84Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Семинар "Стратегия и пути развития кабельного телевидения в России"


А.Бителева Теле-Спутник - 2(64) Февраль 2001 г.


В конце декабря учебно-научный центр "Содействие" провел семинар по теме "Стратегия и пути развития систем кабельного телевидения в России".

Программа семинара была достаточно насыщенной. В нем приняли участие представители большинства ведущих фирм, занимающихся проектированием и строительством ТВ кабельных сетей. Они рассказывали о практике строительства многофункциональных ТВ сетей и о методах организации транспортных участков.

Своим опытом в этой области поделились специалисты ЗАО "Комкор", компаний "Телесет", "В-Люкс" и другие. Практически все эти выступления инициировали вопросы и обсуждение участников семинара. С неменьшим интересом воспринимались сообщения, касающиеся правовой стороны работы кабельных операторов. И докладчики и слушатели сетовали на нехватку законодательной базы, определяющей взаимоотношения кабельных операторов с телевизионными компаниями, городскими инженерными службами, производителями оборудования, местной администрацией.

Пожалуй, наибольшее количество открытых вопросов обнаружилось при обсуждении двух фундаментальных документов, призванных в ближайшем будущем внести ясность и порядок в работу кабельных операторов. Это концепция развития сетей кабельного телевидения и проект нового ГОСТа на распределительные ТВ сети. Оба документа в целом подготовлены, но еще не приняты. Поэтому сейчас разработчики пользуются любой возможностью обсудить положения этих документов с заинтересованными сторонами.

С основными положениями концепции развития в России сетей кабельного телевидения и систем широкополосного беспроводного доступа типа MMDS, LMDS и MWS (MVDS) на семинаре рассказали руководитель ДРТС Минсвязи России В.И. Павлов и начальник сектора НИИР М.Г. Локшин.

Концепция по заказу Минсвязи России разрабатывалась НИИ радио при участии ряда организаций, специализирующихся в проектировании, построении и эксплуатации таких сетей. Срок действия концепции — 2015 год; ее реализация синхронизирована с планами перехода России на цифровое телевизионное вещание.

Один из разделов концепции посвящен структуре будущих интерактивных многофункциональных информационно-телекоммуникационных сетей.

Инфраструктура таких сетей должна включать в себя кабельные ТВ сети и радиосистемы широкополосного доступа (MMDS, LMDS, MVDS). Эти сети могут дополнять друг друга или работать параллельно.

Новые сети предполагается строить на базе действующих сетей, пригодных для поставленной задачи (систем коллективного приема телевидения, сетей проводного вещания и т.д.). Рекомендуется максимально возможное использование имеющейся инфраструктуры (зданий, линейных сооружений).

Помимо традиционных услуг новые сети должны обеспечивать предоставление заказных аудио- и видеопрограмм, возможность телефонной связи, передачи данных, электронного кинематографа, а также сбор данных телеметрии и телекоммуникационной поддержки мероприятий гражданской обороны.

Концепция рекомендует создать несколько типовых проектных решений гибридных широкополосных интерактивных телекоммуникационных сетей для населенных пунктов с разной численностью жителей.

Создание единой телекоммуникационной сети на базе кабельных сетей предусматривает следующие этапы:

  • ликвидация систем типа "антенна на подъезд" и запрещение строительства ТВ сетей с полосой рабочих частот до 240 МГц;

  • реконструкция действующих сетей для расширения частот прямого канала до 862 МГц и создания каналов обратного направления в полосе частот 5-30 МГц. При этом должна быть предусмотрена возможность увеличения верхней границы прямого канала до 1000 МГц, а обратного до 65 МГц в коаксиальном кабеле и до 200 МГц в оптическом;

  • объединение разрозненных кабельных сетей между собой для создания на базе волоконно-коаксиальной единой широкополосной сети, полностью пригодной для подачи и распределения информации в цифровом виде.

Главным принципом при создании МИТС должно быть стремление к тому, чтобы абонент получал и передавал вся информацию по одной физической линии. Разные службы, которые могут взять на себя доведение информации до абонентов, должны обеспечить взаимное согласование стандартизированных интерфейсов, электрических линий подачи и распределения сигналов.

При эксплуатации существующих кабельных ТВ сетей необходимо принимать во внимание, что расширение их канальной емкости (до завершения замены) может сопровождаться внутрисистемными помехами. На переходный период предполагается предусмотреть для СКТВ несколько градаций качества (не хуже "хорошо").

Специальный раздел концепции посвящен вопросам использования радиочастотного спектра и основным принципам частотного планирования.

О радиосистемах типа MMDS, LMDS и MVDS там говорится следующее: согласно национальной Таблице распределения частот между радиослужбами Российской Федерации для фиксированной службы выделены полосы 2.1-2.7 ГГц, 27.5-29.5 ГГц и 42.5-43.5 ГГц.

Полоса 40,5-42.5 ГГц выделена для радиовещательной службы.

Для развития фиксированной службы высокой плотности концепция предлагает считать приоритетной полосу 40,5-43.5 ГГц. Основное преимущество этой полосы — ее ширина. По оценкам специалистов для рентабельности мультимедийной системы MVDS она должна использовать спектр шириной 1 ГГц, и в диапазоне 40 ГГц могут разместиться 3 "рентабельных" оператора.

Частотные присвоения для радиосистем типа MMDS, LMDS и MVDS должны иметь первичный статус, то есть полученные частоты уже не смогут быть отданы другим, более приоритетным, службам связи, как это практикуется в настоящее время. Решение о присвоении частот каждому конкретному оператору связи должно быть основано на анализе электромагнитной обстановки конкретного района и норм частотно-территориального разноса. При этом необходимо обеспечить условия для эксплуатации других радиочастотных служб. Вопрос о взаимном приоритете частотных каналов, выделяемых для эфирных и кабельных сетей, должен быть согласован в Минсвязи и Минпечати.

Много дебатов ведется сейчас вокруг определения порядка выдачи лицензий на эксплуатацию кабельной сети. Остается неясным, должны ли лицензии выдаваться на каждую услугу отдельно или на определенный пакет, на какой срок их надо выдавать, какова должна быть оплата и следует ли рассматривать кабельных операторов как представителей СМИ.

Для лицензирования услуг кабельного телевидения и беспроводных систем концепцией определены следующие принципы:

  • лицензия должна предоставляться не отдельно по каждой услуге, а на комплекс услуг с указанием в ней обязательного минимального набора услуг. В условиях бурного развития новых технологий и появления новых услуг каждый лицензиат должен иметь возможность своевременно изменять набор услуг.

  • в условия лицензии должно быть включено обязательство оператора по оказанию платных услуг по выполнению работ, связанных с установкой в квартирах абонентов дополнительных оконечных устройств. С появлением двунаправленных сетей значимость качественной квартирной разводки и абонентских терминалов заметно повышается.

  • срок действия лицензии должен быть не менее 10 лет. Предполагается, что срок окупаемости кабельной сети составляет 7-8 лет, то есть за 10 лет удачливый оператор должен развернуть прибыльную деятельность. Первоначально в концепции указывался срок 15 лет, но он был снижен, как недостаточно динамичный.

  • оператор должен будет предоставлять Минсвязи России ежегодный отчет о развитии сети. Невыполнение установленных требований может привести к изъятию лицензии.

Концепция включает также перечень мер, необходимых для ее реализации.

Здесь можно привести точку зрения начальника управления ГАО "Мостелеком" Н.А. Реушкина, высказанную им на семинаре по тем же вопросам. Его соображения отчасти конкретизировали позиции концепции, а отчасти не совпадали с ними.

По мнению Н.А. Реушкина, структура существующих сетей кабельного ТВ или проводного вещания едва ли может быть принята за основу структуры будущих интегрированных сетей. Сегодняшние ТВ сети имеют хаотическую структуру, схема и условия прокладки кабелей определяется случайным образом, и оборудование часто устанавливается в не предназначенных для этого помещениях. В связи с этим более разумным выглядит использование структуры сети, наложенной на структуру телефонной сети города с образованием головных узлов в зданиях АТС.

Такой подход позволил бы наиболее эффективно использовать существующую подземную канализацию, обеспечить доступ к различным транспортным сетям с наименьшими затратами и максимально учесть интересы различных пользователей сети.

Докладчик также не вполне разделял мнение о целесообразности доставки предоставляемых услуг с помощью единственного кабеля, входящего в квартиру абонента. С его точки зрения такое решение имеет не только достоинства, но и недостатки. К ним можно отнести зависимость работоспособности всех предоставляемых услуг от состояния единственного тракта передачи сигналов, усложнение комплекта абонентских устройств, приводящее к общему увеличению стоимости сети, а также энергозависимость функционирования предоставляемых услуг от сети переменного тока общего пользования.

Преодолеть эти недостатки можно, создав в каждом здании домовой узел, содержащий комплекс технических средств для обработки принимаемых сигналов и взаимодействия с абонентскими устройствами по альтернативным каналам связи, в том числе через радиодоступ в пределах здания. При этом существенно упрощается решение задач гарантированного электропитания, упрощается абонентское обслуживание и повышается живучесть сети.

Н.А. Реушкин отметил также, что сложившаяся в нашей стране практика выдачи лицензии кабельным операторам с обязательным указанием полосы используемых частот едва ли является правильной. Частотные присвоения для радиосредств любого назначения осуществляются из условий их электромагнитной совместимости без какого-либо учета влияния создаваемых электромагнитных излучений на кабельные системы передачи сигналов. Это значит, что в случае возникновения помех работе кабельной сети со стороны радиосредств, оформленных в установленном порядке, никакие претензии во внимание приниматься не могут.

В то же время частотный план для кабельных сетей разрабатывается в централизованном порядке и, как правило, на основе ограниченных сведений об электромагнитной обстановке в зоне действия сети. Кроме того, электромагнитная обстановка, так же как и используемая в сети аппаратура, могут меняться, что приводит к изменению допустимых частотных полос. В нынешних условиях оператор лишен возможности оперативно реагировать на изменение ситуации без нарушения условий лицензии. В связи с этим докладчик считает целесообразным изменить сложившуюся практику назначения частот в сетях кабельного телевидения, поручив эту работу региональным органам надзора.

В целом, по мнению Н.А. Реушкина, многие проблемы кабельных сетей связаны с тем, что деятельность современных сетей кабельного ТВ затрагивает интересы большого числа структур, работающих в области информационных и телекоммуникационных услуг. Это кабельные операторы, телевизионные компании, провайдеры Интернет, операторы телевизионной связи, операторы проводного вещания, инженерные службы городского хозяйства, дистрибьюторы и производители оборудования и абонентских устройств, органы исполнительной и законодательной власти.

Каждая сторона в явной или закамуфлированной форме отстаивает свои интересы, что приводит к тому, что эффективность решения задач даже при наличии средств у заинтересованных сторон оказывается очень низкой.

О работе над проектом нового ГОСТа для СКТВ рассказал на семинаре начальник лаборатории НИИР Л.М. Дубинский. Новый ГОСТ должен быть принят не позже марта этого года. На сегодняшний день параметры российских СКТВ нормируются ГОСТом от 1989 года, а методы измерений этих параметров — другим ГОСТом — от 1983 года. Теперь требования на параметры распределительной сети и методы измерений этих параметров будут изложены в едином документе.

Но самое важное — с момента появления старых ГОСТов изменились и требования к параметрам сигналов в кабельной сети, и характер самих сигналов. Началась трансляция цифровых ТВ каналов и передача данных в обратном направлении, получили распространение оптоволоконные распределительные сети. Разработчики нового ГОСТа постарались учесть эти изменения.

В новом документе будет введено нормирование параметров обратного канала, предложена методика измерения оптоволоконных и гибридных участков распределительной сети, введено нормирование уровней цифровых сигналов. Ввиду увеличения числа передаваемых каналов в новом ГОСТе решено нормировать интермодуляционные искажения второго и третьего порядка при передаче 42 каналов. ГОСТ будет включать методики измерений на современной измерительной аппаратуре. Учитывая немалую стоимость этой аппаратуры, предполагается параллельно разработать и упрощенную методику измерения, ориентированную на небогатых операторов. Логическим продолжением такого подхода было бы введение предложенного М.Г. Локшиным разделения сетей на классы, для каждого из которых определялся бы свой уровень технических требований. Однако пока эта идея нашла отражение только в "концепции", а не в технических стандартах.

В новом ГОСТе предполагается нормировать не только параметры всей сети, но и ее звеньев — головной станции и линейного тракта. По мнению некоторых специалистов, это должно упростить выбор оборудования для каждого звена, его монтаж, а также контроль его работы. По мнению других, это может создать неоправданные проблемы при оценке качества сети в целом. Сейчас ведутся поиски компромисса. Возможно будет скопирована структура CENELEC, и нормы на головные станции будут вынесены в приложение в форме классификации.

В телевизионных кабельных сетях существует еще одно важное звено — квартирная разводка. Старый ГОСТ это звено игнорировал. Зона его действия ограничивалась розеткой на входе абонентской квартиры, и официальных норм на квартирную разводку не существовало. Однако с усложнением функций сети, особенно с появлением обратного канала, такая ситуация стала неприемлемой.

Крупные кабельные операторы требуют нормирования квартирной разводки до входа на все ТВ приемники. По мнению Н.А. Реушкина, ГОСТ должен нормировать не только параметры распределительной сети, но и параметры сигналов, принимаемых абонентом (например качество изображения на экране телевизора). Для этого ГОСТ должен быть дополнен нормами на технические параметры абонентских терминалов (например на защищенность входных цепей телевизоров от воздействия внешних электромагнитных полей). При этом все абонентские устройства должны снабжаться сертификатами, определяющими их технические параметры и условия их подключения к сети. Проект ГОСТа такое нормирование не предусматривает.



 
Теле-Спутник Февраль 2001
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт