40Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Проект "Интерспутник-100"


В. Колюбакин Теле-Спутник - 12(62) Декабрь 2000 г.


В сентябре 2000 г. в Москве проходила конференция, посвященная спутниковой связи. Но был один доклад, вызвавший, пожалуй, максимальный резонанс среди участников. Он обсуждался в коридорах, на него ссылались другие докладчики, многих он попросту озадачил. Кто-то оценивал проект, представленный в докладе, как нереальный, кто-то говорил, что это — весьма серьезная заявка, но равнодушным данное выступление не оставило никого. Это был доклад Йозефа Долецки "Малые спутники на ГСО — новый этап развития МОКС "Интерспутник".

 Макет спутника Экспресс-2000 (Музей НПО ПМ)

Макет спутника "Экспресс-2000" (Музей НПО ПМ)

Интерес к малым спутникам возник несколько лет назад, когда НПО Машиностроения представило свой проект малого коммуникационного спутника "Руслан-М". Примерно тогда и появилась "философия" спутниковой системы связи на малых космических аппаратах. Основными постулатами ее стали невысокая стоимость спутника, дешевизна вывода и возможность поэтапного наращивания орбитальной группировки. Из этого сразу вытекала возможность начать эксплуатацию спутниковой системы тем операторам, которые не имеют средств для большого спутника. К тому же довольно остро стоял вопрос об освоении орбитально-частотного ресурса, отведенного России. Развертывание группировки малых спутников позволило бы быстрее начать вещание в отведенных орбитальных позициях и снять опасность того, что у России могут эти позиции отобрать. Что касается запуска, то здесь основной упор делался на вывод спутника конверсионной ракетой легкого класса с последующим довыводом на ГСО при помощи электрореактивных двигателей. Эта схема вывода позволяет (помимо удешевления запуска примерно в два — два с половиной раза) использовать накопленный запас баллистических ракет, подлежащих уничтожению, согласно международным договорам.

Эта перспективная тема заинтересовала и другие конструкторско-производственные организации, и операторов. В ГКНПЦ им. Хруничева начали разработку универсальной космической платформы "Яхта", одним из применений которой было создание на ее основе коммуникационного спутника. В НПО Прикладной Механики им. Решетнева начали разработку малого спутника "Экспресс-2000". Правда, последний немного выпадает из классической концепции малого спутника, так как его запланировано запускать РН "Протон" — ракетой тяжелого класса. Но схема запуска — три КА на одном носителе — дает возможность рассматривать этот спутник как часть проекта по малым спутникам и позволяет выполнять те же задачи. Также разрабатывается проект вывода "Экспресс-2000" на ГСО носителем среднего класса "Союз" с разгонным блоком "Фрегат". Это позволяет (как и в случае вывода конверсионными носителями легкого класса) решить еще одну немаловажную задачу — иметь возможность вывода коммуникационных спутников с космодромов Плесецк и Свободный, нарушив тем самым монополию Байконура на геостационарные запуски. Разумеется, об отказе от тяжелых спутников и РН "Протон" речи не идет, но ситуация, когда следствием любой аварии является немедленный запрет на запуски, не может устраивать заказчика (то есть любого спутникового оператора, доходы которого напрямую зависят от срока сдачи спутника в эксплуатацию).

Промежуточное положение между малыми и большими коммуникационными спутниками занимают аппараты ОАО "Газком": "Ямал-100" (запущены 6 сентября 1999 г., с одним спутником так и не удалось наладить связь, второй сдан в эксплуатацию и функционирует в составе системы связи и ТВ ОАО "Газком") и "Ямал-200" (разрабатываются с расчетом вывода двух аппаратов одной РН "Протон").


 Макет универсальной платформы Яхта (Экспозиция ГКНПЦ им. Хруничева, МАКС-99)

Макет универсальной платформы "Яхта" (Экспозиция ГКНПЦ им. Хруничева, МАКС-99)

Как отнеслись спутниковые операторы к новому направлению в разработке российских коммуникационных спутников? Как им и положено, операторы долгое время соблюдали осторожность. Они не делали заявлений об использовании малых КА, продолжали строить свои планы в расчете на существующие или разрабатываемые традиционные спутники. На конференции ГП "Космическая Связь", проходившей в Дубне в апреле 2000 г., директор ГП КС Б.Д. Антонюк на вопрос "Теле-Спутника", как он относится к проекту "Яхта", ответил: "Концепция использования малых спутников имеет право на жизнь. Но, к сожалению, я не видел этого спутника даже в чертежах. Рассматривается концепция, но мы не готовы обсуждать ее детально — я не знаю, сколько будет стоить этот спутник. А не зная цены, я ничего обсуждать не могу. К "Яхте" я хорошо отношусь, но мне нужно видеть экономику. Если вдруг производитель докажет, что его продукт экономически выгоден — мы готовы изменить наши планы по замене орбитальной группировки".

В Минсвязи проект "Яхта" действительно рассматривали и даже обещали разработчикам поддержку в получении и координации орбитальных позиций и частот вещания. Резюме было такое: "вы сделайте спутник, а по поводу его использования — не сомневайтесь".

Первым из операторов, официально и открыто заявивших об использовании малых коммуникационных спутников, стала Международная организация космической связи "Интерспутник".

МОКС "Интерспутник" была создана в 1971 г. как организация, объединяющая социалистические страны для создания и эксплуатации сети спутниковой связи в интересах своих членов. К началу 90-х годов "Интерспутник", как и многие организации социалистических стран, попал в тяжелое положение. Вопрос о зарабатывании средств и обновлении космического сегмента встал весьма и весьма серьезно. На тот момент основным элементом космического сегмента МОКС "Интерспутник" был КА "Горизонт", чьи технические характеристики (в первую очередь по точности удержания на орбите) никого тогда уже не удовлетворяли. С таким космическим сегментом о серьезном выходе на международный рынок можно было только мечтать. Поэтому "Интерспутник" и начинает всерьез задумываться об обновлении своей орбитальной группировки. Организация инвестирует средства на разработку и создание нового спутника "Экспресс". К сожалению, эти аппараты не оправдали возложенных на них надежд из-за плохого качества установленных ретрансляторов — на обоих запущенных спутниках транспондеры Ku-диапазона вышли из строя через год-полтора после начала эксплуатации. Понимая, что без качественного современного аппарата на орбите никакой работы не получится, "Интерспутник" в 1993-1994 гг. начал проработку проекта по приобретению такого спутника. К тому же надо было иметь собственный космический сегмент, ведь все аппараты, на которых "Интерспутник" предоставлял ресурс, были им арендованы. Таким образом появился проект "Интерспутник-8". Была разработана техническая документация, технические требования к спутнику, были найдены партнеры по производству и запуску. Компаниям-спутниковым контракторам были разосланы требования, и контракторы выслали свои предложения. На основании полученной информации было принято решение о сотрудничестве с компаниями DASA, Aerospatiale и SS/Loral. Однако инвесторов найти не удалось, разработчики проект инвестировать отказались, и "Интерспутник-8" был заморожен. Однако под него были заявлены 15 орбитальных позиций, и начата их координация.


Примерные технические данные спутников системы "Интерспутник"
РасположениеГСО
Стабилизациятрехосная
Точность удержания на орбите+-0,1°
Масса спутника150-500 кг
Масса полезной нагрузкидо 120 кг
Срок службы8-12 лет
Мощность полезной нагрузкидо 1,5 кВт
Количество транспондеров6-10
ДиапазонШирина полосы, МГЦ
S 34
C 36-72
Ku 54-72
Ka 72-144
Диапазон ЭИИМ, дБВт
S до 31
C 40-46
Ku 50-55
Ka до 72

 Компоновка трех спутников Экспресс-2000 на РН Протон (Музей НПО ПМ)

Компоновка трех спутников "Экспресс-2000" на РН "Протон" (Музей НПО ПМ)

В 1997 г. появился партнер, заинтересованный этими позициями и решивший, что нашел возможность использовать то положение, которое занимал "Интерспутник" на рынке спутниковой связи. Это была компания Lockheed Martin, искавшая возможности выхода на коммуникационный рынок. Было создано совместное предприятие "Локхид Мартин Интерспутник" и разработан проект по созданию, запуску и эксплуатации четырех спутников класса A2100 (основная модель коммуникационного спутника Lockheed Martin). В сентябре 1999 г. спутник LMI-1 был запущен, началась его эксплуатация. Однако к началу 2000 г. положение опять осложнилось. Производство второго спутника так и не было начато, а если учесть, что и запуск LMI-1 был несколько раз отложен (и некоторые клиенты, не дождавшись, перешли на другие системы), то ситуация становилась нехорошей. Ко всему прочему, Loсkheed Martin, приобретя крупнейшего американского оператора Comsat, начал развивать собственные проекты и к совместному предприятию с "Интерспутником" охладел. Возникла угроза потери с таким трудом скоординированных орбитальных позиций. Поэтому уже в мае 2000 г. директор "Интерспутника" по продажам Штефан Коллар сказал: "Пока мы, даже с учетом всех сдвигов, успеваем запустить спутники в те сроки, которые обеспечивают нам сохранение наших позиций. (Тогда еще проект запуска следующих спутников LMI не был окончательно заморожен — прим. Т/С) Но, конечно же, нельзя сейчас откладывать решения, поэтому мы интенсивно работаем над всем, что касается и запуска, и занятия всех остальных орбитальных позиций. Мы сейчас прорабатываем как один из вариантов — запуск небольших спутников в наши орбитальные позиции. Это очень интересный и перспективный проект. Потребности наших стран (имеются в виду страны — члены организации) не столь большие, чтобы загрузить полностью большой спутник типа LMI-1. Эти небольшие спутники будут работать в интересах нескольких стран в разных точках. Предварительный анализ показывает, что интерес к такому проекту есть. Мы прорабатываем этот проект с целью занять максимальное количество орбитальных позиций из тех, которые у нас заявлены".

Итак, не с широкой трибуны, но, тем не менее, было дано понять, что "Интерспутник" всерьез рассматривает варианты использования малых КА. Также было упомянуто, что российские фирмы рассматриваются как основные поставщики спутников.

К сентябрю этого года проект приобрел некоторые очертания и, будучи объявленным с трибуны конференции, вызвал, как мы уже упоминали, большое волнение среди слушателей.


 Макет спутника Руслан-М (Экспозиция НПО Машиностроения, МАКС-99)

Макет спутника "Руслан-М" (Экспозиция НПО Машиностроения, МАКС-99)

Как было заявлено, "Интерспутник" работает на основе долгосрочных альянсов, которых на сегодня существует два: с ГП КС (аренда емкостей на спутниках "Горизонт", "Экспресс" и "Экспресс-А") и с Lockheed Martin (совместное использование спутника LMI-1). Тем не менее для дальнейшего развития (разработка проектов, привлечение инвестиций, совместное использование орбитальных позиций, маркетинг, предоставление услуг, операторская деятельность) "Интерспутник" рассматривает варианты создания новых альянсов. В качестве возможных партнеров рассматриваются компании-операторы, компании-разработчики и производители спутников и наземного оборудования и компании, осуществляющие запуски.

Следуя этой стратегии, "Интерспутник" прорабатывает возможность организации совместного предприятия, имеющего целью создание, запуск и эксплуатацию серии малых спутников. Этот проект получил название "Интерспутник-100". Со своей стороны "Интерспутник" готов предоставить партнеру орбитальные позиции, совместное участие в запуске и совместную эксплуатацию. От партнера ждут в первую очередь инвестиций, производства космических аппаратов и участия в маркетинге проекта.

Что ожидается "на выходе", то есть каков будет результат этой возможной совместной деятельности? Предполагается использование 100 малых коммуникационных спутников в 13 орбитальных позициях, предоставляющих клиентам все возможные услуги с резервированием емкости и созданием запаса спутников на орбите. Надо сказать, что именно цифра "100 спутников" вызвала наибольшее удивление. До сих пор еще никто из операторов не планировал такого обширного космического сегмента (оговоримся — на геостационарной орбите, потому как операторы низкоорбитальных систем планируют и большее количество).


 Зависимость стоимости одного спутника от количества спутников в серии

Зависимость стоимости одного спутника от количества спутников в серии

Итак, в 2001-2003 гг."Интерспутник" готов предоставить 9 орбитальных позиций под "Интерспутник-100": 97° з.д., 16° з.д., 6° з.д., 3° з.д., 17° в.д., 27° в.д., 59,5° в.д., 85° в.д. и 114,5° в.д. Кроме того, 4 орбитальных позиции (32,5° з.д., 23° з.д., 64,5° в.д. и 67,5° в.д.) предполагается использовать в качестве паркинговых — для создания орбитального резерва.

Эксплуатация малых спутников предполагается самая разнообразная — от традиционной сдачи емкости в аренду и создания коммуникационных систем "под ключ" до достаточно экзотической на сегодня услуги продажи спутников "со склада" на Земле или уже на орбите.

На что же делает ставку "Интерспутник" в этом проекте? В первую очередь на основное преимущество малых спутников, которое ставят во главу угла все, кто развивает такие проекты. Это меньшие, по сравнению с большими спутниками, начальные вложения. Большой современный коммуникационный спутник по ценовым характеристикам находится за пределами инвестиционных возможностей многих компаний. К тому же (как говорилось в другом докладе на этой же конференции) в последний год инвестиционная политика сильно изменилась. Если раньше инвестор был готов вложить в проект до 80% капитала, то сейчас рискуют не больше чем 50%. А остальную половину активов должен предоставить разработчик. К тому же далеко не все операторы могут оперативно загрузить бортовой ресурс большого спутника, тогда как "простаивание" такого весьма дорогостоящего оборудования на орбите серьезно снижает окупаемость проекта. Ко всему прочему страховые взносы за запуски малых спутников тоже будут меньшими, нежели чем при использовании больших. Также к плюсам можно отнести возможность резервирования спутника на орбите или на Земле, с оперативной заменой вышедшего из строя аппарата. Правда, как говорят оппоненты, орбитальное резервирование ничем практически не отличается от резервированной емкости на большом спутнике. Но на это можно возразить, что на спутнике выходит из строя не только полезная нагрузка, а также то, что резервный спутник на орбите может заменить спутник в любой орбитальной позиции.

Еще один аргумент, вокруг которого не утихают споры сторонников и противников проекта — это стоимость аппарата. С одной стороны, малый спутник стоит несомненно дешевле. С другой — удельная стоимость транспондера получается выше, так как что на малый, что на большой спутник все равно приходится устанавливать, например, систему управления, практически идентичную для аппарата любого размера. На это основным ответом является то, что малые спутники можно запустить в серию, при которой стоимость единичного экземпляра снижается. В рамках проработки "Интерспутник-100" были сделаны экономические прикидки, согласно которым, при серии в 30-50 спутников, стоимость одного аппарата будет составлять 80% от стоимости при малой серии. Если же закладывать серию в 100 спутников, то стоимость каждого оценивается в 70% от первоначальной. Таким образом, как считают в "Интерспутнике", стоимость одного КА можно снизить до 30 млн долларов. Предполагается, что первые четыре спутника будут выведены на орбиту в конце 2001 года. Вся программа будет реализована к 2008 году. Весь проект разбит на три этапа. На первом этапе планируется производство и запуск 10 малых спутников, на втором — 30, на третьем — 60. Согласно расчетам, при реализации всего проекта доходы по нему составят 9 млрд долларов, а чистая прибыль — более 3 млрд долларов.

 Орбитальные позиции, заявленные для Интерспутник-100
Орбитальные позиции, заявленные для "Интерспутник-100"



 
Теле-Спутник Декабрь 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт