предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья
Спутниковая система связи "Диалог" ГКНПЦ им. М. В. Хруничева
Возможность использования малых коммуникационных спутников в качестве космического сегмента систем связи уже неоднократно упоминалась в наших статьях. И в последнее время подобных публикаций становится все больше и больше. |

Испытательный макет УКП "Яхта"
Мы уже не раз упоминали все плюсы, которые может принести система связи на малых спутниках. Прежде всего – это возможность занять заявленные орбитальные позиции, избежав тем самым угрозы потери Россией этого важного достояния.
В 1999 г. в "Теле-Спутнике" был опубликован материал, посвященный универсальной космической платформе "Яхта", разрабатываемой в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Проект изначально носил комплексный характер, то есть разработка спутника была начата под конкретный вид ракеты-носителя – "Рокот". Расчеты показали, что, используя РН "Рокот" и электрореактивные двигатели, можно вывести на геостационарную орбиту КА массой 450-500 кг. Эти цифры и были взяты в качестве отправной точки. "Яхта" рассматривается как платформа, на основе которой можно будет создавать спутники оптико-электронного наблюдения, радиолокационного наблюдения и коммуникационные. На конец 1999 г. ясности с тем, как может выглядеть система связи, использующая в качестве космического сегмента УКП "Яхта" в коммуникационном варианте, не было. Только начиналась разработка вариантов полезной нагрузки. К осени 2000 г. специалистами ГКНПЦ были проведены исследования, в результате которых появился проект спутниковой системы связи "Диалог", где КА "Диалог" – не что иное, как коммуникационный вариант УКП "Яхта". В последнее время наблюдается все более узкая специализация многих спутниковых систем (не отрицая, разумеется, существование глобальных многофункциональных). Появляется все большее количество операторов, желающих иметь сеть, сконфигурированную под конкретную задачу – передачу определенного вида информации, организацию связи в определенном регионе и т.п. К тому же многие крупные организации задумываются о том, что лучше иметь собственную сеть, и даже с собственным космическим сегментом. Также многие страны, до недавнего времени довольствовавшиеся арендованным орбитальным ресурсом, желают приобрести "коммуникационную независимость". Возможность создания таких систем обуславливается тем, что в последнее время оборудование, используемое для работы в космосе, уменьшается в весе в два раза примерно каждые 8-9 лет. Масса полезной нагрузки коммуникационного космического аппарата, приходящаяся на один транспондер,15-20 лет назад составляла около 15-20 кг, сейчас существуют спутники, для которых этот показатель доведен до 5,3 кг. |
Параметры | Тип носителя | "Рокот" | "Ангара-1.1" | "Ангара-1.2" | Стартовая масса, т | 107 | 145 | 170 | Масса КА, т | | Низкая орбита (H=200 км, i=63°) | 1,7 | 2,0 | 3,7 | Геостационарная орбита | 0,485 | 0,580 | 0,700 | Масса полезной нагрузки, кг | 110 | 125 | 165 | Длина, м | 29 | 32 | 41 | Наибольший поперечный диаметр, м | 2,5 | 2,9 | 2,9 | Начало эксплуатации, год | 2000 | 2002 | 2002 |

модификации космических аппаратов на основе унифицированной космической платформы
Остается вопрос использования ракет-носителей легкого класса, создаваемых и созданных на основе межконтинентальных баллистических ракет, подлежащих утилизации, согласно международным соглашениям о разоружении. И возможность их использования для пополнения орбитальной группировки является весьма и весьма заманчивой.
Что касается экономики, то расчеты, произведенные ГКНПЦ, показывают, что стоимость транспондера на орбите для малого КА составит около 2-2,5 млн долларов, в то время как стоимость транспондера тяжелого спутника составляет около 3,5 млн долларов. Более низкая цена достигается в первую очередь за счет более низкой стоимости запуска. Кроме того, предполагается, что на малых спутниках, обслуживающих отдельные регионы, не будет необходимости в установке сложных многолучевых передающих антенн, что тоже серьезно снизит стоимость КА. И еще один из главных аргументов, выдвигаемый сторонниками систем на малых спутниках, – возможность поэтапного наращивания орбитального ресурса. Такая схема позволит оператору начать работу с гораздо меньшим стартовым капиталом и наращивать ресурс по мере развития и возникновения новых потребностей. Являясь сторонником комплексного подхода (и имея для этого технические возможности), ГКНПЦ намерен создавать комплекс: спутник и транспортное средство для его доставки на орбиту — РН легкого класса "Рокот" и семейство РН различного класса "Ангара". Для малого КА связи "Диалог" разработан базовый двухдиапазонный вариант полезной нагрузки – 9 транспондеров. Также есть несколько альтернативных вариантов: 6 транспондеров по 72 МГц Ku-диапазона повышенной ЭИИМ; 8 транспондеров по 36 МГц С-диапазона повышенной ЭИИМ; 5 транспондеров С-диапазона с обработкой сигнала на борту; 3 транспондера Ku-диапазона по 72 МГц и 3 транспондера L-диапазона по 29 МГц для использования в сетях мобильной связи. Под РН "Ангара 1.2" предполагается разработать более тяжелую модификацию УКП "Яхта". При использовании этой РН появится возможность выводить на ГСО не 100 кг полезной нагрузки, как в случае использования РН "Рокот", а 300 кг. Дело в том, что требуемая мощность для вывода КА с опорной орбиты на ГСО при помощи ЭРД составляет 3 кВт. Мощность ретрансляторов на КА "Диалог" составляет 1 кВт. Таким образом, получается, что большая часть мощности не используется, и количество ретрансляторов можно было бы и увеличить. Но здесь тормозом служит РН "Рокот", чья грузоподъемность не позволяет выводить на орбиту такие массы. Таким образом, при эксплуатации РН "Ангара 1.2", чья грузоподъемность составляет 3,7 т против 1,7 т у "Рокота", эту задачу можно решить, и получить на базе той же УКП "Яхта" более мощный коммуникационный спутник.
|
Характеристики базового и альтернативных вариантов бортового ретрансляционного комплекса КА "Диалог" | Варианты и их назначени | | Базовый | Альтернативные | Двухдиапазонный С- и Ku-диапазона | Однодиапазонный Ku | Однодиапазонный C | Однодиапазонный С | Двухдиапазонный L- и Ku-диапазона | Характеристики | Общего применения в сетях фиксированной спутниковой службы | Двойного применения в сетях фикс. службы | В сетях подвижной спутниковой службы | Диапазон частот, МГц Прием | 572-595 | 14000-14250 | 14000-14500 | 5725-6225 | 5725-6225 | 14000-14250 | 1631,5-1660,5 | Передача | 3400-3600 | 10950-11200 | 10950-11200 11450-11700 | 3400-3900 | 3400-3900 | 10950-11200 | 1530-1559 | Количество транспондеров (полоса пропускания, МГц) | 4(36) | 5(36) | 6(72) | 8(36) | 1(5), 1(10), 2(36), 1(350) | 3(72), | 3(29) | Способ разделения транспондера | частотный | | пространственный | ЭИИМ транспондера, дБВт | 38 | 42,5 | 45,5 | 41,5 | 38 | до 45,5 | до 45 | Добротность приемной системы, дБ/К | -3 | -1 | -1 | -3 | -3 | -1 | -5 | Сектор обслуживания, ° | 10х4 | 10х2,5 | 10х2,5 17х17 | 10х4 | 10х4 | 10х2,5 | 14х5 3 луча 5х5 | Коэффициент усиления антенны, дБ | 25 | 27 | 27 16 | 25 | 25 | 27 | 23 | Максимальное энергопотребление, Вт | 1000 | 960 | 830 | 870 | 1000 | Масса, кг | 110 | 104 | 95 | 109 | 106 |
По материалам доклада В.К. Зарубина (ГКНПЦ им. Хруничева) на конференции "Спутниковая связь-2000"
|
|
|
Уважаемые посетители! |
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:
|
|