39Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Обзор индустрии телекоммуникационных спутников за 2000 год


В. Колюбакин Теле-Спутник - 3(65) Март 2001 г.


Российская спутниковая связь подошла к двухтысячному году, имея в багаже как радостные, так и печальные события. А именно, к началу года один новый российский спутник был сдан в штатную эксплуатацию, и один был потерян при запуске. Ко всему прочему, был наложен запрет на запуски РН "Протон" с космодрома Байконур, что ставило под угрозу практически всю космическую программу России на 2000 г., как по запуску российских КА и иностранных в рамках ILS, так и по обязательствам в рамках создания международной космической станции.

 Спутник Сесат в  НПО ПМ

Спутник "Сесат" в НПО ПМ

Обнадеживал тот факт, что в ноябре 1999 г. был подписан договор между правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации, регламентирующий действия служебных лиц и организаций обеих стран при расследовании причин и ликвидации последствий аварий, произошедших при запуске с Байконура. Правда, о возобновлении запусков РН "Протон" во время подписания этого договора речи не шло, по крайней мере официально. Ко всему прочему в декабре 1999 г. правительство Казахстана сделало заявление, что не намерено окончательно запрещать пуски российских РН с Байконура. В качестве аргументов приводилось то, что эти запуски положительно влияют на развитие района космодрома, повышение уровня жизни населения и улучшение инфраструктуры. Ко всему прочему было отмечено, что вред, наносимый окружающей среде этими запусками, несколько преувеличен и космические запуски – отнюдь не самая серьезная опасность для экологии страны. Такое заявление внушало надежду, тем более что во второй половине ноября было дано разрешение на пуск РН "Союз", и 22 числа был произведен успешный запуск, который завершил формирование космического сегмента системы мобильной спутниковой связи GlobalStar. Но относительно "Протона" руководство России и Казахстана избегало каких-либо заявлений. Да и вряд ли можно было что-то заявлять до окончания работы аварийной комиссии.

Аварийных комиссий работало две: межведомственная российская и сформированная компанией International Launch Services. Если в задачу первой входило расследование причин аварии, то вторая должна была рассмотреть вопрос о допуске РН "Протон" к запускам иностранной коммерческой нагрузки по программе ILS.

Из радостных событий, которыми встречала наша космическая индустрия 2000 г., можно отметить сдачу в эксплуатацию спутника "Ямал". На спутник была переведена корпоративная сеть Газпрома, и оператор "Ямала" – ОАО "Газком" – в начале года заявил о продвижении коммерческих проектов и предложении свободных емкостей спутника клиентам.

Вторым событием стала доставка в самом конце года трех двигателей РД-180 на заводы Lockheed Martin Astronautics для испытаний и установки на первую ступень РН Atlas III. Эти двигатели были разработаны и произведены в подмосковном НПО Энергомаш им. В. П. Глушко. Они являются модификацией двигателей первой ступени РН "Зенит" РД-170 — самых мощных на сегодня используемых ракетных жидкостных двигателей.

Для западной спутниковой индустрии начало года тоже было ознаменовано несколькими значимыми событиями.

 Пуск РН Ariane-5

Пуск РН Ariane-5

Европейский пусковой провайдер Arianespace произвел 10 декабря 1999 г. первый коммерческий пуск РН тяжелого класса Ariane-5. Создание этой ракеты-носителя, в котором участвовала фактически вся европейская космическая промышленность, длилось более десяти лет и потребовало гораздо больших средств, чем предполагалось вначале. Летные испытания нового носителя начались позже, чем было рассчитано, и весьма неудачно. Во время первого пуска ракета взорвалась, во время второго были выявлены дефекты системы управления, и только третий пуск был засчитан как полностью успешный. Тем не менее, на подготовку следующего запуска ушло больше года, и только к концу 1999 г. носитель оказался готов к первому коммерческому запуску. Этот запуск прошел успешно, и на традиционном новогоднем совещании президент Arianespace Жан-Мари Лутон заявил, что главная задача компании состоит в том, чтобы начать как можно активнее использовать новый носитель. Также было заявлено, что на 2000 г. запланировано проведение пяти пусков Ariane-5, которыми предполагается вывести на орбиту 18 космических аппаратов.

Lockheed Martin смог к концу года практически наверстать отставание, вызванное аварией РН Delta III и последовавшим за этим запретом на запуски носителей, на которых используется двигатель серии RL-10. Этот двигатель используется как на разгонном блоке РН Delta III, так и на разгонном блоке РН Atlas. Авария, произошедшая в апреле 1999 г., причиной которой была нештатная работа именно этих двигателей, серьезно сбила график пусков как Delta II, так и Atlas II, некоторые заказчики отозвали свои контракты и передали запуски Arianespace. Тем не менее, к концу 1999 г. проблемы с RL-10 были разрешены, и РН Atlas II проводились запуски как военных, так и гражданских спутников, постепенно нагоняя график и не нарушая безаварийной репутации носителя. На 2000 г. перед Lockheed Martin, помимо проведения 10-12 военных и гражданских запусков, стояла задача осуществить первый пуск новой РН Atlas III, оснащенной российскими двигателями.

Boeing встречал новый год не в самом лучшем состоянии – авария РН Delta III, вторая подряд, заставила фактически "перетряхивать" всю программу создания этого носителя. Третья авария подряд стала бы приговором ракете, на которую компания возлагала большие надежды. Потраченные средства тоже заставляли задуматься, хотя нельзя сказать, чтобы перерасход изначальной сметы (и задержка на год-два против первоначальных планов) был чем-то необычным для космической промышленности.

Также под конец года произошли серьезные изменения в мире спутниковых контракторов. Компании DaimlerChrysler Aerospace AG (DASA) и Matra Marconi Space подали в Европейскую комиссию проект объединения компаний в одну, которая будет называться Astrium. В Европе появился новый разработчик космических аппаратов, провозглаша- ющий одной из главных своих задач создание серьезной конкуренции американским контракторам.

В США, в среде разработчиков коммуникационных спутников тоже назревали серьезные события. Еще с ноября появились слухи о том, что Boeing намерен приобрести компанию Hughes Space & Communications – отделение компании Hughes Electronics, крупнейшего разработчика и производителя спутников связи. Официальное заявление и подача проекта в соответствующие инстанции было сделано 13 января 2000 г. Тогда же была названа и сумма, за которую приобреталась компания – 3,75 млн долларов. Путем свершения этой сделки Boeing намеревался сосредоточить в своих руках весь цикл "разработка-запуск" спутника, чтобы предлагать клиенту полный пакет услуг. Hughes получил возможность сосредоточить свои усилия исключительно на операторской деятельности, а также получил средства для развития новых сетей и сервиса.

Ко всему прочему к началу года линейка известных спутников Hughes HS-376 и HS-601 различных модификаций пополнилась еще одной моделью. В конце декабря был выведен на орбиту первый спутник HS-702. Он был впервые представлен в 1995 г., первый запуск в августе 1998 г. окончился неудачей из-за аварии РН Delta III, потом рассматривался вариант запуска РН "Зенит-3 SL — Морской Старт", но впоследствии выбор был сделан в пользу самой грузоподъемной модификации Ariane четвертой серии — Ariane-44L.

Спутниковые операторы встретили новый год без каких-либо серьезных потрясений. Несколько событий конца года охарактеризовали тенденции развития современных спутниковых коммуникаций. Многие спутниковые операторы, изначально позиционированные как региональные, прилагают усилия к расширению зоны деятельности. В конце 1999 г. компании Eutelsat и Loral урегулировали конфликт относительно использования орбитальных позиций 12,5° з.д. и 15° з.д. и начали расширение сферы влияния Eutelsat на запад, а Loral на восток. Позднее "атлантические" планы Eutelsat получили дальнейшее развитие – в январе компании Astrium был заказан спутник Atlantic Bird 2.

Самой модной темой в области спутниковых телекоммуникаций сейчас является спутниковый широкополосный сервис. Этой отрасли придается особая важность и прочится большое будущее. Все операторы так или иначе планируют свой широкополосный сервис. В декабре 1999 г. правление Inmarsat одобрило проект создания спутниковой сети мобильной широкополосной связи. Было принято решение о заказе двух новых спутников и одобрена предварительная характеристика сети.

До того как везде стали говорить о широкополосном сервисе, самой модной темой была мобильная спутниковая связь. Но к концу года все убедились в том, насколько могут ошибаться эксперты в своих прогнозах. И к 2000 г. эта отрасль пришла с банкротами Iridium и ICO и с GlobalStar — полным надежд на широкое открытие своего сервиса.

 РН Протон и РБ Бриз в цеху ГКНПЦ

РН "Протон" и РБ "Бриз" в цеху ГКНПЦ

Итак, 2000 г. был встречен разными компаниями по-разному, одни только преодолели свалившиеся на них проблемы и начинали выходить на нормальный рабочий график, другим еще предстояло эти проблемы разрешить. Но практически не осталось такой, для которой 2000-й не должен был стать значимым. В первую очередь это касалось российских компаний.

7 января Межведомственная аварийная комиссия закончила свою работу, выпустив заключение, в котором указывались причины аварии (нарушение технологии изготовления двигателей второй ступени РН "Протон") и меры для их устранения. После этого комиссия ILS начала свою работу по "очистке" "Протона" для продолжения коммерческих запусков. Первоначально было запланировано произвести запуск трех навигационных спутников "Глонасс" трехступенчатым вариантом "Протона" для проверки работы всех систем после исправления и некоторой модернизации. Однако в тот момент на Байконуре уже довольно долго хранился готовый к запуску спутник Garuda 1. Гарантийный срок предпускового хранения подходил к концу, по его истечении аппарат необходимо было отправлять на завод-изготовитель. Таким образом, оператор – компания ACeS – и ILS пошли на риск, поставив этот спутник на первый запуск. Запуск прошел успешно, позволив тем самым готовить следующие, которых было намечено много. В марте (12 и 18) был произведен запуск КА "Экспресс-А2" и "Сесат". Первый спутник, который в конце мая был сдан в эксплуатацию и помещен в ключевую для России орбитальную позицию 80° в.д., – фактически спас российскую индустрию спутниковой связи от окончательного распада. Спутник "Сесат" стал первым отечественным коммуникационным аппаратом, созданным российским разработчиком по заказу иностранного оператора. Благодаря контракту на разработку спутника "Сесат", НПО ПМ удалось вывести свое производство на качественно новый уровень, создать новую производственно-испытательную базу, на которой впоследствии и были созданы спутники серии "Экспресс-А".

Некоторое беспокойство у заказчиков пусков "Протона" вызвали выборы президента России, проходившие в марте. Существовало опасение, что изменение политического курса страны может повлечь отказ ILS от своих обязательств по РН "Протон". Однако президент ILS Леонард Дест был спокоен, заявив, что ГКНПЦ им. Хруничева производил "Протоны" при всех режимах и что технология их создания никак не зависит от состояния политической сцены. Как показало будущее, он оказался прав. По крайней мере эти выборы на запусках "Протонов" отрицательно не сказались.

Лето оказалось особенно напряженным для ГКНПЦ. Запуск спутника "Горизонт" был произведен 6 июня. Спутники "Горизонт", разработанные еще к Московской Олимпиаде, по своим техническим характеристикам не отвечают не то что современным требованиям, но даже и требованиям вчерашнего дня. На данный момент их единственным большим плюсом является их живучесть — большинство эксплуатируемых сейчас "Горизонтов" работают за гарантийными сроками. Тем не менее, июньским запуском были решены две важные задачи. Первое: население Дальнего Востока было обеспечено телевидением, которого оно лишилось после выхода из строя спутника в точке 145° в.д. Второе: были проведены летно-конструкторские испытания разгонного блока "Бриз-М". Создание этого блока проводилось в рамках разработки следующей модификации РН – "Протон-М", с улучшенной системой управления и большей грузоподъемностью. Первый пуск с РБ "Бриз-М" проводился в июле 1999 г., но в результате аварии двигателей второй ступени испытания провести не удалось.

24 июня на орбиту был выведен спутник "Экспресс-А3", который был помещен в точку 11° з.д. Таким образом, Государственное предприятие "Космическая Связь" получило в первом полугодии 2000 г. три спутника – два серии "Экспресс-А" и один "Горизонт". Имеющиеся на орбите спутники были слегка перетасованы (например, старый "Экспресс" из точки 80° в.д. был перемещен в точку 103° в.д.), что позволило плотнее охватить страну спутниковыми лучами, а также начать вещание в точках, заявленных в МСЭ под систему "Экспресс", отодвинув таким образом угрозу их потери.

Всего за 2000 г. РН "Протон" было произведено 14 запусков. Таким образом, российский тяжелый носитель за прошедший год полностью себя реабилитировал. Ко всему прочему, в конце прошлого года были отменены квоты на запуски РН "Протон" американских спутников на ГСО, что дает возможность ILS заключать новые контракты.

И уже в самом начале этого года на ГКНПЦ сменился генеральный директор. А.И. Киселев подал прошение об отставке по состоянию здоровья, справедливо считая, что оставляет предприятие своему преемнику уже вышедшим из кризиса. В 2001 г. должно произойти одно важное для ГКНПЦ событие – первый запуск РН "Протон-М". Этот испытательный пуск будет совмещен с выводом на орбиту коммуникационного спутника "Экран-М".

В феврале 2000 г. появилась неофициальная информация, что запуск спутника Eutelsat W4 намечен на апрель-май и что контракт на него заключен с компанией ILS. Позднее стало известно, что этот запуск должен стать дебютом РН Atlas III. Срок запуска неоднократно откладывался по разным причинам – нештатная работа систем аппарата, обнаруженная при испытаниях, неисправность системы мониторинга телеметрии космодрома и, наконец, большое количество любителей рыбалки, расположившихся по трассе запуска и которых не смогли разогнать до того, как закрылось пусковое окно. По некоторым сведениям, каждый день отсрочки запуска обходился ILS в 250 тыс. долларов. Тем не менее, 24 мая первый пуск Atlas III был произведен, спутник W4 выведен на орбиту. Этот запуск был важен и для ILS, в распоряжении которой появился более мощный носитель, и для совместного предприятия "РД Амросс" (в первую очередь для одного из его учредителей – НПО Энергомаш, как разработчика двигателей). После этого запуска сотрудничество подмосковного НПО и компании Pratt & Whittney (второго учредителя СП) перешло в другую фазу, и был заключен контракт на поставку серии двигателей. Основной моделью РН Atlas II в 2000 г. было совершено 6 запусков военных и гражданских спутников. Все запуски были успешными. К тому же успешный дебютный запуск Atlas III стал приносить плоды. В сентябре был заключен контракт с компанией Asia Satellite Telecommunications Company Ltd. на запуск этим носителем спутника Asiasat-4 в 2002 г.

Компанию Boeing как провайдера космических запусков в 2000 г. преследовали как успехи, так и неудачи. Первая неудача постигла компанию в марте, когда в результате нештатной работы двигателя второй ступени запуск спутника ICO F1 РН "Зенит-3 SL — Морской Старт" оказался неудачным. Позднее аварийная комиссия сделала вывод, что причиной явилась ошибка в программном обеспечении. Это был всего третий (второй коммерческий) пуск по программе "Морской Старт", репутация носителя еще в достаточной степени не сформировалась, и неудача была очень некстати. Однако уже к июлю причина аварии была выяснена, неисправности устранены, и 28 июля состоялся успешный запуск спутника PAS-9. Еще один запуск был произведен 21 октября, на орбиту был выведен спутник Thuraya 1, массой 5200 кг. Таким образом "Зенит", запускаемый с плавучей морской платформы, отобрал у РН Ariane-44L рекорд по самому тяжелому спутнику.

Что касается Delta III, то в конце апреля Boeingом было сделано заявление, что носитель готов к пуску. Но заказчик (это была компания ICO) уже к тому моменту заявил об отсрочке запуска своего второго спутника. Некоторое время Boeing пытался найти клиента на этот запуск, но сделать это так и не удалось. Поэтому в июне было принято решение о запуске "болванки" – макета коммуникационного спутника. Этот запуск должен был доказать операторам, что новому носителю, несмотря на две аварии подряд, можно доверить свой аппарат. 23 августа запуск был произведен. Макет массой 4300 кг был выведен на геопереходную орбиту. Успешный запуск в буквальном смысле спас всю программу, и операторы стали более лояльно относиться к ракете. Появились и первые контракты на запуск.

Arianespace провел в 2000 г. 12 запусков. 21 марта был проведен второй коммерческий пуск Ariane-5, на орбиту вышли спутники Asiastar и Insat-3B. Следующий запуск этого носителя был намечен на 23 мая, но из-за неготовности спутника был отложен до июля. Однако запуск удалось произвести только в сентябре. Еще два запуска Ariane-5 состоялись 16 ноября и 19 декабря. И хотя в 2000 г. не удалось произвести пяти запланированных пусков (тем не менее, если считать с первого коммерческого, то получаем пять пусков за год), руководство Arianespace справедливо посчитало программу ввода Ariane-5 в коммерческую эксплуатацию успешной.

Летом Arianespace обнародовал свою стратегию на ближайшее десятилетие. В ближайшие два-три года будет окончательно прекращена эксплуатация Ariane четвертой серии, все геостационарные запуски будут производиться РН Ariane-5. Для запусков на низкие и средние орбиты предполагается использование РН "Союз", маркетингом которой занимается "Старсем" – совместное предприятие Arianespace и ЦСКБ "Прогресс".

Для российских разработчиков космических коммуникационных аппаратов 2000-й в первую очередь стал годом проверки всех наработок, используемых в новых конструкциях. Тех наработок, которые должны вывести космический сегмент российской спутниковой связи на качественно другой уровень.

Технические характеристики КА, подтвержденные в ходе послепуcковых испытаний и эксплуатации, соответствовали заявленным.

Однако, как признавались разработчики, и "Ямал-100", и "Экспресс-А" – по своим технико-экономическим характеристикам не соответствуют требованиям, предъявляемым коммуникационным спутникам на мировом рынке. Поэтому в НПО ПМ и в ОАО "Газком" эти спутники рассматривались как база для создания дальнейших модификаций, как переходная модель для освоения новых технологий. Разумеется, это никак не снижает их роль в спасении отечественной спутниковой связи от полного развала.

Поэтому уже в апреле 2000 г. ГП КС обнародовало свой план дальнейшего развития российской спутниковой группировки. Этот план предусматривал использование более совершенных моделей спутников разработки НПО ПМ и ОАО "Газком".

В июле был заключен контракт между ОАО "Газком" и РКК "Энергия" на поставку четырех спутников "Ямал-200". Срок запуска первых двух был назначен на конец 2002 г., эти аппараты предполагается использовать как в системе связи и телевещания "Ямал", так и в национальной системе спутниковой связи и ТВ России.

Также в июле был заключен контракт между ГП КС и NEC на поставку полезной нагрузки для спутника "Экспресс-АМ1". Летом же была достигнута договоренность между ГП КС и Eutelsat на совместное использование орбитальной позиции 40° в.д., принадлежащей России. Все эти договоренности вылились в два контракта, подписанные 30 октября в Париже. Согласно первому договору Alcatel Espace является поставщиком блока полезной нагрузки для "Экспресс-АМ11" и "Экспресс-АМ22", платформы для которых создает НПО ПМ. Срок поставки – 20 и 17 месяцев. Запуск спутников запланирован на 2002 г.

Согласно второму контракту, ГП КС предоставляет Eutelsat 12 транспондеров Ku-диапазона на спутнике "Экспресс-АМ1" в точке 40° в.д. сроком на 10 лет. Запуск этого спутника запланирован на начало 2003 г.

Важность этих контрактов в том, что несмотря на провал проекта "Тройка", согласно которому должны были создаваться российские спутники "Ямал 200/300" и "Экспресс-К2", эти аппараты будут произведены. Вторым важным фактором является то, что хотя Eutelsat пока и не говорит о заказе НПО ПМ следующего спутника "Сесат", как это было первоначально предусмотрено, тем не менее тесно сотрудничает с российскими операторами и контракторами.

Основным событием года для европейских контракторов стало образование компании Astrium. В марте 2000 г. Европейская комиссия выдала разрешение на объединение Matra Marconi Space и DASA. Обязательным условием сделки стали продажа Matra Marconi части своего производства и предоставление DASA основному конкуренту Astrium – компании Alcatel – лицензии на производство некоторых спутниковых комплектующих. Новая компания стала самым крупным европейским контрактором.

Вторым важным событием явилось приобретение Boeingом отделения Hughes, занимающегося разработкой и производством коммуникационных спутников – Hughes Space & Communications. Эта сделка рассматривалась гораздо дольше, и окончательное одобрение от всех инстанций было получено только к октябрю 2000 г. С момента одобрения сделки компания стала называться Boeing Satellite Systems. В наследство от Hughes, кроме производственных мощностей и разработок, Boeing получил и проблемы, связанные с платформой HS-601 HP, которая с осени получила название Boeing 601 HP. В августе вышел из строя управляющий процессор на спутнике Solidaridad, а в сентябре – ксенон-ионная двигательная установка на спутнике Galaxy VIII-i, что сократило срок его активного существования (эксплуатация спутника завершается в 2002 г.).

Все действия спутниковых операторов сводились в основном к расширению зоны охвата, проникновению на новые рынки и развитию новых видов спутниковых широкополосных и Интернет-приложений.

Eutelsat в 2000 г. полностью заменил спутники в точках 16° в.д., 7° в.д., 10° в.д. и 36° в.д., расширив зону охвата практически до Дальнего Востока. Параллельно с этим разрабатывались планы освоения позиций для вещания в Атлантическом регионе – 12,5° з.д. и 8° з.д. В 2000 г. Eutelsat были заказаны спутники на эти позиции. Также в конце года было принято решение о заказе спутников мультимедийной серии.

Запуск спутника W4 в позицию 36° в.д. позволил компании НТВ-Плюс переместить свой спутник "Бонум-1" в точку 54° в.д. с целью предоставления программ в восточных областях России. К сожалению, из-за претензий, предъявляемых холдингу "Медиа-Мост" различными государственными структурами, эти планы так и остались нереализованными. В апреле начал работу НТВ-Интернет – первый российский сервис, предоставляющий спутниковый доступ в Интернет.

SES активно продвигает в Европе свой сервис, предоставляющий доступ в Интернет с обратным каналом Astra Net с использованием Ка-емкостей спутника Astra 1H. Осенью был подписан первый контракт на предоставление этой услуги. Также SES были приобретены акции бразильского оператора Embratel, что позволяет говорить о присутствии этого чисто европейского в прошлом оператора на всех значимых рынках спутниковых коммуникаций: европейском, азиатско-тихоокеанском (после приобретения в 1999 г. акций Asiasat) и американском.

Правление Intelsat приняло решение о заказе спутников для широкополосного сервиса. О своих планах предоставления спутникового доступа в Интернет с обратным каналом заявили PanAmSat, EchoStar, DirecPC и Lockheed Martin Telecommunications.

Операторы, делающие ставку только на широкополосный сервис, продолжают продвигать свои проекты. SkyBridge заключила контракт со "Старсем" на запуски спутников. iSky (бывшая KaStar) объявила о заключении инвестиционного соглашения с рядом компаний, в результате которого найдены средства для развертывания системы.

Гораздо хуже обстоят дела у операторов низкоорбитальных систем мобильной связи. В марте прекратилось обслуживание клиентов Iridium, и было принято решение о своде спутников с орбиты. Тогда же Motorola объявила о своем окончательном выходе из проекта и списании принадлежащих компании активов Iridium в убытки. Поиски возможного покупателя окончились ничем, и в итоге систему связи передают Пентагону.

ICO, пережившая процедуру банкротства в 1999 г., спасение в виде инвестиций Крега МакКо (основателя системы Teledesic), смену концепции с предоставления обычной голосовой связи на предоставление скоростной передачи данных, потерю первого спутника при запуске, продолжает работы по развертыванию системы. Был возобновлен контракт с Hughes на производство спутников. Правда, запуск второго спутника отложен на неопределенное время, а о сроках начала предоставления услуг уже никто и не говорит.

GlobalStar завершила создание космического сегмента и начала эксплуатацию системы. В России предоставление услуг в режиме "дружественного пользователя" началось летом. О начале коммерческой эксплуатации в зоне действия московской станции сопряжения было объявлено в октябре. Однако летом компания для продолжения своей деятельности была вынуждена прибегнуть к заему средств. И уже в начале 2001 г. было объявлено о том, что GlobalStar приостанавливает платежи по своим обязательствам.

Следуя тенденции повышения массы спутников, к 2001 г. все компании, осуществляющие запуски на ГСО, подошли с новыми носителями повышенной грузоподъемности в разной степени готовности – от начала активного использования (Ariane-5) до подготовки к первому пуску ("Протон-М"). Контракторы развивают существующие модели и разрабатывают новые для повышения эффективности работы космического сегмента и возможности предоставления новых видов спутникового сервиса. Спутниковые операторы активно улучшают свои орбитальные группировки и разрабатывают проекты широкополосного сервиса. Таким образом, можно говорить о том, что создана прочная база для перехода спутниковой связи на новую ступень развития. Неудачное начало эксплуатации низкоорбитальных спутниковых систем мобильной связи не отвращает компании от разработки аналогичных сетей – как геостационарных, так и низкоорбитальных. Но теперь весь упор делается на широкополосный сервис.



 
Теле-Спутник Март 2001
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт