10Встречи с интересными людьми

оглавление | в архив | следующая статья



Владилен Арсеньев: "Медиа-МОСТ" получил "китайское предупреждение"


Теле-Спутник - 6(56) Июнь 2000 г.


 Встречи с интересными людьми

Встречи с интересными людьми

11 мая вместе с нашим фотокорреспондентом автор этих строк чуть было не оказался в положении "руки — к стенке, ноги — врозь". Как известно, тогда прошла силовая акция российских государственных спецслужб против ЗАО "Медиа-Мост". Именно на этот день в Москве, в Переяславском переулке, 4 нам была назначена встреча с генеральным директором "НТВ-Кино", секретарем Союза кинематографистов России Владиленом Арсеньевым. Но, к счастью, именно его структурное подразделение за день до произошедших событий переехало в другое помещение. Беседа состоялась в здании газетного комплекса "Известия".

"Теле-Спутник": Владилен Владиленович, слышал, Вы начинаете съемки нового детективного телесериала по произведениям Чингиза Абдуллаева, поднимаемые темы которого более чем "антикэгэбэшные".

Владилен Арсеньев: Возможно. Но меня больше интересует характер главного героя — Дронго, бывшего разведчика и эксперта ООН по вопросам безопасности, потерявшего, как и все мы, после 91-го года единую и великую Родину. В съемках участвуют актеры из разных республик бывшего СССР.

Т/С: А сам Абдуллаев действительно имеет отношение к тем событиям, о которых он так, на грани документалистики, пишет?

В.А.: Чингиз Абдуллаев сам юрист по образованию, работал в прокуратуре, знает тематику изнутри. Сюжеты берет достоверные. Остальное — фантазия. Человек он довольно начитанный. В образе Дронго многое имеет отношение к самому автору. Другое дело, что актер, который воплотит на экране образ героя, не будет так похож на Абдуллаева. Абдуллаев в произведениях не указывает на национальность Дронго. Просто пишет, что он из Баку. А разве что-нибудь это означает? Вот мы с вами из Тбилиси. И что? Сколько там проживало национальностей?

Т/С: Могу точно сказать. В 1980-м году — 68.

В.А.: В Баку было не меньше, начиная с тех времен, как там стали вести нефтедобычу. Поэтому Дронго — это некий особый типаж. Мы забываем о Советском Союзе. По крайней мере, о взаимоотношениях между людьми разных национальностей. Дронго — герой Абдуллаева, — естественно, тоскует по СССР, по той стране, которая была его и нашей Родиной. И не только потому, что в те времена был экспертом ООН по безопасности и помогал Интерполу, представляя свою страну. Наш сериал о том, как мешают границы взаимопониманию между людьми, отдаляют их друг от друга. Был я недавно в Киеве. Как было грустно ходить по нему. Такой красивый город. Крещатик — одна из самых красивых улиц. Куда до нее московской Тверской. Но Крещатик теперь уже в другой стране. Раньше мы кричали, что все наше, "все вокруг советское, все вокруг родное". Теперь это уже другое государство. И об этом я постоянно помнил, когда общался с людьми, представлявшими кино Украины. Вежливо с ними говоришь, как с… англичанами или французами. И какая-то такая боль живет в нас… Отец моей жены — украинец, из-под Киева. Я был там, смотрел, где он жил. Это было интересно и трогательно. И вот все такое, что нас волнует и трогает, присутствует в характере Дронго. Это сохранится в новом сериале. Он начинается с трех романов Абдуллаева — "Закон негодяев", "Кредо негодяев", "Совесть негодяев". В них речь идет о крупных преступных группировках в Москве — грузинской, азербайджанской, армянской, славянских. Дронго вынужден заниматься расследованием и поиском тех людей, которые налаживают новые пути транзита наркотиков из Азии через Закавказье.


Т/С: Вы сказали о новых границах, разделивших народы прежде единой страны. Сейчас Вы занимаетесь как раз тем, что стираете эти границы. Ведь спутниковое телевидение не признает никаких преград.

В.А.: Телевидение — дело прошлое. Сейчас я делаю кино. Я принимал участие в создании НТВ, НТВ-Плюс, НТВ International. Последний как раз и был создан, чтобы наш телеканал могли увидеть в разных концах мира. Теперь я в третий раз поменял профессию. Был журналистом, 17 лет проработал вот в этом здании, в "Известиях". Так, волею обстоятельств я вновь здесь оказался, — второй день арендуем это помещение. На том же самом этаже, кстати. В этом вот кабинете сидел Бовин. Потом я стал телевизионным функционером, достаточно крупным для этой страны.

Т/С: Вы называете себя функционером?

В.А.: Функционером это называется. Как же еще? Как только ты начинаешь быть начальником, то автоматически становишься функционером. Только свои функции должен выполнять правильно. А если опыт прежней творческой работы пригодился, а я думаю, что он мне пригодился, то это во многом способствует успеху. Такие же люди были рядом со мной. Это Игорь Малашенко, конечно же, — он был генеральным директором НТВ, Евгений Киселев, Олег Добродеев, Алексей Циварев, Михаил Шмушкович. Мы вместе создавали ту самую телевизионную сферу, которую сейчас представляет "Медиа-Мост". Затем открылся канал ТНТ.

Т/С: И все эти каналы Вы обеспечивали фильмовым наполнением?

В.А.: Кинопоказ был частью моей работы. Поначалу я был программным директором на НТВ. Говоря по-газетному, ответственным секретарем. В скором времени добавилась забота о двух киноканалах "Мир кино" и "Наше кино". Начинать приходилось с нуля. Было только решение, что "это" нужно создать. "Ночной канал" тоже я делал. Это — эротика, поэтому вроде как неприлично об этом говорить. Но это было.

Т/С: Что может быть неприличного у легкой эротики?

В.А.: Теперь она стала, кажется, жестче. Я ездил в Америку, отбирал картины для кинопоказа. А здесь меня пытались дважды привлечь к уголовной ответственности "за распространение порнографии". Я показывал по НТВ ленты Тинто Брасса, Плейбой-шоу.

Т/С: И как "выкручивались"?

В.А.: Эти "дела" не получали развития. Просто звонили из милиции, так, мол, и так, возбуждаем уголовное дело. Но у нас же свои юристы. Они и разбирались.

Т/С: Но ведь Тинто Брасс — это имя в кинематографе.

В.А.: Мы отбирали только качественный продукт. Мне важно было, чтобы это была не дешевка. Потому были и Тинто Брасс, и Боровчик. Это касалось не только эротики, но и "ужасов", и классики. Были такие фильмы, как "Восставшие из ада", "Дети кукурузы", "Кошмар на улице вязов". При отборе я опирался на собственный вкус, на то, что привили мои учителя, сама жизнь, журналистика, окружение. Программное директорство вбирало в себя многое. В том числе и музыку, и все политические передачи. Через меня проходили такие программы, как АТВ, "Времячко", Дибров со своими беседами, "Третий глаз" Ивана Кононова, REN TV, Дог-шоу. Одно время шла у нас программа Эльдара Рязанова. Состоялось несколько передач ныне покойного Никулина. А вот политическими, "паровозными" программами НТВ занимались Добродеев и Киселев. Всех возглавлял Малашенко. К ним примыкали информационные программы, в том числе и спорт, и программа Парфенова "Намедни". Все остальное было на моей половине НТВ.

Т/С: Трудно приходилось?

В.А.: Это было интересно. Один год до этого я проработал в "Останкино". Пришел туда в мае 92-го из "Известий". Этот год в "Останкино" зря не прошел. Я познакомился поближе с телевидением. До этого лишь "теоретизировал" о нем. 6 лет в "Известиях" вел еженедельную страницу "Телевидение и мы". Тогда же подготовил пару выпусков тележурнала "Человек и Закон". В 1988 году возил в Тбилиси доктора юридических наук Бабаева. Мы тогда впервые показали камеру смертников в Тбилисской исполнительной тюрьме. И все же серьезной практики мне не хватало. Тогда телеобозревателей было мало, и кто-то из них мне сказал: "Зачем ты туда идешь? Мы же, как рэкетиры. На кого хочешь, "наедем", кого хочешь, обругаем. Мы же тебя теперь критиковать будем". А мне интересно было. И случай представился, — меня пригласил к себе Эдуард Сагалаев, предложил мне должность главного редактора студии кинопрограмм. Правда, Сагалаев довольно быстро ушел, а на его месте оказался Малашенко Игорь. Так случилось новое знакомство, которое потом благотворно сказалось на моей судьбе. Когда в начале августа 93-го года Малашенко позвонил и предложил перейти в компанию, которой еще не существовало, я с ним встретился, и сразу же мы отправились в Америку добывать кино для новой телекомпании НТВ.

Т/С: Из "Останкино" тогда ушла довольно сильная команда.

В.А.: Да. Ушли Добродеев, Киселев, Миткова, Осокин, Парфенов, Бурков, я — главный редактор кинопрограмм. Мне в "Останкино" не отдавали трудовой книжки, и я ушел без нее. Потом, конечно, вернули. Я рискнул. Каждый работает, и живет, и стремится к пределу своей некомпетентности. Человек не знает предела своих возможностей. Иногда жизнь так удачно складывается, или тебя за дарование твое, что реже бывает гораздо, призвали под знамена в хорошую компанию. Бывает случай или провидение Господне. Это Божий промысел такой. Трудно сказать, что будет с тобой завтра.

Т/С: Кстати, о "завтра". Что ожидать зрителям, поклонникам НТВ, абонентам НТВ-Плюс после того, что случилось сегодня?

В.А.: Речь об уголовном деле, которое возбудили против некоторых чиновников Минфина. Они там что-то наврали на "Медиа-Мост" — или сами, или им кто-то подсказал. Поэтому и произошло то, что случилось сегодня. Во всяком случае, внятного объяснения "налетчики" в форме и масках так и не дали.

Т/С: Это еще один из способов давления на холдинг?

В.А.: Такое было уже, при Коржакове. В 95-м году в декабре положили в снег всех. Тогда офис "Медиа-Моста" находился в здании мэрии на Новом Арбате. Коржаков заявлял, что в Москве зреет заговор против Ельцина, и ему надо было это доказать любым способом. Хотя бы фактом дружбы Гусинского с Лужковым. Тот эпизод был связан с надеждой, что "Группа "Мост" всколыхнется, начнет звонить в разные места, и все переговоры с помощью прослушивающих устройств запишутся, их смонтируют и дадут послушать Ельцину. Что Коржаков и сделал.

Т/С: Прямо детективная история из ваших же сериалов.

В.А.: Прошло время, и Коржаков сам ушел. Потому, что Ельцин отличается мнительностью. Жизнь его заставила.

Т/С: Чем же отличается этот "наезд"?

В.А.: Дело в том, что когда приходит новый руководитель хоть в страну, хоть на завод, хоть в учреждение, он хочет навести "порядок", чтобы все жили по его правилам. К этим правилам люди не сразу привыкают, спрашивают "кто ты такой?", "а что ты там знаешь?", "что умеешь?". "Я кто такой? Сейчас я вам покажу". И показывает… Начинается ситуация борения, своеобразного армрестлинга, кто кого положит. У кого что толще. Такой "наезд" говорит о том, что могут пойти и дальше. Это "звонок", который дают предупреждая. Через печать не понимаешь? — "наедем". Типичные правила типичного общества, в котором мы живем. К сожалению, они не изменились.

Т/С: И что дальше?

В.А.: Ничего. Ни НТВ, ни газеты, ни журналы не трогают. "Наезд" был на место, где лежат финансовые документы. Если их арестовать до конца разбирательства, то это может парализовать деятельности компании. Финансовая система — кровообращение любой организации. Я думаю, это серьезное "китайское предупреждение", когда таким способом показывают, на чьей стороне власть. Это не только Гусинскому и "Медиа-Мосту", это предупреждение всем. "Власть у нас. Будьте с нами". Как говорит Любимов, "оставайтесь с нами".

Т/С: Демократическая пресса предупреждает, что возможно "закручивание гаек" для свободы слова.

В.А.: Сейчас все по-другому. Говорят, что этот "наезд" спровоцирован обидой одного из людей ФСБ, ныне советника Путина по экономическому развитию страны, на публикацию в газете "Сегодня". Если такое происходит, это говорит об обществе, в котором нет закона. Когда личное мнение или эмоция чиновника может привести к параличу жизнедеятельности довольно большой структуры. Структуры, которая дала работу, зарплату примерно 5000 человек. 5000 российских граждан живут немного лучше, чем остальные. Когда существует такой работодатель, платящий достойную зарплату, с которой не стыдно домой зайти, это уже хорошо. А вместо того, чтобы "каблуком сапога" порядок наводить, надо вводить правильное функционирование денег на этом рынке, налоговое законодательство пересмотреть, дать определенные льготы и свободы, которые Греф, кстати, разрабатывает. А пока он разрабатывает, "Медиа-Мост" получает в "зубы". Неужели все вернется? Опять будет, как раньше?

Т/С: Я так понимаю, что поклонникам НТВ и абонентам НТВ-Плюс остается только надеяться на лучшее.

В.А.: Наверное. У меня своя компания, НТВ-Кино, она занимается производством сериалов и финансируется, разумеется, подразделением "Медиа-Моста". Мне, конечно же, не хотелось бы проблем. Я к тому же являюсь секретарем Союза кинематографистов России и понимаю, какое большое место занимает в развитии, сохранении отечественного кино сам "Медиа-Мост". Три четверти кинофильмов в стране делается в "Медиа-Мосте". Это не дает больших барышей. Наши фильмы — малобюджетны. Но они дают возможность тем людям, которые любят кино и делают кино, заниматься их любимым делом. Они не простаивают, не теряют квалификацию, а привлеченные на тот или иной проект работают.

Т/С: Я знаю много людей, которые любят отечественное кино, несмотря на засилье американского.

В.А.: Мне надо ехать в Японию в июле на симпозиум… славистов, которые объединены вокруг университета в Саппоро на острове Хоккайдо. Они интересуются русской культурой. Туда поедут Гребенщиков, Сорокин. Меня просили познакомить участников с состоянием кино и телевидения в России. Я прочту два доклада. Занимаясь тезисами этих докладов, я прекрасно погружен в состояние нашего кино и телевидения. И очень хорошо представляю, что такое "Медиа-Мост", каков его вклад в сохранение и развитие отечественного кино. Или новаций, которые принесло появление НТВ и последующих телевизионных структур "Медиа-Моста" для развития отечественного телевидения. НТВ стало для многих определенным ориентиром. На него уже ориентируется новая компания ОРТ, возникшая на останках "Останкино". РТР выправляла свой "вектор" по тому, что делало НТВ. ТВ-6 отошло от старой библиотеки Теда Тернера, начинало развиваться с помощью молодых ребят, Вани Демидова, Олейникова, самого Сагалаева, Пономарева. НТВ стал большим катализатором для развития отечественного телевидения, которое застопорилось после появления компании РТВ — Российского телевидения — в 1991 году. Разные политические передряги не позволяли РТВ стать тем ориентиром для коллег. Передовики производства были нужны всегда, со времен Стаханова. В том числе и в телевизионном деле, и в кинопроизводстве. Например, сейчас стало возможным складывать бюджеты, чтобы сделать фильм, чтобы он был хорошим, чтобы он попал, как "Вор", который вышел из холдинга "Медиа-Мост", на номинацию "Оскар". Или другие картины, которые были замечены на разных фестивалях, как "Лунный папа". Причем актеры и режиссеры привлекались не только из России. Я сам делал документальный фильм "Земля обетованная. Возвращение". Он был на Берлинском кинофестивале в феврале в официальной программе, а ставил его грузинский режиссер Александр Рехвиашвили, которого я пригласил из Тбилиси. Эту ленту можно назвать совместной российско-грузинской работой. А сериал по Каменскому, который мы снимали в Белоруссии. Там играли белорусские актеры. Так это — совместный российско-белорусский сериал. Права бесспорно принадлежат НТВ, потому что мы финансировали, вели над ним работу. Но принимали в ней большое участие и белорусские кинематографисты. "День рождения буржуя" делался в Киеве вместе с телекомпанией "1+1", которую возглавляет Александр Раднянский. Таких примеров достаточно много. Не только гражданам России дает работу развитие кино и телевидения с помощью "Медиа-Моста". Мне просто повезло. Я был в самом "горячем" месте, где заводился этот "механизм". И во многом сам его и "заводил". Поэтому мне есть, что вспомнить. Но вот третья моя ипостась, это — кинопроизводство. Она мне тоже достаточно интересна. Здесь я вышел за рамки "Медиа-Моста". Столкнулся с проблемами Союза кинематографистов, которые тоже достаточно болезненны в среде 5000 кинематографистов России. Попытки Никиты Михалкова натыкаются на массу проблем. Они связаны и с привычным пониманием этих вещей, и с амбициями, которых полно у художников, непониманием новых экономических условий, в которых все оказались. Но властям это безразлично. Потеря идеологии в 90-е годы в стране привела к тому, что идеологический инструмент, каковым являются кино и телевидение, вызывает либо раздражение у властей, либо покровительственное похлопывание по плечу.

Т/С: Наверное, немало проблем у "Медиа-Холдинга"?

В.А.: Немало. НТВ переживает определенные сложности. Уход в 97-м году Малашенко, меня, Шмушковича был не лучшим для НТВ. Уход Добродеева сейчас… Евгению Киселеву трудно приходится. Это такие внутренние вещи, которые мало кому известны. Но сам канал есть, его любят. Я не могу сказать, что его любят в деревнях и селах. Он, видимо, отпугивает своим некоторым космополитизмом, не присущим нашей деревне, провинции. Но в крупных городах-миллионниках, где много интеллигенции, он привлекает большое внимание.

Т/С: Вы занимаетесь кино вообще или в связи с телевидением?

В.А.: Сейчас я занимаюсь производством сериалов для телеканалов "Медиа-Моста". Мы снимаем в первую очередь для НТВ, НТВ-Плюс и ТНТ. Другое дело, что эти сериалы могут быть проданы другому каналу, чтобы вернуть деньги, затраченные на его производство. Кстати, в разговорах со мной Костя Эрнст, несмотря на мнение о вражде телеканалов НТВ и ОТР, сказал о желании видеть такие сериалы, как по Каменскому, у себя. Мне это приятно слышать. Так же высоко наши результаты оценивают на втором канале.

Т/С: Что у Вас сейчас в производстве, кроме сериала про Дронго?

В.А.: В производстве целых 11 позиций. Много у нас сериалов. В целом, задача поставлена такая, что в следующем году должно быть 250 часов телевизионных сериалов. Поэтому снимать сериалы призваны и другие компании. В первую очередь, это, конечно, "Новый русский сериал" — новая компания, созданная в Санкт-Петербурге, ТНТ, Кино-Мост, НТВ-Профит. Ну и наша компания — НТВ-Кино, которая была создана специально для разного рода новаций, экспериментов, в том числе не только в художественных сериалах, но и анимационных и документальных.

Т/С: Как только заканчивается съемка, фильм сразу попадает на НТВ?

В.А.: Вначале на НТВ-Плюс, а потом и на НТВ или ТНТ. Но в первую очередь на НТВ-Плюс. Сериал Каменского, кстати, там уже был показан. Последний фильм "Не мешайте палачу" был показан совсем недавно.

Т/С: А как Вы расцениваете перспективу развития фильмовых спутниковых телеканалов в России? Возможно ли появление новых в ближайшее время?

В.А.: Я считаю, что очень вовремя Гусинский взялся за это дело, хотя было тогда ему очень сложно и трудно — и денег не хватало, и кредиты пришлось брать. Зато и родилась одна из самых мощных спутниковых систем. Причем не только в России. В середине июля в 1996 году мне сказали, что надо сделать так, чтобы Черномырдин нажал на кнопку на Нижегородской ярмарке и включился канал спутникового телевидения "Наше Кино". На все у меня было полтора месяца. И я это сделал. Собрал команду из 40 человек и составил программу. Поначалу НТВ-Плюс вещал бесплатно. Потом начали собирать подписку. За первые два месяца их стало 28 тысяч. А потом я за 4 месяца сделал еще 50 тысяч подписчиков. Но хотелось большего. Что можно было выжать из того "дохлого лимона", которым являемся мы с вами, получающие маленькие деньги? То есть граждан России. Для многих 20 долларов — очень большие деньги. Поэтому довольно скоро стало понятно, что техническое обеспечение, которое было поначалу у НТВ-Плюс, явно недостаточно. Использовались отечественные военные спутники. Нужен был новый, мощный современный спутник, который позволял бы транслировать в цифровом формате. Я ездил в Испанию, смотрел, как работает цифровая спутниковая система во Франции, общался с американцами. Было очень много предложений — отечественных, французских, итальянских, английских. Но после долгого анализа, споров, мы выбрали американцев. Заказали у них спутник, который оказался и дешевле, и лучше. Остановись мы на российском (без гарантированного результата), расходы могли бы превысить затраченные 130 миллионов долларов. Это тоже стало поводом к тому, что писали против НТВ. "А вот они как! Наши деньги уходят!" Какие "наши" деньги? Это деньги "Моста", кредиты, которые он должен возвращать. Потом ему, до истечения срока возврата кредитов, быстренько во время последней предвыборной кампании в Думу напомнили. Причем, так быстро и грубо, как не бывает между уважающими друг друга финансистами. Удар, который нанес в последний момент "Видеоинтернешнл" холдингу, тоже ничего хорошего о развитии ситуации не говорит. Они давали рекламу на НТВ годами.

Т/С: Но ведь официально было заявлено о мирном "разводе".

В.А.: Мы считаем, что это был удар. То, что у бизнесменов возникают новые интересы, не совпадающие с интересами НТВ, не страшно само по себе. Но в данном случае сыграла роль политика. С начала года у нас своя служба сбора рекламы. Но партнерство с "Видеоинтернешнл" было удобной системой.

Т/С: Говорят, эротику женщинам с успехом заменяют сериалы. Как Вы сами к такому утверждению относитесь?

В.А.: Я так не считаю. Мы тоже снимает сериалы в 100 серий. Но существует разница между сериалом и "мыльной оперой". На деньги компании Проктер&Гембл в начале 50-х годов в Америке была запущена первая в мире "мыльная опера". "Мыльная опера" представляет собой бесконечное зрелище. Мы же, в России, называем "мыльной оперой" жанр теленовеллы, который был разработан в Латинской Америке. Теленовелла отличается тем, что в первой серии зритель вошел в сюжет, а в последней — вышел. А "мыльная опера" не имеет конца. Она может идти 40 лет, как "Кронейшнл Стрит" в Англии. Это городок, улица, на которой происходят события, подрастает новое поколение, сменяются актеры, меняется обстановка, политика. Все находит отражение в сюжете. Эдакое "подглядывание в замочную скважину". У нас этот метод не отработан. "Мыльная опера" — это женского рода произведение. А сериал — мужского. Потому что в сериалах важен сюжет, лихо закрученный, двигающий его. А в "мыльных операх" все строится на диалогах, на бесконечном "бабьем трепе", который они обычно на телефонах часами "бла-бла-бла", как говорят в Америке.

Т/С: Кажется, я понял намек. Мы поступим "по-мужски" и завершим "бла-бла-бла". Вам ведь сегодня еще лететь в Лондон. Успехов Вам.

Беседовал Роман МАГРАДЗЕ.
Фото Максима МИРОШНИКОВА.



 
Теле-Спутник Июнь 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт