22Телевизионное обозрение

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



"ТВК" в Липецке через 3 года


М.Мирошников Теле-Спутник - 4(54) Апрель 2000 г.


ООО "ТВК" и связанные с ним компании называют липецким НТВ или медиахолдингом. Радиостанции, телеканалы, кабельные и MMDS сети, газеты, пейджинг, мощные рекламные службы подчиняются единой стратегии развития. Слова "кредит", "маркетинг", "рынок", "конкуренция" стали неотъемлемой частью деловой жизни ТВК.



Через 3 года после первой публикации (Т/С, февраль 1997) мы встречаемся с генеральным директором ТВК М.Л.Труфановым. Бурные события последнего времени в экономике страны не могли не отразиться на работе компании.

Т/С: Расскажите о развитии кабельной и MMDS сети ТВК за эти 3 года.

М.Т.: 9 лет назад ТВК начинала с кабельных сетей, потом у нас появилось эфирное вещание. MMDS мы хотели использовать как средство доставки ТВ программ вместо кабеля. Сейчас в липецком эфире 11 телеканалов — это много больше, чем в соседних областях. В нашей кабельной сети 14 каналов (35 руб. в месяц, 50 руб. подключение), в сети MMDS — 24 канала (45 руб. в месяц, 150 руб. подключение). 479 тыс. жителей Липецка проживают в 120 тыс. квартир и частных домов. В многоэтажных домах около 90 тыс. квартир. MMDS сеть мы запустили в феврале 1998 года, тогда же перестали развивать кабельное ТВ. К этому времени в кабельной сети было 4800 абонентов. За 1998 год мы подготовили 11 600 потенциальных абонентов сети MMDS, подключили 955. В течение 1999 года подготовили 4000 потенциальных абонентов, подключили 1747. Сейчас мы пришли к тому, что у нас 3698 абонентов MMDS (15 тыс. потенциальных) и 4500 в кабельной сети (15 тыс. потенциальных).




После кризиса мы долго выправляли ситуацию. С осени 1999 года после затишья началось активное подключение. Появились деньги и возможность взять кредит. Вообще мы постоянно берем кредиты на развитие сети, телевидения и т.д. Отдаем одни, берем следующие, поскольку так удобнее и потому что копить деньги в нашей стране опасно. Опасно хотя бы потому, что, когда на счету скапливается много денег, это привлекает внимание налоговой инспекции.

С сентября 1999 года мы готовим по 1000 квартир в месяц и по 200 абонентов подключаем (частично в сетях старой постройки). В наших планах увеличение к концу 2000 года в 2 раза, т.е. до 30 тыс., числа потенциальных квартир, охваченных сетью MMDS. Также планируем в течение ближайших 3-4 лет охватить 80-90% города.

Т/С: Как отразился кризис августа 1998 года на работе подразделений ТВК?

М.Т.: До кризиса мы много зарабатывали рекламой. После августа нас спасла кабельная и MMDS сеть, поскольку рынок рекламы опрокинулся полностью, осталось 20%. Мы быстро провели подписку на услуги кабельных и MMDS сетей, дали хорошую скидку, подписывая на полгода. Это послужило потом буфером, который позволил жить и развиваться. После кризиса мы решили развивать кабельные сети еще более активно.

С апреля 1998 года все наши доходы катились вниз. Девальвация была ожидаемой, она была нужна для оживления экономики в пределах 20%. А получилось на 400%. Самое обидное, что после девальвации рост экономики не последовал. Оживление было очень маленькое, народ больше денег получать не стал. Хотя местные товаропроизводители оживились.




Ген.директор ТВК М.Л. Труфанов

Наши месячные доходы от рекламы до кризиса составляли 300 тыс. рублей, и только сейчас они восстановились в рублях. В долларовом эквиваленте все обесценилось, и 1999 год я по доходам в долларовом выражении оцениваю как 1995-й. Нас как бы отбросили назад.

После кризиса мы сокращали все, что можно было сократить. Сократили персонал, начиная с некоторых замов директора и заканчивая завхозами. Сокращали расходы на все. Самое страшное, что на полгода прекратились инвестиции в развитие производства, свои средства мы просто проедали, жили за счет готовых сетей.

До августа 1998 года мы планировали делать по 3 тыс. квартир каждый месяц. Сейчас хотим делать хотя бы по тысяче. Раньше мы делали все дома подряд, сейчас пошли по другому принципу, сначала выбираем дом, где хотя бы 10% подключатся. Мы не можем неэффективно вкладывать деньги в расчете на долгосрочную прибыль.

Т/С: Какие телеканалы хочет смотреть население?

М.Т.: После августовского кризиса мы запустили новый эфирный канал ТНТ и хотели его развивать. Там проблема, сгорела лампа в передатчике, а она стоит $5 тыс. Выгорает она в течение 2-х лет, а доходы от канала за 2 года недостаточны. Сейчас вещаем на пониженной мощности.




Эфирная аппаратная

Пока все каналы в кабельной и MMDS сетях для нас бесплатные. Собираемся заключить соглашения и оплачивать каналы Hallmark (переводной на русском языке), Cartoon, Turner Classical Movies, CNN. Мы транслируем со спутника армянский канал. Армянская диаспора предоставила нам тюнер для приема.

Население хочет, чтобы все было сразу и бесплатно. Хотят больше каналов на русском языке — русскоязычных или переводных. Есть большой спрос на мультфильмы, а такого канала пока у нас нет. По опыту Воронежа пользуется спросом Cartoon. Есть спрос на фильмовые и специализированные каналы. Здесь критерий — чтобы они были на русском языке. Обязательно должны быть развлекательные, музыкальные каналы. Сейчас у нас идет MTV, заключили договор с МузТВ. Хотим ставить еще иностранный канал.

Т/С: Что население ждет от общеполитических каналов?

М.Т.: У нас есть феномен успеха канала ТНТ — его передачи аполитичны, поэтому люди хотят их смотреть. Люди устали. Им нужно отдыхать, потому что, во-первых, жизнь сама по себе тяжелая, во-вторых, вокруг много негативной информации, например, в газетах очень много криминала. Если раньше это привлекало, то сейчас начало отпугивать. Людям хочется чего-то более доброго.

Бесспорно есть интерес к местным новостям, потому что в Москве не расскажут о Липецке. Мы сейчас новости делаем менее политичные, а более жизненные. Сюжет о том, как выключили горячую воду, пойдет впереди сюжета о заседании областного правительства.




Художник-мультипликатор Михаил Болотов

Лично я после предвыборной кампании в Думу перестал верить новостям всех центральных каналов. Мы пришли к мировой практике, когда новости выражают мнение не населения, и даже не владельцев компаний, а людей, с которыми связан владелец компании. ТВК, кстати, никогда этим не занималась, мы не прибиваемся ни к одной из существующих в регионе политических структур. Поэтому к решениям о политической рекламе мы относимся непредвзято, рекламное время продаем по договору.

По американским исследованиям человеку интересно, что происходит вокруг его дома, в его стране и в мире в целом. Я думаю, то, что происходит в соседнем регионе, население мало интересует. Поэтому нам нужно рассказывать об области, в которой мы живем, это наш эксклюзивный продукт, с которым ни один центральный канал не сможет конкурировать. Если что-то очень интересное произошло у соседей, об этом расскажут все центральные каналы. Населению может быть интересно сравнение, мы берем все окружающие области, сравниваем цены, зарплаты, чаще в газете. Кстати, обычно Липецкая область выходит на первые места.

Т/С: Являетесь ли вы монополистами в области кабельного ТВ? Какие могут существовать внешние стимулы развития при отсутствии параллельных кабельных сетей?

М.Т.: Мы не являемся монополистами. Наши конкуренты — сеть общих домовых антенн. Еще в городе есть 2 предприятия, которые строят кабельные сети. Мы должны конкурировать с другими кабельными сетями. Но пока рынок слишком велик, чтобы с кем-то пересечься. 30% населения — наши потенциальные абоненты. С оставшимися 70% еще работать и работать. Стимулы для развития есть, потому что конкуренты появляются, и чем быстрее мы будем развиваться, тем больший объем рынка мы захватим. Рынок пустым не будет никогда. Если не будем развиваться — кто-то займет наше место и будет получать наши деньги.

Т/С: Как вы конкурируете в других сферах деятельности?

М.Т.: В Липецке появилось много местных эфирных телеканалов — 3 года назад была только государственная телекомпания ЛТР. Нашему каналу

31 мая будет 9 лет. Сейчас в городе 4 конкурирующих с нами телекомпании, новые местные телеканалы врезаются в REN-TV, АСТ, ТВ-Центр, СТС. Кроме того, появилась возможность размещения местной рекламы на центральных каналах, что очень сильно изменило ситуацию на рынке. Мы не потеряли в доходах за рекламу, хотя конкуренция поджимает.




Ирина Гончаренко — запись прогноза погоды

Наши газеты по-прежнему самые читаемые, интересным моментом была экспансия газеты московского издательского дома "Провинция". Газету назвали "Провинциальный репортер", вложили очень большие деньги, быстро набрали обороты, примерно в течение полугода вышли на первое место, обогнав нашу газету "ТВК-Курьер". Мы здесь проспали, когда узнали их тираж, схватились за голову. В итоге сменили редакцию, выделили газету в отдельное подразделение, поставили туда отдельного руководителя, немножко изменили направление газеты, добавив агрессивности, и сейчас вернули себе первое место. Сейчас у нас тираж 33 000, у них — 30 500. Издательский дом "Провинция" во всех областях вышел на первое место, и тираж у них не менее 50 000 везде, кроме Липецкой области. Мы выстояли и вернули свои позиции.

Я думаю, экспансия будет продолжаться. И в ТВ, и в радио, и в газетах москвичи сейчас будут завоевывать региональные рынки, потому что в регионах таких денег ни у кого нет. И любое самое успешное региональное издание не сможет конкурировать с Москвой. Небольшой для Москвы суммы в $100 тыс. хватит, чтобы обрушить любой региональный рынок масс-медиа. А обрушили они его очень просто — демпинговали, продавая газету значительно дешевле остальных. Они не давали нам развиваться, мы вынуждены были снижать цену. Сейчас примерно с такой же позицией сюда приходит Радио-Хит FM.

Ситуация хорошо известна в экономике — лидер рынка дремлет, когда долго сидит наверху. И когда появляется кто-то новый, лидер не успевает на него реагировать. Он переходит на более низкие позиции, а обратно возвращаться уже тяжелее. Мы получили опыт, за который благодарны нашим конкурентам.

Опять же конкуренция заставила нас открыть третью газету. История такова: в город пришла газета из группы "Моя реклама. Из рук в руки", издающихся по всей стране. Мы на этом рынке ранее не работали. Потом до нас дошли слухи, что у них хорошие прибыли, т.к. конкуренции на этом рынке было мало, и они начали подумывать об открытии ТВ канала и другой газеты, подобной нашей. Тогда мы выпустили похожую газету, и теперь сдерживаем цены на рынке. Я думаю, у них теперь нет денег на ТВ: они могли бы сейчас продавать газету по 6 рублей, а вынуждены продавать по 3.50, потому что мы продаем по 3 рубля. Наша газета на грани окупаемости — прибыли она не приносит, но и убытков нет. Тем не менее мы держим конкурента.

Т/С: Что следует выбирать вещателям как вектор развития — повышать качество изображения у абонентов, увеличивать число каналов, увеличивать охват? Следует ли брать кредиты?

М.Т.: Мощность MMDS передатчиков ТВК недостаточна (50 Вт), качество страдает. Сейчас радиус MMDS — 5 км от центра. Город протяженный, есть новый район с многоэтажной застройкой, куда мы не попадаем. Хотим ставить более мощные передатчики — увеличить радиус охвата и улучшить качество. Если поднять качество, спрос увеличится. Мы будем сразу закладывать обратный канал в головное оборудование. Это перспективное направление, в США большой процент пользователей Интернет подключены через кабельные ТВ сети.




Ведущая программы новостей Елена Дергунова

Я не знаю, 24 канала MMDS — это предел или еще нет, но возможно, когда будет много каналов, зритель не сможет их все просмотреть, и, давая еще один лишний узкоспециализированный канал, мы захватим еще 10-20 человек, это не аудитория. Лучше повысить качество сигнала.

В учебниках по экономике есть прописная истина: сначала идет конкуренция на заполнение рынка, т.е. на количество, когда рынок уже насыщен, тогда идет конкуренция в области качества. Когда в области качества конкурировать уже нечем, качество сравнялось, идет конкуренция в области обслуживания. А потом начинается конкуренция брэндов. Когда все уже одинаково, побеждает тот, у кого более раскручена марка.

Я думаю, до этого этапа нам еще далеко, потому что у нас рынок еще не насыщен. Тем не менее качество надо повышать уже сейчас. Увеличение количества потенциальных абонентов — это важно, чтобы никто другой не занял рынок. Но тем не менее, если появится конкурирующая компания, а у нас будет плохое качество, она в нашем же доме проложит параллельную сеть, и абоненты переключатся туда.

Если бы у нас в стране были нормальные рыночные отношения и возможность получения долгосрочных кредитов под нормальный процент, то сначала следовало бы сделать нормальное качество, а потом предоставлять услуги. Сейчас у нас качество на четверочку, но мы не можем себе позволить вложить деньги в новое головное оборудование, чтобы улучшить качество, не развив абонентскую сеть. По нашим прогнозам, к августу мы достигнем того уровня сети, когда сможем взять большой кредит.

Мы взяли кредит на передатчик для радио под 42% годовых на 1 год. Тяжеловато, но уже приемлемо. Если бы кредит давался на 2-3 года даже под те же годовые проценты, было бы уже замечательно. Но у нас больше, чем на год, никто не дает.

Выпускающая аппаратная службы ТВ новостей: режиссер службы новостей Олег Терехов, журналист Татьяна Сухарева - подготовка сюжетов к выпуску в эфир Запись рекламы на радио


 
Теле-Спутник Апрель 2000
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт