66Выставки и конференции

предыдущая статья | оглавление | в архив



Выставка AEF Satellite 2000 в Стамбуле


Н.Орлов Теле-Спутник - 6(56) Июнь 2000 г.






При упоминании Стамбула у меня всегда возникали разнообразные ассоциации, связанные с фильмом “Бриллиантовая рука”, белогвардейской эмиграцией, развитием православия в древней Византии, челночными поездками за дубленками и кожаными куртками и вообще со всем чем угодно, только не со спутниковым телевидением. Оказывается, я был глубоко не прав. Индустрия спутникового и кабельного телевидения в Турции находится на подъеме, что опять показала выставка AEF Satellite 2000, четвертый раз состоявшаяся в Стамбуле с 7 по 9 апреля этого года.

Первое, что бросилось в глаза на выставке, – обилие оборудования для индивидуального спутникового телевизионного приема. Причем доминировало оборудование для приема открытых аналоговых и цифровых каналов. На европейских выставках, в том числе российских, такое оборудование представлено в очень малом объеме, так как Free-to-Air вещание вытесняется цифровыми кодированными пакетами. Интересные спортивные, музыкальные, фильмовые каналы давно не вещают в открытом виде. Поэтому количество антенн, устанавливаемых на открытые каналы, неуклонно сокращается.

Совершенно иная ситуация сложилась в Турции. Более сорока некодированных аналоговых и цифровых каналов на турецком языке вещает со спутника Turksat 1C 42° в.д. Принимаются они на всей территории Турции на антенну 90 см. Кроме того, на антенны малых диаметров доступны основные европейские спутники.

Покупательная способность населения, конечно, значительно ниже, чем в Европе, но выше, чем в странах СНГ. Средняя годовая зарплата в Турции составляет примерно $2500, а в Стамбуле – $6000.

Все это дает возможность для развития компаний, занимающихся установками спутниковых антенн. Мы слышали различные оценки экспертов, в среднем получается цифра — 500 000 устанавливаемых антенн в год.

Такие объемы установок создают предпосылки для развития соответствующего производства в Турции. На выставке было представлено 6-7 турецких фирм, производящих спутниковые антенны, и 4-5 фирм, имеющих линии по сборке аналоговых и цифровых ресиверов и LNB.






Одна из фирм, занимающаяся сборкой ресиверов и LNB, – это Mors Elektronok из Стамбула. Ее оборудование имеет товарный знак Koyoto. Из рекламного буклета фирмы мы узнали, что в ней работают 63 человека на административных и производственных площадях в 5700 кв.м. Сборочные линии позволяют выпускать до 4500 LNB, 900 аналоговых и 600 цифровых ресиверов ежедневно. Освоена сборка любых модификаций аналоговых ресиверов в зависимости от спецификации заказчика. Среди цифровых ресиверов кроме моделей Free-to-Air присутствуют модели цифро-аналоговые, с позиционером и CI в любых комбинациях.

Фирма Mors Elektronok реализует свою продукцию в первую очередь в Турции, но кроме того занимается экспортом в страны Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии. Из стран бывшего СССР в качестве точек экспорта перечислены Россия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизстан и Казахстан. Ничего не будем утверждать про азиатские страны бывшего СССР, но в России об оборудовании марки Koyoto мы ничего не слышали. Хотя здесь оно могло появиться и под другой торговой маркой.

Составители буклета о фирме Mors Elektronok всячески старались подчеркнуть, что компания ведет разработку и производство электронной аппаратуры полностью – от идеи до полной сборки. На фотографиях, например, представлена машина для распайки чипов на печатные платы и отдел исследований и разработок. А вот технический менеджер другой стамбульской фирмы Yuksel Elektroteknik г-н Orhan Merdimeydan представил нам картину производства спутниковых ресиверов в Турции в совсем другом свете. Он утверждает, что его фирма и несколько других подобных, в том числе и Mors Elektronok, осуществляют только сборку ресиверов из готовых частей, которые производятся в Корее. Это связано с особенностями таможенного законодательства Турции. Ввозить ресиверы по частям оказывается выгоднее, чем целиком.






Говоря о производстве спутниковых антенн в Турции, в первую очередь необходимо сказать, что, только приехав в Стамбул и первый раз выйдя на улицу, мы сразу обратили внимание на телевизионную антенну довольно странной конструкции. Она представляет собой обычную эфирную антенну, чаще всего логопериодическую, с прикрепленным сзади металлическим тазиком, отдаленно похожим на спутниковую "тарелку". Таких антенн было много и на выставке, но никто нам долгое время не мог объяснить их назначение. Все в один голос утверждали, что тазик – абсолютно ненужная деталь, но зачем ее делают, сказать не могли. И вот наконец технический директор фирмы Bilsat, производящей различные виды спутниковых и эфирных антенн, г-н Bora Yagmur сообщил нам следующее. Один торговец со стамбульского рынка по имени Махмуд или Ахмед, занимающийся продажей различных телевизионных антенн, оказался великим маркетологом. Он обнаружил, что если к обычной эфирной антенне приделать этот самый тазик, то, несмотря на некоторое увеличение цены, такие антенны лучше продаются. Секрет прост. Телевизор при помощи такой антенны показывает, она чем-то напоминает спутниковую антенну, но при этом значительно дешевле полного спутникового комплекта. Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я лично верю в эту историю.

Что же касается работы турецких фирм в странах бывшего СССР, то здесь в первую очередь фигурировал Азербайджан, потом – Казахстан, затем другие азиатские республики, а продаж в Россию или, например, Украину турецкие фирмы, судя по всему, не ведут совсем.

Так, супруга владельца фирмы Liderler г-жа Reside Pazucnt Gulyaz, работающая в этой же фирме, назвала нам цифру продаж своих спутниковых антенн в Азербайджан на уровне 6-7 тыс. в месяц. Правда, к этим данным нужно относиться с некоторой осторожностью, так как цифры по продажам в Турции спутниковых антенн, произведенных фирмой Liderler, она явна завысила. Из ее слов следует, что фирма Liderler фактически обеспечивает весь внутренний рынок Турции – около 500 тыс. установок в год. Тогда как она же сама признала, что в Турции существует еще 5-6 производителей спутниковых антенн с производственными мощностями того же уровня.

Рекламировали себя на выставке два турецких цифровых спутниковых пакета. Сейчас они только начинают работу. На широкие коммерческие продажи они собираются выходить с сентября. Сейчас же у одного из цифровых пакетов DigiTurk, по словам менеджера по PR г-жи Yesim Kaygusuz, этап “мягкого старта”. Пакет вещает “в цифре” со спутника Eutelsat W3, 7° в.д. в специально нацеленном на Турцию луче. Размер индивидуальной приемной антенны – 60 см. Кодировка – Cryptoworks. В пакет кроме группы турецких телевизионных каналов входит стандартный набор европейских и американских спутниковых каналов. О них мы так часто пишем на страницах нашего журнала, что даже не хочется их здесь перечислять. Полистайте подшивку наших журналов за последние два года – там все эти каналы неоднократно перечислены и подробно описаны.






Гораздо интереснее, как нам кажется, нашим читателям будет узнать о ценах на услуги DigiTurk. Заметим, что все цены назывались в турецких лирах. А в Турции довольно сильная инфляция, и курс лиры постоянно "плывет". Деноминация в Турции, судя по всему, не проводилась ни разу. Поэтому все цены измеряются миллионами и десятками миллионов. Посещение платного туалета (самая дешевая услуга) стоит 100 000 турецких лир. Поэтому все цены мы приведем в пересчете на американские доллары по состоянию на начало апреля 2000 года.

Индивидуальная установка будет стоить турецкому клиенту пакета DigiTurk около $103, подключение к системе коллективного приема с одной приемной антенной на дом или подъезд – около $60. Системы коллективного приема, судя по всему, планируются как основной вид подключений. Спутниковое оборудование сдается клиенту в аренду. Арендная плата составляет около $5 в месяц. Базовый пакет, состоящий из более чем 30 каналов, стоит около $8.5 в месяц. Число каналов планируется увеличивать. Можно подписываться на дополнительные каналы. Например, два дополнительных фильмовых канала стоят $3.5 в месяц. В качестве дополнительных можно подписаться еще на несколько десятков радиоканалов или на канал экстремальных видов спорта. Дорого это или не очень – предоставим судить нашим читателям. Напомню только, что уровень жизни в Турции выше, чем в странах бывшего СССР.

Заметим, что пакет DigiTurk собирается работать по контракту с фирмами, занимающимися установками антенн, и будет размещать заказы на цифровые ресиверы у турецких производителей.

К сожалению, про второй турецкий цифровой пакет Teleon нам не удалось узнать ровном счетом ничего (даже с какого спутника он будет вещать), так как на его стенде разговаривали только на турецком и отсутствовали какие-либо рекламные буклеты, даже на турецком языке.

О состоянии кабельного телевидения нам рассказал г-н Ozcan Gunes – генеральный менеджер фирмы Vizyon, занимающейся дистрибьюцией оборудования немецкой фирмы Wisi в Турции. Ситуация с кабельным телевидением весьма сложная и запутанная. Дело в том, что до начала 90-х годов все телевизионные кабельные сети в Турции принадлежали государству в лице государственного оператора связи "Турктелеком". Эти сети были построены достаточно давно на оборудовании с полосой до 450 МГц. Затем "Турктелеком" начал выдавать лицензии на эксплуатацию старых, принадлежащих ему сетей и на строительство новых. Условия лицензии с нашей точки зрения очень жесткие. Коммерческий оператор должен отдавать "Турктелекому" до 70% прибыли за полученную лицензию. Причем эта лицензия выдается на 10 лет, а затем она выносится на конкурс.

Тем не менее, все государственные кабельные сети были переданы в коммерческую эксплуатацию, в 1997-99 годах было построено около 25 новых кабельных сетей, и в дальнейшем планируется строительство еще примерно 50 сетей, для которых уже найдены инвесторы.

Все новые сети строятся в широкополосном варианте – до 860 МГц. К владельцам узкополосных сетей "Турктелеком" выдвигает условие по поэтапному расширению их полосы пропускания и введению обратного канала. Первый этап, проходящий в настоящий момент, – расширение полосы до 606 МГц.

Количество абонентов кабельных сетей Турции на данный момент – около 10 млн. Самой большой является сеть Ultra, расположенная в 15 турецких городах, в том числе крупнейших – Стамбуле, Анкаре, Измире. Она насчитывает от 2 до 3 млн абонентов. Средний размер абонентской платы в кабельных сетях – около $10. Вновь построенные кабельные сети, согласно имеющимся бизнес-планам, должны окупиться через 5-6 лет эксплуатации, и в оставшиеся 3-4 года оператор сети работает на получение прибыли.

Турция – очень своеобразная страна, лежащая на границе между Европой и Азией. Состояние ее рынка отражает тенденции развития кабельного и спутникового телевидения в этих частях света. Нам было очень интересно узнать о том, как происходит данное развитие. Надеемся, что это будет интересно и нашим читателям.



 
Теле-Спутник Июнь 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт