14Новости

предыдущая статья | оглавление | в архив | следующая статья



В мире спутникового и кабельного телевидения


Теле-Спутник - 12(50) Декабрь 1999 г.


 * Новые имена

В бизнесе коммерческих запусков немало достаточно известных и прославленных имен. Вспомним, например, концерн Arianespace, о достижениях и неудачах которого мы не раз писали в наших публикациях. Читатель не нуждается в представлении таких гигантов, как концерны Boeing и Lockheed Martin.

Но в неменьшей степени нам интересны и новые имена в этом, насыщенном острейшей конкуренцией, международном бизнесе. В материале"Запах больших денег" (T/C №9, 1998, стр. 16) мы познакомили вас с техасским миллиардером Эндрю Билом, который очень хотел увеличить свое и без того немалое состояние.

В феврале 1997 года Бил основал компанию Beal Aerospace Technologies. Он резко взял со старта и утверждал, что его "носители BA-1 и BA2 могут померяться силами с любыми, пользующимися устойчивой репутацией, носителями". С той поры мы о нем больше ничего не слышали. Возможно, он недооценил важность деловых связей. Деньги, конечно, нужны, но партнеры и опыт совершенно необходимы.

В публикации "Трудное плавание Odyssey" (T/C №11, 1999, стр. 19) мы уже рассказывали о компании Sea Launch и ее уникальной океанской пусковой платформе.

Для наших читателей это не новое имя. И хотя компания также является новичком в сфере пускового бизнеса, за ее плечами опыт и авторитет таких фирм, как Boeing и РКК "Энергия".

После первого удачного тестового запуска, осуществленного в марте этого года, и после первого коммерческого пуска 10 октября, можно говорить о том, что компания близка к началу активной коммерческой деятельности.

Мы хотим продолжить эту тему рассказом об американской компании Kistler Aerospace, которая в настоящее время разрабатывает дешевый носитель многократного использования. Впервые мы о ней упоминали в публикации"Сколько стоит "дешевизна" (T/C №4, 1998, стр. 16).

Эта инновационная компания, расположенная в Киркленде, США, надеется обслуживать тех коммерческих клиентов, которые размещают свои объекты на низких околоземных орбитах.

Дебра Лепью, управляющая отделом пусковых систем фирмы Kistler, рассказывает, что"носителем фирмы является двухступенчатая ракета К-1. Это одна из первых ракет многократного использования, разрабатываемая для данного рынка".

Обе ступени К-1 будут возвращаться на Землю. Для их мягкой посадки предполагается использовать парашюты и надувные мешки. Эта система позволит возвращать К-1 на пусковой комплекс для очередной подготовки к запуску. Kistler планирует построить флот из пяти носителей К-1. Каждый носитель должен выдерживать до 100 запусков.

Дебра Лепью заявила, что"конечная цель фирмы заключается в том, чтобы предоставлять самую экономически эффективную и гибкую доставку легких спутников на низкие околоземные орбиты".

Создание носителя К-1, по словам Лепью,"является только побочным бизнесом. Единственная причина, по которой мы будем строить этот носитель, заключается в том, что мы не можем купить такой носитель, который удовлетворяет нашим требованиям".

Для разработки и сборки носителя К-1 фирма Kistler привлекла шесть подрядчиков и девятнадцать субподрядчиков. Здесь фигурируют такие зубры ракетостроения, как Nothrop Gruman Corp., Lockheed Martin Michoud Space Sistems, Gencorp Aerojet, Alliedsignal Aerospace, Drager Laboratory, и ряд других известных в этой индустрии компаний.

Серьезной проблемой Kistler является то, что она представляет собой компанию с частным финансированием. Ее бизнес целиком зависит от настроений инвесторов. Этот факт серьезно замедляет реализацию планов компании.

Первый испытательный запуск базового носителя К-1 планируется осуществить в начале 2000 года с космодрома Вумера, построенного фирмой в Австралии. Затем последуют еще два экспериментальных запуска, и только после этого речь пойдет о коммерческих операциях. Готовясь начать этот этап, Кistler приступила к строительству еще одного пускового комплекса в Неваде, США.

Kistler утверждает, что"пусковые операции компании будут чрезвычайно дешевыми и в высшей степени надежными. Для них будут характерны гибкое планирование и в высшей степени эффективный оборот флота носителей". Лепью сообщила, что "ракета К-1 может быть подготовлена к очередному запуску в течение 9 дней после предыдущего".

Она добавила, что"после того как компания завершит операции по организации своего флота носителей, она будет иметь возможность заменить на орбите неисправный спутник клиента в течение трех дней".

Компания рассчитывает, что сможет организовать свыше 50 запусков в год с каждого из своих двух пусковых комплексов. Очень велика уверенность в надежности носителя К-1.

Главные надежды компании связаны с низкой стоимостью предлагаемых ею коммерческих услуг."Наша главная идея заложена в разработке корабля многократного использования. Он может быть отправлен в полет множество раз с использованием одной и той же аппаратуры", — говорит Дебра Лепью.

(Правда, нам не очень понятно, как дешевизна носителя будет совмещаться с возвращением на Землю второй ступени ракеты. Для его осуществления понадобится система торможения и управления полетом в плотных слоях атмосферы. А это дополнительные, и немалые, расходы. Над решением этой проблемы работают многие ракетостроители по всему миру.)

Возможно, что в основе планов фирмы Kistler лежит более прочное основание, чем у упомянутого нами"техасского ковбоя" Эндрю Била. (Хотя на нем, возможно, еще рано ставить крест.) А мы будем продолжать рассказывать о тех новичках, которые рискуют подвергнуться испытанию на трудном космическом стадионе.

 * "Большого риска человек..."

На нарах он не сиживал, уголек в шахте не рубал, но, тем не менее, Лео Кирх, "барон средств массовой информации", действительно умеет рисковать.

На протяжении уже довольно значительного времени средства массовой информации рассказывают о его финансовых затруднениях. В нашей публикации "А без денег жизнь плохая" (T/C №2, 1999, стр. 22) мы сообщали, что крупнейшие финансовые потери Кирха и возглавляемого им объединения Kirch Gruppe связаны с провалом планировавшегося объединения принадлежащей ему цифровой платформы DF1 c каналом Premiere.

Кирх надеялся разделить расходы по поддержанию убыточной DF1 c Бертельсманом, которому в Premiere принадлежало 30% пакета акций. Стараниями европейских защитников свободной конкуренции это дело не выгорело, и положение Кирха стало еще более тяжелым.

Однако последние события на германском рынке цифрового ТВ внесли существенные изменения в положение Кирха. Этот рынок постоянно возбуждает аппетиты международных инвесторов, особенно американских.

Но для многих из них он оказался не по зубам. Так, например, здесь прекратили работу и признали неудачу немецкие версии американских каналов Nickelodeon и Weather Channel.

На протяжении длительного времени упомянутый нами Premiere был единственным каналом платного ТВ, с участием иностранного капитала, который вырос и выжил на этом в высшей степени конкурентном рынке.

После того как французский оператор Canal+ решил отказаться от своих 37,5% пакета в Premiere, Кирх и Бертельсман попытались оказать давление на европейскую антимонопольную комиссию. Они хотели поделить пакет Premiere между собой пополам. Но и там, и в немецком антимонопольном департаменте Kartelamt они потерпели неудачу.

Затем информационные магнаты разошлись в стратегическом вопросе о перспективах будущего развития канала. В конце концов Бертельсман отступил и сократил свою долю участия в Premiere до 5%. А Кирх получил 1,75 миллиона подписчиков канала. Из них свыше 520000 уже перешли на использование цифровой технологии.

Это позволило Кирху вернуться к реализации своего излюбленного плана — объединению цифровой платформы DF1, насчитывающей 380000 подписчиков, и Premiere. C 1 октября подписчикам предлагается новый пакет каналов Premiere World.

Для реализации этого пакета Кирх выделил солидную сумму — 50 миллионов фунтов. Ожидают, что к 2002 этот пакет из 25 каналов будет насчитывать 4 миллиона подписчиков и начнет приносить прибыль.

Маркус Теленнбах, новый президент Premiere World, считает, что"к тому времени должен быть завершен переход аналоговых подписчиков к цифровой технологии". К 2007 году Кирх надеется продавать подписку в каждом пятом немецком доме, в котором смотрят телепередачи, то есть в 7 миллионах домов.

Если учесть, что платформа DF-1 в настоящее время приносит убытки в 166 миллионов фунтов ежегодно, то надо признать, что Кирх ведет рискованную азартную игру.

И тем не менее у него есть основания для оптимизма. Так, цифровая система set-top box (STB), разработанная специалистами Кирха, нашла широкий спрос на рынке. Продано около миллиона таких d-box’ов. Решение Deutsche Telekom (DT) использовать эту систему для своих цифровых кабельных сетей также поддерживает Кирха и затрудняет его конкурентам выход на этот рынок.

Да, Лео Кирх действительно человек большого делового риска, и рискует он крупно, с размахом.

 * Как потерять друзей?

Способов для этого существует много. Европейским наблюдателям кажется, что "американские политики, должностные лица некоторых компаний спутниковой индустрии и недальновидные ограниченные правительственные бюрократы изобрели еще один".

С 15 марта этого года коммерческие спутники и их компоненты, произведенные в США, вновь оказались в Списке Военного Имущества (Munition List).

Режим контроля за их экспортом, введенный с этого момента, "способен эффективно подорвать весь экспорт американских спутников и сопутствующего оборудования даже в дружественные страны".

Наблюдатели также считают, что "эти ограничительные меры наносят удар по доверию зарубежных клиентов к американской ракетной технике".

Эти меры были вызваны тем, что в Конгресс США стали поступать сигналы о "слабом контроле за экспортом высоких технологий в недружественные страны".

В нашей публикации "Каша" (T/C №8, 1999, стр. 14) мы рассказывали о запрете, наложенном президентом Клинтоном на продажу двух спутников, которые концерн Hughes Electronics Corp. cтроил по заказу сингапурского консорциума Asia-Pacific Mobile Telecommunications (APMT).

Главным акционером APMT является китайское правительство. Клинтон заявил, что инвесторы связаны с Народно-освободительной армией Китая (НОАК). По рекомендациям Государственного департамента и Министерства обороны США договор стоимостью 450 миллионов долларов был аннулирован. Эта акция "привела в ярость китайское правительство".

Естественно, что в правлении Hughes также не испытывают восторга. По заказу уже выполнен большой объем работ, но за них не получено ни цента.

Подобные меры правительства США, а также решение о передаче лицензирования спутникового экспорта из Министерства торговли в Министерство обороны, принятое большинством голосов Палаты Представителей Конгресса, подвергаются резкой критике в США.

Так Джеймс Сенсенбреннер, президент научной организации House Science Committtee, выступая на симпозиуме USSF Space, заявил, что"это решение американских законодателей было плохо продумано".

К голосам критиков все более прислушиваются, так как космическая индустрия самих Соединенных Штатов, по некоторым оценкам, уже потеряла в экспортном бизнесе порядка 1 миллиарда долларов. Ожидают, что эти убытки будут расти.

Японское Космическое Агентство (NASDA) и ряд японских компаний должны были получить от компании TRW документацию на камеру сгорания для двигателей, которые предназначены для использования в проекте исследований Луны, реализуемом NASDA.

Госдепартамент США, руководствуясь новейшим ограничительным режимом, запретил эту сделку. Заказ на разработку камер сгорания был передан японским фирмам.

Одновременно инженерам корпорации Japan Satellite Systems and the Space Communications Corporation отказали в получении технической информации о спутнике Nsat 110, который строит по заказу японцев Lockheed Martin.

В японской печати пишут, что "эти случаи представляют собой яркий пример того, как теряют друзей, и оказывают отрицательное влияние на общественное мнение".

С достаточной степенью уверенности мы можем также предположить, что недальновидная политика правительства США льет воду на мельницу конкурентов американской космической промышленности в Европе (и в России соответственно) и Азии.

 * "Не убий!"

Мы не раз писали о разных формах дистанционного обучения молодежи. Мы помним о том, что Артур Кларк, предвестник спутникового ТВ, мечтал о том, что оно будет способствовать повышению уровня образованности во всем мире.

Современные средства телекоммуникаций во многом способствуют реализации его предвидений. Однако трагедии, происходящие время от времени в американских школах, как, например, в Columbine High School 20 апреля этого года, напоминают, что надо заботиться не только об образовании, но и о нравственности подрастающего поколения.

Естественно, что средства массовой информации не могут пройти мимо этой важнейшей проблемы. Вот почему компания Court TV начинает вещание новой программы "Opening the Door to Diversity: Voices from the Middle School" ("Открывая дверь к многообразию: Голоса из средней школы").

Двадцать семь молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет будут собираться в Национальном Центре Цифрового Телевидения компании AT&T для того, чтобы участвовать в дебатах о многообразии окружающего мира и о необходимости взаимной терпимости и уважения.

Для этого им предоставляется широкополосная видеоконференц-связь @Home компании AT&T. В первой передаче принял участие президент Клинтон, который отвечал на вопросы учащихся.

Вещание программы осуществляется бесплатно 13 станциями NBC, вещательной системой Peacock и 3400 филиалами ABC Radio Network. Информация об этой встрече учащихся размещается и в Internet.

"Это шоу является основой нашей программы "Choises and Consequences" ("Выбор и его последствия"), которую мы транслируем вот уже два года", — сказал журналистам Генри Шлейф, президент сети "Go to Court". По его словам "цель новой программы заключается в том, чтобы наши дети не попадали в суд".

В дополнение к программе "Opening the Door...", которая будет транслироваться ежедневно, уже создан ряд фильмов для молодежи, рассказывающих о пользе и необходимости разнообразия и терпимости во всех проявлениях общественной жизни.

Для нас молодежные проблемы никак не менее, а скорее более актуальны, чем для американцев.

 * Удивительный вопрос

Регулярно просматривая американские и европейские журналы, мы привыкли думать, что все новейшие технологии, в том числе и цифровое ТВ (DTV), в первую очередь приходят на американский рынок.

Мы считали, что и производственники, и разработчики программ, и массовый зритель США подготовлены к приходу цифровой эры.

Поэтому вопрос "А не погибнет ли цифровое ТВ?", который один из серьезных американских аналитиков выбрал в качестве заголовка своей статьи, показался нам действительно удивительным. Тем более что его оценки существенно отличаются от оценок и предсказаний других, не менее авторитетных, специалистов.

Он сообщает, что "стремление многих телевизионных станций полностью перейти к цифровой технологии сталкивается с такими препятствиями, как апатия и замешательство потребителя".

Наш автор пишет, что"на протяжении довольно длительного времени некоторые солидные аналитики предсказывают крах перехода в цифровое ТВ при смене столетий".

Группа аналитиков из Ньютона, штат Массачусетс, выпустила исследование, в котором они утверждают, что "цифровое ТВ будет очень медленно покупаться потребителем в течение ближайших нескольких лет".

Исследовательская компания Strategy Analytics Inc. заявляет, что "федеральное правительство испытывало чрезмерный оптимизм относительно успеха цифрового ТВ. Поэтому срок, определенный Федеральной Комиссией по Связи (FCC), для ухода вещателей из аналогового спектра будет продлен как минимум еще на 20 лет".

Автор отчета этой компании Давид Мерсер связывает потенциальный провал цифрового ТВ с тем путем, по которому шло развитие этого рынка.

Сейчас, согласно данным Мерсера, "в США имеется около 190000 цифровых телевизоров". Он считает, что "требования на них будут расти и в будущем. Но даже к 2006 году только в 9% американских домов будут смотреть программы цифрового ТВ".

Как раз к этому сроку, по замыслу правительства, операторы должны вернуть тот спектр частот, который они сейчас используют для аналогового ТВ. Мерсер считает, что"в этом случае миллионы домов останутся без телевидения, и нельзя будет использовать десятки миллионов телевизоров".

Кроме того, дебаты между операторами и производственниками о цифровых стандартах привели к конфликтам, которые "отодвигают появление цифрового ТВ в качестве жизнеспособной услуги на еще более отдаленное время".

Ассоциация Производителей Потребительской Электроники (CEMA) обратилась в Федеральную Комиссию (FCC) c просьбой отвергнуть предложения компании Sinclair Broadcasting Group Inc. об изменении уже принятых в индустрии цифровых стандартов.

Sinclair предлагает принять стандарты COFDV (Coded Orthogonal Frequency Division Multiplex), которые "устраняют проблемы двоения изображения (ghosting) и потери сигнала". Ее поддерживают порядка 400 операторов.

В индустрии сейчас принят стандарт, известный как VSB (Vestigial Side Band). Его поддерживает и FCC.

Представители CEMA утверждают, что "результатом всех этих дебатов будет задержка на годы в переходе от аналоговой технологии к цифровой. Возникает состояние неопределенности, которое будет препятствовать закупкам нового оборудования и финансированию улучшения изделий и программ".

Некоторые аналитики полагают, что "задержка с внедрением цифровой технологии началась задолго до того, как дебаты о цифровых стандартах накалили обстановку".

Скот Клилэнд, директор вашингтонской телевизионной компании Legg Mason Precursor Group, заявил, что "мнение Мерсера о серьезной опасности для цифрового ТВ в очень большой степени соответствует и моему убеждению".

Он полагает, что "в спасении цифрового ТВ заинтересованы поставщики и законодатели, но оно не продиктовано требованием потребителя. Дело в том, что никто еще не предложил жизнеспособную модель этого бизнеса".

Однако не все разделяют пессимизм Мерсера и Клилэнда. А руководитель FCC Уильям Кеннард является истинным энтузиастом цифрового ТВ.

Он предсказывает, что "эта услуга в конечном счете победит". Ближайшие годы покажут, кто прав в оценке перспектив цифрового ТВ — пессимисты или оптимисты.

 * "Фактор Microsoft"

О политике массовых инвестиций в кабельную индустрию, которую проводит концерн Microsoft, мы рассказывали вам в публикациях "С копейкой все прошибешь" (T/C №8, 1999, стр. 16) и "Птичка по зернышку клюет" (T/C №10, 1999, стр. 16).

В последней из них мы упоминали о компании United Pan-European Communi-cations (UPC), в которую Microsoft вложил 300 миллионов долларов.

Сумма, по американским масштабам, не бог знает какая, но она позволила говорить о так называемом "факторе Microsoft", о котором теперь часто пишут в средствах массовой информации. Но для того, чтобы понять смысл этого "фактора", нам нужно более пристально взглянуть на UPC.

Все наблюдатели сходятся в том, что UPC менее чем за шесть месяцев стала крупнейшей европейской кабельной компанией. Ее филиалы расположены в 12 странах Европы и в Израиле.

В марте ее подписка насчитывала 4,7 миллиона человек, а после приобретения польской DTH платформы Cabla Zifrowa, ранее принадлежавшей американской компании @Entertainment, эта цифра увеличилась примерно на 1 миллион.

Компания тесно связана с американскими инвесторами UnitedGlobalCom и United International Holdings. В Европе она работает с 1994 года и до последнего времени особого внимания специалистов к себе не привлекала.

Сегодня председателя UPC Mарка Шнайдера называют "апостолом конвергенции в кабельной индустрии". Он говорит, что "в будущем коммуникационный бизнес — это нечто интегрированное, а не просто телевещание, передача данных или телефонные услуги".

Стратегия, выбранная правлением UPC, заключается в массированной закупке кабельных сетей. Ее план заключается в том, чтобы "возглавить широкополосную революцию при введении видео, телефонных услуг и скоростного доступа в Internet всюду, где работают ее филиалы".

Покупки, осуществляемые UPC, удивляют даже видавших виды европейских дельцов. Так во Франции она приобрела пакет компании Time Warner Cable France и объединила ее со своим филиалом Videpole and Reseaux Cables de France. В результате возникла четвертая по величине во Франции кабельная фирма.

В Амстердаме UPC выкупила у MediaOne 50% пакета А2000 и стала ее полным владельцем. Покупка пакета Telekabel и объединение ее с компанией Gelrevision — и вот новая крупнейшая кабельная компания Голландии.

Мы не хотим утомлять читателя перечислением всех покупок и приобретений ненасытной компании. Но для нас интересно то, что ее прожорливость вызывает определенную тревогу у инвесторов.

Об этом рассказал Хенк Слотбум, возглавляющий группу исследований в области средств массовой информации для шведского банка Julius Baer. Он считает, что "у инвесторов, вопреки активности компании, могли бы возникнуть сомнения в ее деловой компетентности".

Здесь и проявился тот самый "фактор Microsoft", о котором много пишут. Филиалы UPC будут предлагать Web TV концерна Microsoft. Норвежский филиал UPС — фирма Janco — начнет предложение этой услуги уже в следующем году.

Web TV для многих инвесторов обладает не меньшей, если не большей притягательной силой, чем телефонные, видео и Internet услуги. "И когда они увидели, что концерн Microsoft настолько уверен в стабильности UPC, что дал ей солидную пачку денег, то они последовали его примеру", — говорит Слотбум.

Правда, он добавляет, что "эта компания продолжает бешеный расход денег, и такая активность, невзирая на "фактор Microsoft", cкорее раньше, чем позже, заставит инвесторов серьезно нервничать".

И все же это, чуть ли не слепое, доверие, которое испытывают к Microsoft крайне осторожные дельцы, воистину удивительно. Правда, до сих пор все вложения программного гиганта были успешны. Но от делового риска, при самых благоприятных факторах, никто не застрахован.

 * Штурм цитадели

Нас самих удивляет, что мы давно не писали о таком интересном предмете, как японское телевидение. Наш последний материал "Из бюрократического аркана", о проблемах японского кабельного и спутникового телевидения, был опубликован в T/C №4 за 1998, стр. 22.

Один остроумный наблюдатель заметил, что"еще недавно японская индустрия телевещания напоминала средневековый замок с башнями наземных сетей, господствующими над окружающей местностью, и неприступными юридическими, техническими и финансовыми стенами, сдерживающими напор агрессивных выскочек".

Однако сегодня стены этой цитадели прорваны, и спутниковые операторы возглавляют приступ. На главном направлении атаки находится и компания NHK, недавно отметившая свою десятую годовщину.

Ее четыре канала аналогового спутникового вещания (BS) принимают в 13270000 домов, то есть в 30% всех японских домов, где смотрят ТВ передачи. Только в прошлом году Чемпионат мира по футболу увеличил это число на 960000.

Растет число подписчиков коммуникационных спутниковых (CS) платформ DirecTV (283800 подписчиков) и SkyPerfecTV (1212000 подписчиков).

Пяти главным наземным сетям все еще принадлежит львиная доля японского телевизионного рынка, но их претензии на абсолютную гегемонию сегодня уже явно несостоятельны.

Вопрос о выживании для них пока не стоит. Но что касается лидирующего положения, то после запуска в конце 2000 года новых цифровых спутниковых услуг, оно станет весьма сомнительным.

Как будет развиваться японское спутниковое телевидение в грядущую цифровую эпоху? Долго ли будут японские зрители сопротивляться идее платного ТВ? Или же телевизионные спутниковые системы будут работать в режиме свободного бесплатного вещания (free-to-air)? Эти вопросы волнуют аналитиков индустрии.

В мае этого года исследовательский институт Sakura, принадлежащий банку Saкura Bank, выпустил доклад, в котором изложил свой взгляд на будущее японского спутникового телевидения.

Авторы доклада настроены достаточно оптимистично: к 2010 году число домов, охваченных услугами цифрового спутникового вещания, составит 25 миллионов. Услугами цифровых коммуникационных спутниковых платформ будут пользоваться в 8 миллионах домов.

Цифровая эра началась в Японии в октябре 1996 года. Тогда приступил к работе первый оператор цифрового спутникового телевидения PerfecTV. В декабре 1997 года в борьбу включился его соперник DirecTV.

Платформа JSkyB, поддерживаемая компанией News Corporation Руперта Мердока и банком Мasayoshi Son’s Softbank, вскоре отказалась от самостоятельной борьбы. В мае 1998 года она объединилась с PerfecTV, образовав товарищество на паритетных началах. В результате образовалась компания SkyPerfecTV, которую наблюдатели считают "определенным поражением Мердока".

В результате погони за подписчиками конкурирующие операторы повысили число каналов с 70 до 300. При этом стоимость подписки неуклонно понижалась, а число программных пакетов и услуг росло.

Любопытно то, что операторы цифрового спутникового вещания и коммуникационных спутниковых платформ создали существенную проблему для подписчиков. Авторы доклада Sakura отмечают несовместимость их приемных ТВ комплектов.

Чтобы смотреть передачи и тех и других, зрители должны будут обзавестись двумя комплектами антенн и двумя тюнерами. Для большинства японских семей этот вариант экономически неприемлем.

Стоя перед необходимостью выбора, японский подписчик охотнее выберет услуги спутникового вещания c такими знакомыми ему фабричными марками, как NHK и Wowow, которые не стремятся обрушить на него огромное количество каналов.

Японский зритель привык к тому, что на главных рынках его потребности обеспечивают пять, или даже меньше, наземных телевизионных станций.

"Потребуется время для освоения культуры многоканального вещания, чтобы она пустила корни в нашей стране", — пишут авторы доклада Sakura. Они считают, что "в следующие 10 лет услугами коммуникационных спутниковых платформ будут пользоваться максимум в 10 миллионах домов". Это не так и мало, но японский рынок сулит гораздо большие цифры.

Со своей стороны нам хочется добавить, что такого рода доклады, с прогнозами на будущее, требуют определенной осторожности. Они не могут претендовать на полную объективность, так как отражают определенные деловые интересы.

 * Технология против бутлегeров

Бутлегер (bootlegger) — это слово напоминает о давних временах "сухого закона" в США. Так называли торговцев контрабандным спиртом. На этой торговле многие наживали себе состояния, а еще большее число авантюристов сломали себе шеи.

Сегодня это слово обозначает еще одну форму информационного пиратства — незаконное копирование и продажу программ индустрии Pay Per View (PPV), то есть видеопродукции, за каждый просмотр которой надо платить.

Это очень серьезная проблема для всех, кто связан с индустрией PPV. Исследования, проведенные в США, показали, что 25% зрителей страны просматривают на своих видеомагнитофонах незаконно тиражированные фильмы PPV.

Но появилась технология, обещающая, что продукция PPV действительно потребует от зрителя платежа за каждый ее просмотр. Это технология защиты от копирования британской фирмы Macrovision UK.

Одним из последних крупных производителей продукции PPV, принявших эту технологию на вооружение, является американская фирма Cable and Wireless Communications.

Летом этого года она начала трансляцию цифровой программы Near Video On Demand (NVOD). Расценки на пользование этой услугой очень высоки. Для защиты от любителей копирования компания ввела новую систему Macrovision в свои цифровые set-top box’ы.

Совершенно ясно, что предотвращение несанкционированной перезаписи ценной видеопродукции для последующего воспроизведения на бытовых магнитофонах отвечает интересам всех связанных с индустрией PPV, кроме, разумеется, бутлегеров.

Теперь владельцы прав на копирование получают реальный шанс защитить свои годовые доходы от проката магнитофонных записей и от их продаж.

Защитная система Macrovision нашла широкий спрос у операторов цифровых видеосетей. Среди ее пользователей можно назвать такие британские компании, как BSkyB, Video Networks и Yes Television; немецкие DF1, Deutsche Telekom и Premiere; американские DirecTV, PrimeStar и Echostar, и целый ряд других в разных странах мира.

Фактически уже 80-100% всех top-box’ов, проданных на мировых рынках, содержат технологию защиты от копирования PPV фирмы Macrovision.

Джереми Коркоран, директор отдела разработки технологии защиты PPV от незаконного копирования фирмы Macro-vision, полагает, что система его компании "начинает играть главную роль в росте индустрии PPV". Он указывает, что "защита от пиратского копирования является решающим моментом всего цифрового будущего, если конечная видеопродукция должна стать цифровой".

До сих пор цифровые сигналы преобразуются в set-top’e в аналоговую форму, а затем поступают к телеэкрану. Вся видеопродукция все еще производится в аналоговой форме. Даже если речь идет о цифровых телевизионных комплектах, и, конечно, о 500 миллионах аналоговых видеомагнитофонов, распространенных по всему миру.

Джереми Коркоран указывает, что "до настоящего времени не было цифровой видеопродукции PPV потому, что не было технического решения проблемы защиты от цифрового копирования".

Он считает, что владельцев прав на продукцию PPV можно понять. Цифровые ТВ программы допускают хранение в памяти ПК или даже отправку по почте в Internet. Они могут быть использованы для создания магнитофонных копий в любой стране со слабой юридической защитой прав владельцев.

И вот наконец, по мнению многих пользователей, Macrovision создала патентованную технологию защиты от копирования в режиме digital-to-digital. Это "водяной знак", который скрыт внутри визуального изображения и несет информацию о статусе прав на копирование данной передачи.

Коркоран надеется, что разработанная его компанией "защита от цифрового копирования станет тем стандартом, который поддержат такие авторитетные организации, как Американская Рабочая Группа по Защите от Копирования (CPTWG) и европейский проект Цифрового Вещания (DVB)".

По материалам иностранной прессы и информационных агентств подготовилВ. Ройтман.



 
Теле-Спутник Декабрь 1999
наверх
 



Уважаемые посетители!
В связи с полной реконструкцией Архива, возможны ситуации, когда текст будет выводиться не полностью или неправильно (отсутсвие статей в некоторых номерах это не ошибка). Если заметите какие-то ошибки, то, пожалуйста, сообщите нам о них. Для связи можете воспользоваться специальной формой:

Номер журнала: *
Страница: *
Дополнительные сведения: *
Желательно четко опишите замеченную проблему - это поможет быстрее ее решить.
Мы не отвечаем на вопросы! Их следует задавать на нашем форуме!
Антиспам: * Нажмите мышкой на синий квадрат:


Поля, помеченные звездочкой (*)
обязательны для заполнения





Новый сайт