40Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Украинская сеть "Уличного телевидения" — инструмент демократического формирования общества


М.Мирошников Теле-Спутник - 2(64) Февраль 2001 г.




О. Лобач

Современные технологии спутниковой передачи информации, создания сети VSAT-терминалов в сочетании с разработками в области социальной психологии, политтехнологий становятся инструментом взаимодействия общества и власти. Украинские и московские разработчики средств общественной коммуникации для реализации своих идей создали в Киеве телекомпанию "Уличное телевидение" (УТВ).




Площадка УТВ на Майдане Незалежности в Киеве. Эфир с президентом

Основной интеллектуальный капитал УТВ — это умение проводить эфиры, когда в нескольких городах Украины в оживленных местах создаются так называемые "площадки", т.е. разворачивается VSAT-терминал, устанавливается видеопроектор с экраном, телекамера, и ведущие организовывают общение между площадками и политиком, приглашенным в киевскую студию. За происходящим наблюдают все площадки, а стать участником действия может любой прохожий.

Как рассказали нам исполнительный директор телекомпании УТВ О. Лобач и технический директор телекомпании С. Шаповалов, "Уличное телевидение" базируется на технической составляющей (принципы организации сети) и разработках в области общественной коммуникации, социологии, социальных процессов, социальной психологии. Технология УТВ и ТВ форматы запатентованы.

У телекомпании 50 транспортабельных VSAT-станций, т.е. практически по 2 машины в каждом из 27 украинских регионов. В регионах созданы офисы УТВ и набран штат сотрудников. Вещание ведется через шведский спутник Sirius-2, где арендован канал с полосой 4,5 МГц. Спутниковое вещание началось с сентября 1999 года. Часть спутникового канала с недавнего времени постоянно занята для раздачи по территории Украины сигнала ТВ компании IC-TV. Другая часть полосы используется для организации эфиров либо для перегона телевизионных новостных материалов.

При организации эфиров местные инженеры должны развернуть станцию и настроиться на спутник, все управление системой производится дистанционно из центральной студии. Принцип организации системы — компьютерная сеть, работающая в режиме телеконференцсвязи. Топология сети легко меняется, это может быть и звездная схема, и конфигурация "точка-точка", то есть мобильные станции могут связываться между собой (а некоторое количество машин в это время может работать с центральной студией).


Центральная студия выдает на местные станции для вывода на большой экран сигнал со скоростью 5 Мбит/с. Сигнал от станций идет по более медленному каналу, есть возможность включать-выключать изображение с любой станции. Скорость передачи изображения с мест — 512 либо 256 кбит/с, качество изображения примерно соответствует 1/4 обычной ТВ картинки, увеличенной до полного экрана. Центральная студия получает одновременно изображение с 8 станций. В фоновом режиме осуществляется голосовой и текстовый контакт с инженерами. С местных станций в центр по служебному каналу передается название города и место действия, из них в центральной студии формируются титры для телевизионной картинки.

Первой задачей инженеров УТВ было создать максимально дешевую систему, в настоящее время ведутся работы по ее модернизации, повышению качества. Так, улучшается матобеспечение компьютерного канала, улучшаются либо исключаются аналоговые отрезки тракта. На станциях используются цифровые ТВ камеры, но сигнал с камер пока идет в аналоговом виде. Камеры параллельно ведут запись на кассету, поэтому всегда существует цифровой дубль хорошего качества для последующего использования.

Сейчас прорабатывается вариант связи, когда станции работают с неодинаковой скоростью. Постоянный режим работы станции Preview будет иметь скорость передачи 64 кбит/с, при этом центральная студия только просматривает, что происходит на местной площадке. При включении станции в канал происходит переход на скорость 1 Мбит/с, такая технология резко повышает качество. Второе усовершенствование — переход сигнала центральной студии со скорости 5 Мбит/с на скорость 1 Мбит/с, поскольку большего качества для изображения на уличном экране не требуется.

По результатам эфиров позднее создаются телепередачи, так, в конце ноября 2000 года были проведены 3 эфира в режиме вопросов-ответов, когда президент Кучма общался с 30-ю городами Украины. Из 6-часового материала была смонтирована передача на 1 час, она позже прошла по телеканалам IC-TV и УТ-1.

Интересный факт — американцы считают, что президент не может неподготовленным общаться в течение 2,5 часов. Поэтому когда УТВ в первый раз опробовало эфир с президентом во время предвыборной кампании, то это был отличный тест на то, насколько человек может быть публичным политиком. Тот, кто удержит ситуацию прямого эфира с улицей на территории фактически всей своей страны и будет содержательно обсуждать политические проблемы, касающиеся всех, — может сказать, что он прошел экзамен на публичного политика. Как выяснилось, украинский президент может 2,5 часа по существу отвечать на вопросы, держать площадку и действительно создавать коммуникацию.

Вообще любой политик на эфире УТВ обнаруживает, что люди говорят осмысленные вещи и задают продуманные вопросы. Становится очевидным, что с народом надо общаться — это партнер в диалоге, который должен быть у любого политика.

Теоретические принципы работы УТВ базируются на разработках когда-то существовавшего Московского методологического кружка (ММК). Этой оригинальной советской (российской) школой методологии руководил Г.П. Щедровицкий, там разрабатывались принципы и подходы к проектированию общественных коммуникаций и так называемые организационно-деятельностные игры. Последователи ММК работали и продолжают работать в различных областях — в социальных и экономических проектах, занимаются антикризисными ситуациями. В УТВ трудятся люди, относящиеся к московской группе последователей ММК, здесь они занимаются политпроектированием, социальной психологией, социальными проектами и предвыборными кампаниями. Часть сотрудников УТВ относится к киевской группе.

Как рассказывают на УТВ, акции невозможны без понимания того, что делается на площадках, без участия квалифицированных ведущих, которые отбираются по всей Украине (в основном это молодые люди, только что закончившие институты). Остается работать на УТВ в среднем один из 30 претендентов на место ведущего. Ведущие осваивают большой интеллектуальный опыт телекомпании.

В задачи ведущих входит организовать ситуацию, чтобы площадка была собрана и готова задать вопрос. Они должны обеспечить процесс коммуникации студии и площадки, обсуждать с людьми те проблемы, о которых пойдет речь, например, с президентом, поскольку любой эфир, который идет с государственным деятелем такого ранга, заранее тематически прорабатывается. Ведется содержательный разговор о том, что такое президентская власть, как относиться к своему видению власти, зачем вообще говорить с президентом, затем обсуждаются и подготавливаются вопросы.

Иногда в начале эфира задаются темы. Одна из основных форм работы УТВ — веерные мосты, которые включают почти все областные города Украины, трансляция идет на все площадки. Летом 2000 года интересные программы создавались в другой форме. Выдвигалась одна тема, ведущие на площадках обсуждали ее, создавалось некое консолидированное мнение по этому поводу, потом эти мнения озвучивались. Центральная студия выбирала две площадки либо с противоположными мнениями, либо с разной аргументацией, им предлагалось обосновывать друг другу свои точки зрения, а все остальные площадки слушали. По результатам обсуждения площадки, которые слушали, называли победителя.

Участниками эфира становятся знающие об их проведении, но основная масса — никак не подготовленные люди, которые случайно проходили мимо площадки, остановились и включились в происходящее. Следовательно, площадки УТВ — идеальный исследовательский полигон, там можно проследить, что реально происходит в обществе, как люди реагируют на больные темы, какие существуют тенденции. В разговоре с людьми на площадках возникает много интересных для ученого моментов.

Эфиры являются максимально открытым, никак не срежиссированным действием. Есть только правила поведения на площадках, они жестко выполняются, за этим следят ведущие. Люди должны говорить так, чтобы их можно было понять, без агрессии, без крика. Естественно, сумасшедших на площадку не допускают. И главное, тема, которая поднимается участником, должна соответствовать обсуждаемой проблематике.

Круг тем, поднимаемых на площадке, — это проблемы общества. Как рассказывает О. Лобач, в силу исторических причин на Украине нет сильного общества. Демократия пришла сюда со стороны c развалом Советского Союза, никто не сражался за нее на баррикадах. Прошедшие 9 лет независимости Украины — это миг в историческом смысле, больших изменений в обществе не могло произойти.





Теперь людям надо выбирать, понимать, что происходит со страной. Для обсуждения происходящего должны быть какие-то социальные формы. Уличное телевидение — это одна из форм открытого разговора о том, что происходит в стране каждый день. Часть населения предпочитает жить осмысленно и с интересом. Деятельность этих людей может привести к улучшению ситуации в данной части постсоветского пространства. Например, одним из фактов стало изменение выборной системы. И те, кто идет к избирательным урнам, должны точно представлять, что они делают, кого они выбирают. Обсуждать последствия их выбора, основания, на которых он делается, просто необходимо. Кроме источников информации, которые давно всем известны (ТВ и газеты) и сильно дискредитированы в последнее время в глазах избирателей, прямых коммуникационных технологий нет.

Сила, на которую могут опираться люди, реально пытающиеся что-то делать в политике и экономике — это общественное мнение. А общество решает массу проблем, например, местного самоуправления, местной экономики, местной политики.

Можно сказать, что УТВ предоставляет обществу возможность влияния на власть. Даже если общество не сможет ей воспользоваться, или результаты воздействия не оправдают ожиданий, это станет зеркалом, в котором люди себя увидят, и поймут, что не могут ничего сказать. И тогда разговор пойдет уже не о том, что власть плоха, жизнь отвратительна, а начнется интересное обсуждение — откуда появилась такая власть, кто ее выбирал, на каком основании, о чем думают граждане, когда идут на выборы? Люди начинают разговаривать, формулировать свои претензии, мысли, желания.

Деятельность телекомпании "Уличное телевидение" финансируется за счет заказов. У телекомпании есть сеть, а это не только эфиры. Представительства позволяют УТВ делать социологические опросы на местах. Сейчас ведутся переговоры о конкретных заказах на конкретные исследования. На базе площадок развернута корреспондентская сеть, которая поставляет информацию для телеканалов, УТВ работает с агентствами новостей.

Кроме того, идут деньги от политических структур, которые заинтересованы, например, в обсуждении тех или иных вопросов. Это любая партия, общественная группа, общественное движение, желающие, чтобы их вопросы упоминались и обсуждались. Результатом, помимо реальной акции, может быть телепередача, которой они будут распоряжаться.

Любые эфиры УТВ имеют мощнейший местный резонанс — их участники обязательно расскажут о них своим знакомым, акции УТВ всегда подробно освещаются в СМИ всех уровней. Сейчас у УТВ есть предложения от местных телекомпаний на трансляцию акций в прямом эфире, без каких-либо купюр. Речь идет даже об акциях, которые не будут передаваться через спутник на всю страну. Например, если город хочет обсуждать свои проблемы, УТВ может развернуть там свою площадку и устроить диспут, и это будет транслироваться по местному ТВ. Результатом акции будет формирование общественного мнения по поводу конкретной проблемы в конкретном месте. В этом смысле заказчиками УТВ (частично реальными, частично потенциальными) являются и местные администрации, и любые общественные движения, и мэрии. Это все, кто заинтересован в неких действиях, где должно быть учтено общественное мнение.

Технологии УТВ могут использоваться в предвыборной кампании, причем в таком режиме очень сложно манипулировать. Проводились эксперименты, когда на площадке ведущий начинал кричать: "этот кандидат — самый лучший!". Через 15 минут площадка была пустой, поскольку люди очень хорошо чувствуют, когда ими манипулируют. Чтобы человек сделал то, что от него хотят, нужно заинтересовать его, вызвать у него эмоциональный отклик. В этом смысле манипулировать людьми напрямую на площадке практически невозможно. А УТВ в предвыборной кампании может выполнять агитационную роль.

У технологий УТВ большие перспективы, считает О. Лобач: "Если нам удастся сделать то, что мы хотим — заказ будет исходить от общества. В идеальном случае мы бы хотели, чтобы группа, община, общественное движение заказывали нам обсуждение с политиком любого уровня.Чтобы обращались к нам: "У нас большая проблема, ни один политик нам не может ответить, сделайте акцию, где бы мы с ними напрямую говорили. А вы это еще покажете публично, чтобы нельзя было отойти от этих слов". По идее это то, к чему мы стремимся.

Точно так же к нам могут обращаться политики: "Я хочу победить на выборах, но хочу быть лучше, чем мои конкуренты. Я пойду и буду говорить с людьми, чтобы они за меня проголосовали". Возможно, он удержит ситуацию и убедит людей.

Нельзя прямо утверждать, что на Украине нет общества. Вопрос в том, какое оно и что мы можем сделать. В этом смысле, я считаю, уличное ТВ — это инструмент демократического формирования общества".



 
Теле-Спутник Февраль 2001
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт