22Тема номера

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Как будет развиваться спутниковое и кабельное ТВ в России — взгляд Министерства связи


Теле-Спутник - 2(64) Февраль 2001 г.


Нас, как, вероятно, и многих наших читателей, интересует официальная точка зрения Минсвязи РФ по многим проблемным вопросам, которые освещаются на страницах нашего журнала. Не секрет, что именно эта позиция должна определять дальнейшие пути развития спутникового и кабельного телевидения в России на ближайшие годы. С некоторыми вопросами мы обратились к Василию Илларионовичу Павлову – начальнику Департамента радио, телевидения и спутниковой связи Минсвязи РФ.





Теле-Спутник: Расскажите, пожалуйста, кратко об основных направлениях деятельности вашего департамента.

Василий Павлов: Департамент радио, телевидения и спутниковой связи (ДРТС) осуществляет свою деятельность в области технической политики звукового (проводного и радиовещания) и телевизионного вещания в части распределительных (ретрансляционных) сетей, а также спутниковой связи и вещания.

Основными направлениями деятельности департамента являются:

  • организация разработки концептуальных и стратегических направлений развития распределительных сетей радиотелевизионного вещания, систем спутниковой связи и вещания;
  • координация деятельности подведомственных организаций по разработке радиочастот (телевизионных каналов) для целей телерадиовещания;
  • участие в международной координации частотных присвоений РЭС наземных и спутниковых сетей;
  • координация разработки нормативно-технической документации, проектов государственных стандартов и других нормативных актов для вышеуказанной отрасли;
  • заказ и сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • подготовка экспертных заключений по соответствующим проектам, техническим предложениям и заявительным документам;
  • подготовка материалов для рассмотрения на коллегии Минсвязи России, в Правительстве РФ и т.д.

Т/С: Какова ситуация с принятием закона "О теле- и радиовещании"? Будет ли этот закон регулировать области кабельного и спутникового телевидения?

В.П.: Проект закона "О телевизионном вещании и радиовещании" разрабатывался по инициативе Комитета по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального собрания (прежнего созыва) и прошел первое чтение. Проект закона предусматривает в основном регулирование деятельности вещателей. Области кабельного и спутникового телевидения он практически не регулирует, они упоминаются только как распределительные сети возможного распространения телепрограмм.

Т/С: Как разрабатывается концепция развития кабельного телевидения в России? Станет ли она основой для соответствующего законопроекта?

В.П.: Концепция развития кабельного телевидения в октябре 2000 года рассмотрена и одобрена на научно-техническом совете Научно-исследовательского института радио (НИИР). В ноябре 2000 года она была одобрена на заседании двух секций НТВ Минсвязи России, и рекомендовано частично ее дорабать и вынести на коллегию Минсвязи России.

Концепция развития кабельного телевидения как система взглядов на перспективу может служить некоторой отправной точкой для проекта закона "О кабельном телевидении" и не более. Так как закон по своей сути регулирует нормативно-правовые аспекты и отношения соответствующих субъектов (федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов РФ, операторов, пользователей и т.д.).

Т/С: Как идет разработка нового ГОСТа для кабельных сетей? На что в нем будет обращено особое внимание? Будет ли он нормировать передачу данных в кабельных сетях, в первую очередь характеристики обратного канала? Будет ли он ориентирован на совместимость с требованиями старого ГОСТа или с требованиями CENELEC?

В.П.: Разработку нового ГОСТа для сетей кабельного телевидения ведет НИИР, и департамент надеется, что до конца года он будет рассмотрен на научно-техническом совете НИИР. ГОСТ будет ориентирован на перспективные гибридные волоконно-коаксиальные сети кабельного телевидения, базирующиеся на использовании системы DVB-C, кроме того, на возможность сопряжения с наземными и спутниковыми системами цифрового телевизионного вещания (DVB-T, DVB-S).

В ГОСТе, конечно же, должен быть нормирован обратный канал и предусмотрена совместимость с требованиями действующего ГОСТа.

Т/С: Какова позиция Министерства связи в отношении перехода на цифровое вещание в области эфирного, спутникового и кабельного телевидения? Планируется ли введение цифрового радиовещания? Есть ли планы развертывания систем цифрового радио в стандарте DAB, проводятся ли какие-нибудь испытания? Как планируется переход на цифровое спутниковое распределение российских государственных программ?

В.П.: Как известно, коллегия Госкомсвязи России в марте 1999 года одобрила "Концепцию внедрения наземного цифрового телевизионного и звукового вещания в России", и в декабре 1999 года коллегия Минсвязи России одобрила основные положения по стратегии перехода от аналогового к наземному цифровому телевизионному вещанию (НЦТВ) как практическую реализацию принятой Концепции НЦТВ в России.

В июле 2000 года начала функционировать опытная зона наземного цифрового телевизионного вещания в Нижнем Новгороде, в первом квартале 2001 года планируется начало опытного НЦТВ в Санкт-Петербурге и в первой половине 2001 года в Москве.

Проект "цифровизации" спутникового телевизионного вещания под руководством Минсвязи России с участием НИИ радио, ВГТРК, ГП "Космическая связь" и НПО "Кросна" разработан, и в 2001-2003 годах планируется приступить к его реализации.

Этим проектом предусматривается установка оборудования цифрового сжатия телевизионного и звукового сигнала в стандарте MPEG-2 DVB-S в передающем тракте, а также замена аналоговых приемных станций типа "Экран" и "Москва" на соответствующие цифровые станции "Москва 2000 Ц".

Переход на цифровое спутниковое распределение российских государственных программ предполагает обеспечение готовности передающей сети (передающая спутниковая станция – космический сегмент), приемных станций (типа "Москва") к работе в цифровом режиме и наземной сети распространения цифрового сигнала (самая сложная и трудоемкая задача по срокам реализации проекта).

Проектом Концепции развития сетей кабельного телевидения в России предусматривается создание на базе гибридных волоконно-коаксиальных сетей и волоконно-оптической техники единой широкополосной сети пригодной для распределения информации в цифровом виде.

В европейских странах, в ряде стран второго региона (Китай, Индия) и в Канаде в сетях наземного цифрового звукового вещания (НЦЗВ) внедряется проект "Eureka-147" системы T-DAB, на которую ориентируется и Россия.

Для внедрения НЦЗВ в первую очередь необходимо обеспечить частотный ресурс, так как наиболее пригодные полосы в масштабе всей России использовать не представляется возможным в силу их занятости аналоговым телевидением и другими службами.

В настоящее время рассматривается вариант опытного цифрового радиовещания в России в полосе 1500 МГц. Решением ГКРЧ на вторичной основе выделено три участка частот для экспериментальных исследований (1452-1456, 1460-1468 и 1478-1492 МГц).

Кроме того, в России проводятся эксперименты по цифровому радиовещанию и в традиционных диапазонах частот.

В течение 1999-2000 годов проводилось экспериментальное цифровое радиовещание в Москве в СВ диапазоне. Были получены положительные результаты, значительно превосходящие радиовещание с амплитудной модуляцией.

В этом году радиовещательной компанией "Голос России" проведены эксперименты по цифровому радиовещанию в КВ диапазоне. Как нам представляется, использование цифровых технологий в КВ радиовещании имеет перспективу с точки зрения обеспечения качества, эффективности и устойчивости радиовещания в этом диапазоне.

Т/С: Каковы перспективы развития российской спутниковой орбитальной группировки? Какова позиция Минсвязи в вопросе использования малых спутников ("Яхта", "Руслан-М") в российской спутниковой группировке? Насколько реальными, с Вашей точки зрения, выглядят эти проекты?

В.П.: Перспективы развития российской орбитальной группировки спутников связи и вещания подробно изложены в Концепции аналогичного названия, которая была одобрена в апреле 2000 года на НТС Минсвязи России и принята в июне 2000 года Государственной комиссией по радиочастотам.

Кратко можно сказать, что в период 2001-2005 годов планируется на базе отечественных предприятий-производителей в кооперации с зарубежными фирмами "Алкатель" и "НЭК" (поставщики полезной нагрузки) изготовить и запустить в скоординированные российские орбитальные позиции 7 космических аппаратов, емкость которых будет варьироваться от 17 до 28-30 транспондеров.

Вопрос использования малых космических аппаратов (типа "Руслан ММ", "Яхта") в российской орбитальной группировке рассматривался на коллегии Минсвязи России.

Признано возможным их применение в скоординированных российских орбитальных позициях для более эффективного и полного использования частотного ресурса.

В целом в теоретическом плане проекты малых космических аппаратов сомнений не вызывают.

Вместе с тем, Коллегия Минсвязи России отмечает необходимость прохождения определенных этапов и соответствующих процедур разработчиками этих проектов и, прежде всего:

  • представление на рассмотрение расширенного НТС Минсвязи России предложений научно-производственных и научно-исследовательских организаций, министерств и ведомств о возможности реализации проектов по созданию модификаций малых КА для сетей фиксированной спутниковой связи и непосредственного телевизионного вещания;
  • обеспечение разработки технических проектов создания перспективных систем спутниковой связи и вещания гражданского назначения с максимальной унификацией технических решений с учетом использования сетей на базе малых КА во взаимоувязанной сети связи России;
  • внесение на рассмотрение Государственной комиссии по электросвязи соответствующих проектов систем спутниковой связи и вещания с использованием малых КА;
  • представление на ГКРЧ необходимых заявительных материалов на выделение орбитально-частотного ресурса для разработки радиоэлектронных средств малых космических аппаратов.

В части практической реализуемости проектов "Яхта" и "Руслан-ММ" полагаю, было бы правильным и корректным обратиться к разработчикам и предполагаемым производителям.

Т/С: Какова позиция Минсвязи в организации российской системы мобильной спутниковой связи? Как считает Министерство: нужна ли России собственная система или лучший путь — участвовать в иностранных проектах (например, "Глобалстар")? Ведется ли какая-либо работа в этом направлении?

В.П.: Присутствие на российском телекоммуникационном рынке отечественной мобильной спутниковой системы связи имеет целый ряд положительных моментов и прежде всего:

  • возможность разработки и реализации такой системы мобильной спутниковой системы, которая наиболее полно отвечает потребностям и особенностям нашей страны;
  • обеспечение условий для развития отечественной промышленности, внедрения новых технологий и т.д.;
  • создание конкурентных условий для развития рынка услуг спутниковой связи, повышения качества услуг и снижения тарифа на эту услугу.

Предложений по разработке российских мобильных спутниковых систем было много, в том числе часть из них включена в Федеральную космическую программу России, например, "Триада", "Ростелесат" и "Сигнал". К сожалению, на практическую реализацию пока не вышел ни один из них.

В сентябре 2000 года на НТС Минсвязи России рассмотрены и поддержаны технические предложения НПО "Кросна" по разработке и созданию мобильной системы спутниковой связи проекта "Зеркал–КР". Хотелось бы надеяться, что разработчики этой системы продолжат работы в этом направлении и выйдут на реализацию последующих этапов.

Т/С:Что Вы можете сообщить о перспективах освоения в России новых частотных диапазонов – MMDS (2.5 ГГц), LMDS (20 ГГц), MVDS (40 ГГц), спутникового Ка-диапазона?

В.П.: Выделение полос радиочастот для систем MMDS, LMDS и MVDS осуществляется в соответствии с "Положением о порядке выделения полос (номиналов) радиочастот для разработки (модернизации) и производства в Российской Федерации и ввоза из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств всех назначений", принятым решением Государственной комиссии по радиочастотам от 14 октября 1996 года (протокол № 40/5).

Организация и проведение работ по планированию использования, назначению и учету рабочих частот для систем MMDS, LMDS и MVDS обеспечивается Главгоссвязьнадзором России в соответствии с вышеуказанным "Положением о порядке выделения полос (номиналов) радиочастот для разработки (модернизации) и производства в Российской Федерации и ввоза из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств всех назначений".

Решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 28.09.98 г. (протокол № 9/1) определены условия использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (операторами сетей эфирно-кабельного телевидения) отдельных частотных каналов в пределах полосы радиочастот 2500-2700 МГц для развертывания и оборудования систем MMDS.

Системы распределения телевизионных программ по американской технологии LMDS, применяемые в полосе 27,5-29,5 ГГц, до настоящего времени не получили широкого распространения в России.

Решением ГКРЧ поручено Управлению частотного ресурса Минсвязи России и Главгоссвязьнадзору России провести анализ выданных разрешений на использование радиочастот в полосе 27,5-29, 5 ГГц и по его результатам подготовить в I квартале 2001 года предложения о перспективах использования указанной полосы для радиоэлектронных средств различных радиослужб.

Условия использования полосы радиочастот 40,5-42,5 ГГц для оборудования системы MVDS определены решением ГКРЧ от 29.03.99 г. (протокол № 13/4).

На сегодня выдано несколько лицензий для развертывания систем MVDS для распределения телевизионных программ на территориях Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

До выхода постановления Правительства Российской Федерации № 179 от 16.02.99 г., определившего конкурсный порядок освоения полос частот, в которых применяются системы MMDS, LMDS и MVDS, было выдано порядка 60 лицензий на использование отдельных каналов в пределах полосы радиочастот 2500-2700 МГц.

Решением Государственной комиссии по радиочастотам разрешено использование на вторичной основе отдельных радиочастот в пределах полосы частот 2500-2700 МГц для создания сетей двухсторонней передачи цифровых информационных потоков и организации доступа к информационным сетям различного уровня.

Кроме того, решением ГКРЧ разрешено использование отдельных радиочастот в пределах полосы частот 40,5-42,5 ГГц для создания сотовых сетей передачи цифровых информационных потоков и организации доступа к информационным сетям различного уровня (протокол № 3/2 от 30.10.2000 г.).

Как было указано выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.99 г. определен конкурсный порядок освоения полос частот систем ММDS, LMDS и MVDS.

В настоящее время в соответствии с приказом Минсвязи России № 188 от 3.11.2000 г. проводится конкурс на предоставление права на использование отдельных частотных каналов в пределах полосы частот 2500-2700 МГц, для оборудования MMDS.

Спутниковый Ка-диапазон в России пока рассматривается только в теоретическом плане. Соответствующих технических предложений по разработке проектов освоения Ка-диапазона в Минсвязи России не поступало. К сожалению, имеет место проблема отсутствия отечественных технологий на эту полосу частот.

Т/С: Нам известно, что Ваша кандидатура предложена в качестве председателя объединенного оргкомитета комитета выставки Cable&Satellite-Russia 2001 и проходящей в ее рамках научно-технической конференции. Какие рекомендации Вы хотели бы дать организаторам этих мероприятий в настоящий момент?

В.П.: Пожелание общего плана представителям организационного комитета. На основании опыта предыдущих выставок и конференций наилучшим образом реализовать положительные наработки и тенденции, получить самим удовлетворение от этого важного мероприятия, а главное, чтобы максимальную пользу из него извлекли участники, посетители и руководители административных органов и организаций, от которых зависит продвижение новых технологий на телекоммуникационном рынке России.

Организаторам выставки пожелания следующие:

  • организовать эффективное и полное заполнение отведенных площадей перспективным телекоммуникационным оборудованием;
  • привлечь и заинтересовать отечественных производителей к выставке конкурентоспособных образцов и технологий;
  • обеспечить необходимую рекламу, наглядное и привлекательное оформление выставки.

Пожелания организаторам конференции:

  • сформировать тематику пленарных и секционных заседаний конференции, которая наиболее полно отражала бы перспективы развития концептуальных направлений, применения новейших технологий и практическую деятельность операторов на телекоммуникационном рынке России;
  • своевременно подготовить для участников конференции наглядный и содержательный сборник тезисов выступлений;
  • разработать проект рекомендаций участников конференции, позволяющих наиболее оптимальным образом реализовать развитие новых телекоммуникационных сетей и услуг.


 
Теле-Спутник Февраль 2001
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт