
Компоновка трех спутников "Экспресс-2000" на РН "Протон" (Музей НПО ПМ)
В 1997 г. появился партнер, заинтересованный этими позициями и решивший, что нашел возможность использовать то положение, которое занимал "Интерспутник" на рынке спутниковой связи. Это была компания Lockheed Martin, искавшая возможности выхода на коммуникационный рынок. Было создано совместное предприятие "Локхид Мартин Интерспутник" и разработан проект по созданию, запуску и эксплуатации четырех спутников класса A2100 (основная модель коммуникационного спутника Lockheed Martin). В сентябре 1999 г. спутник LMI-1 был запущен, началась его эксплуатация. Однако к началу 2000 г. положение опять осложнилось. Производство второго спутника так и не было начато, а если учесть, что и запуск LMI-1 был несколько раз отложен (и некоторые клиенты, не дождавшись, перешли на другие системы), то ситуация становилась нехорошей. Ко всему прочему, Loсkheed Martin, приобретя крупнейшего американского оператора Comsat, начал развивать собственные проекты и к совместному предприятию с "Интерспутником" охладел. Возникла угроза потери с таким трудом скоординированных орбитальных позиций. Поэтому уже в мае 2000 г. директор "Интерспутника" по продажам Штефан Коллар сказал: "Пока мы, даже с учетом всех сдвигов, успеваем запустить спутники в те сроки, которые обеспечивают нам сохранение наших позиций. (Тогда еще проект запуска следующих спутников LMI не был окончательно заморожен — прим. Т/С) Но, конечно же, нельзя сейчас откладывать решения, поэтому мы интенсивно работаем над всем, что касается и запуска, и занятия всех остальных орбитальных позиций. Мы сейчас прорабатываем как один из вариантов — запуск небольших спутников в наши орбитальные позиции. Это очень интересный и перспективный проект. Потребности наших стран (имеются в виду страны — члены организации) не столь большие, чтобы загрузить полностью большой спутник типа LMI-1. Эти небольшие спутники будут работать в интересах нескольких стран в разных точках. Предварительный анализ показывает, что интерес к такому проекту есть. Мы прорабатываем этот проект с целью занять максимальное количество орбитальных позиций из тех, которые у нас заявлены".
Итак, не с широкой трибуны, но, тем не менее, было дано понять, что "Интерспутник" всерьез рассматривает варианты использования малых КА. Также было упомянуто, что российские фирмы рассматриваются как основные поставщики спутников. К сентябрю этого года проект приобрел некоторые очертания и, будучи объявленным с трибуны конференции, вызвал, как мы уже упоминали, большое волнение среди слушателей.

Макет спутника "Руслан-М" (Экспозиция НПО Машиностроения, МАКС-99)
Как было заявлено, "Интерспутник" работает на основе долгосрочных альянсов, которых на сегодня существует два: с ГП КС (аренда емкостей на спутниках "Горизонт", "Экспресс" и "Экспресс-А") и с Lockheed Martin (совместное использование спутника LMI-1). Тем не менее для дальнейшего развития (разработка проектов, привлечение инвестиций, совместное использование орбитальных позиций, маркетинг, предоставление услуг, операторская деятельность) "Интерспутник" рассматривает варианты создания новых альянсов. В качестве возможных партнеров рассматриваются компании-операторы, компании-разработчики и производители спутников и наземного оборудования и компании, осуществляющие запуски.
Следуя этой стратегии, "Интерспутник" прорабатывает возможность организации совместного предприятия, имеющего целью создание, запуск и эксплуатацию серии малых спутников. Этот проект получил название "Интерспутник-100". Со своей стороны "Интерспутник" готов предоставить партнеру орбитальные позиции, совместное участие в запуске и совместную эксплуатацию. От партнера ждут в первую очередь инвестиций, производства космических аппаратов и участия в маркетинге проекта. Что ожидается "на выходе", то есть каков будет результат этой возможной совместной деятельности? Предполагается использование 100 малых коммуникационных спутников в 13 орбитальных позициях, предоставляющих клиентам все возможные услуги с резервированием емкости и созданием запаса спутников на орбите. Надо сказать, что именно цифра "100 спутников" вызвала наибольшее удивление. До сих пор еще никто из операторов не планировал такого обширного космического сегмента (оговоримся — на геостационарной орбите, потому как операторы низкоорбитальных систем планируют и большее количество).

Зависимость стоимости одного спутника от количества спутников в серии
Итак, в 2001-2003 гг."Интерспутник" готов предоставить 9 орбитальных позиций под "Интерспутник-100": 97° з.д., 16° з.д., 6° з.д., 3° з.д., 17° в.д., 27° в.д., 59,5° в.д., 85° в.д. и 114,5° в.д. Кроме того, 4 орбитальных позиции (32,5° з.д., 23° з.д., 64,5° в.д. и 67,5° в.д.) предполагается использовать в качестве паркинговых — для создания орбитального резерва.
Эксплуатация малых спутников предполагается самая разнообразная — от традиционной сдачи емкости в аренду и создания коммуникационных систем "под ключ" до достаточно экзотической на сегодня услуги продажи спутников "со склада" на Земле или уже на орбите. На что же делает ставку "Интерспутник" в этом проекте? В первую очередь на основное преимущество малых спутников, которое ставят во главу угла все, кто развивает такие проекты. Это меньшие, по сравнению с большими спутниками, начальные вложения. Большой современный коммуникационный спутник по ценовым характеристикам находится за пределами инвестиционных возможностей многих компаний. К тому же (как говорилось в другом докладе на этой же конференции) в последний год инвестиционная политика сильно изменилась. Если раньше инвестор был готов вложить в проект до 80% капитала, то сейчас рискуют не больше чем 50%. А остальную половину активов должен предоставить разработчик. К тому же далеко не все операторы могут оперативно загрузить бортовой ресурс большого спутника, тогда как "простаивание" такого весьма дорогостоящего оборудования на орбите серьезно снижает окупаемость проекта. Ко всему прочему страховые взносы за запуски малых спутников тоже будут меньшими, нежели чем при использовании больших. Также к плюсам можно отнести возможность резервирования спутника на орбите или на Земле, с оперативной заменой вышедшего из строя аппарата. Правда, как говорят оппоненты, орбитальное резервирование ничем практически не отличается от резервированной емкости на большом спутнике. Но на это можно возразить, что на спутнике выходит из строя не только полезная нагрузка, а также то, что резервный спутник на орбите может заменить спутник в любой орбитальной позиции. Еще один аргумент, вокруг которого не утихают споры сторонников и противников проекта — это стоимость аппарата. С одной стороны, малый спутник стоит несомненно дешевле. С другой — удельная стоимость транспондера получается выше, так как что на малый, что на большой спутник все равно приходится устанавливать, например, систему управления, практически идентичную для аппарата любого размера. На это основным ответом является то, что малые спутники можно запустить в серию, при которой стоимость единичного экземпляра снижается. В рамках проработки "Интерспутник-100" были сделаны экономические прикидки, согласно которым, при серии в 30-50 спутников, стоимость одного аппарата будет составлять 80% от стоимости при малой серии. Если же закладывать серию в 100 спутников, то стоимость каждого оценивается в 70% от первоначальной. Таким образом, как считают в "Интерспутнике", стоимость одного КА можно снизить до 30 млн долларов. Предполагается, что первые четыре спутника будут выведены на орбиту в конце 2001 года. Вся программа будет реализована к 2008 году. Весь проект разбит на три этапа. На первом этапе планируется производство и запуск 10 малых спутников, на втором — 30, на третьем — 60. Согласно расчетам, при реализации всего проекта доходы по нему составят 9 млрд долларов, а чистая прибыль — более 3 млрд долларов. |