10Новости

оглавление | в архив | следующая статья



В мире спутникового и кабельного телевидения


Теле-Спутник - 9(59) Сентябрь 2000 г.


 * Бизнес не для слабых духом

Впервые наш журнал упомянул плавучий космодром Odissey в публикации "Трудное плавание Odissey" (T/C №11, 1999, стр. 11). В то время главным рифом на курсе Odissey являлось определенное недоверие спутниковых компаний к столь нетрадиционному космодрому.

Однако успешный экспериментальный, а затем и первый коммерческий запуски помогли компании Sea Launch преодолеть предубеждения представителей индустрии и записать в бухгалтерские книги 11 новых заказов.

Следующая наша публикация в разделе "Спутниковые новости" (T/C №4, 2000, стр. 30) кратко рассказала о первой серьезной неудаче программы International Sea Launch. Носитель "Зенит-3SL", являющийся плодом сотрудничества России, Украины и США, 13 марта этого года не вывел на расчетную орбиту спутник ICO-F1, принадлежащий компании ICO Global Communications.

Пуск был произведен с пусковой платформы Odissey, находившейся в экваториальных водах в 370 км от острова Рождества на 154° в.д. Через несколько минут после старта пусковая команда, находившаяся на корабле Sеa Launch Commander, где расположен центр управления и сборочный цех, потеряла контакт с ракетой.

Носитель со спутником на борту упал в океан на расстоянии 4200 км от места старта. Полученные данные указывают, что на второй ступени ракеты начался пожар.

Уил Трэфтон, президент Sea Launch, указал, что в "результате этой аварии никто не пострадал, не нанесено никакого ущерба ни кораблю управления, ни пусковой платформе". Затем он добавил: "У нас хорошая ракета и большой коллектив. И, вообще говоря, как уже кто-то сказал, наш бизнес не для слабых душ. Такие аварии, к несчастью, случаются и будут случаться".

Так-то оно так, и против этого трудно что-либо возразить. О проблемах, которые создает спутниковый бизнес инвесторам, мы уже писали и в публикации "Глубокие карманы и огромная выдержка" (T/C №5, 2000, стр. 14). И все же потеря спутника и бесполезная утрата носителя всегда вызывают сожаления. Тем более что в данном случае речь идет о системе ICO.

Эта система ранее находилась в состоянии глубочайшего кризиса и пошла бы с молотка, если бы не ветеран телекоммуникаций — миллиардер Грейг МакКо и его партнеры из компаний Teledesic и Eagle River Investments LLS. В октябре прошлого года они создали группу инвесторов, которые влили в жилы ICO 1,2 миллиарда долларов. 4 февраля этого года они договорились вложить в проект ICO еще 275 миллионов долларов.

Только эти финансовые инъекции позволили Митчелу Джонсону, представителю правления компании ICO по связи с прессой, заявить в интервью, данному BBC News Online: "Мы, конечно, очень огорчены, но эта авария не повлияет на наш бизнес, так как нами запланированы 12 спутников, из которых два являются резервом системы. Кроме того, спутник был застрахован, так что эта потеря не окажет никакого финансового влияния на проект".

Спутник ICO-F1, стоивший 100 миллионов долларов, был построен компанией Hughes Space & Communications (HSC). Спутники ICO представляют собой усовершенствованную версию испытанной в многочисленных полетах модели HS601. Вес спутника при взлете превышает 2750 кг. Он доставляется на среднюю околоземную орбиту (МЕО) на высоту 10 390 км.

В спутниках используются уникальные фазированные антенные матрицы S-диапазона. Эти активные излучающие матрицы обеспечивают линию связи с пользователями. Они формируют множество облучающих лучей и, при наличии нескольких спутников на орбитах, обеспечивают полный охват земной поверхности.

Их работой управляет созданный специалистами HSC цифровой процессор, формирующий излучение антенны. Этот процессор, сконструированный в начале 90-х годов, обеспечивает максимально эффективное использование имеющейся полосы.

Кроме этого, конструкторы фирмы расширили термические радиаторы, чтобы обеспечить лучшее рассеяние тепла, создаваемого мощной электроникой спутника. Два крыла с солнечными элементами из арсенида галлия, созданными компанией Spectrolab Inc., обеспечивают мощность близкую к 9 кВт.

На спутнике установлена упрощенная силовая установка. Особого дополнительного маневрирования спутнику не требуется, так как носитель выводит его непосредственно на расчетную орбиту.

Архитектура системы ICO состоит из 10 оперативных спутников, по 5 спутников в каждой из ортогональных плоскостей. Система обеспечит полный охват, с перекрытием, всей поверхности планеты. Каждый ее спутник должен активно работать как минимум 12 лет.

Запуск очередного спутника ICO запланирован на июль этого года (уже после написания этого материала), на борту носителя "Протон" с космодрома Байконур. Что же касается океанского космодрома Odissey, то мы уверены, что его ждет еще много удачных пусков.

 * Что нужно Sony в Америке?

Многие обозреватели долгое время полагали, что этой могущественной японской корпорации крайне необходима собственная американская сеть вещания. То и дело, то в одном, то в другом источнике сообщали о намерении Sony приобрести ту или иную сеть.

В прошлом году ходили слухи о приобретении NBC. Несколько позже японская газета Nihon Keizai Shimbun сообщила о переговорах, связанных с покупкой большого пакета акций CBS. Однако представители Sony заявили, что корреспонденты газеты неправильно интерпретировали высказывания Нобоюки Идеи, президента Sony.

Указывали также на то, что Sony, будучи японской компанией, не имеет права на покупку американской сети. Однако этого препятствия не существует для компании Sony Corp. of America, американского филиала Sony.

Но тут возник другой вопрос — а нуждается ли Sony, обладающая солидными позициями в мире широкополосных технологий, в какой-либо сети вещания?

Конечно, такие американские гиганты медиа, как Viacom, Time Warner, Disney и News Corp. — все владеют сетями кабельного и эфирного вещания. Это обеспечивает выход к зрителю той продукции, которая создается принадлежащими им студиями.

Что касается Sony, то она владеет только Gameshow Network и пакетом в компании Telemundo, осуществляющей вещание на испаноязычную аудиторию США. Но по мере развертывания таких широкополосных технологий, как цифровые кабельные сети и DSL, создаются новые платформы поставки содержания. И обладание собственной сетью вещания становится все менее важным преимуществом.

Наблюдатели считают, что Sony, обладающая студиями, разрабатывающими новое содержание, и предприятиями, создающими аппаратуру самых высоких технологий, занимает лучшие позиции в эксплуатации новых возможностей и новых платформ, чем ее основные конкуренты.

И не случайно, что, наряду с головными голливудскими студиями, Sony приступила к созданию содержания для Internet и интерактивного телевидения. Подписчики WebTV проводят свой досуг, развлекаясь интерактивными игровыми шоу "Wheel of Fortune" ("Колесо фортуны") и "Jeopardy" ("Риск"), созданными студией Columbia TriStar.

В марте нынешнего года на основе этой студии было создано подразделение Sony Pictures Imageworks Digital Entertainment. В нем сведены воедино филиалы, разрабатывающие развлечения в режиме online. Но задача этого мощного филиала не ограничена разработкой нового содержания.

Его руководство проводит обширные инвестиции в создание широкополосной инфраструктуры Sony. Развиваются цифровые кабельные системы и услуги для кабельного оператора Cablevision. Куплены пакеты в компаниях TiVo (головной поставщик услуги типа персональный видеомагнитофон) и Entertainer (широкополосная VOD).

Отдавая дань всей этой деятельности Sony в Америке, наблюдатели отмечают ее второстепенную роль. Они считают, что "убийственным приложением широкополосной стратегии Sony является 128-битовая игровая система PlayStation 2, выпущенная в Японии в марте. И она, по мысли создателей, "должна сразить США наповал".

Это более, чем просто игрушка на базе высокой технологии. Это и наследник самой популярной в мире игровой системы (смотрите нашу публикацию "Pay as you play" (T/C №6, 2000, стр. 14)), но также и DVD плейер, который можно подсоединять к Internet через кабельный модем.

Значит, пользователь может не только развлекать себя играми Sony, но и смотреть фильмы Sony и программы, созданные для Internet.

Естественно, что еще много воды утечет до того времени, когда новые платформы достигнут того же уровня, что и телевизионное вещание. Говард Стингер, председатель Sony Corporation of America, знает, что реальность далеко не соответствует тому, о чем активно вещает реклама. В 1994 году он сам возглавлял компанию Tele-TV, которая собиралась предоставлять интерактивные ТВ услуги по телефонным линиям. Инвесторы вгрохали в это предприятие 500 миллионов долларов. Дело лопнуло, деньги испарились.

Но сегодня "интерактивное ТВ и конвергенция стали более чем просто модными выражениями". За ними уже стоит преуспевающий бизнес с огромными перспективами. И Sony, которая приложила много усилий в поисках совместного поля деятельности для своих предприятий, создающих потребительскую электронику, и студий, разрабатывающих развлекательные игры и программы, возможно, нашла метод интеграции этих двух направлений своего американского бизнеса.

 * Большой рынок малых носителей

Рост рынка небольших спутников, запускаемых малыми носителями, был предсказан лет десять тому назад. Еще сравнительно недавно потребность в этих спутниках и носителях была преимущественно связана с необходимостью замены отслуживших свой срок спутниковых систем на низких околоземных орбитах (LEO).

Однако в конце 90-х состояние рынка небольших пусковых систем стало меняться. На это обратил внимание Мар Уильямсон, независимый консультант и автор ряда статей в журнале Space Technology.

Он указывает, что с середины шестидесятых годов, когда появились носители, способные доставлять спутники на высотные орбиты, главной мишенью коммерческих запусков являлись геостационарные орбиты (GEO), так как именно здесь размещалась основная масса коммуникационных спутников. По мере роста размеров и массы спутников разрабатывались все более и более мощные носители.

Однако в последнее время два фактора привлекли внимание разработчиков к менее мощным носителям. Прежде всего, это предсказание роста спроса на небольшие спутники, в которых используются новейшие более компактные технологии. Они будут размещаться на геостационарных орбитах новыми игроками рынка. И, во-вторых, ожидаемый рост числа спутниковых систем на низких околоземных орбитах.

Уильямсон полагает, что меньшая масса в первом случае и меньшая высота во втором "вызовут рост конюшни малых носителей". Такими носителями являются те, которые способны доставить полезную нагрузку порядка 1000 кг на геостационарную переходную орбиту (GTO) или до 2000 кг на LEO.

Однако при всех самых радужных перспективах и предсказаниях этот рынок все еще недостаточно развит. Главной его составляющей все еще остается замена устаревших и вышедших из строя спутников и пополнение коммерческих систем.

Рассмотрение на орбите малого спутника все еще выглядит достаточно непривлекательно, так как требует выполнения массы бюрократических формальностей и почти столько же усилий по координации, как и запуск крупного спутника.

Это приводит к тому, что дельцы, выходящие на новый для себя рынок коммерческих телекоммуникаций, все еще предпочитают абонировать транспондерные емкости действующих спутников или аккумулируют финансы для создания спутника "стандартных размеров".

Не в последнюю очередь неблагоприятное влияние на рынок малых носителей продолжает оказывать и определенное отсутствие доверия к системам мобильной телефонии (мы уже не раз писали об эффекте Iridium, ICO и Globalstar).

Кроме того, Уильямсон указывает на задержки в разработке таких приложений LEO, как коммерческие наблюдения за земной поверхностью. А это тоже существенная сфера применения малых носителей. Тем не менее, при всех неблагоприятных факторах разработка малых носителей в США, России и ряде других стран набирает темп.

Одним из самых известных, а возможно и самым известным, по мнению Уильямсона, малым носителем является Pegasus. Он был разработан в конце восьмидесятых американской компанией Orbital Sciences Corporation (OSC). Первый его запуск был осуществлен в 1990 году. Он мог выводить на LEO нагрузку до 375 кг. XL, усовершенствованный вариант этого носителя, способен поднимать до 460 кг. На Pegasus’e было осуществлено 28 запусков. Почти все прошли успешно.

Уникальность этого носителя заключается в том, что он запускается с борта самолета Lockheed L1011 Tristar, который пришел на смену устаревшему бомбардировщику В52. Самолет является "первой ступенью" системы Pegasus XL и придает системе целый ряд преимуществ, включая выбор точки пуска. Однако диаметр Pegasus XL ограничивается просветом под шасси Tristar до 1,25 м. Соответственно ограничивается и диаметр полезной нагрузки.

Поэтому компания OSC разработала носитель Taurus. Это четырехступенчатый носитель, запускаемый с мобильного пускового стола. На его первой ступени используется твердотопливный двигатель Castor-120, разработанный фирмой Thiokol, а на последующих ступенях — модифицированные двигатели Pegasus.

Носитель был разработан на основе контракта, выданного правительственным исследовательским агентством ARPA, и впервые запущен в 1994 году. Он позволяет осуществлять пуски после короткого предварительного уведомления и способен выводить до 1400 кг на LEO и до 450 кг на GEO.

Среди полезных нагрузок, выведенных Taurus’oм, отмечаются урны с прахом людей, которые оплатили "орбитальные захоронения" (заказчиком выступала фирма Celestis — "Небожители"). Однако, если говорить серьезно, то рынок, предусмотренный для этого носителя, все еще не развит. Он уже не может претендовать на звание "стандартного малого носителя".

Отдавая дань этим носителям и их разработчикам, американское космическое агентство NASA внесло Pegasus и Taurus в свой каталог малых носителей. В этом же каталоге значится и носитель

LK-0, или LeoLink, который разрабатывается американскими и израильскими конструкторами на основе израильской ракеты Israeli Shavit. Его первые испытания прошли успешно, и сегодня планируется создание более мощных модификаций этого носителя LK-1 и LK-2.

Специалистов удивило то, что в каталог NASA не попал носитель Athena, разработанный компанией Lockheed Martin. И это при том, что данный носитель уже вывел на орбиту спутники дистанционного зондирования Lewis и Lunar Prospector, принадлежащиe NASA, в 1997 и 98 гг. соответственно. Компания не вняла каким-то указаниям агентства, чем и вызвала бюрократическое недовольство его руководства.

До конца 1999 года этот носитель уже произвел пять запусков (из них два неудачных). В настоящее время на Athena-1 используются двигатели Castor-120 SRM для первой ступени и Orbus 21D SRM фирмы Pratt&Whitney для второй. На трехступенчатом носителе Athena-2 используются эти же двигатели. Их соответствующие нагрузки для LEO составляют 800 кг и 2000 кг.

В стадии разработки находится Athena-3, который сможет поднять на LEO до 5500 кг, но это уже, конечно, никак не малый носитель.

Как на некоторый казус, связанный с этим носителем, специалисты указывают на использование заброшенного пускового комплекса космических челноков (SLC-6) на базе ВВС США в Ванденберге, штат Калифорния.

Здесь была использована модифицированная установка, первоначально спроектированная для одного из твердотопливных стартовых ускорителей Shuttle. Последующие запуски этого носителя предполагается осуществлять с космодрома Cape Canaveral или с комплекса на острове Кадьяк у берегов Аляски.

 * Козырная карта

В Америке год работы каждой крупной сети ТВ вещания делится, в соответствии с временами года, на сезоны, финансовая результативность каждого из которых оценивается и анализируется местными наблюдателями.

Компания АВС, филиал гиганта медиа Disney, пережила целый ряд сезонов, которые наблюдатели назвали "мрачными", и до августа прошлого года не предвиделось почти никаких перспектив улучшения ситуации.

Но в августе произошло одно из тех непредсказуемых событий, которые порой круто меняют жизнь и отдельного человека и могущественных компаний. В самое неблагоприятное для телевидения время, в жаркие августовские дни, которые большинство американцев стараются провести на лоне природы, сеть АВС дала испытательный прогон новому шоу "Who Wants To Be A Millionaire?" ("Кто хочет быть миллионером?").

Наблюдатели сравнивают эффект, вызванный этой программой, с взрывом атомной бомбы. Один из обозревателей пишет, что "феноменальная популярность программы, разработанной АВС, помогла сети привлечь самую крупную с 1993 года аудиторию и преодолела эрозию ее кабельных систем".

Другой специалист пишет, что "речь идет об экстраординарном хите, сенсационный эффект которого означает начало новой эры в ТВ программах". Специалисты отмечают, что "примерно таким же водоразделом в программах американского телевидения следует считать программу "All in The Family" ("Все в этой семье"), вышедшую на ТВ экраны около тридцати лет назад. Ни одна другая программа не вызывала столь большого оживления и не оказывала столь всеобъемлющего влияния".

Как один из парадоксов отмечают то, что и само правление ABC не сразу осознало мощь вновь созданной программы и еще в сентябре прошлого года не внесло ее в основной список своих передач.

Как второй парадокс отмечают тот факт, что "Миллионер" является "ретро-программой, возвратом к телевидению былых времен". Когда-то в 50-е годы компании организовывали телевикторины, которые выходили в эфир три ночи в неделю. АВС довела вещание "Миллионера" до шести ночей, в соответствии с рейтингами нового хита.

Звездой программы являются деньги, большие деньги, мечта каждого американца. Зритель имеет возможность сопереживать реальной драме человека, который встретил единственный в жизни шанс, способный радикально изменить его жизнь. Вместе с участником состязания, составляющего основу шоу, зритель активно переживает тревогу, горе, разочарование, радость ожидания и ликование победы. Все человеческие эмоции бурно разыгрываются на ТВ экране.

Специалисты считают, что за немногие месяцы "Миллионер" сотворил в американском телевидении чудо, возродив, казалось бы, ушедшую в невозвратное прошлое традицию семейного просмотра, "вернул телевидение к его корням". Один из наблюдателей пишет, что последним телевизионным сезонам в США следовало бы присвоить общее название "Thanks Millionaire" ("Спасибо миллионеру"). Популярность этой программы встряхнула других авторов ТВ программ и заставила их думать о поиске новых направлений.

Правда, и здесь не обошлось без анекдотических случаев. Конкурирующие сети всячески стремились урвать свой кусок от пирога. Поэтому последний ТВ сезон был отмечен одним из крупнейших фиаско в истории телевидения. Его потерпела компания Fox "со своим глупейшим шоу "Who Wants To Marry A Multi-Millionaire?" ("Кто хочет выйти замуж за мультимиллионера?"). Однако вскоре выяснилось, что имеется приказ об аресте героя шоу за его сомнительные любовные похождения, а героиня заявила корреспондентам, что она и "минуты не вытерпела бы этого конюха".

Программа "Миллионер" способствовала небывалому росту популярности ABC, "повернула колесо ее фортуны в обратном направлении", дала ей первую за последние 12 лет победу в рейтинговых обзорах, которые определяют рекламные расценки ее локальных филиалов". И, что самое важное, сеть получила козырную карту в игре с могущественными конкурентами. Но об этом мы расскажем в следующей статье.

 * С перепугу

25 ноября 1991 года японский канал Hi-Vision начал спутниковое вещание программ телевидения с высоким разрешением (High-Dеfinition Television — HDTV). Таким образом, осенью этого года будет отмечаться девятая годовщина этого вида вещания.

Программы HDTV создавала японская компания NHK. Ее специалисты разработали стандарт высокого разрешения (HD), названный MUSE. Он предлагал клиентам, обзаведшимся дорогостоящим ТВ комплектом HD, изображение в 1125 строк на широком экране с отношением сторон 16:9.

В середине 90-х годов японские производители бытовой электроники уже доминировали на европейских рынках. И перспектива еще одного их прорыва со своими фабричными марками напугала Европейское Сообщество (ЕС) до такой степени, что было принято решение о запуске собственно европейской технологической программы Eureka 95. Целью программы было создание своего собственного HDTV формата, названного HD-MAC.

Привлекательная сторона подхода на основе MAC, по мысли инициаторов, заключалась в том, чтобы обеспечить эволюционное развитие в сторону HDTV.

Первым этапом было принятие стандарта разрешения на широком экране D2-MAC. Далее он должен был быть усовершенствован до полного высокого разрешения. Специалисты предсказывали, что реализация HDTV, на основе предписанного ЕС стандарта, будет осуществлена мощными DBS спутниковыми операторами.

Однако, пока производители ожидали выхода с производственных линий чипов MAC, Руперт Мердок начал европейское спутниковое HDTV вещание в широко используемом стандарте PAL.

Мердок оказался не одинок. За ним последовал ряд других компаний. И основанный на MAC подход к HDTV, по выражению одного из наблюдателей, "умер". Консорциум Eureka 95 создал HD-MAC декодер, соответствующий по размерам современным set-top box’ам, но спрос на него не возник. Решение HDTV, в основе которого лежали политические соображения и интересы производственных компаний Philips/Thomson, приказало долго жить.

Брендан Слэмин, координатор британской организации UK Widescreen Forum, вспоминает: "Стандарт HD-MAC был нацелен исключительно на спутниковое вещание, но в то время очень немногие операторы использовали спутники". Такое HDTV вряд ли могло рассматриваться вещателями в качестве варианта при возникновении стандарта цифровой передачи MPEG-2, успешно разработанного организацией Digital Video Group.

Этот стандарт цифрового вещания предусматривает возможность передачи полноценного сигнала HDTV. Из этого сигнала обычные ТВ приемники могут экстрагировать сигнал стандартного разрешения (standаrt definiton — SD).

Однако европейские операторы приняли решение об использовании вещания, называемого ‘Main Profile/Main Level’ (720 пикселов х 576 строк). А вещание HDTV должно осуществляться отдельно. "Видимо, они предполагали, что реализация DVB стандарта для цифровой наземной передачи потребует слишком больших битовых скоростей", — объясняет Слэмин.

Замедлило ли это половинчатое решение внедрение HDTV в Европе? Петер Уилсон, менеджер отдела HDTV и передовых технологий в компании Snell&Wilcox, думает, что нет. "Риторика, направленная против HDTV, исходит от тех людей, которые заинтересованы в том, чтобы наземные вещатели приняли ошибочное решение", — утверждает он.

Он полагает, что "к тому времени, года через два, когда эти парни наконец разберутся в сценарии определения стандарта HDTV, спутниковые операторы уже начнут массовое предоставление подписных услуг HDTV и займут сильнейшие рыночные позиции".

О других перипетиях внедрения HDTV на европейский рынок мы постараемся рассказать в следующей публикации.

 * "Нонеча не то, что давеча!"

- говаривали мужики в русской деревне, с тоской вспоминая о безвозвратно ушедшем прошлом. Сегодня и деятелям американской телекоммуникационной индустрии впору повторять эту фразу или ее английский аналог.

В нашей старинной публикации "Клиента надо любить" (T/C № 12, 1996, стр. 71) мы рассказывали о закате эры монополизма кабельных операторов, которых только конкуренция со стороны DBS вынудила изменить неджентльменское отношение к подписчику.

С той поры прошло менее четырех лет, а наблюдатели пишут, что "вихри перемен, связанных с успехами Internet, придают всей индустрии телекоммуникаций вид осажденной крепости".

С точки зрения этих наблюдателей вполне очевидно, что "речь идет о большем, чем замена одного поколения сетевой технологии на другое. Грядет радикальная перестройка коммуникационного бизнеса. Результатом окажется полная утрата владельцем сети возможности диктовать свои условия потребителю".

Компания вынуждена будет отказаться от исключительного контроля над услугами, которыми желает пользоваться потребитель. И, как пишет один из местных аналитиков, "это исключительно психологически трудная задача для большинства операторов, привыкших контролировать клиентов через свои предложения сетевых услуг".

Эта задача оказывается трудной и для тех компаний, которые сравнительно недавно создали свои сети, вложили большие деньги в дорогостоящие программы строительства сетей и рассчитывали быстро окупить свои затраты.

Однако имеются все признаки того, что будущее не за старыми формами предоставления услуг. Новые технологии делают процесс предоставления услуг независимым от хозяев сетей. Наглядным примером успехов в этой области является web-сайт Dialpad.com. Его организаторы предлагают "баснословно дешевые телефонные услуги" как в США, так и за их пределами.

Пользователи загружают небольшую программу из этого сайта и используют мультимедийный ПК (головные телефоны и микрофон из его комплекта) для заказа телефонных разговоров.

Минута разговора стоит один цент, но хозяева сайта зарабатывают хорошие деньги на рекламных объявлениях, которые появляются на экране абонента во время телефонного разговора. Сегодня Dialpad обслуживает порядка 5 миллионов заказчиков и обеспечивает сотни миллионов минут телефонной связи, не проложив ни единого кабеля, и без единого телефонного коммутатора.

Это крайне наглядная модель бизнеса. Эксперты индустрии ожидают изобилия аналогичных предложений с бесплатными (или почти бесплатными) телефонными услугами, используемыми в качестве приложения к сайтам ASP (Applications Service Provaider). И число таких сайтов будет расти вместе с ростом числа пользователей, обращающихся к услугам Всемирной Паутины (World Wide Web).

Еще совсем недавно все, что было связано с телефонным обслуживанием, считалось заповедником сетевого оператора. Сегодня телефонные услуги становятся приложениями, которые подписчик может выбрать с экрана своего ПК, используя web-броузеры.

Пока что владельцы сетей успокаивают себя низким качеством услуг на основе Internet и стараются привлечь подписчиков так называемыми премиальными вариантами подписок.

Но, как пишет один из наблюдателей, "ирония судьбы заключается в том, что сами сетевые операторы подрубают сук, на котором сидят, когда, расталкивая друг друга, спешат предоставить подписчикам широкополосный доступ, используя такие новые технологии, как Digital Subscriber Line (DSL) и кабельные модемы". Но ничего не поделаешь, как говорили на Руси в старину: "Нонеча не то, что давеча!".

 * "Сокрушительное оружие"

Дэвид Ричардсон, директор отдела развития бизнеса в компании NDS, утверждает, что "set-top box’ы (STB) со встроенной памятью в ближайшие пять лет получат повсеместное распространение". Эта технологическая компания, один из филиалов принадлежащей Мердоку News Corp., пользуется широкой известностью среди цифровых вещателей. Многие из них используют ее аппаратуру цифрового сжатия.

Доктор Эйби Пелед, исполнительный директор NDS, назвал STB c расширенными функциональными возможностями "сокрушительным оружием цифровой технологии". Некоторые специалисты готовы с ним согласиться. Они указывают на "быстро растущую тенденцию включения массивных объемов памяти на жестком диске в состав STB".

Дэвид Ричардсон отмечает рост числа заказов на STB cо встроенным жестким диском и связанную с ним технологию XTV. "Они (то есть операторы) поняли, что сегодня это единственный путь к установлению рыночного лидерства", — говорит он.

В настоящее время NDS разрабатывает XTV set-top box cовместно с британской фирмой Pace Micro Technology. Ходят слухи, что их заказчиком является компания BSkyB, но представители фирм-разработчиков не склонны к откровенности. Правда, Ричардсон подтвердил, что "идут переговоры о заказах с несколькими солидными европейскими игроками, индийскими компаниями, вещателями с Дальнего Востока и из Северной Америки, которые проявляют наибольшую заинтересованность".

Наблюдателям кажется, что "рынки готовы к прыжку в новую технологию". Хотя Ричардсон признает, что "вещателей беспокоит экономическая способность зрителей воспринять новую технологию. Поэтому они хотят получать боксы старшей модели по цене со скидкой. Также они хотят получить более дешевый бокс минимальной конфигурации и запустить новую услугу на поощрительном уровне, чтобы создать ей рыночную привлекательность".

На этом технологическом пути NDS не одинока. Осознав его перспективность, над STB со встроенным жестким диском работают такие компании, как Nokia, Philips, Sagem, Sony, Humax, Scientific Atlanta, Echostar и General Instrument.

Специалисты выделяют из этого списка компанию Echostar. Ее цифровая спутниковая система DiSh-player со встроенным жестким диском работает уже более года.

Стив Шейвер, директор отдела международных связей Echostar, заявил, что его "компания рассматривает возможность более энергичного утверждения себя на заморских рынках не только в качестве одного из поставщиков STB. Мы рассматриваем STB как возможность стать ближе к операторам, сделаться их технологическим партнером". Многие рассматривают Echostar как ключевого поставщика спутниковых box’ов со встроенной памятью.

По несколько другому пути пошла компания Scientific Atlanta (SA), которая тесно связала себя с кабельным сектором. Тревор Мэриот, директор отдела цифрового бизнеса SA, также считает, что "память внутри box’a является важным элементом". Поэтому его компания осуществила крупное инвестирование в американскую фирму Replay. Многие высоко расценивают ее разработки STB памяти.

Однако Мэриот считает, что "при всей своей важности встроенная память в STB не является "убийственным" методом обеспечения программной гибкости, или единственным путем, по которому мы хотим развивать STB технологию".

В общем дебаты о технологии STB cо встроенным жестким диском продолжаются. Их ход мы постараемся отразить в следующих публикациях.

 

По материалам зарубежной прессы и информационных агентств подготовилВ. Ройтман



 
Теле-Спутник Сентябрь 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт