20Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Великий Телевизионный Немой


Теле-Спутник - 4(6) Апрель 1996 г.


Включите телевизор и закройте глаза - в эфире новое ток-шоу - угадай программу! "Бу-бу-бу!" - первая, "ля-ля-ля!" - вторая ("чернуха", особенно с закрытыми глазами), "тю-тю-тю!"- Петербург-Пятый канал, "................" - а это что такое?!! А это, уважаемые господа и товарищи, - "ВТН" - Великий Телевизионный Немой - кабельное телевидение.

"Как оказался ты здесь, Саид?"



Ответ прост - "стреляли..." В предрассветном тумане демократии (год 1988), когда в телевизионном болоте заквакали первые и еще очень зеленые лягушки ("без комментария"), ВТН заполз в нашу квартиру, жутко стреляя под эротические завывания. Это был "ужас", это была американская "муви"! Гражданам, желающим отвлечься от политической борьбы между "первым" и "вторым" телеканалами, предлагали выбрать из "Шварца, Негера и Сталлона". Домохозяйки, тяжело дыша, выбирали... Явление "муви" народу окрестили по-русски, по-православному (? - ред) *- "видики крутят!" И пригрели кабельную змею на обширном славянском сердце. "Муви" стала родной, за нее стали платить. Новые "коробейники", т.е. владельцы видеомагнитофона и веревки под названием "кабель", брали недорого. Ведь "муви"-то была ворованная... Этот "первородный грех" до сей поры определяет уродливость кабельного телевидения в Северо-Западном регионе. А вначале все выглядело по-русски привлекательно. Как же - "за три копейки - канарейку" и все достижения западного кинематографа за весь период "железного занавеса", а также информационной блокады. Всех "рэмбовских" и "нетамбовских", все "звездные войны" и "эманнуэли" - круглосуточно, всенепременно, с доставкой на дом, и... "за три копейки!!!" И все так просто - пошел "мужик" в ларек, набрал напрокат ворованных "муви", засунул в видик, а потом с важностью необычайной получил "абонементную плату". Но есть еще одна русская пословица - "простота хуже воровства". Именно - "хуже", и, если не вдаваться в морально-этические мотивы, воровать невыгодно. Почему?!!

"Каким ты был, таким ты и остался!"

После того, как "процесс пошел", Запад, если рассматривать его как часть политического света, задумался в нерешительности... С одной стороны, местные владельцы прав телевизионного проката выражали всевозможные протесты по поводу "видеопиратов" бывшего СССР, с другой стороны - "задарма" пропагандировался американский образ жизни и западная демократия. И, видимо, на первом этапе политические аспекты взяли верх над экономическими. Тем более, что Россия - это такая своеобразная территория, где исконно - "тайга хозяин, прокурор медведь". На втором же этапе раздумий было предложено самому "русскому медведю" поделить шкуру "недобитого американского гризли". То есть - русским владельцам "муви" предлагалось покончить с "видеопиратами" в собственных экономических интересах. И началось... Первым в Санкт-Петербурге (год 1994, теплым летом) выступило "русское" отделение компании "Гемени фильм" супротив "товарищества с ограниченной ответственностью" "Петроний", которое распространило для проката по сети кабельного телевидения "фильму" под названием "Телохранитель". (Данные организации здравствуют и поныне. "Гемени фильм" по-прежнему работает с кинотеатрами, поставляя на петербургский кинорынок заведомо добротные фильмы кинокомпании "Уорнер Бразерс". "Петроний" распространяет видеорекламу по сетям кабельного телевидения и выдает студиям КТВ по понедельникам "рыбный" набор из видеокассет с фильмами). За моральный ущерб и поруганную девственность своего "Тело..." "Гемени фильм" потребовал от "Петрония" 250 !!! миллионов !!! - сумму по тем временам немалую. На что "Петроний" отреагировал, видимо, тоже "по-русски" - устно и непечатно, и продолжал распространять нелицензионную продукцию, исключая тем не менее фильмы, принадлежащие уважаемой компании "Гемени фильм". Но прецедент был создан. И все мало-мальские владельцы всевозможных прав, от водительских до кинематографических, принялись всячески угрожать кабельному телевидению, и, обиднее всего, зачастую просто так - из ощущения собственной значимости. В результате - Великий Телевизионный Немой (то бишь кабельное телевидение) стал исключать из своего репертуара все фильмы, права на которые кому-либо принадлежат или могли бы принадлежать... Естественно, что при таком двусмысленном положении и шаткой основе с экранов ВТН исчезли фильмы первого, второго, третьего и четвертого "сорта". И все затихло... В результате на сегодняшний день остается только констатировать - "кабельное телевидение Санкт-Петербурга толкается возле ящика с пищевыми отбросами у черного входа сети ресторанов "Макдональдс".

"Мы с тобой два берега у одной реки"

А что же "повязанный кабелем" зритель? Что же дети, воспринимающие непростые взаимоотношения Тома и Джерри как свои собственные? Бесспорно - интерес к кабельному телевидению значительно увял. Выплюнув то, что накопил за десятилетия, американский кинематограф гордо отстранился. Во-первых, добротных (в нашем отечественном понимании) западных фильмов выпускается не так уж и много. Во-вторых, все добротные фильмы хоть кому-нибудь да принадлежат, а значит - "наша не пляшет". В-третьих, можно бы, конечно, и приобретать лицензии на показ добротных фильмов, но... Нет - стоимость показа по сети КТВ, допустим, семи лицензионных фильмов в неделю любому из крупных объединений по плечу, но... Но куда девать дармовые, нелицензионные фильмы?!! И вот уже говаривается важное слово -"нерентабельно". Вы понимаете? Потреблять дармовое -"рентабельно", а платить за еду - "нерентабельно". А есть надо. А платить нерентабельно. А надо есть... Сложно. Дилемма. Вот тут-то мы и подходим к той пресловутой телевизионной реке и садимся каждый на своем "бережке" поболтать ногами. Два берега - "обрывистые" телезрители и "заболоченные" мастера кабельных дел. Телезрители, привыкшие к ежедневному набору из трех-четырех более-менее смотрибельных фильмов, начинают "обрываться", декларируя, что "все равно смотреть не на что". Мастера кабельных дел со своего берега отвечают - "как щас от спутниковой антенны отключим - вообще ничего не увидите!" Далее - средняя кабельная сеть, теряющая абонентов, не может приобретать лицензионные фильмы вообще. Далее - крупные объединения сетей приобретать лицензионные фильмы могут, но смотрят на специфические рекламные агентства, которые по всеобщей договоренности и поставляют эти "дармовые" (как бы не оговориться!) программы. Рекламные агентства, в свою очередь выдающие себя за целые каналы кабельного телевидения, могут в обмен на "рекламное время" предоставить кабельным сетям пакет лицензионных фильмов, но предположительно ("нерентабельно!") не более семи фильмов в неделю. А это значит - потерять контроль над псевдоканалом. Ведь если фильмов выдается только семь вместо нынешних двадцати шести "дармовых", то какую программу передач можно будет опубликовать в газете? Правильно - "с гулькин...", так сказать, "...нос". А тогда - как поверить рекламодателю в респектабельность кабельного телевидения? Его, рекламодателя, на кабельном телевидении и так - не то чтобы очень... Одним словом - круговорот взаимосвязанных проблем, и нет основания указывать уничижительно пальцем на какую-нибудь конкретную организацию, как и нет желания преуменьшать значения рекламных агентств "Петроний-Экшен-Спрут" в развитии и становлении кабельного телевидения Северо-Западного региона. ...А теперь откормленный тремя фильмами в день кабельный телезритель, читай абзац с начала, со слов "...выплюнув то, что накопил за десятилетия, американский кинематограф..." и т.д., покуда не поймешь, что за свои пятнадцать тысяч в месяц абонементной платы можно только поддерживать "кабельную веревку" в нынешнем положении, а развития - никакого. За добропорядочное развитие ты не платишь, т.к. первоначально за это платить и не собирался.

"И кто его знает - чего он моргает?"

А действительно - о чем он думает и почему нами так обозначен - "Великий Телевизионный Немой"?.. До сего дня кабельное телевидение города Санкт-Петербург не имеет ни своего лица, ни голоса. И дело тут не в том, что нет у "ВТН" своей "концепции" программ - "не до жиру..."! Если рассматривать кабельное телевидение в общегородском контексте, то нет единого вещательного центра, который бы транслировал для студий базовую программу. Если рассматривать студии КТВ как самостоятельную единицу, завязанную в инфраструктуре района или микрорайона, то возможности такой студии по организации собственных художественных программ и улучшению технической базы крайне малы. Да, наметилась тенденция к объединению "мелких" сетей в "ассоциации", но ячейки "ассоциаций" зачастую не "связаны одной веревкой", а значит, и нет единого пункта выхода в эфир и единого времени выхода. Для дальнейшего развития кабельного телевидения необходим единый телевещательный центр, работающий на юридически-правовой основе и в рамках Закона РСФСР "Об авторском праве". Ретранслируя программы данного центра, объединенные (не "веревкой", а эфирным вещанием, что, учитывая градостроительную специфику нашего города, более реально) студии могут развивать свою информационную структуру в районах и уделять должное внимание техническому обеспечению. Данный центр предполагает также все возможности для ретрансляции спутниковых "программ" специально для КТВ, осуществляя синхронный перевод каналов "Евроспорт", "..............." и т.д., чем до сего времени никто не занимается. Только тогда Великий Телевизионный Немой заговорит со своими телезрителями и обретет цивилизованное лицо.



 
Теле-Спутник Апрель 1996
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт