36Арена ИСЗ

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



Проект "Ямал": результаты и перспективы


Теле-Спутник - 12(50) Декабрь 1999 г.






К сожалению, ситуация сложилась именно так, что единственным российским коммуникационным спутником, запуск которого можно считать удачным, в этом году стал "Ямал-100" под номером два.




А.В. Шестаков, первый заместитель генерального директора ОАО "Газком" по созданию космических систем

На первый взгляд, начало штатной эксплуатации “Ямал-100” в точке 90° в.д. мало что даст среднему российскому телезрителю. В самом деле: только один из 10 транспондеров на этом спутнике будет отдан под телевидение, остальные будут использоваться для создания сетей связи и передачи данных. К тому же ЭИИМ луча “Ямал-100” не позволяет всерьез рассматривать его как спутник для осуществления индивидуального приема, да и не для того он предназначался. С другой стороны — этот самый транспондер, предназначенный для передачи ТВ, может транслировать 7 телевизионных каналов в цифровом стандарте. Можно думать (пока это только предположения автора), что некоторые телеканалы, которые рассчитывали на трансляцию через "Экспресс-6А", 80° в.д., теперь, после того как этот спутник не был выведен на орбиту, присматриваются к "Ямалу". Как было сказано автору представителями Газкома, ведутся переговоры с несколькими теле- и радиоканалами, но до подписания контракта какой-то конкретной информации обнародовано не будет.

Такова картина на первый взгляд — на орбите один спутник, на котором выделен один телевизионный транспондер. Что дальше?

Генеральный директор ОАО "Газком" Николай Севастьянов оценивает сложившуюся ситуацию следующим образом.

Н.С.: Газком сейчас проектирует и создает сети связи передачи данных для Газпрома и подведомственных структур. Сейчас мы разворачиваем большую сеть связи и передачи данных для объединения Межрегионгаз, для Газпромбанка создаем сеть связи для банкоматов. Но на наших уже действующих сетях мы предоставляем услуги для других клиентов, не только газпромовских.

Сегодня мы завершаем реализацию программы "Ямал-100". Один спутник уже установлен в орбитальную позицию и проходит приемо-сдаточные испытания ретранслятора. Тестирование платформы уже завершено, и мы готовимся к штатной эксплуатации спутника. По другому спутнику у нас неудачно получилось. Работает аварийная комиссия, которая все-таки хочет разобраться в причинах. Где-то в конце ноября мы, наверное, будем иметь уже заключение.

Как оценивают реализацию проекта в Газпроме?

Н.С.: Я могу сказать, что сегодня программа продолжает реализацию. Космическая техника — дело очень сложное, поэтому мы на всех этапах проводим страхование.

Спутник — только элемент системы, и Газком создает не только спутник, а всю систему. Тот спутник, который мы сейчас сдаем в штатную эксплуатацию, как раз и предназначался для Газпрома. Второй спутник, который мы, к сожалению, потеряли, предназначался для коммерческой эксплуатации. Поэтому задачи Газпрома мы сегодня решаем, как планировалось.



Г.И. Таюрский, заместитель генерального директора по эксплуатации спутников связи

Сеть связи Газкома создавалась под спутник "Горизонт". Смогут ли земные станции работать со спутником "Ямал"?

Н.С.: Все системы, которые работали через "Горизонт", могут работать и через "Ямал". Отличие "Ямала" только в лучших энергетических характеристиках — стволы мощнее, и удержание спутника ± 0,10, о чем мечтают все российские операторы спутниковой связи. Частотный диапазон совпадает, поэтому проблем никаких не будет.

На "Ямале" энергетика улучшается по сравнению с "Горизонтом" — ЭИИМ где-то на 3-4 дБВт больше и добротность на децибел лучше.

Мы сейчас не собираемся останавливаться, программа продолжается. Потому что на спутнике "Ямал" мы разработали большое количество новых технологий. И сами, и выступая заказчиками, ставя требования подрядчикам. И эти технологии, разработанные для "Ямала", сейчас используются не только на этих спутниках, а например, на международной космической станции. Мы, разумеется, собираемся применять их для создания следующих спутников. Надо сказать, что за последние 5-7 лет, в России деньги в новые научно-технические разработки в области космоса не вкладывались. А Газпром вложил деньги именно в новые разработки. Мы говорим не только о конкретном спутнике, мы говорим об инфраструктуре. Оборудование для производства спутников, испытательное оборудование, экспериментальное оборудование, которое создано под эту программу и под реализацию вот этих спутников нового поколения. Наземный комплекс управления, который сейчас может управлять не одним, а несколькими спутниками. Все создавалось не на один и не на два спутника. И Газпром очень патриотично поступил — не стал вкладывать деньги в западные спутники, в западные технологии, как предлагали. Поэтому нельзя говорить, что есть спутник, и этого достаточно. Газпром поддержал новое научно-техническое направление. Вот что главное. Поэтому мы сейчас продолжаем работу, и в Газпроме приняты решения по этому поводу.

Вы знаете, что год назад мы участвовали в конкурсе по развитию российской спутниковой группировки. Мы стали победителями этого конкурса. Условия такие — государство дает орбитальную позицию, а все остальное мы должны делать сами. Никакого финансирования.

А пуск федеральный или по коммерческим расценкам?

Н.С.: Пуск федеральный, но деньги, похоже, нам придется искать самим. Но мы сегодня эту проблему по двум следующим спутникам уже решаем. У нас в проекте — два спутника "Ямал-200". К выставке в Женеве мы приурочили подписание документа с нашим стратегическим партнером. Им стала "Аления Аероспация" — итальянская аэрокосмическая фирма, которая сегодня играет все более весомую роль на рынке космической связи. Они делают ретрансляторы, антенны. Для серийной сборки спутников "Глобалстар" они специальный завод построили.

Мы с ними вошли в стратегическое партнерство и договорились по "Ямалу-200": они делают полезную нагрузку, мы — платформу. И сейчас у нас работа идет полным ходом. "Ямал-200" мы будем делать на базе "Ямал-100", но там будет большее количество ретрансляторов.

Следующие два спутника — "Ямал-300" будут нашей совместной разработки. И конечно, для этого мы используем тот задел, который у нас есть по "Ямал-100". И производственное оборудование, и испытательное, и наземный комплекс управления и многое другое. Если бы этого фундамента не было, то такая работа была бы невозможна.

Каковы условия партнерства?

Н.С.: На паритетных условиях: они вкладывают свою долю и имеют 50% емкости. По конкретным формам работы мы договоримся позже.

Хотел бы еще раз подчеркнуть: мы, как компания, и предоставляем услуги — это продажа частотного ресурса, и услуги передачи данных, и телефония, и телевидение. Второе направление — мы создаем корпоративные сети для клиента. И третье — продолжение программы по спутникам.

Насколько "Ямал-100" приспособлен для разворачивания VSAT-сетей?

Н.С.: Это — одно из основных его предназначений. ЭИИМ луча позволяет разворачивать терминалы с антеннами порядка 1,5 м.

Мы сегодня усложняем спутник — делаем более мощные ретрансляторы, очень точное удержание — с одной целью, чтобы удешевить наземный сегмент. Тогда снизится стоимость услуги и повысится покупаемость.

В чем новизна "Ямала"? Мы за счет новых технологий улучшаем массово-энергетические характеристики. Таким образом, мы больше веса можем отдать под полезную нагрузку. Больше энергетики можем под нее отдать. Тем самым мы удешевляем наземный сегмент. Именно в этом направлении идет прогресс в области спутниковой связи. А если у нас герметичный отсек, тяжелый спутник получается, естественно, что себестоимость транспондера повышается.

За какой период эксплуатации окупается современный спутник?

Н.С.: Стандартный срок — 3-4 года. Когда мы разрабатываем технико-экономическое обоснование, мы закладываем рентабельность не ниже определенного уровня. Чтобы средства было выгоднее вкладывать в спутник, чем в банк. Общепринятый стандарт — это 3-4 года, он уже закладывается в требования, и мы прилагаем все усилия, чтобы этого достигнуть.



ЦУП Газкома

После беседы с г. Севастьяновым у автора была возможность своими глазами увидеть всю ту инфраструктуру, созданную под проект "Ямал".

Для испытаний и эксплуатации спутника специалистами Газкома был спроектирован и построен Центр Управления Полетом спутников. До недавнего времени управление всеми спутниками связи — было прерогативой военных. Но в последние 10 лет все российские операторы стараются получить самостоятельность в этом вопросе. Например, спутниками “Горизонт” еще управляют военные, но под спутники “Экспресс” ГПКС построило свой центр управления на станции космической связи “Гусь-Хрустальный”. Когда в спутник вложены большие средства и от него зависит работа всех сетей связи, то хочется, чтобы процесс управления был подконтролен оператору. Тем более что сегодня создание ЦУПа обходится сравнительно дешево (по сравнению, конечно, со всем проектом). С другой стороны — можно было бы рассмотреть вариант аренды ЦУПа ЦНИИМАШа, находящегося там же, в Королеве. Но этот вариант просто нерентабелен. Пришлось бы арендовать большое помещение с персоналом в несколько сотен человек, что выльется, как говорится, “в копеечку”.

ЦУП Газкома был построен на территории РКК "Энергия". Вся комплектация проектировалась под управление двумя спутниками плюс одна резервная система. Сейчас все системы задействованы на один спутник. При необходимости, без каких-либо глобальных переделок, с ЦУПа Газкома можно управлять 10 аппаратами. Но вряд ли в этом может возникнуть необходимость — то количество спутников, которое собирается создавать Газком, может управляться имеющимися мощностями. Если же появится заказчик, то, как я уже говорил, скорее всего, он будет заинтересован в создании собственного центра. К тому же самая восточная точка, достижимая с долготы Москвы — 103° в.д. При этом антенна нацелена очень низко над горизонтом. Так что если думать о продвижении на восток (что, на мой взгляд, сейчас является самым насущным и перспективным), то надо задумываться о ЦУПе в районе Новосибирска.

В ЦУПе Газкома два зала — в одном проводились все летные испытания, другой предназначен для обеспечения штатной работы. Он пока пустует. Третий зал — для контроля работы полезной нагрузки. Когда мы вошли в зал, откуда проводились испытания, то народа там почти не было. Испытания всех систем платформы закончились буквально несколько дней назад. А до этого, как мне сказали, в зале было не протолкнуться. При каждом дежурном операторе присутствовали представители всех коллективов, которые создавали ту или иную систему. Когда спутник выйдет в штатную эксплуатацию, то штатная рабочая смена будет составлять 8 человек.

Итак, испытания платформы закончены, по результатам выдано положительное заключение. Может возникнуть вопрос: “А почему так долго?” Только месяц назад представители "Локхида" рассказывали, что на тестирование платформы у них уходит две недели. Что здесь можно ответить? Спутник новый, большинство систем в нем созданы впервые, и надо было получить полный и развернутый ответ на то, как они поведут себя в космосе. Наверное, когда на орбиту будет выведен следующий "Ямал", программа испытаний заметно сократится. Сейчас испытатели и эксплуатационники довольны — платформа ведет себя как надо. “Держит орбиту” с высокой точностью — до одной сотой градуса. На экранах мониторов с телеметрической информацией успокаивающе горят зеленые огоньки. Разумеется, не все проходило гладко (так не бывает никогда и ни у кого), но все накладки в работе систем шли по разряду “рабочие моменты” и сейчас никаких замечаний к работе платформы нет. Легкое беспокойство эксплуатационников вызывает находящийся в той же орбитальной позиции старый спутник “Горизонт”, который сильно “болтается” и может спровоцировать столкновение. Но оба спутника находятся под контролем, "Ямал", как мы уже говорили, управляется с высокой точностью, поэтому оснований для беспокойства нет. Кстати, современному спутнику для “спокойной жизнии” нужно около 100 км пространства. Любое сближение на расстояние меньше этой “зоны безопасности” вызывает некоторое напряжение у управленцев. Поэтому любые орбитальные маневры всегда согласуются с “соседями по орбите”.

Испытания различных систем играют главную роль в создании спутника и занимают чуть ли не большую часть времени. Поэтому и надежности работы наземных служб уделяется такое пристальное внимание. В последнее время в прессе не раз мелькали сообщения, что важнейшие предприятия в силу различных причин (аварии, неуплата, политические игры) оказывались отключенными от электросети. Например, в такой ситуации регулярно оказываются стартовые площадки на Байконуре. Поэтому при создании ЦУПа спутников "Ямал" вопросу электроснабжения было уделено особое внимание. Мало того что электроэнергия поступает по двум каналам. Плюс к этому создана своя небольшая дизель-электростанция, которая может поддерживать рабочее напряжение сутки, а дальше — сколько будешь заливать топлива. В случае перебоя питания, через 0,3 секунды все питание переходит на аккумуляторы, которые могут обеспечивать работу центра в течение получаса. Дизель-электростанция, которая всегда находится в теплом состоянии, выходит на рабочий режим через пять минут. Некоторое время назад в результате аварии весь город Королев остался без электричества. Был обесточен даже ЦУП ЦНИИМАШа. В ЦУПе Газкома этой аварии “не заметили”.

Испытания спутника начинаются не тогда, когда он выводится на орбиту, а гораздо раньше. Помимо отработки и тестирования всех систем, здесь ведется обучение и тренировка персонала по работе с аппаратом. Тренировка велась и на программном симуляторе, на электрической модели. Когда же был создан сам аппарат, и он находился в цеху, то между цехом и ЦУПом был создан аналог командной радиолинии “спутник-центр”. С помощью этой линии был проведен полный цикл испытаний.

При всех операциях со спутником немалую роль играет связь между всеми системами и группами. В частности, когда спутник выводили на орбиту, требовалось создать надежную связь в режиме телеконференции между Газкомом и Байконуром. Эта связь координировалась из диспетчерской ЦУПа. Там же проводилась запись всех переговоров между группами — любая команда была зафиксирована. При необходимости весь архив может быть поднят. От ЦУПа проложено оптоволокно на станцию космической связи “Медвежьи Озера”. Частично волокно принадлежит Газкому, частично арендуется у других организаций. С ЦКС “Медвежьи Озера” через спутник “Горизонт”, расположенный в 40° в.д., осуществлялась связь с Байконуром. Там же, на Медвежьих Озерах, на полигоне Московского Энергетического Института (именно оттуда был осуществлен в 1967 году первый сеанс спутниковой связи) установлена станция, с которой идет замер некоторых параметров положения спутника.

Но спутник — это только звено, сегмент сети связи. И понятно, что вывод спутника — это не самоцель. Проектирование и создание сетей связи Газком начал осуществлять буквально с самого первого дня своего существования. В первую очередь была создана сеть для осуществления связи между “точками интереса” Газпрома — местами газовых месторождений. Сегодня в сети Газкома — 72 станции. Вся работа сети контролируется с двух телепортов, один из которых расположен в Москве, второй — в Королеве. Работа двух телепортов во многом дублируется. На этих телепортах осуществляется контроль и управление на двух уровнях. Первый — физический. Со всех блоков станций поступает телеметрическая информация о состоянии. Вся поступившая информация хранится на сервере и доступна дежурному оператору. Самой основной причиной отказа и сбоев в работе станции является либо уход антенны, либо отключение электроэнергии. Второй уровень, на котором идет контроль — это контроль трафика и потоков. Всем управлением ведают маршрутизаторы, с телепорта отслеживают только состояние самих маршрутизаторов.

Про перспективы развития телеканала "Прометей-АСТ" более подробно рассказано в другой статье, опубликованной в этом номере (М. Мирошников. ОАО «Газком»: переход с аналогового на цифровое вещание, с «Экспресса-6» на «Ямал», — как это делается). Можно только добавить, сейчас идет разработка сети ретрансляционных станций, через которые будет осуществляться вещание телеканала "Прометей" и тех теле- и радиоканалов, которые будут транслироваться с ним в одном пакете. Предполагается создать сеть из 62 ретрансляционных центров, расположенных “в зоне интересов” Газпрома. В случае полной загруженности телевизионного транспондера спутника "Ямал", зрители получат пакет из семи телевизионных каналов. На сегодня идет разработка технико-экономического обоснования проекта. Предполагаемый срок реализации: 2001-2002 годы.

Позже были открыты некоторые подробности по проекту “Ямал-200”. Компоновка спутников будет окончательно определена к началу следующего года. Пока предполагается следующая — 11 транспондеров С-диапазона, мощностью по 20 Вт для поддержки сетей связи. Один транспондер С-диапазона мощностью 70 Вт (аналог шестого транспондера на спутниках "Горизонт"/"Экспресс") — для телетрансляции по системе “Москва”. 5 транспондеров Ku-диапазона мощностью по 80 Вт. В совокупности на двух спутниках это даст 34 транспондера.



 
Теле-Спутник Декабрь 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт