66Новости

предыдущая статья | оглавление | в архив



В мире кабельного и спутникового телевидения


Теле-Спутник - 4(6) Апрель 1996 г.


Цифровой пакет телеконцерна Canal Plus



В ближайшее время можно ожидать появления на спутниковой группировке ASTRA цифрового пакета Canal Plus.

Гигант французского pay-TV говорит, что не может раскрыть какую-либо информацию относительно тех каналов, которые должны быть включены в данный пакет. Предполагается, что первоначально в пакет будет включено 25 каналов, позднее их число планируется довести до 40-45.

Предварительное рабочее название пакета - Canalsatellite Numerique. В настоящее время Canal Plus надеется, что большая часть подписчиков аналогового Ca-nalsаtellite найдут привлекательным вариант расширения возможностей своего телеприема за счет декодеров, которые могут быть взяты напрокат или проданы непосредственно подписчикам.

Большинство из современных подписчиков Canalsatellite, приемное оборудование которых было сконфигурировано для приема передач со спутников TELECOM (8,5 градуса з.д.), должны будут приобрести новый комплект оборудования для приема цифрового букета с "девятнадцатиградусной" группировки.

В настоящее время насчитывается около 250.000 подписчиков системы Canalsatellite. Вкладывая в цифровое DTH 400 миллионов франков (80 миллионов долларов), компания рассчитывает на привлечение 850.000 подписчиков. В партнерстве с подобными ей компаниями Canal Plus нацеливается и на другие европейские рынки в Германии и Испании.

"Спасательный конец" для Telecom 2D

Возможно, удастся решить финансовые проблемы, связанные с запуском цифрового спутника TELECOM 2D (предположительно 80 з. д.). "Спасательный конец" этому спутнику будет брошен благодаря заново возникшему интересу, который проявили к TELECOMу 2D вещательные компании TF1 и France Television.

Спутник должен быть выведен на орбиту в 1997 году. В соответствии с планами главного оператора, которым является France Telecom, TELECOM 2D остается "опорной точкой" цифровой стратегии компании.

Согласно предварительным заявкам компания TF1 подтверждает свою заинтересованность в пяти транспондерах спутника, в то время как France Television также может арендовать один или два транспондера на этом спутнике.

Ограниченный старт парижских испытаний мультикабельной системы в режиме on-line

В августе прошедшего года из Парижа сообщали, что компания MSO LYONNAISE Commenbcations приступила к трехмесячным испытаниям в ходе своего интерактивного мультикабельного эксперимента с подписчиками парижского Седьмого Округа, т.е. с более ограниченной аудиторией, чем это предполагалось первоначально.

Этот проект, предоставляющий подписчикам допуск к целому букету услуг в режиме on-line, включая игры, банковское обслуживание, торговые услуги, газеты и cеть Internet, должен был быть предложен всем подписчикам парижской кабельной сети. Но он не получил того количества правительственных субсидий, на который уже рассчитывали в правлении LYONNAISE. Операторы кабельной сети запрашивали 100 миллионов франков (20 миллионов долларов), но получили только 25 миллионов франков (5 миллионов долларов).

Схематическое изображение транспондера

  1. Входной фильтр
  2. Широкополосный приемник
  3. 3-DB-ответвитель
  4. Демультиплексор
  5. Аттенюатор
  6. Усилитель
  7. Мультиплексор

После завершения трехмесячных технических испытаний, которые уже начались в июле 1995 года, компания планировала начать коммерческий тест, подключая к интерактивному сервису 200 домов, охваченных своей кабельной сетью. Однако дата начала функционирования службы для всего Парижа не была определена.

Для получения базового обслуживания подписчики будут платить от 50 до 70 франков в месяц, в то время как те подписчики, которые захотят присоединиться к обслуживанию позднее, будут платить от 120 до 150 франков в месяц. В ходе данных испытаний пользователей попросили заплатить взнос в размере 1000 франков за кабельный модем, соединяющий компьютеры с данной сетью.

Мультикабельная система является результатом партнерства компании Layonese (66 процентов капитала) и France Telecom Multimedia (34 процента) и включает в себя денежное участие еще 45 компаний.

ТРАНСПОНДЕР - что это такое?

Каждому, кому приходится при том или ином случае сталкиваться со спутниковой тематикой, известно понятие транспондер. Спутник связи в общих чертах состоит из основного корпуса, который собственно и представляет космический корабль, и связного оборудования, которое и составляет его полезную нагрузку. Эта нагрузка состоит в основном из антенных систем и транспондеров, которые по-другому также называются ретрансляторами. Транспондер вмещает в себя все системы, которые необходимы для переработки принятых антеннами сигналов. Например, это могли бы быть такие системы, как полосовой пропускающий фильтр, широкополосный приемник, мультиплексор и усилитель излучаемых сигналов.

Рассмотрим хотя бы приблизительно составные элементы и функциональную деятельность транспондера. В принципе транспондер необходим для того, чтобы развернуть сигнал, излучаемый наземным радиопередатчиком, и таким образом обеспечить конечным потребителям (телезрителям, абонентам телефонных и компьютерных сетей) возможность оптимального приема и оценки отправленного сигнала. Рассматривая дело в целом, транспондер работает как усилитель и преобразователь частоты. Он принимает большинство сигналов с определенной частотой от наземного передатчика, усиливает их, отфильтровывает помехи и преобразует сигналы в другие ( в зависимости от приемника) частотные области, еще раз усиливает и возвращает сигналы на землю. На рисунке представлено схематическое устройство транспондера.

Участие России в сооружении глобальной спутниковой системы мобильной связи "Иридиум"

В международном консорциуме "Иридиум", правление которого находится в Вашингтоне, наряду с концерном "Моторола" принимают участие еще 16 инвесторов со всего мира. Среди них многочисленные предприятия телекоммуникационной индустрии, такие как американский концерн Sprint или итальянская компания STET. Партнером "Иридиума" является и германская компания из Дюссельдорфа Vebacom. В совокупности все инвесторы "Иридиума" собрали для создания системы уже 1.6 миллиарда долларов. Эта система охватит весь мир мобильной спутниковой радиосвязью. Ее окончательная стоимость должна составить 3.4 миллиарда долларов.



Внутренний вид уже готового пункта управления международного узла, выстроенного инициатором программы концерном "Моторола" в Chandler (штат Аризона). После того, как были найдены два российских предприятия - бюро имени Хруничева и "Зонд-Связь" -служба "Иридиум" также предложит свои услуги на рынках СНГ. В России также будет сооружена международная узловая станция для доступа во всемирную спутниковую систему "Иридиум", которая должна быть cдана в эксплуатацию в 1998 году.

Российские предприятия - Институт имени Хруничева и "Зонд-Связь" - собираются предложить систему "Иридиум" на рынок услуг в Российской Федерации и в бывших республиках СССР. Среди них Грузия, Казахстан, Молдавия, Узбекистан, Эстония, Латвия и Литва. НПО им. Хруничева участвует не только в проекте Iridium Euoroasia, но также и в основном проекте Iridium, вложив в его реализацию 70 миллионов долларов. Это научно-производственное объединение должно вывести на орбиту 21 спутник из 72 спутников системы. Он использует свои ракеты "Протон" для вывода спутников на околоземные орбиты. Соответствующий контракт уже заключен с американским концерном "Моторола", который подписывается как ответственный подрядчик за сооружение системы "Иридиум".

Iridium Euroasia свяжет спутниковую сеть системы "Иридиум" с наземной телефонной сетью. Предприятия бывшего СССР, оказывающие телекоммуникационные услуги, дополнят свои уже существующие службы таким образом, что смогут осуществлять телефонную связь со всем миром. В качестве интерфейса для существующих стационарных и мобильных сетей радиосвязи должна служить международная узловая станция, заказ на которую уже выдан электронному концерну "Моторола". Программа строительства системы "Иридиум" предусматривает прямое участие заинтересованных стран. "Эта программа является для развивающихся стран шансом принять участие в сооружении самой современной сети телекоммуникаций", - сказал Лео Мондале, один из вице-президентов проекта.

Экспансия INTELSAT в Азии

Опираясь на новые технологии, международная организация по эксплуатации спутников INTELSAT готовится "к демонстрации флага" в азиатско-тихоокеанском регионе. Менеджер фирмы по вопросам продаж и маркетинга в Азии Лари Валенсиано считает, что "к 2000 году над дальневосточным пространством будет размещено от 75 до 100 геостационарных спутников". Что же касается более близкого будущего, то INTELSAT в ближайшие три года разместит над районами Индийского и Тихого океанов 4 новых спутника: INTELSAT 705 в позиции 57 градусов в.д., INTELSAT 801 в позиции 174 градуса в.д., INTELSAT 803 в позиции 64 градуса в.д., и INTELSAT 805 в позиции 33 градуса в.д. Об этом сообщил Лари Валенсиано в начале декабря 1995 года на конференции в Гонконге.

Для сбыта своих мощностей в области спутниковых передач и услуг, опирающихся на возможности спутников в самых разных областях в азиатско-тихоокеанском регионе, INTELSAT по решению своего правления 12 декабря 1995 года решил основать свои филиалы в Бомбее и Сингапуре, которые, возможно, начнут свою деятельность уже с лета 1996 года. Также запланированы производственные бюро в Лондоне и в одной из африканских стран. 23 миллиона домов, охваченных телевидением в Китае, Японии, Южной Корее, Тайване и Тайланде, уже оборудованных для прямого приема спутниковых передач, позволяют оценить Азию как крупнейший рынок будущего для использования спутниковых коммуникаций.

Спутники INTELSAT, предназначенные для использования в Азии
СпутникОрбитаСостояние
Intelsat 701180 град. в.д.в космосе
Intelsat 703177 град. в.д.в космосе
Intelsat 70466 град. в.д.в космосе
Intelsat 70557 град. в.д.старт в 1996
Intelsat 801174 град. в.д.старт в 1996
Intelsat 80364 град. в.д.старт в 1996
Intelsat 80533 град. в.д.старт в 1998

"Атлас" будущего

Американская ракета "Атлас", разработанная в середине пятидесятых годов как военная ракета дальнего радиуса действия, рассматривается как одна из самых надежных стартовых систем в мире. Со времени своего дебюта в 1957 году она стартовала в космос около 530 раз. На сегодняшний день концерн Lockheed Martin создал четыре современных варианта ракеты - от Аtlas I до Atlas IIAS. Но время идет. Кардинально изменилась и ситуация в мире. Новые системы-носители необходимы для вывода в космос спутников, образующих глобальные системы связи. Для того, чтобы сохранить конкурентоспособность и в конце нынешнего тысячелетия в международном бизнесе запуска спутников, концерн разрабатывает новую ракету этого семейства. Atlas IIAR образует ядро программы, в которую в ближайшие годы Lockheed Martin вложит свыше 300 миллионов долларов как инвестиции в свое будущее. Об этом заявил Джон Карас, менеджер концерна, возглавляющий программу Atlas IIAR, в ноябре 1995 года на техническом симпозиуме, проходившем в Вашингтоне. Согласно заявлению Караса речь идет о дальнейшем развитии современной ракеты Atlas-2. Цель заключается в том, чтобы понизить стоимость строительства и пуска в пределах от 20 до 25 процентов.

Согласно плану новая ракета Атлас выйдет первый раз в космос в декабре 1998 года. Atlas IIAR должна быть в состоянии выводить на орбиту около 3800 кг полезного груза, т.е. на 135 кг больше, чем Atlas IIAS. Как и ее предшественницы, ракета будет работать на жидком кислороде и керосине. Правда, число ее силовых установок должно быть существенно уменьшено: сейчас их девять, останется от двух до трех - в зависимости от главного двигателя. Это должно не только уменьшить совокупный вес ракеты, но и сэкономить от 8000 до 10000 конструктивных элементов и тем самым существенно облегчить процесс монтажа. В настоящее время концерн должен определить тип двигателей будущей ракеты. На выбор представлены три двигателя: MA-5D, созданный на американском предприятии Rocketdyne, NK-33 российского предприятия NK Engine и RD-180 российско-украинского НПО "Энергомаш".

Оба русских двигателя уже успешно прошли тестовые пуски на предприятиях американских партнеров. RD-180 тестировала компания Pratt & Whitney в Уэст Палм Бич во Флориде, а NK-33 экзаменовался у Aerojet в калифорнийском Сакраменто.

Кроме того, заключительная секция системы - Centaur, которая выводит спутник на заключительную орбиту, должна в будущем получить вместо нынешних двух еще один приводной двигатель. И еще одной новинкой является планируемый более удлиненный силовой корпус ракеты, предназначенный для полезной нагрузки. Это обеспечит запуск более крупногабаритных спутников.

На переднем плане - надежность



Отложив первый пуск новой ракеты Ariane 5 на апрель 1996 года, Европейское Космическое Агентство (ESA) сделало ставку в своей игре на надежность - важнейший рыночный аргумент научно-производственной фирмы Arianspace.

Никаких существенных технических проблем, из-за которых ESA уже несколько раз откладывает старт своей новой ракеты, не существует. Была ошибка в программном обеспечении системы наземного управления и трещина в маслопроводе высокого давления центральной ступени ракеты в ходе тестовых стендовых испытаний 1 сентября 1995 года. Масло, вырвавшееся из емкости, повредило многие конструктивные элементы.

Агентство могло бы форсировать срок первого запланированного старта в ноябре прошедшего года. Вместо этого много времени было отдано фундаментальному поиску причин неисправности. В качестве нового срока было избрано 17 января 1996 года, но лишь для того, чтобы вновь отложить старт самой мощной евроракеты. "Но теперь мы видим свет в конце туннеля",- заявил спикер агентства Клаус Хабфаст.

В конце апреля 1996 года Ariane 5 должен впервые подняться в космос с космодрома ESA во Французской Гвиане. Эти затяжки могли бы показаться посторонним свидетельством несостоятельности агентства. Но в действительности это выражение той политики, которая на протяжении последнего десятилетия выработала доверие к европейским ракетостроителям по всему миру. Вместо того, чтобы затушевывать технические проблемы или даже, как это попытались около года тому назад китайские специалисты, сваливать свою вину за фундаментально проваленный запуск на плечи изготовителей спутников, агентство повышает надежность своего носителя. Надежность обладает приоритетом - это та прибыль, за которую коммерческие клиенты готовы охотно платить соответствующую цену. Поэтому не приходится удивляться, что производственная фирма Ariane невзирая на конкуренцию со стороны предприятий по запуску спутников, предлагающих более дешевые услуги, рассматривается по всему миру неоспоримым лидером на рынке коммерческих ракетных пусков. В прошедшем году Arianespace осуществила одиннадцать удачных пусков и вывела в космос 13 спутников.

Американо-российское совместное предприятие International Launch Services (ILS) продает услуги русских "Протонов" по всему миру, создавая непосредственную конкуренцию ракетам Ариан. ILS планирует модернизировать сегодняшнюю рабочую лошадку российского космоплавания таким образом, чтобы она могла - подобно Ариану 5 - выводить на геостационарную орбиту два современных телекоммуникационных спутника за один пуск. "Протон М" должен выводить в космос 4500 кг полезного груза. Для "Протона" это должно будет означать бльшой скачок, поскольку на сегодня он способен выводить на орбиту 2100 до 2600 кг полезного груза. Таким образом, его отставание от Ariane 5 c его 6900 кг полезного груза существенно сокращается. Он сможет оказать серьезную конкуренцию на рынке сдвоенных запусков. Совместное предприятие американского концерна Lockheed Martin и бюро имени Хруничева уже дали поручение итальянскому предприятию Matra Marconi Space (MMS) на разработку специальной силовой установки для пусков при выводе двух спутников за один раз.

Пикантной подробностью может служить тот факт, что эта установка будет конструироваться на базе устройства типа Spelda, которое уже нашло применение на борту Ariane 4. Не дремлет и другой старый конкурент евроракеты - китайская Long March. "Естественно, что мы рассматриваем русских и китайцев как конкурентов", - заявил вице-президент Arianespace Ралф-Вернер Егер.- Но наши клиенты предусмотрительны и неохотно идут на необязательный риск".

ПолетДатаВерсия ракетыСпутник
V7128.03.9544LPBRASILSAT B2 и HOT BIRD 1
V7220.04.9540ERS-2
V7317.05.9544LPIntelsat 706
V7409.06.9542PDBS 3
V7507.07.9540Helios 1A
V7603.08.9542LPAS-4
V7729.08.9544PN-STAR A
V7824.09.9542LTELSTAR 402RI
V7919.10.9542LASTRA 1E
V8010.11.9544PISO
V8107.12.9544LTELECOM 2C и INSAT 2C
V8209.01.9644LPPAS-3R и MEASAT-1
V83февраль 9644LPIntelsat 707


 
Теле-Спутник Апрель 1996
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт