58Научно-технические разработки

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Информация из Минсвязи РФ


Теле-Спутник - 9(59) Сентябрь 2000 г.


Редакцию журнала "Теле-Спутник" давно интересовала официальная точка зрения различных государственных органов на стратегические вопросы развития отрасли телевидения. Специалисты коммерческих фирм, общественных объединений могут и должны иметь собственную точку зрения на эти проблемы и высказывать ее на страницах нашего журнала. Однако во многом развитие телевидения, как и любой другой отрасли, определяется официальной государственной политикой в этом направлении.

К сожалению, получение такой официальной точки зрения всегда связано с трудностями, возникающими из-за огромного количества утверждений и согласований, которые должен пройти любой документ, в том или ином виде выходящий из стен серьезного госучреждения. С одной стороны, это очень затрудняет работу журналистов по получению оперативной информации. С другой — наверное, так оно и должно быть, так как государственная политика по любому вопросу должна быть максимально продуманной и взвешенной, учитывающей точку зрения всех заинтересованных сторон. Уж очень к серьезным последствиям приводят ошибки в государственной политике, даже и в технических вопросах.

С данного номера мы начали совместную работу с Министерством связи России. Надеемся, что официальные ответы на наши вопросы, которые поступили в редакцию из информационно-аналитического управления Министерства, заинтересуют наших читателей.

Главному редактору журнала "Теле-Спутник"
Н.Орлову

В соответствии с Вашим запросом, направляем Вам ответ, подготовленный Департаментом радио, телевидения и спутниковой связи при Министерстве связи России.
И.о. начальника ИАУ
С.А. Григоренко
19.07.2000 г.

I. Стратегия перехода от аналогового к цифровому наземному телевизионному вещанию

Переход от аналогового ТВ вещания к цифровому — это качественный скачок в телерадиовещании. Преимущества цифрового метода передач общеизвестны: высокое качество, прием программ в движущемся транспорте без помех, снижение энергоемкости и, что особенно важно, экономия частотного спектра, расширение услуг. Внедрение цифрового ТВ вещания в стране — это мировой престиж, показатель уровня развития науки, технологий, экономики, уровня жизни.

Внедрение систем цифрового вещания связано с решением наиболее важных основных проблем:

  • эффективного использования мирового опыта по созданию и применению систем цифровой обработки и передачи телевизионной информации;
  • разработки и внедрения собственных систем и аппаратуры цифрового ТВ;
  • обучения персонала для эксплуатации систем;
  • создания метрологии систем цифрового ТВ.

Решение указанных задач позволит России интегрироваться в мировую систему телекоммуникаций, сделать Россию равноправным участником международного рынка оборудования и услуг.

Концепция развития наземного цифрового телевизионного и звукового вещания, принятая на НТС и одобренная на коллегии Госком-связи России от 26.03.99 г., предполагает реализацию следующих основных этапов.

Первый этап. В течение 2000-2001 гг. предусматривается развертывание опытных зон вещания в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. На базе этих зон осуществляется экспериментальное вещание с исследованием вопросов электромагнитной совместимости, сопряжения с наземными и спутниковыми распределительными сетями, а также обеспечения контроля и измерений основных параметров НЦТВ.

В этот же период принимается окончательное решение по выбору стандарта для наземного цифрового вещания в России, определяются перспективные полосы частот.

В 2000-2001 гг. отечественной промышленностью совместно с научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро, Минсвязи России, Минэкономики России, МПТР России, РАСУ и АО "Телеком" завершается выполнение НИОКР по выпуску комплекса отечественного цифрового оборудования — студийного, передающего и приемного, включая элементную базу и технологии для серийного производства на отечественных предприятиях.

Цифровое телевизионное вещание в сравнении с аналоговым создает принципиально новые возможности для формирования систем массового информационного обслуживания. Это обуславливает необходимость разработки на данном этапе соответствующих условий и требований по лицензированию программной деятельности и услуг связи в области телерадиовещания.

На втором этапе перехода от аналогового к НЦТВ, ориентировочно 2002-2005 гг., осуществляется развертывание радиопередающих цифровых телевизионных станций в республиканских, краевых и областных центрах Российской Федерации, организуется серийное производство цифрового телевизионного оборудования, начинается подготовка кадров в учебных заведениях и региональных учебных центрах.

В этот же период разрабатываются и согласовываются перспективные частотные планы для наземных цифровых телевизионных сетей.

Одновременно проводится международная координация частотных присвоений передающим цифровым телевизионным станциям и ведется разработка нормативно-правовой базы для наземного цифрового телевизионного вещания.

На следующем этапе, в 2005-2015 гг., осуществляется развертывание региональных передающих сетей наземного цифрового вещания по всей территории Российской Федерации, обеспечивается создание региональных сервисных центров по эксплуатационному обслуживанию оборудования сетей НЦТВ и наращивается производство всего парка цифровой телевизионной аппаратуры.

На всех этапах внедрения цифровых систем предусматривается сохранение существующих частотных планов аналогового вещания и обеспечивается выделение дополнительных полос частот для цифрового вещания, то есть аналоговое и цифровое вещание осуществляются параллельно. При этом в одном аналоговом ТВ канале появится возможность передачи 4-6 цифровых программ.

С учетом этого, наряду с выпуском цифровых телевизионных приемников обеспечивается производство цифровых приставок к аналоговым приемникам.

Таким образом, организуется постепенный переход от аналогового к цифровому телевизионному вещанию, с ориентировочным сроком его завершения к 2015 году. Этот этап в России будет несколько растянут с учетом особенностей действующей передающей сети, парка ТВ приемников у населения и его платежеспособности.

К настоящему времени выделены частоты для опытных зон Москвы и Санкт-Петербурга (соответственно 32-й и 35-й ТВ каналы) и 50-й ТВ канал для Нижнего Новгорода.

ИННР совместно с ГСПИ РТВ разрабатывает системный проект создания опытных зон вещания, подготовку программы и методики испытаний.

Утверждены "Временные нормы на электрические параметры цифровых каналов и трактов спутниковых систем передачи", а также на магистральные цифровые РРЛ.

Акционерным обществом "Телеком" предложен перечень отечественного оборудования, которое планируется задействовать при развертывании опытных зон НЦТВ.

НИИ Радио подготовлен перечень НИР и ОКР, необходимых для развития сетей НЦТВ, однако его реализация сдерживается отсутствием средств на НИОКР.

В настоящее время Минсвязи России совместно с МПТР России и с участием ГП "Космическая связь", ВГТРК, НИИР, ВНИИТР производит эксперимент по передаче в одном спутниковом канале двух программ телевидения, причем РТР передается в аналоговом формате, а канал "Культура" — в цифровом.

Учитывая крайнюю важность для страны скорейшего перехода от аналогового телевизионного вещания к цифровому, Минсвязи России совместно с МПТР России подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации "О развитии наземного цифрового телевизионного вещания".

Этим проектом предусматривается:

  • обеспечение необходимых условий для разработки и производства на отечественных предприятиях средств цифрового телевизионного и звукового вещания. Работа будет проводиться в рамках "Федеральной комплексной программы создания технических средств связи, телевидения и радио";
  • формирование Межведомственного координационного Совета;
  • выделение полос частот для ЦТВ в дециметровом диапазоне;
  • наделение Минсвязи России и МПТР России функциями государственного заказчика для реализации плана создания экспериментальных зон и НЦТВ в России.

Внедрение систем наземного цифрового вещания в России требует разработки новых методов государственного регулирования этого вида вещания, в том числе разработки соответствующей нормативной и правовой базы.

При разработке этих методов необходимо принимать во внимание соответствующие международные рекомендации и результаты исследований в опытных зонах эксплуатации цифрового вещания.

Для содействия развитию наземного цифрового телевизионного вещания при поддержке Минсвязи России создана некоммерческая организация "Ассоциация цифрового звукового и телевизионного вещания".

Для обеспечения своевременного развития сетей наземного цифрового телевизионного вещания и поэтапной реализации перехода от аналогового к цифровому телевизионному вещанию представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на решении следующих задач:

  1. Подготовка проекта частотного плана развития наземного цифрового телевизионного вещания в приграничных районах России. Он должен быть внесен на рассмотрение ГКРЧ в IV квартале 2000 года.
  2. Рассмотрение системного проекта по созданию опытных зон НЦТВ. Оно должно быть организовано на НТС Минсвязи России в III квартале 2000 года.
  3. Заключение договоров на проведение НИОКР по созданию нормативно-технической базы цифрового ТВ, разработке методики измерений и контроля систем цифрового телевизионного вещания и изыскания частотного ресурса.

II. О переходе федерального ТВ в цифровой формат

Существующие распределительные сети спутникового телевизионного вещания "Орбита", "Москва" и "Экран" технически устарели.

Для разрешения данной проблемы Министерством РФ по связи и информатизации и Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций принято решение о модернизации распределительных спутниковых сетей. Оно предполагает перевод приема-передачи федеральных программ телевидения с аналогового режима на цифровой.

Переход на цифровую технологию распространения телерадиопрограмм (ЦТВ) позволит в значительной мере сократить частотный ресурс космических аппаратов (КА), используемый федеральными структурами в настоящее время, причем при увеличении числа распространяемых программ. При этом будут созданы дополнительные возможности для организации региональных каналов телерадиовещания.

НИИР совместно с АО ВНИИР разработан и утвержден стандарт отрасли "Временные нормы на цифровую передачу телевизионных каналов стандартного качества по спутниковым каналам".

В соответствии с совместным приказом Госкомсвязи России и ФСТР России №9/9 от 22.01.99 г. проведены успешные испытания цифрового режима передачи телевизионных сигналов через спутники. С августа 1999 года начато экспериментальное вещание в аналогово-цифровом режиме в одном стволе программ "РТР" и "Культура".

Направление развития распределительных спутниковых сетей определяется в рамках системного проекта "Исследование вопросов модернизации российских спутниковых сетей телевизионного вещания "Москва", "Экран", "Орбита" на основе цифрового телевизионного оборудования стандарта MPEG-2/DVB".

Правительством Российской Федерации утверждено Постановление №87 от 1 февраля 2000 года "Об одобрении Программы экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения". В нем определены задачи по проведению модернизации российских спутниковых сетей телевизионного вещания "Москва", "Экран", "Орбита" на период 2000-2001 гг. Они предусматривают обеспечение целевого финансирования и переход к распространению радиотелевизионных программ в цифровом стандарте.

В развитие вышеприведенного постановления, Минсвязи России совместно с заинтересованными организациями подготовлен и в настоящее время согласовывается проект Постановления Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по поддержанию и развитию орбитальной группировки и наземной сети системы спутниковой связи и вещания Российской Федерации".

III. О дальнейшем развитии российской спутниковой группировки

В настоящее время государственная система фиксированной связи и вещания Российской Федерации гражданского назначения базируется на использовании двух космических аппаратов (КА) "Экспресс", одного КА "Экспресс-А", шести КА "Горизонт" и одного КА "Экран-М". Кроме того, развернута корпоративная сеть на базе одного КА ФСС "Ямал-100" и коммерческая сеть системы непосредственного телевизионного вещания (СПТВ) на базе КА "Бонум-1". В начале июня текущего года осуществлен запуск КА "Горизонт", который введен для работы в позиции 145° в.д. В конце июня нынешнего года для замены КА "Горизонт" в позиции 11° з.д., осуществлен запуск нового КА "Экспресс-А".

Воссоздаваемая группировка КА позволит организовать работу региональных центров вещания, в том числе в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, и сохранить единое информационное пространство Российской Федерации.

Для обоснования потребностей в каналах спутниковой связи и определения направлений развития систем спутниковой связи и вещания Российской Федерации в 1999 году осуществлена разработка Генеральной схемы спутниковой составляющей первичной сети взаимоувязанной сети связи (ВСС) России. Она проведена по заказу ОАО "Ростелеком" и ГП "Космическая связь" и учитывает интересы всех операторов, предоставляющих услуги электросвязи, а также распространения ТВ и радиопрограмм.

Потребности российского спутникового телекоммуникационного рынка на период до 2005 года составляют по прогнозам 200-220 стволов космических ретрансляторов (против 110 имевшихся и 72 востребованных в 1999 году), в том числе для федерального и регионального радиотелевизионного вещания — 45 стволов с учетом использования цифровых методов передачи телевизионных программ.

При этом для решения государственных задач необходимо 30-35% частотного ресурса (50-60 транспондеров) в орбитальных позициях, обеспечивающих зоны обслуживания российских интересов, в том числе подвижной президентской связи и специальных арендаторов.

К 2005 году необходимо обеспечить каналами спутниковой связи 137 райцентров и 3095 сельских населенных пунктов (6% от общего количества 53 000 нетелефонизированных сельских населенных пунктов) и порядка 5000 сельских малонаселенных пунктов с установкой универсальных таксофонов. Наиболее эффективно это можно сделать с помощью спутников с мощными ретрансляторами, также за счет массового развертывания сети малых земных станций с диаметром антенн 3,8 м и менее, в том числе VSAT.

IV. О развитии новых спутниковых частотных диапазонов

Современные пути решения проблемы эффективного использования геостационарной орбиты состоят в освоении новых, более высокочастотных диапазонов частот (20/30 и 40/50 ГГц), выделенных для спутниковых систем, а также в использовании перспективных технологий. Для "разгрузки" геостационарной орбиты может оказаться полезным создание спутниковых систем на негеостационарных орбитах, получивших в последнее время определенное развитие.

Использование совпадающих полос частот геостационарными и негеостационарными системами является одним из наиболее спорных направлений использования частотного ресурса. Это направление в настоящее время изучается.



 
Теле-Спутник Сентябрь 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт