38Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Конференция ГП "Космическая связь" 2000


В. Колюбакин Теле-Спутник - 6(56) Июнь 2000 г.


26-28 апреля в г. Дубна проходила ежегодная конференция по вопросам состояния и перспектив развития российской спутниковой связи, организованная главным российским спутниковым оператором — Государственным предприятием "Космическая Связь".



ЦКС Дубна. Станция управления Eutelsat

После открытия конференции и приветственных слов, сделал доклад руководитель департамента телевидения и связи Министерства связи РФ Василий Иванович Павлов. В своем докладе он представил позицию Министерства по развитию спутниковой связи в нашей стране. Василий Иванович отметил, что позиция, которую занимает Минсвязи РФ, предполагает создание приоритета ГПКС, как главного государственного оператора, в развитии сетей спутниковой связи. В связи с чем в 1999 г. ГПКС был передан весь российский орбитально-частотный ресурс сетей "Экспресс". ГПКС берет на себя всю ответственность по использованию этого ресурса и его защите в международных регулирующих организациях. Кроме того, ГПКС была передана орбитальная позиция 86° в.д., заявленная и утвержденная в Международном Совете по Электросвязи для организации Непосредственного телевещания. Ввиду того, что эта передача произошла буквально за несколько дней до начала конференции, никаких конкретных планов по освоению этого ресурса предъявлено не было. Но главный инженер ГПКС Ю.М. Фомин (который на протяжении всей конференции был ведущим всех заседаний) сказал, что, разумеется, предприятие в скором времени разработает план скорейшего использования этой позиции.

В начале этого года было принято два постановления Правительства, регламентирующих распределение и использование российского орбитально-частотного ресурса и использование иностранных спутниковых сетей на территории России. Оба эти постановления должны обеспечить приоритет российских спутниковых сетей перед иностранными.

16 марта этого года Минсвязи РФ передало ГПКС полномочия российского представителя в международных организациях Intelsat и Eutelsat. Решение обусловлено тем, что ГПКС, наиболее полно представляя состояние российской спутниковой связи, сможет наиболее эффективно действовать в интересах нашей страны, в частности создавая совместные предприятия.




Главный инженер ГПКС Фомин Ю.М.

Минсвязи РФ, ГПКС и Российское Авиационно-Космическое Агентство приняли план сохранения и развития российского орбитально-частотного ресурса. Отвлекаясь от доклада г-на Павлова, необходимо сказать, что практически вся конференция "вертелась" вокруг недавно выведенного на орбиту спутника "Экспресс-А2". Сроки конференции были несколько сдвинуты, и как раз к ее открытию "Экспресс-А2" удачно закончил летные испытания и был готов начать движение в рабочую точку — 80° в.д. Это был совершенно оправданный шаг — сразу было показано, что ГПКС выходит на новый уровень работы. Уже можно говорить о новом качестве услуг, которые будут предложены пользователю, как только новый "Экспресс" начнет штатную эксплуатацию.

На конец июня запланирован запуск следующего спутника — "Экспресс-А3" в точку 11° з.д. Также летом предполагается запустить спутник "Горизонт" в позицию 145° в.д. (это последний "Горизонт", выведенный на орбиту). Также ГПКС находится в стадии заключения контрактов по разработке спутников "Экспресс" следующего поколения. Отметил В.И. Павлов и тот факт, что Минсвязи понимает сложность процесса сертифицирования систем VSAT, очень сильно тормозящую развитие этой перспективной отрасли спутниковой связи, и ведет работу по его упрощению.

Все с интересом ждали доклада нового начальника ГПКС Бориса Дмитриевича Антонюка, посвященного вопросу необходимых мер по поддержанию и развитию отечественной спутниковой группировки, современное состояние которой было описано одной фразой: "Я не буду говорить о состоянии спутниковой группировки, оно вам всем хорошо известно". И действительно, вопросов не возникло, так как за последние пять лет не было такого мероприятия, посвященного спутниковой связи, на котором не говорилось бы о катастрофическом состоянии российской спутниковой группировки. Поэтому всех гораздо больше волнует ответ на вопрос "А что нас ждет в будущем?".

Для начала Борис Дмитриевич обозначил задачи, которые стоят перед ГПКС, как перед государственным оператором:




Начальник ГПКС Антонюк Б.Д.

  1. Защита российского орбитально-частотного ресурса.
  2. Обеспечение президентской и правительственной связи.
  3. Обеспечение трансляции федерального блока социально гарантированных телепрограмм.
  4. Обеспечение федеральной связи по некоммерческим тарифам.
  5. Обеспечение финансовой поддержки всех вышеперечисленных задач.

В 1999 г. в распоряжении ГПКС имелось 59 активно работающих транспондеров. Общий доход, полученный предприятием за различные услуги, составляет 38 млн долларов, что составляет 644 тыс. долларов за транспондер при объявленной стоимости для потребителя 1,4-1,6 млн долларов в год за транспондер. Согласно плану, намечено за 4 года заменить 4-7 спутников. Это требует финансовых вливаний на общую сумму около 490-680 млн долларов, при доходе (напоминаем) около 40 млн. долларов в год. Следовательно, первой и наиважнейшей задачей оператора является поиск недостающих средств.

В 1999 г. на территорию России работали 106 транспондеров, из которых 59 принадлежало ГПКС, 9 — Intelsat, 8 — "Медиа-Мост" (спутник "Бонум"), 25 — "Локхид-Мартин-Интерспутник" (спутник LMI-1), 1 — Eutelsat. Согласно прогнозам, при увеличении в будущем количества "российских" транспондеров, доля ГПКС останется примерно на том же уровне. Для дальнейшего развития необходимо провести следующие действия:

  1. Осуществить заказы на новые спутники.
  2. Повысить ЭИИМ лучей до уровня, принятого в современных спутниковых сетях.
  3. Заказать разработчику спутники с изменяемыми зонами покрытия, для более гибкого удовлетворения потребностей заказчиков спутникового трафика.



ЦКС Дубна. Антенна станции управления LMI

Согласно проведенным исследованиям, потребность России к 2005 году составит 240-250 транспондеров. Специалисты ГПКС считают, что эти цифры несколько завышены, однако планируют к этому сроку ввод в строй 218 транспондеров.

Какой же прогноз по использованию этих транспондеров составили специалисты ГПКС? Во-первых, они считают, что довольно серьезно возрастет доля телевизионной трансляции. Во-вторых, возрастет доля корпоративных сетей, причем ГПКС видит свою нишу в создании сетей не столь крупным компаниям, как, например Газпром и Центробанк, которые в состоянии создать собственные сети, а более мелким. И, в-третьих, ГПКС видит свою перспективу в выходе на рынок спутниковой связи стран СНГ, чему уже сейчас есть серьезные предпосылки.

(Во время работы конференции Борис Дмитриевич провел встречу с представителями прессы, на которой более подробно рассказал о дальнейших перспективах развития спутниковых сетей связи ГПКС. Материалы этой встречи будут опубликованы в следующем номере.)

Главный инженер ГПКС Юрий Михайлович Фомин обрисовал технические аспекты развития сетей связи, оператором которых является данное предприятие.






ГПКС — главный российский спутниковый оператор, в его распоряжении имеются космические аппараты и 4 центра космической связи: Дубна, Медвежьи Озера, Владимир, Шаболовка. За год, прошедший с предыдущей конференции, была введена в действие волоконно-оптическая линия связи, соединяющая все четыре ЦКС. На 2000 г. запланирован ввод в строй ВОЛС на ЦКС Дубна, в 2001 г. — на ЦКС Владимир (город Гусь-Хрустальный). В проекте — создание двойного волоконно-оптического кольца, соединяющего все центры коммутации.

1 ноября 1999 г. была введена в строй станция управления спутником LMI-1 на ЦКС Дубна, состоящая из двух 12-метровых антенн С-диапазона и одной 8-метровой антенны Ku-диапазона. Также на 2000 г. запланирована сдача в строй третьей очереди (2 антенны) станции управления Eutelsat, которая сейчас насчитывает 6 антенн. Вообще контракт на эту станцию является для ГПКС предметом особой гордости, как приведший их в нишу управления спутниками и открывший новое поле для деятельности. Однако не все так безоблачно, как хотелось бы. Например, проплаты по этому контракту идут в Евро, курс которого в последнее время падает, что уменьшает финансовые поступления.

Была подробно описана схема перестановок спутников, принадлежащих ГПКС.

Спутник "Горизонт", находящийся в точке 90° в.д., переведен в точку 96,5° в.д. Это позволило включить в работу два транспондера на спутнике "Ямал", которые были выключены из-за создавания помех. 28 апреля "Экспресс-А2", проходящий летные испытания в точке 96,5° в.д., отправлен в рабочую точку 80° в.д., куда он должен прибыть 20 мая. Ввод его в штатную эксплуатацию намечен на 25 мая. Спутник "Экспресс-6", находящийся сейчас в этой точке, будет направлен в орбитальную позицию 103° в.д., где он должен начать работу 30 июня. Тот спутник "Горизонт", который сейчас работает в этой точке, в августе сего года будет переведен в 140° в.д. В результате (с учетом спутников "Экспресс-А3" и "Горизонт-45", запуск которых намечен на лето этого года) спутниками связи будет охвачена вся территории России:


  • 80° в.д. "Экспресс-А2", новый спутник
  • 103° в.д. "Экспресс-6", переведенный из точки 80° в.д.
  • 140° в.д. спутник "Горизонт", переведенный из точки 103° в.д.
  • 145° в.д. новый спутник "Горизонт"
  • 99° в.д. — принято решение о запуске в эту позицию спутника "Экран" в 2000 г., однако стопроцентной гарантии, что это решение будет выполнено, нет. Запуск спутника, имеющего всего два транспондера, является вынужденной мерой, так как на старый спутник "Экран" "завязана" довольно большая сеть по ретрансляции телеканала ОРТ.
  • 53° в.д. В данный момент в этой точке стоит спутник "Горизонт". Принято решение о запуске в 2001 г. в эту точку нового КА. Скорее всего, это будет КА иностранного производства.
  • 40° в.д. В данный момент в этой точке находится спутник "Горизонт". На 2002 г. запланирован вывод в эту точку спутника "Экспресс-АМ".
  • 11° з.д. На июль этого года запланирован запуск в эту точку спутника "Экспресс-А3". Летные испытания этого спутника будут проводиться меньшее время, чем спутника "Экспресс-А2", поэтому в августе он должен вступить в штатную эксплуатацию. В данный момент спутник полностью готов, идут испытания и подготовка к запуску.
  • 14° з.д. В данный момент в этой точке находится КА "Экспресс-2". Сейчас ведутся переговоры о выводе в эту точку спутника иностранного производства.

В 2001 г. запланирован запуск спутников, имеющих рабочее название "Экспресс-АЯ", в точки 96,5° в.д. и 103° в.д. "Экспресс-АЯ" будут созданы на базе спутников "Ямал-100" и выводиться по два спутника за один запуск. Каждый спутник будет оборудован 20 транспондерами. Надо сказать, что по поводу названия этих КА еще нет полной определенности. Спутниковая сеть, которая создается под руководством ГПКС, имеет название "Экспресс", поэтому оператору удобно, чтобы КА тоже носили это название. Однако название "Экспресс" у всех ассоциируется исключительно с аппаратами разработки НПО ПМ. И у разработчиков спутника "Ямал-100" — АО "Газком" и РКК "Энергия" — тоже есть некоторые возражения против этого названия. Но, в общем, полагаем, проблема, как назвать спутник, не станет камнем преткновения для реализации проекта. В конце концов, это — далеко не самая большая проблема.

На 2002 г. запланирован запуск двух спутников (рабочее название "Экспресс-АМ"), созданных НПО ПМ на базе платформы КА "Сесат". Каждый из спутников будет нести полезную нагрузку около 40 транспондеров и иметь срок службы 10-12 лет. По этим спутникам в скором времени должен быть подписан контракт.

На 2003 г. планируется вывести в точку 11° з.д. КА иностранного производства, осуществить запуск двух спутников "Экспресс-АЯ" и одного спутника "Экспресс-АМ".

Доклад г-на Фомина вызвал большое количество вопросов. Первым из них был: "Где же в этом плане предусмотрен спутник непосредственного телевещания для точки 86° в.д.?" На него Юрий Михайлович ответил, что решение о передаче этой позиции ГПКС было принято 24 апреля, за два дня до начала конференции, поэтому никаких подробностей сообщить он не может. Однако план освоения этого ресурса разрабатывается, и вообще: "ГПКС слов на ветер не бросает. Спутник будет", — добавил он. Еще один вопрос касался подвижной связи, почему о ней не сказано в докладе? На это г-н Фомин сказал, что развивать конкретный вид связи — не есть задача ГПКС. Если будут операторы и будет спрос, то ГПКС готово предоставить необходимый ресурс, тем более что энергетические характеристики новых спутников позволяют развивать эту услугу. Нами был задан вопрос о судьбе проекта "Тройка". На это поступил ответ, что, согласно проекту, инвесторов на производство спутников должны были найти производители (НП ПМ и АО "Газком". — прим. ред.), но они их не нашли. Поэтому проект в том виде, в котором он был заявлен, теряет всякий смысл, и сейчас ГПКС занимается поисками инвесторов самостоятельно. Разумеется, большой интерес был вызван упомянутой возможностью покупки КА иностранного производства. На этот вопрос ясного ответа не было. Было сказано, что сейчас ведутся переговоры и информация разглашению не подлежит.

О результатах летных испытаний доложил начальник отдела спутниковых систем ГПКС М.Н. Васковский. В результате испытаний спутника "Экспресс" были подтверждены все заявленные технические параметры, как по платформе, так и по полезной нагрузке. Незадолго до начала конференции были закончены испытания транспондеров по полной загрузке. То есть все коммуникационные емкости аппарата загружались, что называется, "под завязку". По результатам испытаний спутник признан годным к штатной эксплуатации, согласно всем требования заказчика. Также была проведена тестовая трансляция в цифровом формате, которая показала возможность ее осуществления через любой из транспондеров спутника. Было сказано, что спутник загружали "всеми возможными, самыми хитрыми сигналами". После этого доклада Ю.М. Фомин особо отметил, что в связи с усложнением ситуации на геостационарной орбите (увеличение количества космических аппаратов, освоение новых частотных диапазонов и др.) ГПКС изменило свой Регламент, в который введены более строгие требования к земным станциям.

По вопросу сертификации выступил директор сертификационного центра "Свит" Виктор Маркович Цирлин. В первую очередь он заметил, что Минсвязи РФ с большим удовольствием выдает сертификаты производителям, нежели продавцам. Как правило, такой сертификат выдается сроком до трех лет. Операторы получают сертификат с неограниченным сроком действия, но только на определенную конкретную земную станцию. Одной из самых распространенных ситуаций при сертифицировании ЗС является следующая: изделие было сертифицировано, но пока идет доставка, монтаж и испытания, срок сертификации заканчивается. Пока четкого определения, как поступать в такой ситуации, не существует. Также распространена ситуация, когда оператор производит замену какого-либо элемента на ЗС (усилитель, модем, МШУ и т.п.) и при этом вынужден проводить сертификацию заново. Центр пытается провести и узаконить следующую практику: если станция сертифицирована и заменяемое изделие сертифицировано тоже, то после замены можно считать, что вторичной сертификации всей ЗС проводить не надо. Однако пока эта инициатива понимания в Минсвязи не встречает.

Начальник отдела маркетинга Леонид Григорьевич Волков сделал доклад о развитии VSAT-сетей ГПКС. Еще на прошлогодней конференции прозвучало, что развитие VSAT-сетей — одна из самых перспективных отраслей в спутниковой связи. Однако тогда говорилось, что рынок, судя по всему, еще не готов. Спустя год можно сказать, что ситуация немного изменилась в лучшую сторону. Связано это, прежде всего с вводом в эксплуатацию спутника "Экспресс-А2", который имеет, во-первых, лучшие энергетические характеристики и, во-вторых, более благоприятную для развертывания VSAT-сетей зону покрытия с более северной точкой прицеливания.

Как правило, все VSAT-сети ГПКС имеют звездообразную топологию с хаб-станцией в Москве. С этой станции ведется проверка и мониторинг состояния любой станции сети. Эти сети обычно используют компании, имеющие центральный офис в Москве и широкую сеть филиалов. Однако некоторые региональные сети развернуты по иному принципу. Сейчас для поддержки VSAT-сетей используется около 40% пропускной способности одного транспондера. Средняя скорость передачи, обеспечиваемая VSAT-станцией — 350-380 кбит/с, максимальная — до Мбит/с. С вводом в эксплуатацию спутника "Экспресс-А2" эти скорости можно увеличить в два раза. ГПКС было головным предприятием по разворачиванию сети VSAT в Чечне. На установку и наладку одной станции затрачивалось около недели, в обычных условиях на это уходит до 90 дней. В кулуарных беседах можно было услышать рассказы, как некоторые станции пришлось устанавливать по несколько раз, так как они были разрушены в результате боевых действий.

Начальник ЦКС Медвежьи Озера С.Е. Богданов сделал доклад об организации цифрового ТВ через спутники связи. В основном в этом докладе говорилось о проведении работ на ЦКС по организации цифрового ТВ. В чем-то он повторял сказанное ранее другими докладчиками. Было упомянуто о проведении эксперимента по одновременной передаче цифрового и аналогового сигналов через спутник "Экспресс-А2". (Напоминаем, что на конференции ГПКС 1999 г. представителями компании "Кросна" был сделан подробный доклад о проведении экспериментального вещания цифрового и аналогового ТВ-канала через один транспондер КА "Горизонт".)

Один из докладов вызвал довольно ожесточенные споры, сопровождаемые весьма резкими (разумеется, по содержанию, но никак не по форме) репликами. Это был доклад заместителя директора НИИ Радио Михаила Михайловича Семенова "Перспективы развития системы спутникового телевещания и распределения программ в Российской Федерации". Были предложены два пути развития: первый — переход на цифровой формат вещания в существующей и развертываемой системах спутников, работающих в диапазоне фиксированной связи; второй — создание системы непосредственного телевещания. На сегодня для обеспечения социально гарантированного блока телепрограмм по всем зонам вещания требуются емкости на пяти спутниках. В связи с состоянием спутниковой группировки сохранять существующую систему становится все труднее, а надежды на проект "Тройка" не оправдались. В качестве альтернативы можно предложить переход на цифровую систему вещания, что позволит сократить количество требуемых аппаратов. Но на данный момент развернуто более 10 тысяч приемно-ретрансляционных станций системы "Орбита", и перевод их "на цифру" потребует вложения огромных средств, которых на сегодняшний день нет и на ближайшее будущее не предвидится. Как вариант предлагается параллельное развертывание аналоговой и цифровой сети телевещания, что позволит осуществить постепенный переход. Для этого потребуется дополнительная емкость. В качестве этой емкости можно использовать транспондеры спутника LMI-1. Сигнал с лучей А и В этого спутника принимается почти на всей территории России (кроме зоны вещания А, куда входит Чукотка) на антенны диаметром 1-2 м. Следовательно, с этого спутника можно осуществить вещание на четыре из пяти зон через один транспондер. Характеристики транспондеров LMI-1 уступают характеристикам ствола номер 6 спутника "Экспресс", через который и осуществляется трансляция системы "Орбита", но выше характеристик других стволов. После того как переход на цифровую систему вещания будет осуществлен, эти станции можно будет использовать в системе "Экспресс". Через один транспондер спутника LMI-1 можно осуществлять трансляцию со скоростью 32,72 Мбит/с, один телевизионный канал требует либо 6, либо 8 Мбит/с. Таким образом, через один транспондер луча В можно осуществлять трансляцию всего социально гарантированного блока телепрограмм на четыре зоны вещания. Характеристики LMI-1 отличаются от характеристик "Экспресса", но есть возможность создать унифицированную станцию.

Михаил Михайлович представил технико-экономическое обоснование проекта. Расход будет составлять примерно 4 тысячи долларов на станцию. Последующая переделка станции для работы в системе "Экспресс" составит около 100 долларов. Весь расход по всей сети телевещания составит около 0,9 млн долларов.

Второй вариант — развитие непосредственного телевещания. Преимуществом этого варианта является то, что прием можно осуществлять на индивидуальные приемные системы, что удешевит проект (как нам показалось, это просто перекладывает некоторую часть расходов операторов на карман потребителей. — прим. ред.). Вторым преимуществом является то, что открывается путь к развитию многопрограммного ТВ и предоставлению высокоскоростных мультимедийных услуг. Также при этом варианте сохраняется орбитально-частотный ресурс Российской Федерации и решается проблема с дефицитом частот эфирного телевещания. В качестве космического сегмента можно рассматривать спутник W4, "Галс-Р16" и его модификацию, оборудованную Ка-транспондером, — "Галс Р16-МФ" и малые спутники, разрабатываемые сейчас несколькими организациями. Должна быть организована бесплатная раздача социально гарантированного блока и блока платных услуг. Комментируя эту часть доклада, нельзя не упомянуть о том, что работы по спутнику "Галс-Р16" сейчас заморожены, а все малые спутники находятся только в самой начальной стадии проектирования, так что скорой реализации этого варианта тоже ждать не приходится. В защиту этого плана можно выдвинуть тот аргумент, что, насколько можно судить по имеющейся у нас информации, при наличии бесплатного блока и возможности приема на антенну малого диаметра, эта услуга будет пользоваться спросом. Но вернемся к докладу. Орбитально-частотный ресурс РФ для организации НТВ составляет 69 каналов в пяти орбитальных позициях: 110° в.д., 140° в.д., 86° в.д., 56° в.д. и 36° в.д. Следует осуществлять поэтапное развертывание системы — сначала в густонаселенных районах, а затем в районах с меньшим количеством населения.

Относительно того, какой вариант предпочтительнее, г-н Семенов сказал, что, скорее всего, имеет смысл разрабатывать оба. Как мы говорили, этот доклад был причиной довольно жаркой дискуссии. В первую очередь было сказано, что услуги по ретрансляции через спутник LMI-1 стоят достаточно дорого и "вешать" на один аппарат вещание на 4 зоны ненадежно. В ответ на это было замечено, что LMI-1 имеет более высокую энергетику, чем "Экспресс", следовательно, отпадает необходимость использования антенн избыточно большого диаметра, что приведет к некоторой экономии. Эта реплика, судя по всему, несколько обидела Юрия Михайловича Фомина, который подчеркнул, что стволы на "Экспрессе-А2" по своим характеристикам ничуть не хуже стволов на LMI. Немного позже эта дискуссия возобновилась. Представитель Ростелекома упрекнул ГПКС в том, что Предприятие уже довольно давно ведет разговор о необходимости перехода на цифровой формат, но реального результата пока не видно. На это начальник ГПКС Борис Дмитриевич Антонюк ответил, что сейчас ведется работа в ВГТРК по переводу на цифровой формат вещания. Согласно плану переход будет начат с зоны А (самая восточная зона вещания), так как в этой зоне расположено самое маленькое количество земных приемных станций (около 120-125), следовательно, можно отработать технологию плавного перехода. Также Борис Дмитриевич заметил, что временный переход на LMI не целесообразен по той причине, что за два года (как было предложено в докладе) невозможно осуществить полный переход на цифровой формат вещания. За это время можно только успеть согласовать все нормы и технические требования. Заместитель генерального директора Ростелекома А.С. Вышлов заметил, что Ростелеком, как владелец радиорелейных сетей передачи, тоже заинтересован в организации нормальной системы распределения ТВ-программ, так как радиорелейные вышки укомплектованы старым оборудованием и развивать дальше эти линии связи некуда. Ростелеком является владельцем 25 транспондеров на спутнике LMI-1. Сегодня потребность в спутниковой емкости несколько ниже, чем прогнозировалось несколько лет назад, так как высокими темпами идет развертывание наземных коммуникаций (в частности корпоративные ВОЛС Газкома, РАО "ЕЭС", МПС и др.). Поэтому сейчас есть в наличии свободные транспондеры, использование которых и предложено как временный, промежуточный вариант. Данный вариант был предложен для обсуждения, если он не будет признан приемлемым, то Ростелеком не сомневается, что найдет клиентов на свои транспондеры.

С критикой данного плана выступил представитель ОРТ В.С. Ладыко. Во-первых, он заявил, что данная схема не имеет запаса по надежности, то есть у нее отсутствуют ресурсы для резервирования каналов, что недопустимо для организации федерального телевещания. Во-вторых, экономические выкладки не обоснованы. Они учитывают только стоимость оборудования, без стоимости доставки, монтажа и обслуживания. Все это составит не менее 50% от указанной суммы, а всего заявленная сумма вырастет не менее чем в 2,5 раза. И, наконец, 2-3 года — это совершенно нереальный срок для создания подобных сетей.

Заместителем генерального директора АО "Газком" Андреем Васильевичем Шестаковым были представлены результаты летных испытаний и начала штатной эксплуатации спутника "Ямал-100".

Спутник был запущен 6 сентября 1999 г. Около полутора месяцев шли летные испытания, в результате которых были выяснены все технические характеристики аппарата и определена зона покрытия, покрывающая практически всю территорию России, кроме Чукотки. Все характеристики "Ямала" соответствуют заявленным в техническом задании, а некоторые превосходят. Например, удержание на орбите составляет 0,03°-0,05°, тогда как согласно ТЗ оно должно составлять 0,1°.

9 декабря на "Ямал-100" были переведены все сети связи АО "Газком" (подробнее об этом см. Т/С №12, 1999, стр. 36). Начата трансляция телевизионных программ. На данный момент развернуто 137 станций. Всего можно осуществлять вещание 7 ТВ-каналов, уверенный прием которых возможен по всей зоне покрытия на антенны диаметром 1,5-2 м.

Новые спутники позволяют разработать новый подход к созданию сетей связи. Высокая энергетика и характеристики по удержанию на орбите позволяют снизить стоимость земных станций. На сегодня стоимость станции сети "Ямал" составляет около 5 тыс. долларов. Передатчик VSAT-станции может иметь мощность 2-3 кВт, максимум — 5 кВт.

Относительно дальнейшего развития было сказано, что уже имеется финансирование на создание спутника "Экспресс-АЯ" ("Ямал-200").

Этот доклад тоже вызвал ряд вопросов. В частности, почему Газком не обнародует, как ГПКС, тарифы на свои услуги. Андрей Васильевич ответил, что Газком к каждому клиенту подходит индивидуально, следовательно, и цена варьируется. Также он отметил, что, несмотря на более высокие тарифы, если учесть высокие характеристики спутника и возможность цифровой передачи, то в целом для потребителя использование "Ямала" окажется выгодным. Следующий вопрос был по ресурсу спутников. "Ямал-100" имеет запас топлива для корректировочных двигателей на 12 лет работы, ресурс коммуникационной аппаратуры заявлен на 10 лет. Что касается "Экспресс-АЯ", то его ресурс составляет 7-10 лет. Это зависит от того, сколько орбитальных маневров будет совершать спутник после запуска. Если он сразу будет поставлен в рабочую точку, то топлива хватит на 10 лет, если же он будет несколько раз менять орбитальную позицию, то ресурс составит 7 лет. По системе энергопитания спутника и емкости есть двукратный запас, что является избыточным и будет в дальнейшем уменьшено в пользу коммуникационной емкости.

Также на конференции представители различных компаний анонсировали свое новое оборудование, предназначенное для операторов — антенны, модемы, передатчики и др. Рассматривались различные форматы передачи данных, их недостатки и преимущества. А.Н. Тестоедов представил новые антенны разработки НПО ПМ Развитие (подробнее см. Т/С № 5, 2000 г.). Рассматривались вопросы сертификации и допуска земных станций к различным сетям связи (разумеется, наибольшее внимание было уделено сети связи "Экспресс").

Итак, большинство вещей, о которых год назад говорили в сослагательном наклонении, обрели "плоть и кровь". За прошедший год для обслуживания территории Российской Федерации на орбиту были выведены три спутника. Поэтому у операторов появилось новое поле для деятельности, а также возможности предоставлять новые услуги и выводить старые на новый уровень качества.



 
Теле-Спутник Июнь 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт