36Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Новые "Экспрессы" для российской орбитальной группировки


В. Колюбакин Теле-Спутник - 4(66) Апрель 2001 г.


Год назад у НПО Прикладной Механики и его руководителя главной головной болью было запустить и сдать в эксплуатацию два спутника "Экспресс-М" и спутник "Сесат". Нельзя сказать, чтобы это была единственная задача, но то, что она была главной, безусловно. От успешной работы этих космических аппаратов зависела и судьба предприятия и судьба спутниковых коммуникаций нашей страны.

 Альберт Гаврилович Козлов

Альберт Гаврилович Козлов

Год прошел, спутники работают, что же дальше? А дальше, разумеется, работа по созданию новых космических аппаратов, выход на новый уровень, решение новых насущных проблем, стоящих перед основным разработчиком отечественных коммуникационных спутников.

В 1998 г. генеральный директор и генеральный конструктор НПО Альберт Гаврилович Козлов определил этапы развития предприятия: 1998-2000 годы — выживание и стабилизация, 2001-2005 — дальнейшее развитие. И вот, как раз на границе этапного периода, обозначенного три года назад, Альберт Гаврилович отвечает на вопросы "Теле-Спутника".

Т/С: Альберт Гаврилович, насколько оправдался Ваш прогноз трехлетней давности?

А. Козлов: Я считаю, что все сказанное сбылось. Предприятие встало на ноги, причем вместе со всей кооперацией. Если смотреть по подписанным на сегодня контрактам, то перспективы у нас хорошие. У нас есть возможность реализовать все существующие наработки в новых аппаратах. Нами заключены контракты на семь "Экспрессов".

Одним из способов выживания было создание нескольких дочерних предприятий. Государственное предприятие большое, ему трудней реагировать на требования рынка, поэтому мы в свое время выделили пять дочерних предприятий, которые на основе производственных мощностей и оборудования НПО, технических разработок и с привлечением специалистов предприятия занимаются своей деятельностью. Получилась схема типа "ромашка" — в центре государственное предприятие с космической тематикой, а по бокам — дочерние предприятия со своей тематикой, работающие прибыльно и самостоятельно. Например, объем производства "НПО ПМ-развитие" (дочернее предприятие, занимающееся разработкой и производством наземных антенн) возрос с 19,6 млн рублей в 1999 г. до 29,3 млн рублей в 2000 г. Принятые меры позволили обойтись на главном предприятии без массовых сокращений персонала и сосредоточиться на производстве основной продукции. И объем производства на основном предприятии растет. По сравнению с 1995 г., в 2000 г. он вырос в 3,2 раза, составив 70 млн долларов. Мы ликвидировали долги по зарплате, произвели все выплаты смежникам, в бюджет и пенсионный фонд.

Проблемы, разумеется, остались. Очень остро стоит вопрос создания научно-технического задела для разработки новых современных спутников.

Т/С: Есть ли уже контракт на "Экспресс-1000"?

А.К.: Нет, на этот спутник пока контракта нет, но мы не сомневаемся в востребованности этого аппарата. Сегодня у нас есть ракета "Протон" и в перспективе "Русь" (другое название РН "Союз-2". — прим. Т/С). Нам надо иметь спутник, который можно вывести на орбиту "Русью", или осуществить тройной запуск "Протоном". Есть заказчики, которым не нужно сразу тридцать стволов, как на больших спутниках, которые мы сейчас разрабатываем. Недавно я в Москве провел переговоры с "Интерспутником" — им очень нужен такой спутник. У них много точек на орбите, которые нужно занять, и есть потребители на эти емкости. Так что потребность в малых аппаратах существует.

Мы уже много сделали по "Экспрессу-1000". Сейчас разрабатываем антенну, обслуживающую аппаратуру, уже проработали вопрос с изготовителем ретранслятора — с "Алкателем". К сожалению, в России на сегодняшний день нет хорошего разработчика ретрансляторов. По тем требованиям, которые выдвигают сейчас иностранные операторы и заказчики, сейчас в России никто ничего предложить не может. Так что с "Алкателем" мы уже вопрос проработали, они, как только будет контракт на спутник, готовы к нам присоединиться.

Т/С: В свое время Вы говорили, что идете в направлении от закупки блока полезной нагрузки у иностранного поставщика к производству ретрансляторов на своем предприятии из иностранных комплектующих. Какова ситуация на сегодня?

А.К.: Мы действительно движемся в этом направлении. Что касается "Экспресса-1000", то ничего пока Вам сказать не могу, мы до проработки этого вопроса еще не дошли.

 Рабочий макет спутника Экспресс-1000 (фото НПО ПМ)

Рабочий макет спутника "Экспресс-1000" (фото НПО ПМ)

Т/С: Какой срок у Вас намечен на изготовление спутника?

А.К.: Все зависит от заказчика. Мы продвинулись в разработке уже достаточно далеко, и, если будет контракт, первый аппарат готовы поставить за 28-30 месяцев. Если будет заказ на несколько штук, то мы их производство можем поставить в параллель со сдвигом месяцев в 5. Это облегчит нам производство, удешевит последующие аппараты. Первый — на него ложатся все нерекуррентные затраты — на разработку, на стыковку интерфейсов, на оборудование и так далее. А дальше уже все используется готовое.

Т/С: Как Вы рассматриваете вопрос с конкуренцией на рынке малых КА — тема очень популярная, предложений много, а денег мало?

А.К.: Я могу сказать на это только одно — пусть попробуют, пусть сделают. Заказчик ведь может потребовать таблицу спецификаций, где расписано, какие из систем спутника уже прошли летные испытания. У нас эти материалы есть. "Экспресс-1000" строится не на пустом месте, процентов 80 его систем или их аналогов уже летало и эксплуатировалось.

Т/С: Правильно ли я понял, что договоренность на второй спутник "Сесат" трансформировалась в контракт на "Экспресс" в точку 40° в.д.?

А.К.: Да, Вы совершенно правильно поняли. Заказчиком в этом случае выступает ГП КС, а "Евтелсат" арендует у них стволы на спутнике, которого пока еще нет. Это — нормальная форма работы для владельцев спутниковых систем.

Т/С: Как идет работа по спутникам "Экспресс" нового поколения?

А.К.: Антонюк (прим.: Б. Д. Антонюк — начальник Государственного предприятия "Космическая связь") очень активно работает. Недавно мы подписали контракт еще на два спутника, а скоро он полетит в Италию прорабатывать вопрос о полезной нагрузке. Возможно, поставщиком будет "Аления" (прим.: компания Alenia Spazio). Полезную нагрузку и ее поставщика выбирает Антонюк, как заказчик аппарата. "Аления" — компания, которая уже давно делает ретрансляторы, к тому же она — одна из первых в Европе начала осваивать новый диапазон.

Т/С: Б.Д. Антонюк упоминал о трудностях работы с НПО ПМ как с разработчиком и поставщиком, как Вы оцениваете ГП КС как заказчика?

А.К.: Трудности — это нормально, ни в одной работе без трудностей не бывает, тем более в таком деле, как наше. Антонюк — довольно жесткий и грамотный заказчик. Но у нас нет такого стиля работы, что они выдают задание, а мы исполняем. Все ТЗ, все документы мы прорабатываем только вместе. В одиночку этого просто не сделать. Нам было очень трудно перестроиться на философию "заказчик всегда прав", потому что до этого у нас была совершенно другая философия.

СПУТНИКИ НПО ПМ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ И РАЗРАБОТКЕ
СпутникОрбитальная позицияОриентировочная дата запуска
"Экспресс-А4"14° з.д.апрель 2002 г.
"Экспресс-АМ1"40° в.д.январь 2003 г.
"Экспресс-АМ2"80° в.д.апрель 2003 г.
"Экспресс-АМ4"53° в.д.декабрь 2003 г.
"Экспресс-АМ11"96,5° в.д.июль 2003 г.
"Экспресс-АМ22"103° в.д.сентябрь 2003 г.
"Экспресс-АМ3"140° в.д.апрель 2004 г.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КА "ЭКСПРЕСС-АМ" №1, №2, №3
Количество транспондеров
Ku-диапазон18 (по 90 Вт)
С-диапазон9 (по 40 Вт)
L-диапазон1 (по 30 Вт)
Суммарная выходная мощность2010 Вт
Ширина полосы частот транспондера
Ku-диапазон54 МГц
С-диапазон36 МГц
Срок службы12 лет
Суммарная мощность4200 Вт
Стартовая масса 2600 кг

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КА "ЭКСПРЕСС-АМ" №11, №22
Количество транспондеров"Экспресс-АМ" №11"Экспресс-АМ" №22
Ku-диапазон8 (по 90 Вт)24 (по 85 Вт)
С-диапазон20 (по 40 Вт)-
Суммарная выходная мощность1520 Вт2040 Вт
Ширина полосы частот транспондера
Ku-диапазон54 МГц72 МГц
С-диапазон36 МГц-
Срок службы12 лет
Суммарная мощность4200 Вт
Стартовая масса 2600 кг

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КА "ЭКСПРЕСС-АМ-1000"
Количество транспондеров (уточняется по согласованию с заказчиком)12
Рабочий диапазонKu (14/11 ГГц)
Выходная мощность транспондера80 Вт
Суммарная выходная мощность КА960 Вт
Ширина полосы частот транспондера4 по 72 МГц, 8 по 36 МГц
Срок службы15 лет
Общая мощность2000 Вт
Стартовая масса835 кг
Срок создания КА30 месяцев с начала финансирования

 



 
Теле-Спутник Апрель 2001
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт