленный ее предшественницей". Правление компании заключило двухлетний контракт с Министерством обороны США на предоставление телефонных услуг. Это дало компании подписку в 20 000 человек. Дан Колласи, председатель Iridium Satellite LLC, сообщает, что "на следующем этапе мы должны дополнительно получить 40 000 подписчиков, чтобы достичь точки безубыточности". Ключевым моментом в деятельности новой компании является ее "ценовая политика единой ставки". Колласи сказал, что "согласно новым планам обслуживания, стоимость минуты разговора будет находиться в пределах от 1 до 1,5 долларов. Никакие дополнительные платежи для данного клиента не предусматриваются". Кроме того, компания будет предлагать передачу данных по тому же самому тарифу, что и для телефонного обслуживания. И, наконец, правление Iridium Satellite возлагает много надежд на деловые качества и связи Джино Пикассо, бывшего президента компании GE Spacenet Services. Он должен стать новым президентом компании. Что касается Orbcomm, то теперь ее владельцем стала компания International Licensees — консорциум партнеров и инвесторов Orbcomm. Все операции, связанные с банкротством компании и ее переходом в руки новых владельцев, были завершены 23 апреля этого года в суде по вопросам банкротств города Уилмингтона, штат Делавэр. Сегодня компания пытается реализовать новый жизнеспособный бизнес-план. Наблюдатели космической индустрии полагают, что "если бы не долговой якорь, то Iridium и Orbcomm уже сегодня могли бы предложить цены, которые были бы популярны у конечных пользователей". В прессе также сообщают о реорганизации компаний ICO и Teledesic. Никто из наблюдателей индустрии не берется предсказывать исход их усилий на новом этапе. Но в отношении Globalstar звучат нотки нескрываемого пессимизма. Пишут, что "Globalstar продолжает to flounder", то есть этот глагол можно перевести либо как "барахтается, пытаясь найти опору", или "идет ко дну". Но, кто бы ни писал о космических банкротах, все выражают надежду, что "они в конце концов добьются своих целей, и мы сможем переписать эту несчастную главу в истории спутниковой индустрии". И хотя это нечасто бывает в большом бизнесе, но не исключено, что "низкоорбитальные Фениксы" продолжат свой полет. |
Над кем смеялись?Вот уж, воистину, смеялись мы над собой, когда работали над материалом "Документомания" (T/C №5, 1999, стр. 22), в котором позволили себе иронизировать по поводу любви значительной части британской зрительской аудитории к жанру документального ТВ. Это уж, как говорится, "не от великого ума". Ведь и сами мы, грешные, не равнодушны к лентам Discovery и National Geographic. Да и вообще нам непростительно столь легкомысленное отношение к этому серьезному документальному жанру. Мы и в то время знали, что документальные каналы являются опорой бизнеса большинства многоканальных операторов. А сегодня быстрое распространение цифровой технологии привело в движение и этот жанр. Документальные сети стремятся к расширению своей аудитории, увеличивая количество каналов и расширяя тематику содержания. Одним из последствий этого процесса явилось обострение конкуренции на рынке документального ТВ. Возьмем, например, Британию. В первой волне европейских операторов платного ТВ возникла компания Discovery Communications International (DCI). А затем, в 90-х годах, на британский рынок платного документального ТВ вышли компании National Geographic Channel, A&E’s History Channel и UK Horizons, совместное предприятие BBC/Flextech. А за ними последовала и сеть цифрового эфирного телевидения (DTT) Carlton World. Так как цифровая технология предусматривает более длительные периоды вещания, то документальные сети ведут теперь передачи от 18 до 24 часов в сутки, зачастую используя повторяющийся шестичасовой цикл. Кроме того, цифровая технология предоставляет достаточную емкость для развития дополнительных интерактивных и video-on-demand (VOD) услуг. Это усиливает привлекательность предложения основных программ. Наблюдатели отмечают, что "сегодня главные игроки документального жанра стремятся захватить возможно большее "пространство на полке". И возглавляет их, без сомнения, компания Discovery Network Europe (DNE), в состав которой входят десять каналов. Семь из этих каналов стали доступны в момент запуска в Британии цифровой спутниковой платформы Sky Digital. С самого начала их рассматривали как часть ценного предложения этой платформы, и они получили самое широкое распространение. Джойс Тейлор, исполнительный директор DNE, рассказывает, что "правление компании сознательно рисковало, когда пошло на такое расширение портфеля DNE. Мы хотели достичь некоторой критической массы в количестве каналов. Мы решили, что если мы не попытаемся захватить наличное пространство, то это открыло бы возможность для других постепенно отнять нашу аудиторию". Кроме того, она полагает, что "обладание большим количеством каналов позволяет DNE нацеливаться на более широкий диапазон аудитории и более эффективно удовлетворять потребности зрителей". В качестве примера они приводит канал Discovery Health, программы которого посвящены проблемам женского здоровья. Она считает, что канал привлек такую женскую аудиторию, которая не была бы охвачена без наличия этой тематики. Тейлор утверждает, что "мы переживаем ранние дни многоканальной стратегии, и Discovery все еще находится на этапе обучения". К одним из наиболее существенных вопросов относится метод использования зрителями электронных справочников программ (EPG). Этот справочник содержит названия программ. По мнению специалистов DNE, эти названия являются столь же важными, как и марка канала. Название мгновенно и кратко должно представить зрителю информацию о содержании предлагаемой ему программы. Это непростая задача, если учесть ограниченности знакового пространства справочника. Другая ключевая проблема связана с "тем путем, по которому зритель вступает в мир Discovery". Теоретически предполагается, что зритель начинает с программ главного канала Discovery Channel, а затем, если он не нашел своей программы, переходит в другие каналы. Специалисты опасаются, что "если зритель начал просмотр с дополнительных, узкоспециализированных каналов, то, не найдя материала для себя, он потеряет интерес и навсегда покинет вселенную Discovery". Главным оружием в борьбе с этой угрозой Тейлор считает "серьезную маркетинговую поддержку двух основных каналов — Discovery и Animal Planet". Эта поддержка предусматривает и предоставление подписчику премиального содержания. "Мы интенсивно рекламируем их и предлагаем содержимое нашей фильмотеки как дополнительную ценность", — добавила она. На первое место Тейлор ставит широкую интенсивную рекламу. Она полагает, что само по себе увеличение числа документальных каналов ничего не дает для привлечения зрителя, не захваченного жанром документального ТВ. Тейлор убеждена, что "если цифровой подписчик не нажимает на клавишу "новости и документы" в электронном справочнике платформы Sky Digital, то не имеет значения, сколько каналов вы ему предлагаете — один или пятьдесят". Поэтому она всеми способами пропагандирует марку Discovery. Так, канал Discovery Kids широко представлен в каталогах программ для детей. Тейлор энергично добивается, чтобы программы канала Animal Planet были внесены в каталог развлекательных программ платформы Sky Digital. Компания DNE со своими десятью каналами прочно утвердила себя на британской почве. Но ей этого откровенно мало. Она имеет ряд каналов на севере Европы на платформе Canal Digital. Это совместное предприятие компания Canal Plus и Telenor. Также сильны позиции DNE в Нидерландах и Дании, хотя доходы здесь существенно ниже, чем в Англии. И, честное слово, мы были бы совсем не против, когда этот список пополнила и наша страна. Мы теперь вполне серьезно относимся к документальному жанру, без всякой там "документомании". |
Опростоволосились!По-другому не скажешь. Мы ухитрились не заметить события, которое оказалось в центре внимания мировой спутниковой индустрии. Спасибо очаровательной девушке Синтии Боэке, редактору уважаемого нами журнала Via Satellite, которая указала нам наш промах. Речь идет действительно о незаурядном происшествии. На конференции SATELLITE 2001 всемирно известный спутниковый оператор SES Astra объявил о покупке другого гиганта, компании GE Americom, за 5 млрд долларов. В результате родилась компании SES Global, крупнейший в мире спутниковый оператор. Его флот насчитывает 28 спутников, а годовой доход превысит 1,3 млрд долларов. Наблюдатели считают, что, начиная с этого события, на индустрию обрушится шквал укрупнений и объединений. Некоторые из них напоминают о том, что "больше — это не всегда лучше". Другие указывают на то, что "эта тенденция роста является благом для спутниковой индустрии". Нельзя сказать, что образование новой гигантской компании является чем-то исключительным. Первоначально волна укрупнений обрушилась на строителей компонентов космической станции. В результате родились такие могучие компании, как L-3 Communications, TriPoint Global, и ряд других. Но их появление не вызвало особой сенсации. Другой разговор, когда дело коснулось сделки SES — GE Americom. Речь идет о компаниях, выдающихся, как по своему значению в мировой спутниковой индустрии, так и по размеру стоящих за ними капиталов. По мнению специалистов, новая компания должна сыграть важную роль в восстановлении доверия Уолстрита к спутниковой индустрии. Имеется ряд причин, по которым эта сделка купли — продажи могла бы вернуть инвесторов, все еще не опомнившихся от потерь, связанных с крахом систем Iridium и Globalstar, в "астрономический сектор рынка коммуникаций". Прежде всего, аналитики Уолстрита полагают, что на рынке имеется избыточная транспондерная емкость. В результате цены на нее понижаются. И хотя для пользователей емкости это, конечно, неплохо, но отрицательно влияет на доходы многих спутниковых операторов. При таком положении дел им есть смысл объединяться. Объединения позволят операторам разделить между собой накладные расходы и стоимость маркетинга своих услуг. Они смогут создавать сбережения, которые позволят им действовать более эффективно и увеличить свои доходные резервы. Характерно, что компания SES Global планирует продолжить движение в сторону укрупнения. Правление оператора намерено искать новые объекты для купли в США. По этому же пути собираются двинуться Intelsat, Inmarsat и Eutelsat. Специалисты сулят им успех, так как они обладают обширной и постоянной клиентурой и многолетним опытом получения высоких доходов. Скорее всего, они вернут интерес Уолстрита к спутниковому сектору. "Процесс пошел", — сказал наш знаменитый соотечественник. И конца ему не предвидится. Вопрос заключается только в том, "кто кого купит, и сколько в конечном счете останется сверхкрупных операторов?". Некоторые эксперты полагают, что "через год, или около этого, на спутниковом рынке будут доминировать четыре или пять глобальных игроков". А что касается локальных операторов, владевших одним-двумя спутниками, то время их, увы, прошло. Перспектива глобальных укрупнений становится все более реальной и в других областях спутниковой индустрии. Мировые провайдеры пусковых услуг яростно сражаются за преуспевание на этом рынке, характеризующемся суперконкуренцией. Компании находятся под давлением взаимоисключающих требований. С одной стороны, от них требуют абсолютной надежности, а с другой — снижения цен за услуги. И это происходит на рынке, где предложение носителей далеко превосходит потребности заказчиков. Такая ситуация неизбежно приведет к покупкам, объединениям или деловым альянсам. Одним словом, можно сказать, что на индустрию идет вал консолидации в тех или иных формах. В этом процессе есть свои за и против. А главное, "есть надежда восстановить те мосты к инвесторам, которые были разрушены в результате нереальных посулов предыдущего периода". |
"В Греции все есть!"Так утверждал колоритный герой всем знакомой старой кинокомедии. Он был убежден, что даже "крокодилы в Греции есть". Крокодилов в Греции, конечно, нет, разве что где-нибудь в зоопарке. А вот телевидение в этой стране есть. И странно то, что у нас нет ни одной посвященной ей публикации. Древняя Греция, как мы знаем, оставила свой неизгладимый след в истории развития цивилизации. Что касается современности, то здесь она играет гораздо более скромную роль. Это отчетливо видно при знакомстве с ее телевизионным рынком. Сравнительно недавняя отмена правительственных запретов и ограничений привела к бурному росту числа частных эфирных каналов, вещающих в обширном диапазоне частот. Что касается спутникового телевидения, то на его долю сегодня приходится менее 1% зрительской аудитории. Однако положение дел здесь меняется. За последние два года рост интереса к цифровому спутниковому ТВ оказал существенное воздействие на всю телевизионную атмосферу этой страны. С начала 2000 года здесь работает цифровая спутниковая платформа Nova — первая в Греции. Она принадлежит компании Multichoice Hellas, которая также управляет тремя каналами аналогового платного ТВ — Filmnet, K-TV и Supersport. Есть информация о предполагаемых коммерческих запусках еще двух цифровых спутниковых платформ — Alpha Digital, о которой мы расскажем несколько позже. А на вторую получила лицензию компания Interactive SA. Но, кроме деклараций о намерениях, за этим проектом пока еще ничего нет. Кроме этого в греческой телевизионной индустрии наблюдаются существенные изменения в сфере эфирного ТВ. Не стоит удивляться тому, что планы развития цифрового эфирного ТВ и уже существующего в стране аналогового платного ТВ тесно связаны. За ними стоят одни и те же игроки. Одним из самых крупных операторов греческого ТВ является компания Hellenic Telecommunications Organisation (OTE). Именно она планирует запуск второй цифровой платформы. Правление OTE решило объявить международный конкурс (тендер) на вторую фазу разработки и модернизации ее проекта. Предварительно компания подписала меморандум о взаимопонимании с государственными компаниями Hellenic Radio and Television (ERT) и Alpha Television. Речь идет о создании совместного предприятия цифрового спутникового платного ТВ. Все три компании будут владеть равными долями в новой компании цифрового подписного ТВ и интерактивных услуг. А этой компании, в свою очередь, будут принадлежать 30% пакета в концерне OTE Media, который также еще предстоит создать. По условиям договора все три партнера должны инвестировать в этот проект к концу года 88 млн евро. Нас удивила информация, которая появилась в греческой прессе. Местные наблюдатели сообщают, что "этот договор был проведен под нажимом греческого правительства, и правление OTE не видит в нем перспектив для дальнейшего бизнеса". Правда, несколько позднее мы поняли, в чем тут дело. По мнению местных наблюдателей, "размер рынка вещания в Греции мал, и вряд ли здесь есть потребность в нескольких конкурирующих цифровых спутниковых платформах". Но если это понятно наблюдателям и правлению OTE, то почему этого не видят или не хотят видеть влиятельные правительственные чиновники. А этим чиновникам так хочется иметь несколько платформ, что они приняли решение об использовании совместимой технологии декодирования на всех платформах. Что касается распространения платного ТВ, то оператор pay-TV, компания Multichoice Hellas, сообщает, что на нее приходится 10% зрительской аудитории страны. Изобилие в Греции бесплатных эфирных каналов рассматривается как главное препятствие развитию платного ТВ. Средний греческий зритель, с весьма ограниченным уровнем достатка, имеет доступ к большому числу бесплатных телевизионных услуг. И поэтому, как пишет один из местных обозревателей, "его необходимо познакомить с культурой платного ТВ, которая включает покупку нового приемного оборудования и ежемесячные подписные платежи". (Ну а мы, честно говоря, думаем, что здесь дело не в "культуре", а в содержимом кошелька.) Он добавляет, что "спутниковые операторы должны предлагать своим подписчикам привлекательные телевизионные и интерактивные услуги по приемлемым ценам". (Мы бы хотели, чтобы наши российские операторы действовали таким же образом.) Кейф Фостер, генеральный менеджер компании Multichoice Hellas, полагает, что "греки привержены внедрению высоких технологий. Свидетельством этого является широкое распространение в Греции сотовых телефонов". Поэтому он считает, что "греческие ТВ зрители будут испытывать воодушевление в отношении платного ТВ и цифрового спутникового ТВ". "Мы полагаем, что если поставлять высококачественный, стоящий своих денег продукт, то они будут готовы платить. Рост нашей услуги платного эфирного аналогового ТВ за шесть лет с начала запуска является доказательством этого", — говорит Фостер. Фостер убежден в хороших перспективах роста цифровых услуг платформы Nova. И он решительно выступает против планов создания конкурирующих цифровых платформ, повторяя уже приведенные нами ранее доводы. Платформа Nova, работающая под управлением компании Multichoice Hellas, получила правительственную лицензию 16 декабря 1999 года. Предварительно ее деятельность была одобрена Наблюдательной комиссией по национальному вещанию (NBC). В марте 2001 года Nova насчитывала 65 000 подписчиков. Большую их половину составляют люди в возрасте от 25 до 44 лет. А всего, с тех пор, как Multichoice Hellas начала вещание в 1994 году, она привлекла 360 000 цифровых и аналоговых подписчиков. Для такой небольшой страны, как Греция, это совсем неплохо. В общем в Греции есть далеко не все, но то, что в ней существует достаточно обширный, энергично развивающийся ТВ рынок — не вызывает сомнений. |
Съесть или быть съеденнымНет, мы не собираемся развлекать вас, дорогой читатель, историей из жизни беспощадных джунглей. Совсем нет! Мы просто продолжим разговор на поднятую выше тему. Итак, компания SES Global сделала заявку на лидерство среди спутниковых операторов. Дела других, более мелких, европейских спутниковых операторов — Telenor, Europesat, Hispasat, Turksat и Eurasiasat, на сегодня обстоят неплохо. И даже такие панрегиональные операторы, как New Skies Satellite и Panamsat, спутники которых работают над территорией Европы, не портят игру своих менее мощных коллег. И, тем не менее, аналитики считают, что "спутниковая индустрия обязательно последует по стопам индустрии медиа и телекоммуникаций". А поэтому "мелкая рыбешка обязательно будет поглощена более крупными операторами". SES, как мы видели, уже проделала эту операцию с компаниями GE-Americom и NSAB. По этому же пути приобретений, по мнению большинства наблюдателей, двинется и Eutelsat после 2 июля, то есть после долгожданной приватизации этого межправительственного оператора. Парижская компания Euroconsult предсказывает, что "в результате предполагаемого процесса консолидации объем спутникового инвентаря над Европой существенно уменьшится. Если сегодня Западную Европу обслуживает 71 спутник, то к 2009 году их останется только 54. А вместо 62 спутников для центральной и восточной частей континента их, соответственно, останется 50". Но европейским подписчикам нечего бояться. Все эти спутники будут более крупными, более мощными, с большим временем оперативной жизни. Аналитики полагают, что число активных транспондеров над Европой более чем удвоится. Это должно дать впечатляющую экономию с точки зрения расходов на запуски спутников и затрат на их эксплуатацию. Некоторым предзнаменованием реализации этих предсказаний явился заказ компанией New Skies Satellite (NSS) гигантского спутника на платформе Boeing/Hughes HS-702. Спутник будет размещен на позиции 105° з.д., и уже получил название NSS-8. На нем предполагается установить 88 транспондеров C-диапазона. В зону облучения этого спутника попадают все 50 штатов США, вся Центральная и Южная Америка. Попасть на этот рынок, на котором длительное время доминируют нынешние игроки, дело не из легких. Компания New Skies должна предложить клиентам лучшие технические решения и более благоприятные коммерческие условия. "С новым спутником мы сделаем это", — говорит Боб Росс, главный администратор NSS. Спутник планируется запустить в третьем квартале 2002 года с платформы Sea Lаunch. Он также позволит NSS включить в зону своего охвата Европу, Азию и безбрежные просторы Тихого океана. Вполне может оказаться, что один гигантский спутник для растущего рынка — наилучшая, самая эффективная форма вложения капитала. А NSS планирует создание и второго гиганта. В феврале NSS сообщила о прекрасных коммерческих результатах своей деятельности в 2000 году. Ее доход к 31 декабря составил 193, 3 млн долларов. Прирост на 46% по сравнению с 135 млн в 1999. Это позволило Россу заявить, что "компания, которая существует всего лишь два года, уже находится на тропе приобретений". Правда, он не указал, кого конкретно она собирается "съесть". Прогресс New Skies действительно замечателен. Всего два года назад скептики-юмористы называли эту компанию, выделившуюся из Intelsat, — Dark Skies, то есть "Мрачное небо". Они намекали на изношенное оборудование, которое новая компания приобрела у Intelsat. Сегодня даже самым шумным критикам NSS сказать нечего. "Если кто-то и мог превратить New Skies в жизнеспособный бизнес, так это Боб Росс", — заявил Джулиан Беретта, председатель Eutelsat. На данный момент 24% доходов NSS связаны с Интернет-услугами, на видео приходится 56% поступлений, от телефонии — 20%. Однако динамика роста этих секторов различна. Видеотрафик растет из года в год на 12%, телефония/данные выросли на 14%, а Интернет-услуги на 35%. "Все сектора растут, но Интернет является нашей главной движущей силой", — говорит Росс. В этом году правление NSS рассматривает планы выхода на другие региональные рынки. Очень привлекательна для NSS Индия. И выход на этот рынок связан со спутником NSS-7, который должен быть запущен где-то в октябре на борту Ariane-4 или -5. Спутник выйдет на орбиту 21,5° з.д., где заменит пару одинаковых спутников Intelsat 803 и Intelsat 803K. На его борту устанавливаются 110 транспондеров. 58-60% емкости пойдет на замену емкостей выводимых из эксплуатации спутников. Что касается остальных транспондеров, то "Мы надеемся хорошо их продать", — говорит Росс. В общем мы рассказали вам о преуспевающей средней компании, которая обладает неплохим аппетитом для того, чтобы кого-нибудь "съесть", но есть немало шансов, что и сама она будет "съедена" более крупным и мощным рыночным хищником. |
"Слишком американские"При работе с западной информацией нам иногда встречаются очень странные материалы. Начинаешь читать — автор утверждает одно, а заканчиваешь — читаешь нечто противоположное. С одним из таких материалов мы и хотим вас познакомить. В начале своей статьи наш автор сообщает, что "было время, когда телевидение Европы было немногим более чем колониальным аванпостом США". Мы помним то время, когда мы сами разражались гневными филиппиками по адресу "лихих заокеанских ковбоев". В ряде наших публикаций, начиная с таких давних, как "Американский десант" (T/C №11, 1996, стр. 67) и "Странная позиция министров" (T/C №1, 1997, стр. 75), мы пламенно призывали к защите культурной независимости европейцев. Прошло время, и вот мы читаем: "С той поры Европа двинулась вперед. Чрезвычайно вырос рынок ТВ вещания. При этом преобладает продукция локальных фирм. Европейцы экспортируют свою собственную продукцию, которая берет штурмом лучшее эфирное время в США". Очевидно, что каждый из европейских ТВ операторов имеет своих зрителей и свои требования к программам. Однако при всех различиях между ними, есть и определенные сходства. Опросы показывают, что при выборе содержания для своих программ, "операторы оказываются в рамках комедий положений, комедий, минисериалов, сериалов и отдельных кинофильмов". С этим целиком согласна Мария Немциц, ведущий редактор и глава отдела международных связей хорватской компании HRT. Анке Шаферкордт, управляющий директор компании Germany’s Fox, уточняет, что в "пределах этого списка ее более всего интересуют одночасовые драматические сериалы, нацеленные на взрослую аудиторию в возрастном диапазоне от двадцати до сорока". Джереми Баултон, инспектор отдела приобретений британской компании ITV, требует такую продукцию, которую "главная аудитория ITV воспримет всем сердцем". И он считает, что "американские программы более не обладают той рыночной гегемонией, как это было некогда". Баултон говорит, что "за последние три года мы не увидели ничего, чтобы нам хотелось купить. Эти американские шоу, как правило, прекрасно сделаны. Иногда это великолепная режиссура. Но у нас нет уверенности, что их нужно показать нашей большой аудитории". Ему вторит Рюдгер Боэсс, глава отдела приобретений германской компании ProSiebenSat 1 Media. "Мы разыскиваем сериалы для лучшего эфирного времени после восьми часов вечера. Но наш выбор постоянно сужается, так как американцы, во все возрастающей степени, фокусируются на американских проблемах, а не на глобальных", — говорит Боэсс. В качестве примера он приводит американский фильм West Wing. "В США он не сходит с ТВ экранов уже почти два года, а в Германии все еще не продан. Это прекрасный высококачественный фильм, но чересчур американский", — добавил Боэсс. Когда мы прочли эту часть статьи, то решили, что засилью американской продукции в европейском телевидении пришел конец. Но не тут-то было. Тот же самый Баултон продолжает: "Конечно, старые добрые дни ушли, но нельзя сказать, что уже невозможно продавать американскую продукцию — можно, и даже с прибылью". А Анке Шаферкордт заявляет, что "сериалы американских студий являются одной из опор нашего лучшего эфирного времени". Опросы показали, что популярность таких телефильмов, как X-Files, Roswell, Charmed, Ally McBeal, Friends, Dark Angel, Buffy, E.R., и целого ряда других не считается с национальными границами. "Мы транслируем три или четыре американских сериала в лучшее эфирное время", — говорит Микаэль Хернстром, администратор отдела закупок шведской компании TV4. "И они хорошо принимаются зрителями более юных возрастов", — добавил он. А упомянутый нам Боэсс, который жаловался на "сужающийся выбор", сообщает: "С огромным успехом мы демонстрируем E.R. Это четвертый сезон этого сериала в эфире. И он работает лучше, чем в первые три сезона показа". Вот такую противоречивую картину мы получили, прочитав статью уважаемого автора. Однако, несколько поостыв, мы вспомнили, что ведь и мы не выключаем телевизор всякий раз, когда нам показывают американский фильм. И не все, что создают для нас отечественные студии, мы принимаем безоговорочно. Пусть торжествует большое искусство, даже и "слишком американское", и долой халтуру — где бы ее ни производили! |
|
|
Уважаемые посетители! |
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:
|
|